Консультация :ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
консультация

Карамаева Екатерина Игоревна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehn.docx18.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

Можно выделить следующие её функции:

  • обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие;
  • развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде;
  • психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
  • функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал;
  • компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасти. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Музыкально-дидактические игры – важное средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Цель:

  • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических пособий и игр.
  • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д.
  • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация работы проводится по трем направлениям:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
  • Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
  • Совместная работа педагогов ДОУ.

Результаты использования игровых технологий в работе:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

Внедрение игровой технологии в практику. 

На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные;
  • настольные.

Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

  • обучающей задачи;
  • содержания;
  • правил;
  • игровых действий.

Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

  • для развития звуковысотного слуха;
  • на развитие чувства ритма;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие диатонического слуха;
  • на развитие памяти и слуха;
  • на развитие детского творчества.

Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

  • в процессе пения;
  • в процессе слушания музыки;
  • в процессе ритмических движений;
  • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр».
  2. Ветлугиной Н. А. «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки».
  3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
  4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности».
  5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
  6. Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя».
  7. Метлов Н. А. «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Тезисы выступления на научно-практической конференции "Качество современного образования в условиях реализации ФГОС"...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

«Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку».

Методическая разработка на тему: «Использование игровых технологий на внеурочных занятиях по французскому языку»....

Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития реб...

Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях для детей младшего дошкольного возраста

В свете ФГОС личность ребенка находится  на первом плане и все дошкольное детство должно  быть посвящено   игре.Игра – это не только удовольствие  и радость для ребенка,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

В педагогике считается, что игра – это деятельность именно школьного возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педаг...