Христианский праздник "Яблочый спас"
план-конспект по музыке
У каждого времени свои песни, свои традиции, свои праздники. Сейчас много говорится о сохранении традиций, русских народных праздников, об их роли и значении в современной жизни, но в большинстве случаев все то, что мы сохранили, начинают искажать, прикрываясь современностью и стилизацией. Я считаю, что проблема есть, и поэтому вот уже на протяжении нескольких лет на уроках музыки и во внеклассной деятельности совместно с учащимися изучаем историю русских народных календарных праздников, обрядов, обычаев, традиций и представленный на фестиваль сценарий христианского праздника «Яблочный спас» - итог этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskiy_prazdnik_yablochnyy_spas.doc | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Христианский праздник «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС».
(театрализованное представление)
Действующие лица:
Анна Тимофеевна – 1-ая рассказчица, /баба Нюра/
Пелагея Даниловна – 2-ая рассказчица,
Парни и девушки – деревенские ребятишки, 12-16 лет.
/В деревне раннее утро. Запели петухи, кудахчут куры, мычат коровы.
Выходят две соседки, хлопочут по хозяйству:
одна снимает с изгороди коврик и стелет на крыльцо, вторая кормит кур/
1-ая: Доброго здоровья тебе, Тимофеевна.
2-ая: И тебе не болеть.
1-ая: Шо, это ты так рано поднялась-та?
2-ая: Как же рано? Праздник-то сегодня какой большой - Преображение Господне. Корзинку в церкву собирать надо.
1-ая: И то, правда. Яблочный Спас сегодня. Скоро лету конец…
рассказчицы присаживаются
2-ая: Вот приглядываюсь я, Тимофеевна: живут сейчас люди как-то рывками, с натугою. Проснулись утречком – надо бы солнышку. Утру летнему порадоваться, порадоваться, что на свете живёшь. А народ вперёд бежит, как на горушку во один дых взбирается. Забежал наверх, а это и не горушка вовсе, а так, маленький пригорочек. И опять - бегом. Так всю жизнь и не живут, а дыхом замирает.
1-ая: Да, Пелагея, и не говори. Раньше-то жизнь спокойнее текла, надёжнее как-то. Оттого народ был рассудительнее и желаннее. Ой, чой это мы с тобой разворчались, в стары времена такие же суетливы были. Вспомни-ка деда Трифона, /смеются/ как начудит - вся деревня со смеху помирает.
2-ая: Молодые-то твои встали?
1-ая: Да какое там, спят ещё… Да я и будить не стала. Пущай понежатся.
2-ая: А я с вечера яблочки-то собрала. У меня-то помощников нету…
1-ая: Хм! Помощники. От таких помощников одна маята. Младший-то, Васька, всю яблоньку вчерась обтряс. Сам яблок наелся и ребятишек угощал.
2-ая: Да что ты? Грех ведь это ж! Раньше-то до Спаса яблок никто не ел. Боялись, что в царствии небесном умершие во младенчестве дети не смогут есть райских золотых яблочек, если их родители пробовали яблоки до Второго Спаса.
1-ая: Твоя правда. Зато после освящения в церкви, плодами угощали всех. Помнишь, как раньше бывалочи перед церквью, на площади столованье устраивали?
2-ая: Да и сейчас вся деревня сбирается на Великий праздник.
1-ая: Хорошо, когда люди помнят обычаи земли своей.
/с нарастающей силой начинают звонить колокола/
2-ая: Вот уж и колокола к заутренней звонят.
1-ая: Ну, да, ладно пойду своих сорванцов будить. В церкву пора.
/Рассказчицы уходят, одна в дом, вторая, взяв корзинку с яблоками в сторону церкви.
Колокол затихает и начинается фоном церковное песнопение, по окончании которого снова звучит колокольный звон. Под звон со стороны церкви идут люди с угощениями.
Ставят их на стол, а двое идут в зал угощают всех. Чтецы обращаются в зал/
1. С праздником Вас, люди добрые
С Преображеньем Господнем!
5. Угощайтесь дарами сладкими,
Да согревайтесь душою тёплою.
На вечную молодость, да силу жизненну!
ПАРЕНЬ: Баба Нюра. А чой, это я должен всех угощать. Я вон всё лето терпел, не кушал яблок.
1-ая: Не гоже так, милый. Тех, кто в Преображение обрядов не исполнял, всегда считали людьми недостойными. О таких говаривали: «Не дай-то, Боже, с ними дело иметь! Забыли они старого, не уделили из своего богачества малого добра, не призрели своим добром хворого и бедного. Не видать им Царствия Небесного!»
2-ая: Да, с тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст».
/Все возвращаются и перестраиваются на приветствие/
3. Вот пришёл Второй Спас,
Спас яблочный
Принёс Спас золотое яблочко, свет Солнышко.
4. Ты гори, гори золотое яблочко
ВСЕ: Согревай своим светом землю Русскую /поклон/
1. Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа бояре Из Велика Новогорода На Велик день пировать. 2. Уж и вы ли, господа бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещёного, Для всей братии названой. | 3. Строили господа бояре пир, Строили бояре новгородские Про весь крещёный мир. 4. Вы сходитеся, люди добрые, На велик званый пир; Есть про вас мёд, вино, Есть про вас яства сахарные. 5. А и вам, крещёный мир, |
ВСЕ: Бьём челом и кланяемся.
/начинается хоровод/
Благослови Боже хоровод зачинати.
Хоровод зачинати – песню запевати.
исп.: р.н.п. «Зеленейся, зеленейся…»
1-ая: Посмотри-ка, Даниловна, девчата-то на селе у нас какие красивые!
2-ая: Прям, как мы в молодости.
1-ая: Ой, а помнишь, как мы с тобой на женихов загадывали?
Как раз на Яблочный Спас!
ДЕВУШКА: Баб Нюра, как это гадали?
1-ая: Не гадали, а загадывали.
ДЕВУШКА: Баб Нюра, ну расскажи…
1-ая: Ну ладно. Яблочко-то твоё где?/девушка вынимает из кармана яблоко/. Его нужно покатать по тарелочке, а потом откусив, загадать на паренька, который люб тебе.
/Девушка берёт тарелочку и начинает катать яблоко, собравшись на авансцене/
Катись, катись, яблочко по тарелочке.
Покажи, яблочко дружка милого
Девушки водят хоровод, а солистка поёт р.н.п. «Я по садику ходил»
Я по садику гуляла, Да по зелёненькому, АЙ, ЛЁ-ЛИ, ЛЁ-ЛИ, ЛЁ-О Спелы яблочки рвала Да, свому родненькому, На бело блюдо клала, Да, на серебряный поднос, На серебряный поднос – Высоко в терем несла, | Высоко в терем несла К милому дружочеку! Милый яблок не берёт, Мне ответу не даёт, Ни ответу, ни совету – Никакого слова нету! А я топну ногой – Сама из терема долой, Сама из терема долой: - Оставайся, милый мой, |
/К девушкам незаметно подбегает паренёк и вырывает яблоко/
ДЕВУШКА: /испуганно, отчаянно/. Опять ты, Васька
ДЕВУШКА: Ну, вот, и загадать не успела…
ПАРЕНЬ: Да ладно тебе дуться. Айда, девчата играть лучше. Глядите сколько вокруг ребят! Вставайте все в круг. А вы, девчата, посчитайтесь, кому яблонькой быть
ДЕВУШКА: Давайте я посчитаю.
Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать – | Кто платочком, кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. Кто не верит – это он, Пусть из круга выйдет вон! |
ПАРЕНЬ: Как тебя зовут, красная девица?
ДЕВУШКА: Маша.
ПАРЕНЬ: Теперь Маша у нас будет яблонькой. Становись в круг да слушай, что мы петь будем. Тебе наши желания выполнять придётся.
/Проводится хороводная игра «Яблонька»/
Посадили яблоньку – На горе, на горе. Расцветает яблонька На заре, на заре. Вырастай-ка, яблонька, Вот такой вышины. Распускайся, яблонька, Вот такой ширины. | Расти, расти, яблонька, В добрый час. Попляши, Машенька, Поскачи для нас. Ой, как наша яблонька Распустилась. Ой! Ой, как наша Машенька Закружилась. Ой! | А мы нашу яблоньку Все трясти будем. А мы сладки яблочки Собирать будем. А мы нашу яблоньку Всю пощиплем. Да от нашей Машеньки Убежим вихрем! Эх! |
/Дети разбегаются, а «девочка-яблонька» всех ловит. Звучит вступление «Кадрили»/
ДЕВУШКА: Ребята, да это ж наша «Кадриль», давайте станцуем?
ПАРЕНЬ: Пелагея Даниловна, подпойте нам.
2-ая: А, что, и споём – только успевайте!
/Пары танцуют «Кадриль»/
2-ая: Ой, ребята, заигрались совсем. Дело-то к вечеру.
1-ая: Пора солнышко провожать.
Зарю-Зареницу встречать.
2-ая: Расстилайте, добры молодцы, солнышку дорожку,
Чтобы гладко ему было в гору подыматься
С Зарёю целоваться.
/Парни расстилают дорожку. Все перестраиваются вдоль дорожки с двух сторон клином./
ПОЮТ: Вот пришёл Спас Яблочный, яблочный.
Ай, лю-ли, лю-ли, да, Спас яблочный!
Принёс злато яблочко, яблочко.
Ай, лю-ли, лю-ли, злато яблочко
Ты продли, продли лето красное.
Ай, лю-ли, лю-ли, лето красное! – у-у-у-у!
Ты взойди, взойди Заря – Зареница.
Ай, лю-ли, лю-ли, Заря – Зареница
Ты согрей, согрей Землю – Матушку.
Ай, лю-ли, лю-ли, Землю – Матушку! – у-у-у-у!
3. Зароди лето жито густое.
Жито густое, ядренистое.
5. Чтобы было с чего пирогов напечь.
Пирогов напечь, да, сынов поженить.
/звучит фоном Праздничный колокольный трезвон/
1. Дай людям многие лета
Многие лета, долгие годы.
2. А и долго нам жить
Спаса не гневить.
4. Спаса не гневить
Солнце провожать
6. Солнце провожать
Зарю встречать
2. Всем людям на прощанье.
ВСЕ: Малым детушкам на утешенье
Нарастание звучания Праздничного колокольного трезвона, Поклон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках
Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...
Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"
Цели урока: 1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева. 2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя. 3.П...
урок по истории "Христианская церковь в 11-13 веках. Крестовые походы"
Обобщить и систематизировать знания учащихся о христианской церкви в 11-13 вв, во время крестовых походов. Способствовать формированию нравственных чувств, познавательного интереса к истории....
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс БЛИНЫ, КОЛЯДКИ, ПИРОГИ СЛАДКИ…. (Христианские праздники января)
материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий...
Урок "Христианская культура"
Цель урока: развитие творческих способностей учащихся;· отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями;·...
ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...
Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика
учебно-методическая разработка...