Христианские мотивы в рассказе Л.Андреева "БЕН-ТОВИТ"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.
2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.
3.Понять внутренний мир произведения в его целостности и попытаться разгадать «образный шифр» текста рассказа.
4.Привети учащихся к пониманию художественной идеи рассказа : равнодушие – порок, который губительно действует на людские сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskie_motivy_v_rasskaze_leonida_andreeva_ben-tovit1903_g..rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 11 классе
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№3 г.Пушкино Лавренко Елена Константиновна
Тема урока:
Христианские мотивы в рассказе Леонида Андреева «Бен-Товит»(1903 г.)
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с одним из парадоксальных произведений Леонида Андреева.
2.Создать у учащихся понимание особенностей мировосприятия писателя.
3.Понять внутренний мир произведения в его целостности и попытаться разгадать «образный шифр» текста рассказа.
4.Привети учащихся к пониманию художественной идеи рассказа : равнодушие – порок, который губительно действует на людские сердца.
Оборудование:
1.Текст рассказа
2.Компьютерная презентация «Иерусалим»(Заочная экскурсия по городу Христа)
3.Карта города
4.Музыка к рок- опере «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Веббер , Т. Райс
Эпиграфы:
1.По действию на умы читателей среди современников русских писателей нет ему равных…Они никого не заразили; он заражает всех. Хорошо это или дурно, но это так…
Д.С.Мережковский
2.Во всём, что касалось темных сторон жизни , противоречии в душе человека , брожений в области инстинктов , - он был жутко догадлив.
М.Горький
3.Не только человек нуждается в Боге, но и бог нуждается в человеке.
Н.Бердяев
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
Писатель начала XX века Л.Андреев был поэтической, романтической, эмоционально – импульсивной натурой, был оригинальным и противоречивым художником – мыслителем, а значит, парадоксальным (обращение к эпиграфу Горького). Он создал свой особый , неповторимый художественный мир. Мир, в котором остро чувствуется одно, но самое важное – это БОЛЬ ЗА ЧЕЛОВЕКА (запись словосочетания на доске)
Творчество не может быть засахаренным и спокойным, оно всегда рождается БОЛЬЮ, иначе это не творчество…
2.Беседа
-Назовите авторов и произведения по теме нашего урока.
Пушкин «Пророк», «Пиковая дама»; Лермонтов «Молитва», «Ветка Палестины»,Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»; Блок «Двенадцать»; Булгаков «Мастер и Маргарита»; поэзия Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Д.Мережковского (трилогия) «Христос и Антихрист», Брюсова «Огненный ангел»; Андреев «Иуда Искариот», «Анатэма», «Дневник Сатаны»; поэзия Гумилева, Набокова.
-Как объяснить столь повышенный интерес художников к евангельским образам?
1.Общезначимость, общечеловечность данной темы.
2.Актуальность: реальная действительность XX века не позволяла Андрееву быть излишне оптимистичным: писателя тревожил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими поступками
А теперь обратимся непосредственно к тексту рассказа.
-Ваши впечатления?
-Передайте кратко сюжет произведения
К презентации :
КАДР -> Где и когда происходит действие? -> Что произошло?
-Вы не заметили ничего странного(парадоксального) в сюжете?
Мировое по своему трагизму событие описывается не со слов евангелистов, а буднично через восприятие простым иерусалимским обывателем - торговцем Бен-Товитом.
-В таком случае, какова композиция рассказа?
Кольцевая
-Её элементы соотнесите с абзацами.
1-й абзац – экспозиция
2-й абзац – завязка
Кульминация – пронзила боль
Развязки две : > прошла боль > пошли на Голгофу
-Предположите : если бы Бен-Товита в тот день не преследовала зубная боль, где бы он оказался?
В той толпе, которая яростно требовала распять Христа.
-Какая она, эта зубная боль? Найдите в тексте.
2-й абзац
-Какими художественными средствами Андреев описывает её?
Натуралистично; обилие метафор, эпитетов, сравнений и олицетворений.(Называются примеры)
-Словно она передается и нам.
-Но зачем Андреев «посылает» боль своему герою? Что произошло?
Промежуточный вывод: Душа почувствовала страдания Христа , но обыденное, человеческое(!) э г о? пересилило и отодвинуло нравственные переживания на второй план.
-Подберите синоним к слову «Боль».
БОЛЬ -> физическая - СТРАДАНИЕ -> нравственная (на доске) И.Христа
-Кто еще в рассказе испытывает их?
Иисус Христос
-Какие же страдания испытывает Бен-Товит?
Физические
-А Христос, входя на крест?
Нравственные
На этот стержень, т.е. восприятие б о л и , автор нанизывает события, гораздо более важные и более трагические. Но вот что странно и парадоксально у Андреева вновь:
-Чьи страдания описывает Андреев на первом плане?
Бен-Товита
-А на втором?
Иисуса Христа
- Почему?
Собственная боль – мера всех страданий и желаний, она затмевает все, ибо «слаб человек».
Подтвердить текстом.
Абзац: «Было также неприятно и то, что на улице и на соседних крышах собралось много народу, который ничего не делал…(финал диалога)
-Испытывает ли Бен-Товит жалость к Христу?
Нет
-Ощущает ли его боль?
Нет
-А как ведет себя толпа?
Текст
Абзац: «По узенькой улице, поднимавшейся в гору, беспорядочно двигалась огромная толпа…»
Казнь для неё – развлечение , и для Бен-Товита тоже. Жена: «Посмотри, вон ведут разбойников, быть может, это развлечет тебя?».
-Обратите внимание что сцена распятия упомянута лишь вскользь. (Это еще один парадокс Андреева): Как яркая вспышка мелькнут на короткий момент длинные светлые волосы Христа и снова уступят место зубной боли «доброго торговца, не любившего несправедливости».
-Почему? Разве это возможно?
Да, так как Андреев дает возможность читателю стать участником мировых событий, ощутить себя тем, кто сопровождает ЕГО, а потом возвращает в жалкий мирок торговца.
-Когда же физическая боль Бен-Товита доходит до апогея?
Когда Христос упал – текст
- С точки зрения композиции этот эпизод ?..
Кульминация
-Почему?(к схеме)
Две боли соединяются воедино: физическая – Бен-Товита; и нравственная – Иисус Христос; но Бен-Товиту опять не суждено её почувствовать. А мог бы!
-Какова же здесь мысль автора?
Боль Бен-Товита не рождает сочувствия к боли того , ДРУГОГО, но Христос, взойдя на крест взял все людские грехи на себя, всю БОЛЬ земную и всех простил…
К тексту
-Как описывает боль Бен-Товита в этот момент автор?
«И от этого представления боль освирипела»
-Какой художественный приём?
Олицетворение
-Зачем?
Боль свирипеет от равнодушия Бен-Товита
-Когда же она «отпускает» героя? (Текст: «Жена оказалась права…» весь абзац)
КАДР - С какой целью герои отправляются к Голгофе?
Для развлечения – опять! Казнь- развлечение; распятие на Голгофе – тоже!
И Бен-Товит дважды повторяет свой рассказ соседу: в обычный день обычные люди прогуливаются к месту казни, чтобы потом вспоминать о своей боли и соотносить её только в связи с казнью «преступников». Андреев как бы говорит о том, что герой ужасны в своей обыкновенности.
-Казалось бы, за что можно осуждать героя? Разве он сделал что-то плохое?- Он не унижал Христа, не кидал в него камни, не кричал на него ->> Он не делал ЗЛА (на доске) ->> ДА
-Может он делал ДОБРО? ->> НЕТ
-Как же относится автор к своему герою? (Докажите текстом)
-Что звучит в словах автора?
Ирония
-За что осуждает?
За равнодушие
-Почему?
Оно не так безобидно, как кажется
В сердце Бен-Товита (а не в наших ли тоже?) живет этот порок
-Что же для Андреева – р а в н о д у ш и е?
Преступление. Докажите текстом – последний абзац: «А не из глубоких ущелий…» - ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ ПРИРОДЫ
- Возможно, даже не сам факт убийства сына Божьего, а брезгливость и бездействие таких людей называет Андреев «великим злодеянием земли».
И как бы не воспринимала толпа и Бен-Товит Иисуса, Христос навсегда останется символом истинного добра, милосердия и любви, света; явивший миру эти добродетели, но и сам нуждающийся в них
(->> к эпиграфу Н.Бердяева)
Поэтому и звучит в рассказе писателя ощущение БОЛИ, боли за страдание Иисуса Христа, боли за человека, и потому творчество настоящего писателя рождается БОЛЬЮ (->> к эпиграфу Мережковского). Д/з Л.Андреев «Анатэма»
1. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида
Андреева.(1892-1906).-Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976.
2. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны: Романы. Повести и
рассказы. Письма. Воспоминания современников М.: Школа-Пресс, 1996.-
3. Андреев Л.Н. Дневник Сатаны: Романы. Повести и
рассказы. Письма. Воспоминания современников М.: Школа-Пресс, 1996.-С.435.
4.Н.Бердяев «Философия творчества, культуры и искусства» В 2 томах.М.,1994,Т.1,СТР.46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Я знаю … Я верю … Грань между этими утверждениями зыбка и подвижна. Даже самый гениальный учёный сегодня повторит слова древнегреческого философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». К тому, что ...
Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"
Материал научной работы ученицы поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....
Христианские мотивы в лирике Лермонтова
Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...
Христианские мотивы жизненного пути Печорина в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Психологический анализ характера главного героя через призму христианских заповедей...
Христианские мотивы в повести В.Крапивина "Колыбельная для брата".
В данной работе предложен методический материал по повести В.Крапивина "Колыбельная для брата". Эту повесть можно изучать на уроках литературы в ...
Урок литературы в 10-м классе по теме "Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова "Студент""
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"...
"Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова "Песня про ...купца Калашникова"
Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанны...