Конспект открытого урока для 8 класса «Пушкинские образы в музыке».
план-конспект урока по музыке (8 класс)
Конспект открытого урока для 8 класса "Пушкинские образы в музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Пушкинские образы в музыке» | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ход урока
Тема урока: «Пушкинские образы в музыке».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на
примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин»
П.И. Чайковского и романса «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки.
Задачи урока:
Образовательные:
● дать представление об особенностях поэзии А.С Пушкина;
● укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
● совершенствовать навыки анализа музыкального произведения и вокально–хорового исполнения.
Воспитательные:
● продолжить приобщение учащихся к сокровищам отечественной музыкальной классики;
● создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
● продолжить формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы искусства;
● развивать творческо-поисковые и вокально-хоровые навыки учащихся.
Музыкальный материал:
-П.И. Чайковский Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», романс М.И. Глинки «В крови горит огонь желанья».
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Учитель: Наш урок, мы сегодня начнём с прекрасной песни – разминки «Добрый день». (пение)
- как вы думаете, на что настроила нас такая песня?
Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.
Учитель: и позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.
2.Актуализация знаний
Учитель:На прошлом уроке мы знакомились с вами с произведением Л. Бетховена. Послушайте и вспомните название.
- «Лунная соната» Л. Бетховен. (слушание )
Ученики: Прозвучала «Лунная соната» Л. Бетховена.
Учитель: Молодцы, «Лунную» сонату» Бетховена можно назвать памятником любви.В музыке Бетховен передал всю бурю человеческих эмоций: скорбь, сомнения, ревность, обречённость, надежду, тоску, нежность и, конечно, любовь. Он и начинал писать сонату в состоянии великой любви, так как это произведение посвятил девушке Джульетте Гвиччарди, которой 1801 году давал уроки музыки.
3. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.
Сегодня мы продолжим разговор о воплощении темы любви в искусстве. Мы рассмотрим, проанализируем, как пушкинский образ Татьяны Лариной воплотился в музыке оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».
Тема урока – «Два пушкинских образа в музыке».
Учитель: Вспомним, что означает слово опера?
Ученик: Опера -это музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение певцов.
Учитель: Очень важным в опере , является либретто-это краткое литературное содержание оперы и балета.
Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России.
-Произведения Пушкина были близки и Чайковскому. Известно ли вам это имя?
-Больше узнать об этом человеке поможет вам «Википедия».
Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.
Учитель: Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, а также создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.
Опера «Евгений Онегин» состоит из 3 действий (7 картин)
Автор музыки П. И. Чайковский
Автор одноимённого романа в стихах А. С. Пушкин
Автор либретто и декораций К.С. Шиловский
Учитель: Главные действующие лица оперы:
Евгений Онегин-является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга.
Татьяна Ларина- сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании.
Владимир Ленский-близкий друг Онегина и яркая его противоположность. Это пылкий, восторженный молодой человек, не знавший жизни и не ведавший предательства. Однолюб и домосед, который искренне верит в дружбу, любовь, справедливость. Страстно влюблен в Ольгу Ларину.
Ольга Ларина-младшая сестра Татьяны. Невероятно жизнерадостная, беззаботная, веселая девушка, образ которой, впрочем, не отличается глубиной. Светло-синие глаза и льняные волосы юной кокетки пленяют сердце Ленского. Ветреное поведение Ольги становится причиной дуэли между Онегиным и Ленским.
- Няня Татьяны Лариной- Филипьевна – добрая старушка с чутким сердцем, долгое время служившая в доме Лариных. Она часто рассказывает своей воспитаннице увлекательные истории из жизни, всячески опекает и мягко наставляет ее.
Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление - то увертюра, что значит "открытие” в переводе с французского.В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.
Вступление к опере «Евгений Онегин» (слушание)
Первую картину открывает дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы? (слушание)
И вдруг этот покой нарушается появлением крестьян. Их хоровые песни «Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку» очень похожи на народные песни и оттеняют покой сельской картины. (слушание)
Вторая картина полностью посвящена образу Татьяны. Татьяна пишет Онегину своё письмо -признание. На сцене не происходит никакого действия. Это большая развёрнутая сцена.
Сцена письма Татьяны — масштабная новаторская монологическая сцена. Чайковский так восхищённо и горячо относился к образу главной героини, что не просто написал для неё арию, а посвятил ей целую крупную сцену, в которой подробно исследуются все перемены её настроений, порывы, мысли и чувства в момент совершения важного и смелого поступка -написания признания в любви малознакомому человеку, которого она увидела впервые только в этот день.Чайковский пишет свою оперу спустя полвека после создания пушкинского романа. Татьяна у Чайковского девушка уже второй половины XIX в., она ведёт себя смело, открыто, искренне признаётся в своих чувствах.
Сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Настроение героини всё время меняется. Первая тема восторженная: «Пускай погибну я…» Спустя некоторое время Татьяна немного успокаивается и начинает писать письмо. Поэтому тема, начинающаяся словами «Я к Вам пишу…», более размеренная, задумчивая, даже печальная.
Слушание: П.И. Чайковского: опера «Евгений Онегин» отрывок «Сцена письма»
Учитель: как описывает Татьяну музыка? Подберите прилагательные.
-Татьяна любящая, трогательная, смелая
Что Татьяна делает? Подберите глаголы
-любит, страдает, пишет признание, надеется на взаимность.
Учитель: как вы думаете её любовь ответная или безответная?
-безответная.
Образ Татьяны - это женский образ искренности и красоты, который повлиял на
дальнейшее развитие русской музыки.
Учитель: в произведениях искусства любовь не всегда является в страдающем обличье, она
знает минуты воодушевления и страстного порыва.
М.И Глинка и А.С. Пушкин были современниками, они были знакомы, у них было много
общего.
Учитель: я предлагаю вам послушать романс «В крови горит огонь желанья…», написаный
М.И. Глинкой на стихотворение А.С. Пушкина.
Задание: послушайте и сравните эти два произведения Чайковского и Глинки.
Глинка – любовь утверждение, воодушевление, радостное волнение.
Чайковский – смятение, тревога, неопределённость, столкновение надежд и скорби.
4. Пение.
Песня «Серебристые снежинки».
- беседа о характере музыки;
-разучивание песни по фразам.
- исполнения песни уч-ся.
5.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Вывод: мы познакомились с 2 образами любви, данных Пушкиным и воплощённых в
музыке двумя гениальными композиторами Глинкой и Чайковским. Каждый из них по-
своему прекрасен. Музыка Глинки – особенно вокальная отмечена светлой теплотой.
Чайковский с его талантом музыкально – психологических портретов создал лучший образ в
музыке, образ который определил последующее развитие музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"
Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English" ...
Конспект открытого урока 8 класс
Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси» Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...
Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»
Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...