Конспект открытого урока для 8 класса «Пушкинские образы в музыке».
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Бугаян Людмила Суреновна

Конспект открытого урока для 8 класса "Пушкинские образы в музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Пушкинские образы в музыке»43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока

Тема урока: «Пушкинские образы в музыке».

           Тип урока: урок открытия нового знания.

           Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на          

           примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин»    

           П.И. Чайковского и романса «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки.

           Задачи урока:

           Образовательные:

           ● дать представление об особенностях поэзии  А.С Пушкина;

           ● укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

совершенствовать навыки  анализа музыкального произведения и вокально–хорового  исполнения.

Воспитательные:

● продолжить приобщение учащихся к сокровищам отечественной музыкальной классики;

● создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу  на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

● продолжить формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы искусства;

развивать творческо-поисковые и вокально-хоровые навыки учащихся.

Музыкальный материал:

-П.И. Чайковский Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», романс М.И. Глинки «В крови горит огонь желанья».

 1.Организационный момент.

      Музыкальное приветствие

Учитель: Наш урок, мы сегодня начнём с прекрасной песни – разминки «Добрый день».      (пение)

- как вы думаете, на что настроила нас такая песня?

Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.

Учитель: и позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.

2.Актуализация знаний

Учитель:На прошлом уроке мы знакомились с вами с произведением Л. Бетховена. Послушайте и вспомните название.

- «Лунная соната» Л. Бетховен. (слушание )

Ученики: Прозвучала «Лунная соната» Л. Бетховена.

Учитель: Молодцы, «Лунную» сонату» Бетховена можно назвать памятником любви.В музыке Бетховен передал всю бурю человеческих эмоций: скорбь, сомнения, ревность, обречённость,  надежду, тоску, нежность и, конечно, любовь. Он и начинал писать сонату в состоянии великой любви, так как это произведение посвятил девушке Джульетте Гвиччарди, которой 1801 году давал уроки музыки.

3. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим разговор о воплощении темы любви в искусстве. Мы рассмотрим, проанализируем, как пушкинский образ Татьяны Лариной воплотился в музыке оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Тема урока – «Два пушкинских образа в музыке».

Учитель: Вспомним, что означает слово опера?

Ученик: Опера -это музыкально-драматический спектакль, в котором содержание раскрывается через вокальное исполнение  певцов.

Учитель: Очень важным в опере , является либретто-это краткое литературное  содержание оперы и балета.

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России.

-Произведения Пушкина были близки и Чайковскому. Известно ли вам это имя?

-Больше узнать об этом человеке поможет вам «Википедия».

Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87

Учитель: Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, а также создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

Опера «Евгений Онегин» состоит из 3 действий (7 картин)

Автор музыки  П. И. Чайковский

Автор одноимённого романа в стихах А. С. Пушкин

Автор либретто и декораций К.С. Шиловский

Учитель: Главные действующие лица оперы:

Евгений Онегин-является молодой состоятельный дворянин родом из Петербурга.

Татьяна Ларина- сдержанная, спокойная, прекрасно воспитанная девушка. Свободное время она с гораздо большим удовольствием проведет с интересной книгой, нежели в шумной компании.

Владимир Ленский-близкий друг Онегина и яркая его противоположность. Это пылкий, восторженный молодой человек, не знавший жизни и не ведавший предательства. Однолюб и домосед, который искренне верит в дружбу, любовь, справедливость. Страстно влюблен в Ольгу Ларину.

Ольга Ларина-младшая сестра Татьяны. Невероятно жизнерадостная, беззаботная, веселая девушка, образ которой, впрочем, не отличается глубиной. Светло-синие глаза и льняные волосы юной кокетки пленяют сердце Ленского. Ветреное поведение Ольги становится причиной дуэли между Онегиным и Ленским.

  1. Няня Татьяны Лариной- Филипьевна – добрая старушка с чутким сердцем, долгое время служившая в доме Лариных. Она часто рассказывает своей воспитаннице увлекательные истории из жизни, всячески опекает и мягко наставляет ее.

Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление - то увертюра, что значит "открытие” в переводе с французского.В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.

Вступление к опере «Евгений Онегин» (слушание)

Первую картину открывает дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы? (слушание)

И вдруг этот покой нарушается появлением крестьян. Их хоровые песни «Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку» очень похожи на народные песни и оттеняют покой сельской картины. (слушание)

Вторая картина полностью посвящена образу Татьяны. Татьяна пишет Онегину своё письмо -признание. На сцене не происходит никакого действия. Это большая развёрнутая сцена.

Сцена письма Татьяны — масштабная новаторская монологическая сцена. Чайковский так восхищённо и горячо относился к образу главной героини, что не просто написал для неё арию, а посвятил ей целую крупную сцену, в которой подробно исследуются все перемены её настроений, порывы, мысли и чувства в момент совершения важного и смелого поступка -написания признания в любви малознакомому человеку, которого она увидела впервые только в этот день.Чайковский пишет свою оперу спустя полвека после создания пушкинского романа. Татьяна у Чайковского девушка уже второй половины XIX в., она ведёт себя смело, открыто, искренне признаётся в своих чувствах.

Сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Настроение героини всё время меняется. Первая тема восторженная: «Пускай погибну я…» Спустя некоторое время Татьяна немного успокаивается и начинает писать письмо. Поэтому тема, начинающаяся словами «Я к Вам пишу…», более размеренная, задумчивая, даже печальная.

        Слушание: П.И. Чайковского:  опера «Евгений Онегин» отрывок «Сцена письма»

        Учитель: как описывает Татьяну музыка? Подберите прилагательные.

       -Татьяна любящая, трогательная, смелая

        Что Татьяна делает? Подберите глаголы

       -любит, страдает, пишет признание, надеется на взаимность.

        Учитель: как вы думаете её любовь ответная или безответная?      

          -безответная.

       Образ  Татьяны - это женский образ искренности и красоты, который повлиял на                    

        дальнейшее развитие русской музыки.

        Учитель: в произведениях искусства любовь не всегда является в страдающем обличье, она        

        знает минуты воодушевления и страстного порыва.

        М.И Глинка и А.С. Пушкин были современниками, они были знакомы, у них было много  

        общего.

         Учитель: я предлагаю вам послушать романс «В крови горит огонь желанья…», написаный    

        М.И. Глинкой на стихотворение А.С. Пушкина.

        Задание: послушайте и сравните эти два произведения Чайковского и Глинки.

        Глинка – любовь утверждение, воодушевление, радостное волнение.

        Чайковский – смятение, тревога, неопределённость, столкновение надежд и скорби.

4. Пение.

Песня «Серебристые снежинки».

- беседа о характере музыки;

-разучивание песни по фразам.

- исполнения песни уч-ся.

5.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

       Вывод: мы познакомились с 2 образами любви, данных Пушкиным и воплощённых в    

        музыке двумя гениальными композиторами Глинкой и Чайковским. Каждый из них по-          

        своему прекрасен. Музыка Глинки – особенно вокальная отмечена светлой теплотой.                  

        Чайковский с его талантом музыкально – психологических портретов создал лучший образ в

        музыке, образ который определил последующее развитие музыкального искусства.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...