Речевые игры с звучащими инструментами
методическая разработка по музыке

Ишмухаметова Наталья Анатольевна

Речевые игры с звучащими инструментами

Небольшие четверостишия с использование муз. инструментов направлены на привлечение внимания малышей, знакомство с различными звуками, инструментами. Задача педагога – научить слушать взрослого и побудить желание повторить

Методические рекомендации: педагог знакомит детей с инструментом, показывает как  управлять  звуком.

Полная версия речевых игр, сказок спрашивайте у автора

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры с звучащими инструментами

Небольшие четверостишия с использование муз. инструментов направлены на привлечение внимания малышей, знакомство с различными звуками, инструментами. Задача педагога – научить слушать взрослого и побудить желание повторить

Методические рекомендации: педагог знакомит детей с инструментом, показывает как  управлять  звуком.

Полная версия речевых игр, сказок спрашивайте у автора

Колокольчики

Колокольчик к нам пришел, (педагог звенит колокольчиком)

И друзей себе нашел (педагог раскладывает везде колокольчики)

Колокольчики найдем

И всех вместе соберем (детки подходят к педагогу)…………..

Шумелочки

Прибежали белочки, принесли шумелочки. (педагог шумит)

Вы шумелочки найдите, скорей в руки их берите. (дети берут в руки шумелки)

Ш-ш-ш,ш-ш-ш, (дети шуршат шумелками)……………

Колокольчики и шумелки

Колокольчики ребят очень весело звенят

-Дзынь! Дзынь! Дзынь! (проговариваем) -Дзынь! Дзынь! Дзынь! (проигрываем на инструменте)

А шумелочки в ответ,…………………………

Белка

Методические рекомендации: педагог произносит текст, управляет куклой, показывает как правильно держать орешки и как необходимо извлекать звук.

Сидит белка на тележке, продает она орешки. (кукла Белка появляется на ширме)

Лисички-сестричке, воробью, синичке, (раздает орешки, каждому ребенку по две)

Мишке-толстопятому, заиньки — усатому…………………………..

Белка

Методические рекомендации: педагог произносит текст, управляет куклой, показывает как правильно держать ореховые шумелки (кастаньеты) и показывает как необходимо извлекать звук.

Белка прыгала – скакала

И на ветку не попала (кукла би-ба-бо)

А попала в царский дом…………………………………

Шуршунчики

В тиши шуршунчики шуршат (педагог показывает шуршунчики из полиэтилена)

Они похожи на мышат,

Шур-шур-шур (проговариваем) Шур-шур-шур (шуршим султанчиком)……………….

Речевой театр с звучащими инструментами

Сказочки, истории с использованием кукол, разнообразием музыкальных инструментов, речевыми упражнениями, поучительные сказочки (решение проблемной ситуации через сказочного персонажа)

         Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов— одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Методические рекомендации: Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

 Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Речь педагога должна быть четкой, выразительной, соблюдая метр и ритм.

* Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

* Проверьте предварительно звучание  инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

* Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

* Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

* Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

* Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

* Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

* Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

* Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

* Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.  

Присказка (эту присказку можно использовать для начала любой сказки, помогает организовать детей)

Что за шум? Что за звон?

Слышу я со всех сторон? (педагог звенит  в колокольчик)…………………………….

Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед…             (постучать ручками ложек друг об друга)

Да баба,                            (постучать ложка об ложку )

И была у них курочка Ряба (потереть ложку обложку)

Снесла курочка яичко,    (показать « яичко» от киндер сюрприза) ………………………..

«Ночной ветерок»

Методические рекомендации: педагог произносит текст, дети выполняют дыхательное упражнение и подбирают подходящие инструменты для озвучивания текста.

Видел я, как ветерок к нам летел на огонёк! (дети дуют, изображая ветер)

Скрипнул он оконной рамой, (дети скрипят подходящими инструментами)

Тихо форточку толкнул, (стукнуть по палочке)…………………………………………………………

«Лесные сладкоежки»

Методические рекомендации: педагог читает текст, детям предлагают звучащие инструменты, роли сладкоежек могут выполнят как сами дети, так и куклы, которыми управляют дети.

Ходят и бродят в лесу сладкоежки, (дети постукивают палочками)

Кто ягоды ищет, кто ищет орешки, (шуршат подходящими инструментами)

Старательно всë собирают в лукошко. (стучат палочками, пальчиками по барабану)…………………………..

«Море голос подает»

Методические рекомендации: педагог читает текст, дети озвучивают с помощью звучащих инструментов и выкладывают на панно в виде моря морских жителей. Каждый ребенок должен выбрать себе морского жителя и любой звучащий инструмент.

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Волны ластятся ко мне…Что такое? Я – на дне!?.......................................................

«Я солдат»

Методические рекомендации: педагог читает текст, дети простукивают ритм на палочках, можно одновременно проговаривать текст. Каждый ребенок выбирает себе любой подходящий инструмент и озвучивает.

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как шуршат листочки под ногами у меня (сначала проговаривает педагог, потом детки шуршат палочками, бумагой, фисташковой погремушкой)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)……………………….



Предварительный просмотр:

Речевые игры с звучащими инструментами

Небольшие четверостишия с использование муз. инструментов направлены на привлечение внимания малышей, знакомство с различными звуками, инструментами. Задача педагога – научить слушать взрослого и побудить желание повторить

Методические рекомендации: педагог знакомит детей с инструментом, показывает как  управлять  звуком.

Колокольчики

Колокольчик к нам пришел, (педагог звенит колокольчиком)

И друзей себе нашел (педагог раскладывает везде колокольчики)

Колокольчики найдем

И всех вместе соберем (детки подходят к педагогу)

Колокольчики мы взяли (дети берут колокольчики)

Вместе дружно зазвучали (звеним)

Колокольчик наш устал

В ручку лег и замолчал (колокольчик ставим на ладошку).

Шумелочки

Прибежали белочки, принесли шумелочки. (педагог шумит)

Вы шумелочки найдите, скорей в руки их берите. (дети берут в руки шумелки)

Ш-ш-ш,ш-ш-ш, (дети шуршат шумелками)

Так в лесу листва шуршит.

Ш-ш-ш, ш-ш-ш, (дети шуршат)

Мама белочка спешит, и бельчатам спать велит.

Т-с-с-с-с (показываем жестом «тишина»).

Колокольчики и шумелки

Колокольчики ребят очень весело звенят

-Дзынь! Дзынь! Дзынь! (проговариваем) -Дзынь! Дзынь! Дзынь! (проигрываем на инструменте)

А шумелочки в ответ, лучше нас игрушек нет

-Ш! –Ш!- Ш! (проговариваем), -Ш! –Ш!- Ш! (проигрываем на инструменте)

Покружились, поплясали и несколько не устали.

-Ля!-Ля!-Ля! (проговариваем), -Ля!-Ля!-Ля! (проигрываем на инструментах).

Белка

Методические рекомендации: педагог произносит текст, управляет куклой, показывает как правильно держать орешки и как необходимо извлекать звук.

Сидит белка на тележке, продает она орешки. (кукла Белка появляется на ширме)

Лисички-сестричке, воробью, синичке, (раздает орешки, каждому ребенку по две)

Мишке-толстопятому, заиньки — усатому.

Кому в лоток, кому в роток, кому в лапоньки.

Все орешки в ручки взяли, и тихонько застучали.(педагог показывает как правильно взять орешки)

Тук-тук-тук(проговариваем), тук-тук-тук(простукивают ритм)- 2 раза

Вот какой красивый звук.

А теперь по громче, чтобы стало звонче

Тук-тук-тук(проговариваем), тук-тук-тук (простукивают ритм)- 2 раза

Вот как дружно поиграли, и несколько не устали.

Все орешки соберем, и в корзинку уберем.

Белка

Методические рекомендации: педагог произносит текст, управляет куклой, показывает как правильно держать ореховые шумелки (кастаньеты) и показывает как необходимо извлекать звук.

Белка прыгала – скакала

И на ветку не попала (кукла би-ба-бо)

А попала в царский дом

Где в орехах все кругом (педагог показывает инструменты)

Мы орешки все возьмем

Белку в гости позовем

Щелк!-Щелк!-Щелк! (2 раза, проговариваем) (стучат орешками)

Белочка орех грызет. (стучат орешками)

Щелк!-Щелк!-Щелк! (2 раза, проговариваем)  (стучат орешками)

И на зиму запасет. (стучат орешками)

Скажет белка всем на диво

Вам огромное « Спасибо»!  ( произносят хором).

Шуршунчики

В тиши шуршунчики шуршат (педагог показывает шуршунчики из полиэтилена)

Они похожи на мышат,

Шур-шур-шур (проговариваем) Шур-шур-шур (шуршим султанчиком)

А где-то спит мурлыка-кот,

Мур-мур-мур, мур-мур-мур (проговариваем)

Во сне он песенку поет,

Мур-мур-мур, мур-мур-мур (проговариваем)

Пошуршали (шуршим султанчиком)

Помурчали(мур-мур-мур)

И все дружно замолчали, Тс-с-с-с-с (пальчик прикладываем к губам).



Предварительный просмотр:

Речевой театр с звучащими инструментами

Сказочки, истории с использованием кукол, разнообразием музыкальных инструментов, речевыми упражнениями, поучительные сказочки (решение проблемной ситуации через сказочного персонажа)

         Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов— одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Методические рекомендации: Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

 Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Речь педагога должна быть четкой, выразительной, соблюдая метр и ритм.

* Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

* Проверьте предварительно звучание  инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

* Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

* Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

* Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

* Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

* Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

* Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

* Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

* Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.  

Присказка (эту присказку можно использовать для начала любой сказки, помогает организовать детей)

Что за шум? Что за звон?

Слышу я со всех сторон? (педагог звенит  в колокольчик)

Дин-дин-дон, Дин-дин-дон (показывает, что инструменты лежат везде)

Что за странный перезвон?

Дин-дин-дон, Дин-дин-дон (дети по желанию берут инструменты и подыгрывают)

Это бубенцы звенят, сказку рассказать хотят.

Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед…             (постучать ручками ложек друг об друга)

Да баба,                            (постучать ложка об ложку )

И была у них курочка Ряба (потереть ложку обложку)

Снесла курочка яичко,    (показать « яичко» от киндер сюрприза)

Не простое…                        (пошуршать киндером-маракас)

А золотое.                        (позвенеть колокольчиком)

Дед бил, бил-не разбил,  (постучать ручками ложек друг об друга)

Баба била – не разбила (постучать ложка об ложку)

Мышка бежала, хвостиком махнула-(пошуршать киндером - маракасиком)

Яичко упало и разбилось.(позвенеть в колокольчик)

Плачет дед,                            (постучать ручками ложек друг об друга)

Плачет баба…                   (постучать ложка об ложку)

А курочка кудахчет:    (потереть ложка об ложку)

-Не плачь, дед,             -  « -  « -

Не плачь ,баба,            -  «  -  « -

Я снесу вам яичко другое, (показать «яичко» от киндерсюрприза)

Не золотое…                          (позвенеть  колокольчиком)

А простое!                         (пошуршать киндером, покатать яичко)

«Ночной ветерок»

Методические рекомендации: педагог произносит текст, дети выполняют дыхательное упражнение и подбирают подходящие инструменты для озвучивания текста.

Видел я, как ветерок к нам летел на огонёк! (дети дуют, изображая ветер)

Скрипнул он оконной рамой, (дети скрипят подходящими инструментами)

Тихо форточку толкнул, (стукнуть по палочке)

Поиграл моей панамой, повозился и уснул.

Спал он тихо, спал спокойно, (спокойный долгий выдох)

Не вертелся, не мешал,

Сел потом на подоконник,

Чуть бумагой пошуршал, (дети шуршат бумагой)

Покрутил в углу вертушкой (дети играют на трещетках, ксилофоне, либо ищут подходящий звук)

И улёгся за подушкой.

Всё я видел. Только ветер меня, верно, не заметил.

От сосулек звон, звон!  (дети звенят в колокольчики, труегольники, металлофоны)

Просыпайся, клëн, клëн! (шуршат палочками)

Растопился снег, снег! (шуршат бумагой)

Ручейки - в бег, в бег! (ударяют по металлу)

Гром шагает: топ, топ! (стучат палочками)

Почки слышно: хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши)

«Лесные сладкоежки»

Методические рекомендации: педагог читает текст, детям предлагают звучащие инструменты, роли сладкоежек могут выполнят как сами дети, так и куклы, которыми управляют дети.

Ходят и бродят в лесу сладкоежки, (дети постукивают палочками)

Кто ягоды ищет, кто ищет орешки, (шуршат подходящими инструментами)

Старательно всë собирают в лукошко. (стучат палочками, пальчиками по барабану)

А кончится лето - гляди, у окошка

Весëлой ватагой сластëны сидят, (постукивают палочками)

Варенье, печенье, орехи едят! (шуршат, чмокают)

Изба самоваром горячим согрета, (пых-пых-пых)

А в блюдцах - ду-шис-тое, вкус-ное лето! (все звенят, шуршат, стучат)

«Море голос подает»

Методические рекомендации: педагог читает текст, дети озвучивают с помощью звучащих инструментов и выкладывают на панно в виде моря морских жителей. Каждый ребенок должен выбрать себе морского жителя и любой звучащий инструмент.

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Волны ластятся ко мне…Что такое? Я – на дне!?

Вот сверкнули плавники. Это рыбьи косяки. (детки выкладывают разных рыбок)

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Еж на дне лежит как щетка! Ярко-синие иголки. (детки у кого в руках еж, выкладывают)

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Вот медуза, студнем блуза, вся прозрачная без груза. (выкладывают медуз).

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Вот несется осьминог, пара глаз и восемь ног. (выкладывают осьминога)

Мчатся белые барашки, гальку круглую жуют!

Полосатые тельняшки мне покоя не дают. (дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Звезды плавают по днищу, звезды в море ищут пищу. (выкладывают звезды)

Толстый краб ползет, спешит, рыб пугает и смешит. (выкладывают крабиков)

Проплывает мимо скат – электрический заряд. (выкладывают ската)

Поднялась со дна вдруг тина! В море – грохот! В море – гул! (грохочут подходящими инструментами, можно пальчиками по барабану, можно гудеть в трубу)

Что со мной? Никак я спал?

Шепот гальки, шум прибоя…(дети берут в руки камешки и шуршат, либо ракушками звенят)

Море голос подает!

Это море! Знаю – море! (дети находят подходящий инструмент, передающий шум моря)

Усыпляет и зовет!

«Я солдат»

Методические рекомендации: педагог читает текст, дети простукивают ритм на палочках, можно одновременно проговаривать текст. Каждый ребенок выбирает себе любой подходящий инструмент и озвучивает.

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как шуршат листочки под ногами у меня (сначала проговаривает педагог, потом детки шуршат палочками, бумагой, фисташковой погремушкой)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как квакает лягушка, глядя на меня (дети подбирают подходящий звук)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как собрались тучи враз, и как гром гремит сейчас (дети подбирают подходящий инструмент)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как дождик начал капать на меня (дети берут колокольчики, звенящие инструменты)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как неожиданно напал на меня ночной кошмар (дети кричат, изображая приведение, поднимая при этом руки вверх)

Я солдат иду по лесу и услышал я… (дети простукивают на палочках, могут проговаривать)

Как зазвенел будильник на полке у меня (дети постукивают по металлу, или звенят в колокольчики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах

Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...

Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка

Методические рекомендации использованиянастольных игр в общей практике образования Настольная игра как социальный инструмент развития ребенка В современном мире первенство в удержании ...

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...