«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах
методическая разработка по музыке по теме
Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой, А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлова, А.В.Кенеман, М.А.Румер, Б.М. Теплова показывают, что занятия музыкой очень эффективны для общего развития ребёнка. Благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и отчётливее говорить, комплексно развиваются все психические процессы, у него хорошо развита координация движений. Так же отмечается, что, развивая с раннего возраста музыкальные способности ребёнка, мы не только закладываем фундамент для того, чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но ещё и создаём ему отличную возможность для дальнейшего обучения иностранным языкам, занятий танцами, овладения общеобразовательными предметами.
Музыка в большей степени, чем какой – либо другой вид искусства доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро учится различать голоса окружающих его взрослых, реагирует на их интонации. Ещё в утробе матери он слышал голоса самых близких людей, слышал пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире.
Первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух. Музыка, звук, непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышения или понижения давления и пульса, расслабление или напряжение мускулов. Чем меньше ребёнок, тем он более восприимчив к звучанию мира, окружающего его.
Малыш растёт. Всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, и на развитие слуха мы обращаем очень мало внимания. И вот результат, большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить собственные чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование.
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребёнка уже с рождения, то естественно необходимо использовать её как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет ребёнку богатые возможности для общения, как со взрослым, так и со сверстниками. Является основой для содержательного взаимодействия между ними. И конечно необходимо организовать работу по развитию музыкальной активности детей раннего и дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей и потребностей, с учётом задач всестороннего развития и специфики условий дошкольного учреждения.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам, элементарным и детским музыкальным инструментам отводится большая роль. Они вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются педагоги, вовлекая тем самым ребёнка в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_attestaciyu.docx | 94.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ компенсирующего вида – детский сад № 97 Фрунзенского района
Тема: «Система музыкально-коррекционной работы по
приобщению детей дошкольного возраста с интеллек
туальными нарушениями к элементарному музицированию»
Выполнила: музыкальный руководитель ГДОУ № 97
Камышникова Оксана Евгеньевна
Санкт – Петербург 2012 год
Оглавление
Введение
Глава 1 Основы теории музыкального воспитания дошкольников
§ 1 Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на музыкальных инструментах
§ 2 Виды музыкальных инструментов
Глава 2 Анализ раздела игры на музыкальных инструментах в типовых, современных альтернативных программах по музыкальному воспитанию детей в массовых и специализированных детских садах.
§ 1
- Программа Н.А.Ветлугиной; Программа Т.Э.Тютюнниковой; Программа Каплуновой, Новоскольцевой; Вольдорфская педагогика Р.Штайнер; Типовая программа воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой; Программа «Радуга» Т.Н.Доронова; Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева; Программа «Истоки» А.В.Запорожец, Л.А.Парамонова, С.Л.Новосёлова; Программа «Гармония» К.Л.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан; Программа «Играем в оркестре по слуху» М.А.Трубникова; Программа «Малыш» В.А.Петрова; Программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Программа «Синтез» (К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан); Программа «Кроха» Г.Григорьева
§2
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой)
- Программно-методические материалы. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (И.М.Бгажноковой)
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева)
- Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста (О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова)
- Программно-методические материалы Псковского лечебно-педагогического центра для детей инвалидов г. Пскова
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.(Н.Д.Дементьева, Т.И.Исаева, Г.И.Багаева)
Глава 3 Особенности развития музыкальной деятельности (музицирования) у детей, имеющих нарушения в развитии.
(про развитие деятельности у.о., психических процессов, моторики, речи , мышления….)
Глава 4 Формы организации и содержание работы по раннему приобщения к игре на музыкальных инструментах детей, имеющих нарушения в развитии
§1 Подгрупповые и индивидуальные музыкально-игровые занятия
§2 Музыкально - театрализованные досуги
§3 Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей среды)
Глава 5 Диагностика музыкальной активности детей, имеющих нарушения в развитии.
Выводы
Приложение
Введение
Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой, А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлова, А.В.Кенеман, М.А.Румер, Б.М. Теплова показывают, что занятия музыкой очень эффективны для общего развития ребёнка. Благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и отчётливее говорить, комплексно развиваются все психические процессы, у него хорошо развита координация движений. Так же отмечается, что, развивая с раннего возраста музыкальные способности ребёнка, мы не только закладываем фундамент для того, чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но ещё и создаём ему отличную возможность для дальнейшего обучения иностранным языкам, занятий танцами, овладения общеобразовательными предметами.
Музыка в большей степени, чем какой – либо другой вид искусства доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро учится различать голоса окружающих его взрослых, реагирует на их интонации. Ещё в утробе матери он слышал голоса самых близких людей, слышал пусть несколько приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире.
Первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух. Музыка, звук, непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышения или понижения давления и пульса, расслабление или напряжение мускулов. Чем меньше ребёнок, тем он более восприимчив к звучанию мира, окружающего его.
Малыш растёт. Всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, и на развитие слуха мы обращаем очень мало внимания. И вот результат, большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить собственные чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование.
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребёнка уже с рождения, то естественно необходимо использовать её как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет ребёнку богатые возможности для общения, как со взрослым, так и со сверстниками. Является основой для содержательного взаимодействия между ними. И конечно необходимо организовать работу по развитию музыкальной активности детей раннего и дошкольного возраста с учётом возрастных особенностей и потребностей, с учётом задач всестороннего развития и специфики условий дошкольного учреждения.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам, элементарным и детским музыкальным инструментам отводится большая роль. Они вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются педагоги, вовлекая тем самым ребёнка в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Глава 1 Основы теории музыкального воспитания дошкольников
§ 1 Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на музыкальных инструментах
Давайте представим, что будет делать любой ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмет, и будет изучать: звенеть им, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога. Затем он начнёт с ним бегать или прыгать. И делать это ребёнок будет не молча, а что – нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтём самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это одни из счастливых минут, когда ребёнку позволили играть и творить.
Общеизвестно, что вся наша душевная – биологическая жизнь направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность. Как утверждает психолог А.Лоуэн, ребёнок живёт телесной жизнью и действует, если ему не мешают, на основе принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует как «хорошо», и избегает того, что «опасно».
Практика показывает, что успех начального приобщения к музицированию для ребёнка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять упражнения. Поэтому нужно помочь, каждому ребёнку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент обучения игре на музыкальных инструментах для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Это направление в работе « Приобщение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями к элементарному музицированию» выбрано не случайно. И в системе коррекционно-образовательной работы является актуальным. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый уникальный вид деятельности для дошкольников, а в частности для детей с интеллектуальными нарушениями.
Во-первых, игра на музыкальных инструментах – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музицирование вовлекает детей в посильную для их возраста и состояния деятельность, целями которой являются: развитие основных психических функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, также налаживаются необходимые межфункциональные связи. Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья (здоровьесберегающая технология). В процессе игрового занятия дети постоянно находятся в движении, совершенствуется общая и мелкая моторика, координация, равновесие. Вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки. Активно формируются речевые навыки: артикуляция, речевое интонирование, расширяется словарный запас. Улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью (осмысленность речи). Развиваются основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальная память, двигательная реакция на музыку. Игровые занятия способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт.
Во-вторых, музицирование или игра на музыкальных инструментах – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Музицирование даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальной активности и уровня социально-психологического развития ребёнка. В содержание игрового занятия входит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому музицирование прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». К тому же, принцип совместного участия, педагог всегда в музицировании вместе с детьми. Он, конечно, наблюдает, помогает, но, в первую очередь, показывает детям образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети.
В-третьих, музицирование – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музицировании, в игре гарантируется её простыми правилами. Творческое музицирование – общение равных.
И так, особенности музицирования придают ему важное педагогическое значение: Музицирование как фактор развития ребёнка. Музицирование как деятельность общения. Способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры. Щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам. Способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности. Мягкая коррекционная направленность в соответствии с особенностями развития ребёнка. Деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка. Способ подарить ребёнку радость от игры.
§ 2 Виды музыкальных инструментов.
Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудий труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» - детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Все инструменты отвечают условиям простоты, доступности и вариативности.
Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень развития его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение. Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как её фундаментальная основа, то первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может тормозить естественное развитие музыкальности детей. Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть игрушками в высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, не боясь, что сломают инструмент.
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты можно сгруппировать в определённые виды:
Беззвучные: Это игрушки, изображающие музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайка с неиграющими струнами. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекает и способствует игровой ситуации.
Звучащие: Игрушки – инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты: с помощью которого можно воспроизвести различные ритмы – свирели, дудки, рожки. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, баян, гармошки, колокольчики, губные гармошки.
Существует ещё одна классификация музыкальных игрушек и музыкальных инструментов составленная в зависимости от того, каким образом извлекается звук: Струнные – звук на них возникает, когда ребёнок касается струн пальцами или медиатором. Духовые – звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента. Клавишно-язычковые – баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу. Ударно – клавишные – пианино, звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинам, который возникает, когда нажимают клавишу. Ударные – бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочкой по инструменту.
Наибольший интерес детей на начальном этапе обучения вызывают самодельные инструменты, которые дети совместно со взрослым могут сделать из незатейливых подсобных материалов. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться всё: Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.). Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки. Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки). Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань. Природные материалы: жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупа, различная крупа, камешки, ракушки. Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, кольца). Металлические банки разных размеров. Стеклянные бутылки и фужеры. Пуговицы, шарики, расчёски
Применение в работе различных музыкальных игрушек – инструментов даёт возможность удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего – когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, уменьшённых моделей настоящих музыкальных инструментов.
Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, имеет ещё одно преимущество. Игра на них предполагает овладение, навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах, пластинах.
Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: Быть удобными для детей с точки зрения размера и веса. Быть безопасными, прочными, пригодными для частого использования в быту. Быть хорошо настроенными. Иметь определённый чистый тембр. Обладать простой конструкцией
Глава 2 Сравнительный анализ раздела игры на музыкальных инструментах в современных программах по музыкальному воспитанию детей в массовых и специализированных детских садах.
Первоначально этот вид деятельности носил прикладной характер. Игра на музыкальных инструментах сопровождала различные игры детей, в которых изображался, например, «топот копыт» (кастаньеты) или «марширующие солдаты» (барабан). Оркестр состоял в основном из ударных инструментов.
Начиная с 1983 года применение металлофонов, триол, цитр, флейт и других инструментов выделилось в особый вид деятельности, помогающий решению задач творческого развития ребёнка в детском саду. Научно-исследовательский институт лёгкой промышленности – Институт игрушки нашей страны – разрабатывает технологию производства достаточно широкого ассортимента детских музыкальных инструментов.
Известный австрийский композитор и педагог Карл Орф, руководствуясь теорией Э.-Ж. Далькроза, разработал синтетические формы музицирования, сочетание пения и движения, ритмизованного чтения стихов и игры на инструментах. Для этого он составил определённую классификацию музыкальных инструментов, включая даже ксилофоны и металлофоны, звучащие в разных регистрах. (сопрано, альт, бас). Из ударных он рекомендует тамбурины, тарелки, кастаньеты. Система музыкального воспитания, созданная Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.
Детские сады в Германии применяют опыт Ильзы Пуш. В разработанной ею методике все инструменты делятся на ритмические и мелодические, они сопровождают свободные игры детей. Ребёнок сам выбирает тот или иной и инструмент, пытается сыграть знакомую мелодию, находит свои приёмы исполнения.
В дошкольной педагогики России детское музицирование нашло самое широкое применение. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). В своих публикациях Н.А.Метлов даёт подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игрек на музыкальных инструментах. Совместно с Н.А.Метловым в 20-40-е гг. работали известные педагоги – Т.С.Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А.Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А.Ветлугина и её ученики К.Линкявичус, В.В.Ищук и другие. Лаборатория эстетического воспитания Института дошкольного воспитания АПН России разработала педагогические требования к детским музыкальным инструментам, методику обучения игры на отдельных инструментах (Ветлугина Н.А «Детский оркестр» М., 1976).Итак, какие требования сформулированы в изученных программах по музыкальному воспитанию в детских садах.
§ 1
Программа Н.А.Ветлугиной: Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительных группах.
В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослым; обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объёмом знаний и умений. Дети должны знать: названия инструментов, характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, металлофоны звенящие, тарелки громкие), правила пользования инструментами и их хранения, приёмы игры на них, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, название нот и их место на пластинах металлофона
Дети должны научиться: владеть простейшими приёмами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, Правильно расходовать дыхание при игре на триолах, дудочках. Находить удобную аппликатуру при игре на пианино. Приглушать звук тарелок, треугольника. Правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать маракасы. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику и темп. Приучать подбирать по слуху
Программа О.П.Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили: Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушках, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приёмы игры стаккато и глиссандо. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок, которые подбирают на слух расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приёмами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
Программа Т.Э.Тютюнниковой: "Элементарное музицирование с дошкольниками", которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы. В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду, который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования, способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.
Программа И.Каплуновой, И.Новоскольцевой: "Этот удивительный ритм" очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях. В основе разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.
Вальдорфский детский сад. Вольдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов. Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду. Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д. Одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.
Типовая программа системы дошкольного воспитания в детском саду М.А.Васильевой Общей целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Предусматривалось пять основных направлений дошкольного воспитания физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения. Эстетическое воспитание детей составляло важную часть программы. Предусматривалось знакомить детей с разными видами искусства, воспитывать любовь к прекрасному, развивать воображение и чувства. Эстетическое воспитание дошкольников осуществлялось преимущественно на занятиях по изобразительному искусству и на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия дошкольников должны были знакомить детей с разными музыкальными жанрами (марш, танец, песня и др.), учить детей понимать чувства и настроения, выраженные в эмоциональной стихии музыки, а также развивать музыкальный слух детей. Однако главное внимание на музыкальных занятиях уделялось формированию навыков пения и музыкально-ритмических движений. Музыкальный репертуар для слушания, пения и танцев также определялся программой для каждой возрастной группы и каждого квартала года. Четко определены были и конкретные умения детей в пении и музыкально-ритмических движениях. Так, например, дети средней группы (четыре – пять лет) должны были уметь: узнавать песни по мелодии; различать звуки по высоте; петь протяжно, подвижно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать песни; выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах и т. д.
Программа «Радуга» Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т. Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной. Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Так, к задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т. д. Задачи развития сознания — это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т. д. Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей группы (два – три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т. е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять – шесть лет) — это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т. д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей. Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков. Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника — игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности — такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т. д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей. Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др. С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника. Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла. Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, — развитие речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого). Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения. Программа «Радуга» предлагает раздел «Развитие музыкальности», основной задачей которого является не специальное обучение, а развитие способностей слышать музыку. Программа предлагает вариант распределения работы по данному разделу между всеми взрослыми, которые постоянно находятся с детьми в группе – это воспитатель, музыкальный руководитель и приглашенные музыканты. В данном разделе выделены следующие направления: сенсорное воспитание, слушание музыки, развитие навыков пения и музицирования, музыкальное движение, выразительная музыкальная речь, досуги и праздники. Программа выделяет специальное направление – работа музыкального руководителя с воспитателями, куда входят: Подбор репертуара для бытового пения, праздников, слушания музыки. Индивидуальные занятия вокалом. Групповые занятия движением. Разучивание хороводов и народных игр. Составление фонотеки детского сада. Проведение тематических лекций о композиторах, эпохе, музыкальном направлении. Организация музыкальной культурной жизни коллектива детского сада. Подготовка досуга.
Программа «Детство» Эта программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В. И. Логиновой. Руководителем и научным редактором программы является зав. кафедры Т. И. Бабаева. «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников. Основные цели программы — начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Главная задача — ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний. Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». В программе «Детство» выделяется раздел «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки». Музыкальному воспитанию там отводится подраздел «Музыка». В нем не выделяется конкретных направлений в работе музыкального руководителя и воспитателя. Ставятся конкретные задачи перед каждым возрастом, даются представления, умения, навыки, с возрастом добавляются знания и отношения, которые должны быть усвоены детьми, даны уровни освоения программы: низкий, средний, высокий.
Программа «Истоки» Эта программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Программа основана на многолетних научных исследованиях, проводившихся под руководством А. В. Запорожца. Самим названием программы авторы (Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова, А. Н. Давидчук, Л. Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека. Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода. Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья. Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии — Л. С. Высотского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л. С. Выготским и Д. Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают: социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода; ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие; психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период); кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода.
Для каждого возраста авторы определяют свою генетическую задачу, решение которой жизненно важно для полноценного психического развития в этот период. В соответствии с принятой периодизацией психического развития выделяют следующие возрастные периоды. Раннее детство: младенческий возраст (от рождения до одного года);ранний возраст (от года до трех лет). Дошкольное детство: младший дошкольный возраст (три – пять лет); старший дошкольный возраст (пять – семь лет). Задачи каждого периода развития ребенка представлены по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. По этим же линиям для каждого возраста определены содержание и условия педагогической работы и даны показатели развития детей данного возраста.Эстетическое развитие. В младенческом возрасте задачи эстетического развития предусматривают: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать устойчивость слухового внимания, пробуждать чувство радости от пения и музыкальной игры.
В раннем возрасте линия эстетического развития конкретно представлена в следующих блоках: художественная литература (умение слушать и понимать сказки и стихи, повторять их отдельные слова); изобразительная деятельность (обучение простейшим навыкам рисования, лепки); музыка (формирование эмоционального отклика на музыку, умение воспроизводить отдельные музыкальные интонации и плясовые движения).
В младшем дошкольном возрасте те же блоки расширяются и обогащаются более сложными задачами эстетического развития, а именно: художественная литература — развивать у детей способность адекватно воспринимать литературные произведения, различать их жанры и тематику, рассказывать и проигрывать содержание произведений; изобразительное искусство — научить детей использовать доступные изобразительные средства, передавать образы предметов, создавать простейшие изображения; музыка — научить детей слушать и понимать музыку (внимательное прослушивание, определение элементарных жанров произведения, различение тембров инструментов); научить детей двигаться под музыку (двигательные музыкальные этюды, образные танцы, пластические, ритмические движения); научить детей правильно петь и играть на детских музыкальных инструментах.
В старшем дошкольном возрасте те же блоки эстетического развития расширяются и обогащаются. Кроме того, добавляются новые формы эстетической деятельности: художественная декоративная деятельность, детский дизайн (приобщение детей к декоративному оформлению помещений, создание композиций из природных и искусственных материалов, украшение ими одежды и комнат); знакомство детей с музеями изобразительного искусства, что способствует воспитанию ценностного отношения к искусству, развитию художественного восприятия и пониманию языка искусства.
В разделах, посвященных эстетическому развитию, рекомендуются примерные репертуары музыкальных произведений для прослушивания, для занятий по ритмике и для физкультурных упражнений, приводится перечень художественных литературных произведений разных жанров.
ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»(К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан) В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному раз витию ребенка в дошкольном детстве. Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей. Содержание программ мы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы, новый и обширный, подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей; организован по блокам тем, доступных и интересных детям, полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.
- ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»( М. А. Трубникова) Цель программы - обучение детей трех - шеста лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.
- ПРОГРАММА «МАЛЫШ» (В. А. Петрова) Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр
- ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» О.П.Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех - семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушках, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приёмы игры стаккато и глиссандо. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок, которые подбирают на слух расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приёмами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.
- ПРОГРАММА «СИНТЕЗ» (К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан) «Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми: Специальный подбор музыкального репертуара; Использование синтеза искусств; Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы. В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете. Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др. Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов). Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».
Программа «Кроха» Г.Г.Григорьевой , Н.П.Кочетова, Д.Б.Сергеева
Авторы программы считают, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка важно знать общие закономерности этого процесса. И с учётом его особенностей создать такие условия для развития малыша, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нём природой и собственной программой развития. В программе раскрываются общие закономерности развития счеловека в раннем возрасте и чётко обозначено что, как, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Программа состоит из четырёх глав. Первая – предродовая педагогика, вторая – «Как я буду расти и развиваться» содержит характеристику особенностей физического, психического, личностного развития ребёнка от рождения до трёх лет и условий, в которых оно происходит. Третья – «Гуленька» представляет программу воспитания и развития детей первого года жизни. Четвёртая – «Я – сам» предложена программа воспитания и развития ребёнка второго и третьего года по видам деятельности.
Авторы отмечают, что слуховой аппарат здорового ребёнка с рождения готов к восприятию звуков, но его нужно упражнять. Поэтому необходимо развивать не только зрительные, но и слуховые реакции. Использовать для этого звучащие игрушки, погремушки, колокольчики. В пять , шесть месяцев игра на дудочке или металлофоне побуждает малыша к активности: это и эмоциональные возгласы, двигательные реакции. В процессе развития ребёнка музыкальные игрушки и инструменты проходят этапы от просто предметов вызывающих интерес до предметов необходимых для взаимодействия со взрослыми и сверстниками, далее становятся предметом личностного самовыражения.
§2
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова)
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно – развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно – двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально – личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребёнка. Теоретической основой программы являются положения разработанные в отечественной психологии Л.Г.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учёными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и паталогии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровгнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства, в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребёнка. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам.
Первый этап - Воспитывать слуховое внимание и сосредоточение: определять источник звука (где погремушка?, где дудочка?), направление звука (куда идёт Паша с дудочкой?) при выключенном зрении. Учить прислушиваться к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета, узнавать голоса детей, звуки различных музыкальтных инструментов. Развивать чувство ритма (передавать метрическую пульсацию в размере 2/4), передавать ритм в движении вместе и по подражанию взрослому.
Игра на различных музыкальных инструментах при активной музыкальной импровизации взрослого: дети музицируют на пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, колокольчике, маракасе, а также на самодельных музыкальных инструментах – ложках, горшках, трещотках, баночках с сыпучим материалом.
Второй этап – Продолжать знакомить с игрой на некоторых музыкальных инструментах (триоле, свирели, металлофоне, маракасе) для коллективного исполнения. Подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой музыкальным руководителем. Игры со звуком (по системе К.Орфа, по методике В.Жилина)
Третий этап – Продолжать учить игре на различных детских инструментах. Отражать метрическую пульсацию 2/4, 4/4. Подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой музыкальным руководителем. Сопрповождение на музыкальных инструментах песен современных детских композиторов.
Программно-методические материалы. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта ( И.М.Бгажнокова) Представленные материалы являются итогом координации научного и практического опыта сотрудников кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена (С. – Петербург) и сотрудников кафедры специальной психологии и олигофренопедагогики МИОО (Москва). В соответствии с идеей максимально необходимой возможности социокультурного развития каждого ребёнка с особыми нуждами, авторы представляют собственное видение возможных практических решений в части моделирования педагогически организованной среды. Авторы предлагают примерные программы обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития. Одной из форм работы с детьми с выраженной умственной отсталостью в плане их музыкального, двигательно, эмоционального и умственного развития могут быть комплексные музыкально-ритмические занятия. Программное содержание работы в этом плане предполагает реализацию следующих направлений на всех годах обучения: подготовка детей к восприятию музыки, развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку, формирование музыкально-ритмических движений и обучение игре на простых детских музыкальных инструментах.
Содержание раздела обучение игре на простых детских музыкальных инструментах: Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии. Учить детей слушать мелодию маршевого характера, предлагать детям поиграть на барабане. Учить детей менять движении я с погремушкой в связи с изменением музыки. Учить детей звенеть колокольчиком, затем бубном, ложками. Знакомить детей со звучанием треугольника. Учить детей различать тембр детских музыкальных инструментов. Учить детей играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание (Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева) Отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребёнка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. В программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие»,»Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». В программе определены задачи коррекционно – воспитательной работы с детьми по данному разделу на каждый год пребывания, сформированы задачи обучения и воспитания детей на каждый квартал учебного года, определены возрастные показатели потенциальных возможностей и достижений ребёнка по всем годам обучения в каждом из разделов, представленных в программе.
В разделе «Эстетическое развитие» рассматриваются следующие виды детской деятельности: Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность. Ознакомление с художественной литературой. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства
Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма. В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Первый год обучения – знакомить детей с музыкальными инструментами: колокольчиком, бубном, погремушкой, фортепиано. Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов: колокольчика, барабана, погремушки, знакомить детей с духовой группой музыкальных инструментов: свирелью, дудочкой, свистулькой. Учить детей играть на металлофоне, бубне, совместно со взрослым и по подражанию, соблюдая ритмический рисунок мелодии. Второй год обучения – Учить различать и называть музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, ложки, гитара). Учить детей играть на музыкальных инструментах, подражая действиям взрослого или выполнять действия по образцу (индивидуально и в парах). Учить различать и называть музыкальные инструменты на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, губная гармошка, баян, ложки, гитара). Учить детей извлекать звуки на ударных инструментах, используя знакомые детям образы «птички клюют», «дождик капает». Формировать интерес к коллективной игре на различных музыкальных инструментах: металлофоне, губной гармошке, барабане, ложках, трещотках, маракасах, бубенчиках. Третий год обучения – Формировать у каждого ребёнка желание активно участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах (ударный оркестр). Четвёртый год обучения – Учить осуществлять с помощью взрослого подбор музыкальных инструментов, учитывая индивидуальные возможности и желания детей. Развивать индивидуальные творческие способности детей, выделяя в коллективе две группы для игр на различных музыкальных инструментах - духовые и ударные.
Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста (О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова).
В программе определены задачи воспитательной работы с детьми по разделам, на каждый год обучения, сформированы задачи обучения и воспитания детей на каждый учебный год, представлен музыкальный материал для слушания, для пения и музыкально-ритмических движений. Игра на музыкальных инструментах не выделяется в отдельный вид музыкальной деятельности. Знакомство с музыкальными инструментами (триола, свирель) происходит в процессе проведения музыкально – дидактических игр на третьем году обучения.
Программно-методические материалы Псковского лечебно-педагогического центра для детей инвалидов. Музыка, по мнению авторов, является неотъемлемой часть учебно-воспитательного процесса. Она рассматривается как средство самовыражения и как средство развития способности учащихся. Выделяют следующие виды учебной деятельности: Слушание музыки как целеноправленное, так и фонов. Пение. Игра на музыкальных инструментах (использовать части тела как музыкальные инструменты, использовать различные предметы в качестве музыкальных инструментов, знакомиться с различными музыкальными инструментами и спосмобами извлечения звуков на них, играть на музыкальных инструментах карла Орфа, аккомпанировать. Движения под музыку
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.(Н.Д.Дементьева, Т.И.Исаева, Г.И.Багаева) программа раздела «Музыкально-ритмические занятия» объединяет речь, игру, общение и конечно музыку. Она в основном направлена на пробуждение у глубоко умственно отсталых детей интереса к окружающей жизни. Речь и музыка несут ребёнку ритм окружающего мира, который живёт в нём. Программа разработана на традициях русского фольклора, в частности детского. Она опирается на такие жанры как песнги, хороводы, колыбельные, прибаутки, потешки, заклички, приговорки, которые являются источником национальных интонаций в музыке. Специфика работы с глубоко умственно отсталыми детьми делает невозможным использование фортепиано (работа в кругу). Таким образом, педагогу желательно уметь играть на различных несложных музыкальных инструментах (металлофоне, флейте, лире, шумовых инструментах). Предлагается музыкальный репертуар для слушания, пения и перечень игровых хороводов для каждого этапа обучения.
Глава 3 Особенности развития музыкальной деятельности (музицирования) у детей, имеющих нарушения в развитии.
(про развитие деятельности у.о., психических процессов, моторики, речи , мышления….)
Глава 4 Формы организации и содержание работы по раннему приобщения к игре на музыкальных инструментах детей, имеющих нарушения в развитии
§1 Подгрупповые и индивидуальные музыкально-игровые занятия
§2 Музыкально - театрализованные досуги
§3 Самостоятельная деятельность детей (организация развивающей среды)
Глава 5 Диагностика
Музицирование (игра на музыкальных инструментах)
Диагностические показатели | 1г до 1г3м | 1г3 – 1г6м | 1г6 – 1г9м | 1г9 – 2л | 2л – 2л6м | 2г6 – 3л | 3л-4л |
1. Самостоятельно обследует музыкальные инструменты | + | ||||||
2. Ударяет по бубну ладошкой | + | ||||||
3. Ритмично помахивает погремушкой | + | ||||||
4. Ударяет погремушкой по ладошке | + | ||||||
5. Ударяет палочкой по барабану | + | ||||||
6. Ударяет деревянными ложками одну об другую | + | ||||||
7. Звонит в колокольчик | + | ||||||
8. Всей ладошкой нажимает на клавиши фортепиано | + | ||||||
9. Ударяет палочкой по пластинам металлофона | + | ||||||
10. Ударяет палочкой по треугольнику, который держит взрослый | + | ||||||
11. Объединяются в ансамбль. Играют на музыкальных инструментах совместно | + | ||||||
12. Потряхивает бубен одной рукой | + | ||||||
13. Дудит в дудочку | + | ||||||
14. Встряхивает маракасы | + | ||||||
15. Выполняет скользящие движения палочкой по пластинам металлофона | + | ||||||
16. Самостоятельно держит треугольник и ударяет по нему палочкой | + | ||||||
17. Играют в ансамбле на музыкальных инструментах поочерёдно | 3г | ||||||
18. Вращает ручку музыкальной шарманки | 3г | ||||||
19. Одним пальчиком нажимает клавиши фортепиано | 3г | ||||||
20. Сталкиваясь с самодельным музыкальным инструментом, творчески исследует его, пробует извлечь из него звуки | 3г | ||||||
21. Знает название музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, дудочка, маракасы, барабан, металлофон, ксилофон, аккордеон, пианино) | 3.6 4г | ||||||
22. Пробует самостоятельно что-то наигрывать на сам. Муз. Инстр. («как поёт птичка», «гремит гром», «капает дождь») | 3.6 4г | ||||||
23. Свистит в свистульку | 4г | ||||||
24 «Импровизирует» на самодельных музыкальных инструментах под муз. Плясового характера:
| 4г | ||||||
25. Владеет простейшими приёмами игры на детских муз.инстр. | 4г |
«Домисолька» - диагностика развития музыкальной активности
Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития, поэтому в методике «Домисолька» для каждой возрастной группы (от рождения до четырёх лет) выделяются наиболее значимые и информативные показатели музыкальной активности. Эти показатели развития музыкальной активности отражают:
- Последовательность и возрастные сроки формирования музыкальных умений
- Уровень развития музыкальных умений, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе.
С учётом своеобразия музыкальной активности детей, имеющими различные нарушения развития, формирование определённых умений имеет временной период от 2-х до полугода. Для таких детей характерно:
- Замедленный темп сенсомоторных функций
- Вялость или, наоборот, повышенное беспокойство
- Замедленное предречевое развитие
- Недоразвитие речевых навыков
- Позднее формирование навыков самостоятельности
- Снижение познавательного интереса
- Выраженные нарушения внимания и памяти
- Нарушения поведения
- Слабая интеллектуальная продуктивность.
Детям предлагаются задания, и отмечается реакция ребёнка. Проводится диагностика путём наблюдения и создания специальной провоцирующей ситуации. Дети первого года жизни наблюдаются в привычной для них обстановке, в группе. Для детей второго и третьего года жизни организовывается подгрупповое или индивидуальное диагностическое занятие. В процессе диагностики взрослый не обучает, а выявляет уже освоенные ребёнком умения.
На основе результатов диагностики составляется характеристика развития музыкальной активности ребёнка. Осуществляя контроль за индивидуальным развитием музыкальной активности ребёнка заполняется схема динамики, где музыкальный педагог отмечает те изменения, которые произошли в развитии за определённый период времени. Для этого необходимо соотнести показатели музыкальной активности ребёнка, соответствующие его возрасту, с указанными в таблице видами музыкальной деятельности, которые остаются неизменными в течение года.
Диагностика развития музыкальной активности и ведение схемы динамики позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребёнка, о его способности обучаться и соответственно корректировать содержание занятий. Данные диагностики и наблюдения за детьми станут основой индивидуальной стратегии их обучения.
Диагностика музыкальной активности «Домисолька» проводится два раза в год, в 1-й квартал (сентябрь…) и 4-й квартал (июнь…). Всего 4 квартала: осень, зима, весна, лето. Основным параметром является проявление активности во всех видах музыкальной деятельности:
- Слушании
- Вокализации, подпевании, пении
- Приобщении к музыкально-ритмическим движениям, музыкально-ритмических движениях
- Музицировании
При определении уровня музыкального развития можно брать за основу следующие критерии:
Высокий уровень: творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности). Соответствие по всем показателям.
Средний уровень: эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё при некотором затруднении в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. Соответствие по двум – четырём показателям.
Низкий уровень: ребёнок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. Соответствие по одному показателю.
Критический уровень: негативное отношение ребёнка к музыке, музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью. Нет соответствий. Нет сосредоточения на музыкальных звуках, музыку не слушает даже если взрослый обращается непосредственно к нему. Петь и танцевать не умеет, смысла действия не понимает. Играть на инструментах не может, от совместных действий отказывается.
Условные обозначения уровней музыкального развития и эмоциональной отзывчивости.
- К показателям музыкального развития.
- Высокий уровень муз. развития - если соответствие по всем показателям.
- Средний уровень муз. развития – если соответствие по двум – трём показателям.
- Низкий уровень муз. развития – если соответствие по одному показателю
- Критический уровень муз. развития – если нет соответствий
2. К уровню эмоциональной отзывчивости.
- Яркая эмоциональность. Свободно проявляет радость от прослушанного музыкального произведения или песни, напевает мотив, сопровождает слушание ритмичными действиями (покачивает в такт головой, взмахивает руками, или приплясывает).
- Ровное отношение. Как правило, сосредотачивается на некоторое время на звучании музыки. Иногда проявляет интерес к музыкальной деятельности в процессе занятия, в основном, участвует в занятиях по требованию взрослых.
- Негативное отношение. Музыка не вызывает вообще никаких эмоциональных реакций, складывается впечатление. Что ребёнок её не воспринимает. Интерес к музыкальной деятельности отсутствует, попытки взрослого привлечь его к участию воспринимает негативно.
Для проведения диагностической процедуры необходимо оборудование и материалы:
- Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, свистульки, бубен, барабан, дудочка)
- Самодельные музыкальные игрушки (звучащие коробочки, банка-барабан)
- Деревянные ложки
- Магнитофон с аудиокассетами различных мелодий (песни, пляски, марши)
- Настольная и напольная ширма
- Рукавички с изображением мордочек животных (кошка, собака, петушок)
- Атрибуты и костюмы, маски для игры-драмитизации
- Нагрудники с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц.
- Игрушки: кошечка, собака, лошадка, кукла, мячи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой план работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Примерное выполнение годового плана по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.В плане отражены современные требования к построению образовательного проц...
«Сказки-шумелки» - как средство приобщения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к игре на музыкальных инструментах
Одним из действенных средств приобщения ребенка к культуре своего народа является музыкальная деятельность. Среди всех видов музыкальной деятельности музицирование или игра на музыкальных инструментах...
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.
Необходимость обращения к истокам народных традиций, обычаям народа не случайна. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки. Большое место в...
Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»
Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...
Речевая игра для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Назови семью»
Цель – уточнить знания детей о диких животных.Задачи: активация и расширение словаря по теме «дикие животные»,стимулирование речевой активности детей,развитие связной речи, употребле...