Урок "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов" 6 кл
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Задачи:
-познакомить с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
-формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
-развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_obychai_6_kl.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 6 кл
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 этап: организационный момент
Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное;
2 этап: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3 этап: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите? Тема дочери Тема матери
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) Покорность, смирение с безвыходной ситуацией
Песня звучит напряжённо, в миноре
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.Рассмотрим некоторые их них.
СЛАЙД-шоу или репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва, «Сватовство майора» Павла Федотова, «Портрет молодой женщины в сарафане» П. Барбье.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность свой доле)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?попробуем исполнить её в лицах.ПЕНИЕ: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
СЛУШАНИЕ: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
СЛУШАНИЕ: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив.
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки Опера «Хованщина» М. Мусоргского
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»
Музыка М. Глинки в духе народной песни Народная песня, включённая в оперу
ВЫВОД: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.5 этап: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР
Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли"...
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Эта презентация вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобрази...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...
Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....
Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов".Урок был составлен в 2015 году....
Понятие красоты в адыгейских обычаях и фольклоре
Ребята, я хочу сейчас прочесть эти замечательные стихи с помощью которых Сафер Яхутль прославил красоту родного края, любимой Адыгеи , на земле которой существуют такие старинные обычаи, традици...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....