Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР
план-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему
Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки для 6 класса ЗПР
«Обряды и обычаи в фольклоре»
Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
- знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре
- формировать умение давать характеристику музыкальным темам
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; «Бояре, а мы к вам пришли»
Оборудование: магнитофон, CDдиск. Мультимедийное оборудование
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на экран:
Класс разделен на группы
На экране: 1 слайд
-«Вырастешь большая отдадут тя замуж
в деревню большую, сторону чужую»,
- Как вы понимаете эти строки из русской народной песни?
- «Девушку отдадут замуж и она покинет отчий дом».
- Может, уже кто-то догадался, о чем мы сегодня будем говорить и какая будет звучать музыка?
- На экране тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре» 2 слайд
Дети читают тему урока, открывают учебник стр.30 и записывают в тетрадь.
- - Из каких источников мы узнаём историю наших предков?
- Что нам помогает проникнуть в культуру прошлого народа?
(читают в учебнике стр. 30) 3 слайд
(Народные песни, игры, былины, старинные предания, инструментальные наигрыши).
- Вспомните жанры народных песен? (Колыбельные, шуточные, песни – причитания, песни – сказы рассказывающие о далёком прошлом, календарные).
И всё это огромное богатство Фольклор
2. повторение пройденного материала
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? ОБРЯД? 4 слайд
(работают с карточками: 1 группа над словом фольклор, а 2- обряд (отвечают)
- Народное творчество, чаще всего устное.
-Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека.
Учитель: К обрядовому фольклору относятся:
календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
5 слайд- Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.
3. Изучение нового материала
6 слайд- Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы
7 слайд- На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
8 слайд-Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
9 слайд- текст на экране, слушают
- Какое настроение создаёт эта песня?
10 слайд- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Чем отличаются музыкальные интонации вопросов дочери и ответов матери?
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии в учебнике) Что вы видите? (Работают в группах правильность ответов сверяем с доской)
11 слайд-
Средства музыкальной выразительности | Тема дочери | Тема матери |
Интонация | Взволнованные, повторяющиеся нисходящие и вновь взлетающие интонации, которые не получают завершения. Переживание, тревога | спокойная построена на неторопливой медленно спускающей мелодией, покорность, смирение судьбой дочери |
Темп | Очень скоро | Сдержанно, медленно |
Динамика | f | mf |
Регистр | высокий | низкий |
Лад | минор | минор |
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске). 12. 13.14.
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Разучивание и пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
15 слайд-
МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!
16 слайд-Народная свадьба не просто шла, она разыгрывалась, сохраняется поныне выражение "играть свадьбу". Играли широко, в ней принимали участие вся родня и соседи.
17 слайд-Основными моментами свадебного обряда на русской свадьбе были: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник. В день свадьбы: выкуп, венчание, свадебный поезд и приезд в дом жениха. Затем следовал свадебный пир. В наши дни на свадьбе также бывают традиционный свадебный поезд жениха, обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья.
18 слайд-Сейчас прозвучит р.н.п. «Бояре, а мы к вам пришли». В какой момент свадебного театрального действа она может звучать? (выбирают из списка нужное)
19 слайд- Разыгрывают песню.
4 Подведение итогов слайды 20,21
Вывод: На сегодняшнем уроке мы познакомились с обрядовыми народными песнями. Одним из самых красивых обрядов «Старинная русская свадьба». Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной целью обрядового действия. Давайте вспомним, какие это были песни?
У вас на парте лежат, карточки с названием народных песен, которые мы с вами слушали и исполняли на уроке.
Я буду вам показывать картину. А вы должны сказать какая к ней подходит песня по характеру и содержанию. Почему?
Песни: «Матушка…», «Бояре, а мы к вам пришли».
22 слайдД.З. назвать оперы и балеты в которых есть свадебные обряды
Рефлексия 23 слайд
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
24 слайд. Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обряды и обычаи русского народа
Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд русского народа...
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Эта презентация вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобрази...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...
Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....
Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
Конспект открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов".Урок был составлен в 2015 году....
Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....
Урок "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов" 6 кл
Задачи:-познакомить с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;-формировать умение дава...