Обряды и обычаи в фольклоре 6 класс ЗПР
план-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему

Ярославцева Марина Юрьевна

Свадебный обряд. Знакомство и анализ песни "Матушка, матушка, что во поле пыльно". Разыграй песню "Бояре, а мы к вам пришли"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки для 6 класса ЗПР

«Обряды и обычаи в фольклоре»

Содержание:  Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

  • знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре
  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам
  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»; «Бояре, а мы к вам пришли»

Оборудование: магнитофон, CDдиск. Мультимедийное оборудование

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на экран:

Класс разделен на группы

На экране: 1 слайд

-«Вырастешь большая отдадут тя замуж

в деревню большую, сторону чужую»,

 -  Как вы понимаете эти строки из русской народной песни?

- «Девушку отдадут замуж и она покинет отчий дом».

- Может, уже кто-то догадался, о чем мы сегодня будем говорить и какая будет звучать музыка?

- На экране тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре» 2 слайд

Дети читают тему урока, открывают учебник стр.30 и записывают в тетрадь.

-  - Из каких источников мы узнаём историю наших предков?  

 - Что нам помогает проникнуть в культуру прошлого народа?

(читают в учебнике стр. 30) 3 слайд

 (Народные  песни, игры, былины, старинные предания, инструментальные наигрыши).

 - Вспомните жанры народных песен? (Колыбельные, шуточные, песни – причитания, песни – сказы рассказывающие о далёком прошлом, календарные).

И всё это огромное богатство Фольклор

2. повторение пройденного материала

 - Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР? ОБРЯД? 4 слайд

(работают с карточками: 1 группа над словом фольклор, а 2- обряд (отвечают)

 - Народное творчество, чаще всего устное.

-Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человека.

 Учитель: К обрядовому фольклору относятся:

календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

    5 слайд- Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

3. Изучение нового материала

   6 слайд- Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы

  7 слайд- На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

 8 слайд-Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

9 слайд- текст на экране, слушают

- Какое настроение создаёт эта песня?

 10 слайд- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери) Чем отличаются музыкальные интонации вопросов дочери и ответов матери?

Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии  в учебнике) Что вы видите?  (Работают в группах правильность ответов сверяем с доской)

11 слайд-

Средства музыкальной

выразительности

Тема дочери

Тема матери

Интонация

Взволнованные,  повторяющиеся нисходящие и вновь взлетающие интонации, которые не получают завершения. Переживание, тревога

спокойная построена на неторопливой медленно спускающей мелодией, покорность, смирение судьбой дочери

Темп

Очень скоро

Сдержанно, медленно

Динамика

f

mf

Регистр

высокий

низкий

Лад

минор

минор

- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске). 12. 13.14.

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

 Разучивание и пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

15 слайд-

МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 16 слайд-Народная свадьба не просто шла, она разыгрывалась, сохраняется поныне выражение "играть свадьбу". Играли широко, в ней принимали участие вся родня и соседи.

 17 слайд-Основными моментами свадебного обряда на русской свадьбе были: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник. В день свадьбы: выкуп, венчание, свадебный поезд и приезд в дом жениха. Затем следовал свадебный пир. В наши дни на свадьбе также бывают традиционный свадебный поезд жениха, обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья.

  18 слайд-Сейчас прозвучит р.н.п. «Бояре, а мы к вам пришли». В какой момент свадебного театрального действа она может звучать? (выбирают из списка нужное)

  19 слайд- Разыгрывают песню.

  4 Подведение итогов слайды 20,21 

Вывод: На сегодняшнем уроке мы познакомились с обрядовыми народными песнями. Одним из самых красивых обрядов «Старинная русская свадьба».  Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной целью обрядового действия. Давайте вспомним, какие это были песни?

У вас на парте лежат, карточки с названием народных песен, которые мы с вами слушали и исполняли на уроке.

Я буду вам показывать картину. А вы должны сказать какая к ней подходит песня по характеру и содержанию. Почему?

Песни: «Матушка…», «Бояре, а мы к вам пришли».

22 слайдД.З. назвать оперы и балеты в которых есть свадебные обряды

Рефлексия 23 слайд

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

24 слайд. Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд  русского народа...

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Эта презентация  вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобрази...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...

Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....

Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект  открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи  в фольклоре и  творчестве композиторов".Урок был составлен  в 2015 году....

Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....

Урок "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов" 6 кл

Задачи:-познакомить с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;-формировать умение дава...