Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.

Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.

В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позволит заинтересовать учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_6_klasse.docx17.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки

Учитель: Шнитина Марина Анатольевна

ГБОУ СОШ №476 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

УМК: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Класс: 6

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ф-но, доска, аудиосистема

Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Цель: познакомить учащихся с выразительными особенностями музыки.

Задачи: -воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа

             -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства

             -приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственному феномену.

Планируемые результаты:

1.Личностные: -знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России

                          -уважительное отношение к истории и культуре своей страны, воспитание чувства эмоционально-

                        нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей, сопереживание им.

2. Метапредметные: -самостоятельный выбор целей и способов решения задач (включая интонационно- образный

                                     анализ в процессе восприятия музыки различных эпох, стилей, жанров.

3.Предметные: -сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую

                            деятельность.

                           -способность эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи

                            с жизнью, со специальной терминологией: жанры народных песен, средства музыкальной  

                            выразительности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Вводный этап

Основной этап

Обобщение и систематизация знаний

1.Организация учебной мотивации.

Повторение:

-2 жанра музыки

-какой жанр более понятен людям? почему?

-с каким жанром вокальной музыки познакомились на прошлом уроке?

2.Сообщает:

Эпиграф урока:

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

-Кто сказал эти строки?

3.Предлагает подумать, о чем пойдет речь на уроке?

-Как называлось в давние времена творчество народа?

-Можно отнести обряды к фольклору?

-Тема урока.

1.Предлагает вспомнить, что такое фольклор?

2.Беседа:

Фольклор-народное творчество.

Назвать самый распространенный жанр народного творчества в музыке?

Назвать жанры народных песен.

Когда исполняются обрядовые песни?

 «Сегодня поговорим о самом красивом обряде- свадебном. Что вы знаете о старинном свадебном обряде?

Счастливое это время для невесты и ее семьи?»

Так случилось, что и народ, и композитор обратили свое внимание в написании музыки на один и тот же текст, который поведает нам историю свадебного обряда.

Вопросы:

-сколько действующих лиц в тексте?

-кто они?

-как ведет себя мать?

-дочь хочет выходит замуж? почему?

-Предлагает послушать первый вариант песни композитора Матвеева «Матушка, матушка…»

Вопросы:

-чем отличаются музыкальные интонации вопросов дочери и ответов матери?

-сколько музыкальных интонаций в песне?

Предлагает послушать второй вариант песни. (народная песня).

Что здесь изменится?

Предлагает рассмотреть репродукции картин (учебник).

Какая из этих картин соответствует песне Матвеева? (2).

Какая соответствует народной песне? (1).

Итог: песни раскрывают глубокую трагедию многих поколений женщин дореволюционной деревни.

Все чаще в наше современное время устраивают свадьбы с определенными обрядами.

Может там звучать народная музыка?

Будет ли она похожа на музыку, которую мы слушали сегодня?

Сюрприз: свадебная народная песня в современной обработке «Ой река-река».

В результате каких изменений музыки она звучит современно?

Предлагает: игра «Я- утверждаю».

1.Народные песни- это устное народное творчество (+).

2.Обряд-это символическая церемония (+).

3.Драматичные интонации звучат в русской народной песне (-).

4.Русская народная песня «Матушка, матушка…» написана в куплетной форме (+)

5.В музыке, звучавшей на уроке, раскрыта глубокая трагедия (+).

Ответы учащихся по пройденному материалу.

Поочередно высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают кроссворд (работа в парах).

Чтение второго абзаца учебника (стр.30).

Отвечают на вопросы.

Читают текст, обсуждают его содержание.

Слушают музыку, называют средства музыкальной выразительности, использованные в песне.

Записывают в тетрадь:

-композиторская

-песня-диалог

-в голосе невесты смятение, страх, безысходность.

-музыкальное сопровождение- оркестр р. н. инструментов.

Слушают, отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь:

-народная

-в голосе невесты покорность, смирение

-медленный темп

-музыкальное сопровождение- гитара.

Работают с учебником.

Предполагают, отвечают на вопросы.

Слушают, делают выводы, отвечают.

Работают с музыкальным словарем (средства музыкальной выразительности).

Работают в тетради.

Взаимопроверка ответов на вопросы.

Оценивают друг друга.

Познавательные УУД:

-сформированность мотивационной направленности на музыкально-творческую деятельность

Метапредметные УУД:

-умение самостоятельно ставить учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов.

Личностные УУД:

-принять на себя роль ученика и слушателя.

-проявлять интерес к теме.

Познавательные УУД:

-размышление о воспроизведении определенного образа в различных видах искусства

-выдвижение гипотез, их обоснование.

Личностные УУД:

-понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, воспитательной) в жизни людей, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект  открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи  в фольклоре и  творчестве композиторов".Урок был составлен  в 2015 году....

Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты....