Методическая разработка урока музыки в 6 классе на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
методическая разработка

Соколова Анна Михайловна

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям Музыки.

Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.

В разработку урока включены познавательные и игровые моменты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки

Учитель: Соколова Анна Михайловна

ГБОУ СОШ №383 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

УМК: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Класс: 6

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ф-но, доска, аудиосистема

Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».

Тема урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»


Технологическая карта

Тема

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Цель

Знакомство с обрядом старинной русской свадьбы на примерах народной

песни и музыкальных фрагментов из опер русских композиторов XIX века.

Основное содержание темы, термины и понятия

Обряды, обычаи, фольклор, былина, частушки

Планируемый результат

Предметные

Универсальные учебные действия

  • Анализировать развитие музыкальных образов создаваемых исполнителем;
  • Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;
  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

Метапредметные:

  • Принимать учебную задачу урока;
  • Принимать и сохранять учебное задание;
  • Использовать музыкальную терминологию;
  • Извлекать информацию из различных источников в соответствии с целью;
  • Сравнивать и классифицировать информацию;
  • Умение устанавливать аналогии, размышлять, рассуждать;

Познавательные:

- умение давать определение понятиям;

- структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ.

Регулятивные:

-определять цель в деятельности, выбирать средства достижения цели индивидуально и в паре;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль, проявлять способность к волевой саморегуляции;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

- оценивать степень достижения цели в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

- уметь публично защищать свою позицию;

- формирования умения вести диалог, эффективно взаимодействовать в паре, группе;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- обладать способностью к саморазвитию и самообразованию;

- осознавать свои эмоции, оценивать свои и чужие поступки в разных ситуациях, понимать эмоциональное состояние других;

- формирование осознанной самооценки;

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, ИЗО.

Фронтальная,

в парах,

индивидуальная

Учебник «Музыка. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.

Рабочая тетрадь;

Мультимедийный проектор, компьютер;

Атрибуты (нотки, лепестки)


Основные этапы урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Повторение предыдущей темы

Обобщение полученных сведений на предыдущем уроке

Проверить готовность обучающихся к уроку.

Ориентироваться на знания, полученные на предыдущих уроках.

Собрать «цветочек» в нужной последовательности:

1. Выразительный переход от звука к звуку (интонация)

2. Скорость звучания (темп)

3. То, что передает настроение (лад)

4. Основа произведения, то благодаря чему мы можем различать одно произведение от другого (мелодия)

5. Высота звучания (регистр)

6. Чередования длительностей (ритм)

7. Окраска звучания (тембр)

8. Оттенки громкости (динамика)

Отвечают на вопросы

Собирают «цветочек» со средствами музыкальной выразительности

Активизируют имеющиеся знания

Познавательные:

- умение давать определение понятиям;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанного одноклассниками;

-умение анализировать информацию, делать выводы.

Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

- формирования умения вести диалог;

Личностные:

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

2.Вызов (актуализация)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся.

Вопросы учителя:

- Кто-нибудь может сказать, что такое фольклор? – устное народное творчество

- А что значит «устное»? – из уст в уста

- Какие вы знаете жанры фольклора?

- Что поют родители ребенку на ночь? – колыбельную

- Шутливая короткая песенка? – частушка

- Знаете ли вы, что такое обряд? – определенные действия, которые сопровождают важные моменты жизни

- А что такое обычай? – традиционно установленные правила поведения

Масленица – это проводы зимы, встреча весны

- Что принято делать на Масленицу? – жарить блины, сжигать пугало

- Есть специальные экспедиции, благодаря которым мы узнаем традиции, песни, которые исполняют на определенных праздниках, обрядах

- Как вы считаете, могут ли композиторы брать за основу РНП и делать аналоги? – да

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

«Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»

- Один из самых красивых обрядов – старинная русская свадьба

А теперь давайте попробуем определить цель урока. Чему мы должны научиться на уроке?

Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа, познакомиться с народными песнями, былинами, старинными преданиями, обрядами и обычаями.

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания

Высказывают свои предложения

Познавательные:

- умение давать определение понятиям;-

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

-уметь вступать в учебное сотрудничество.

Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

3. Изучение нового материала

Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

Просмотр мультимедийной презентации

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Свадебный обряд подразделялся на две части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты.

Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях, посещением родных.

1 часть: Песни невесты назывались плачами, как вы считаете почему?

Слушание песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» 

- Какое настроение у песни?

- Какой темп?

2 часть: В свадебных песнях есть сравнение, обращение к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, а парень – с ясным соколом.

Слушание песни «На море утушка купалася»

В венчальных песнях прославляли жениха и невесту.

Слушание песни «В нас Иванушка богатенький»

Но в начале мы с вами говорили о том, что композитор может использовать в своих произведениях РНП.

Слушание песни «Сватушка» из оперы «Русалка» А.С.Даргомыжский

- В какой части свадебного обряда может быть игра? – во второй

Существует игра «Ручеек», давайте попробуем ее воспроизвести

Слушают учителя;

Слушают произведения;

смотрят презентацию; обсуждают, анализируют информацию.

Познавательные:

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации (учебник).

Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- работать по плану, инструкции;

- планировать деятельность в учебной ситуации;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, четко аргументируя свое мнение;

- формирования умения вести диалог;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли.

Личностные:

- овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

- обладать ответственным отношение к учению;

- обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

4. Рефлексия

Обобщение полученных знаний.

- Что такое фольклор?

- Назовите жанры фольклора

- С каким обрядом мы с вами сегодня познакомились?

- Из скольких частей он состоит?

- Что характерно для первой части?

- Что характерно для второй части?

У каждого из вас есть нотка определенного цвета. Каждый цвет передает настроение. Надо распределить ваши нотки по двум частям Свадебного обряда.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

овладение знаниями, умениями и навыками и их применения в различных жизненных ситуациях;

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль, проявлять способность к волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

-уметь излагать свое мнение;

-аргументировать свою точку зрения;

-формулировать ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"

Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....

Методическая разработка урока музыки в 6 классе по теме: "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Данная методическая разработка урока будет полезна в работе учителям музыки.Разработка урока составлена с учетом требований ФГОС.В разработку урока включены познавательные и игровые моменты, что позво...

Урок музыки в 6 классе " Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Конспект  открытого урока по музыке в 6 классе на тему "" Обряды и обычаи  в фольклоре и  творчестве композиторов".Урок был составлен  в 2015 году....

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Жизнь и творчество известного ученого"

Данный урок разработа по теме "Жизнь и творчество известного ученого" для 8 класса по УМК "Rainbow English"...