Принимая во внимание способности
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской
Сухоруков Д.В.
Принимая во внимание способности
Челябинск
Что такое способности. Психология подчеркивает, что способности и знания, способности и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Если мы допустили бы, что способности тождественны навыкам и знаниям, тогда оценка на экзамене стала бы окончательным и не подлежащим обжалованию приговором способностям вашего сына или дочери.
Говоря о способностях, мы оперируем такими философскими понятиями, как «возможность» и « действительность». Способности человека – лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки человеку, будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями, от того, как его будут обучать и т.д.
Способности – это возможность, а достигнутый уровень мастерства – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут не развиться.
Психология устанавливает общее правило развития человеческих способностей. Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к игре на инструменте, если его не учили этому. Только в процессе обучения может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы игры.
Проявляясь в конкретной деятельности, способности в ней же развиваются и формируются. Так, систематические, упорные занятия музыкой могут развить сравнительно слабые музыкальные способности. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему в конце концов заслуженную славу.
Даже если и не вундеркинды. Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж невидаль. Особенно в нашей стране, где создаются все условия для развития одаренных детей.
Уж не следует ли из этого, что каждый ребенок- это талант? Пусть потенциальный, скрытый, непроявившийся, но, тем не менее, заведомо талант. Ответить на это нелегко, потому что категорическое «да», как и категорическое «нет», способно принести равно большой вред ребятам, их родителям, школе.
Весь разговор в том, что имеется в виду, когда говорят «каждый ребенок талантлив». Мы отвергли мнение, что каждый ребенок окажется талантлив в любой наперед заданной деятельности и что, принципиально говоря, можно всякого ребенка довести до вершин мастерства в любой, заранее намеченной профессии, будь то профессия композитора, скульптора, слесаря универсала, балетмейстера, кинорежиссера, оперного певца, физика-теоретика, писателя, конструктора космических кораблей и футбольного тренера. Однако мы не стали, бы возражать против того, что каждый ребенок талантлив, если понимать это так: каждый ребенок при правильном определении его склонностей и развития его способностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности. Другими словами, мы говорим «да», когда речь идет о бескрайнем просторе для развития талантов и разнообразных, иногда неожиданных для ребенка и его близких направлениях, обусловленных его склонностями и общественными потребностями. Мы говорим «нет», когда развитие таланта представляется узкой дорожкой, которую «заботливо» выбрали для ребенка опекающие его взрослые, исходящие из соображений выгоды, традиций или тщеславия.
Лишь у немногих дарование лежит на поверхности - его приходится обнаруживать и специально развивать, не навязывая молодому человеку своих представлений о единственно возможном для него жизненном пути, а помогая ему самому найти этот путь и укрепиться в своем выборе.
Как можно выявить способности человека, а выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко решаемой.
Трудоспособность. Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности. Прежде всего, этим - хотя, разумеется, и не только этим - отличаются они от остальных детей. Очевидно, уместно будет сделать такое предположение: а не является ли, в свою очередь, отсутствие трудолюбия серьезным фактором, препятствующим развитию способностей у тех детей, которые кажутся окружающим, да и им самим бесталанными? Не следует ли трудоспособность рассматривать в общем ряду человеческих способностей и даже во главе всего ряда? Педагогический опыт подтверждает правильность этой гипотезы.
Трудоспособность не заменяет всех других способностей, а соседствует с ними и обостряет их. Но даже в том случае, когда все остальные способности кроме нее, оказываются первоначально невыраженными (это бывает, в общем, довольно редко), то и тогда конечные результаты трудовой деятельности могут быть поразительными.
Вот почему, говоря о развитии способностей, надо, прежде всего, сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям, о преодолении отвращения к систематическому и напряженному труду.
Лень- это отвратительная черта характера, свидетельство душевной дряблости и бессилия. У ленивого человека нет и не может быть оправданий, в том числе и наличием способностей, которые заглушены и замаскированы ленью.
Бороться с ленью можно только одним способом - постепенно втягивая ребенка в трудовую деятельность, прививая ему привычку к труду и трудовому усилию. Не надо чересчур полагаться на разговоры и назидания. Важнее наладить контроль за выполнением учебного задания, режимом домашних занятий, способствовать созданию рабочей обстановки. Немалое значение имеет и личный пример.
….плюс интерес. Другой существенно важный фактор развития способностей ребенка - устойчивые, специальные интересы, специальные, потому что говорить об интересах « вообще» как факторе способностей, само собой, нет смысла, так как нет ребенка, у которого бы не было самых разнообразных интересов: к футболу, почтовым маркам, голубям и т. д.
Специальные интересы в данном случае - это интересы к содержанию какой- то области человеческой жизни и деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь неприметно превращается в действенное овладение приемами и способами деятельности.
Подмечено, что пробуждение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития.
Итак, устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребенком являются сигналом, который должен заставить окружающих, и в первую очередь родителей, насторожиться, не дают ли себя знать зарождающиеся способности?
Это зависит от семьи. Трудно сказать, что приносит больший вред – неумеренный восторг по случаю выявления талантов у ребенка, желание поторопить, форсировать получение каких – либо вещественных доказательств его незаурядности или неверие в его силы, безразличное, порой пренебрежительное отношение к его успехам и интересам.
Увидеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, проявив изобретательность, а порой настойчивость, - вот прямой долг родителей.
Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании способностей к любой деятельности, будь то литературное творчество, изобразительное искусство, химия, история или музыка. Мечта- необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека. Полет фантазии опережает медленную поступь реальных событий, яркими красками расцвечивает и делает живыми даже самые сухие абстракции.
Развитие воображения служит предпосылкой формирования многих способностей. Так привычка путешествовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности и т. д.
Воображение нужно тренировать и развивать, как любую способность. Фантазия, наука, труд и творчество сливаются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития таланта. И родителям нет основания бояться бурного расцвета у подростков фантазии. Надо лишь, чтобы она всегда сохраняла соприкосновение с жизнью, оставалась « толчком к работе».
Дар природы? Или…. защитники идеи о врожденности способностей иногда пытаются скрыться за утверждениями такого рода: дескать, трудно, да и нужно ли различать способности и задатки. А так как задатки хотя бы частично признаются врожденными, то не проще ли согласиться с тем, что и способности тоже даны человеку от рождения? Такая простота не на пользу дела.
Откуда же берется эта бездумная легкость в решении такого трудного вопроса? Педагогическая и психологическая безграмотность? Отчасти и она. Наивная убежденность, что никаких особых знаний в области воспитания и не требуется,- каким тяжелым грузом ошибок и просчетов ложится она на судьбы людей!
И все- таки ссылка на педагогическую и психологическую неграмотность или малограмотность не объясняют странной приверженности к версии о врожденности способностей. Уж очень упорно допускается именно эта ошибка.
Как можно предположить, нередко встречающееся утверждение о том, что умственные способности являются врожденными, служит своеобразной ширмой педагогической пассивности и беспомощности некоторых воспитателей. По существу, эта удобная психологическая «гипотеза» (способности - дар природы, и все тут!) освобождают от необходимости размышлять над причинами неуспеваемости того или иного ученика. Природа виновата, а она- де человеку неподвластна!
Исходя из подобных концепций взрослый человек направляет и регулирует поступки и действия ребенка, вмешивается в его дела и по- своему перекраивает его стремления.
« Ничего у тебя не получится,- говорит отец дочке после первого урока музыки.- У тебя нет способностей». Как может ему объяснить девочка, что если даже какие- то компоненты музыкальных способностей у нее пока еще отсутствуют ( о чем, кстати, не возьмется судить после первого урока и специалист), то они могут быть развиты, компенсированы?
Известный советский писатель Виктор Кин оставил в своих «Записных книжках» замечательный афоризм: « Человек средних способностей может сделать все».
И последнее. Еще раз напомним: всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.
…………………………………………
- Что там ни говорят, а если нет у ребенка врожденного таланта, не сделаешь из него ни Бетховена, ни академика Павлова, ни Майю Плисецкую. Что вы можете на это возразить?
- Что же возражать? Никто не отрицает роли врожденных задатков. Но без благоприятных условий, без воспитания, без развития этих задатков они так и останутся задатками и не будут реализованы. Если же настойчиво развивать способности, прививать ребенку упорство и трудолюбие, то можно воспитать его подлинно творческой личностью, независимо от масштабов его дарований.
- Значит, все дело все-таки в природной одаренности?
- Нет, не все. Благоприятные условия, создаваемые общественной средой, - вот решающий фактор. Сколько было одаренных детей среди крепостных крестьян? Но лишь единицы сумели преодолеть барьер сословных ограничений.
- Значит, по-вашему, все дело в условиях воспитания?
- Это другая крайность. В становлении таланта играют роль и врожденные задатки и условия внешней среды. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо более точно выяснить- что же именно наследуется генетически, а что прививается в процессе воспитания, как взаимодействуют биологические факторы с социальными. При этом, конечно, ведущая роль принадлежит последним.
- Способности - это, знаете ли, такая штука: или они есть, или их нет.
- Боюсь, вы говорите не о способностях, а о таланте, этом таинственном врожденном свойстве, коим отмечены избранные. А способности (скажем, к обучению) формируются. Точно так же, как и определенная направленность интересов. И здесь очень многое будет зависеть как от педагога в школе, так и от усилий семьи.
Литература:
Свердлова О. Г. Диалоги о воспитании. Ч. 1 « Ваш ребенок»/ А. В. Петровский. Принимая во внимание способности. – М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-101860-1354285527.jpg)
Анкета для учащихся "Насколько Вы способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении?" (5-7 классы)
Анкета для учащихся 5-7 классов позволяет выявить уровень терпимого принятия или непринятия других людей в общении?...
буклетОбязанности несовершеннолетних: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание получить основное общее образование (9 классов); соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях,
буклет "Права и обязанности несовершеннолетних"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-636561-1432302071.jpg)
Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»
Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672442-1442994337.jpg)
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698571-1446127073.jpg)
Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей"
Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей" для детей с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-304770-1380459593.jpg)
Технологическа карта урока биологии 3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания
Тема урока: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человек. Класс: 10.Цель урока: Сформиров...