Теперь нам предстоит сложная работа по развитию памяти и таких психических процессов, как внимание, восприятие и воображение, т. е. всего, что дает возможность для раскрытия творческих способностей личности. Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам, тем более вам, детям. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей». Мы приступаем к тренингам на внимание. Упражнение на зрительное внимание. Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения. Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие. Смена деятельности. Разминка «Снежинки». Дети превращаются в снежинок и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» - по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок. Упражнение на осязательное внимание. Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д. Слуховое внимание. Упражнение «Птичка, пискни! » Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках. Упражнение «Летает – не летает» Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают - опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать: крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай. Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет - не растет», «Живое - не живое». Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает - растет - живое». В результате может полу-читься несколько правильных ответов. Например: грач, который и ле-тает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут про-делывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя ру-ками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи». Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую называет педагог - ловит; а команда, которую не упоминает - убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о. » И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре-упражнении. Упражнение на внимание и память «Алфавит». Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания. Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д. Дыхательная разминка. Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула: - вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую; - вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям; - вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам; - глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди. Существует три вида дыхания: Первый вид — спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют: -свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с. -шумят деревья — щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. -летит пчела —ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. -пищит комар —з-з-з-з-з- Второй вид— волевая, но сдержанная речь: -работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с! -метет метель —ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! -сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з! Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе: -кошка сердится —Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! -пилит пила —С! С! С! С! С! -заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Р! Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном. Артикуляционная гимнастика. Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула: - рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и снутри; - губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот; - губки в хоботок, затем улыбка; - рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны; - челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка; - тянем язык до подбородка, затем до кончика носа; - дразним друг друга «блям», «блям»; - зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы; - зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы; - двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз; - цокаем. Разминка для голоса «Чудо-лесенка». Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо; Дети встают и начинают хором читать стихотворение: Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю, Вы-со-ту я на-би-ра-ю: Шаг на го-ры, шаг на ту-чи… А подъ-ем все вы-ше, кру-че… Не ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу я ле-чу! Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу. Проговаривание скороговорки. Проговариваем скороговорку: Вез корабль карамель. Встает первый участник. Наскочил корабль на мель. Встает второй участник. Моряки аж три недели Встает третий участник. Карамель на мели ели. Встает четвертый участник. Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором. Разминка «Жгучие ладошки». Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.
|