Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»
план-конспект на тему

Калашникова Юлия Валерьевна

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Время

Содержание

Методы и приёмы

Результат

1.

Организационный момент.

1

Здравствуйте!

Словесный.

Приветствие детей, настрой на работу.

2.

Сообщение темы и постановка целей занятия.

2

Сегодня мы с вами научимся умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств. Познакомимся с дополнительными выразительными средствами актера.

Словесный.

Познакомить с темой занятия и поставить перед ними цель

3.

Изучение нового материала. Практическая работа

15

Пластическая разминка.

Проходит под ритмичную музыку и под счет:

- наклоны головой в стороны;

- перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;

- пожимания плечами;

- «Арлекин» - сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;

- «Змейка» - руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;

- «Волна» - руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;

- наклоны телом в стороны;

- «Мотоцикл» - садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;

- «Забег» - начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топочем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».

Эмоциональная разгрузка.

Дети становятся в круг. Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем:

-пятки;

-икры ног;

-вся нога;

-ягодицы;

-живот;

-плечи;

-руки;

-шея;

-голова;

-тянутся вверх.

На счет «три! » резко выдыхают и расслабляют мышцы.

Переходим к эмоциональной разгрузки. Дети отворачиваются от педагога, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака». Затем дети снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.

Далее дети ходят молча в хаотичном порядке. По хлопку громко кричат.

В первом случае дети освобождаются от негативных эмоций, которые в них накопились. Во втором случае, сменяем агрессию на доброжелательность, чтобы не оставлять детей перевозбужденными и агрессивными. В третьем случае освобождаемся от эмоционального напряжения путем крика, беспричинного.

Словесный метод,  беседа, рассказ, практический метод, самостоятельная работа

Закрепление нового материала, выполняя практические задания, развитие творческих способностей

4.

Практическая работа

15

Теперь нам предстоит сложная работа по развитию памяти и таких психических процессов, как внимание, восприятие и воображение, т. е. всего, что дает возможность для раскрытия творческих способностей личности.

Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам, тем более вам, детям. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей». Мы приступаем к тренингам на внимание.

Упражнение на зрительное внимание.

Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.

Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.

Смена деятельности. Разминка «Снежинки».

Дети превращаются в снежинок и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» - по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок.

Упражнение на осязательное внимание.

Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.

Слуховое внимание.

Упражнение «Птичка, пискни! »

Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках.

Упражнение «Летает – не летает»

Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают - опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать:

крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.

Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет - не растет», «Живое - не живое».

Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает - растет - живое». В результате может полу-читься несколько правильных ответов. Например: грач, который и ле-тает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут про-делывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя ру-ками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют.

Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».

Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую называет педагог - ловит; а команда, которую не упоминает - убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о. » И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре-упражнении.

Упражнение на внимание и память «Алфавит».

Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.

Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д.

Дыхательная разминка.

Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула:

- вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;

- вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;

- вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;

- глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.

Существует три вида дыхания:

Первый вид — спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:

-свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с.

-шумят деревья — щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

-летит пчела —ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

-пищит комар —з-з-з-з-з-

Второй вид— волевая, но сдержанная речь:

-работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!

-метет метель —ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!

-сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе:

-кошка сердится —Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

-пилит пила —С! С! С! С! С!

-заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Р!

Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном.

Артикуляционная гимнастика.

Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:

- рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и снутри;

- губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;

- губки в хоботок, затем улыбка;

- рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;

- челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;

- тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;

- дразним друг друга «блям», «блям»;

- зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;

- зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;

- двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз;

- цокаем.

Разминка для голоса «Чудо-лесенка».

Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо;

Дети встают и начинают хором читать стихотворение:

Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю,

Вы-со-ту я на-би-ра-ю:

Шаг на го-ры, шаг на ту-чи…

А подъ-ем все вы-ше, кру-че…

Не ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу!

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу.

Проговаривание скороговорки.

Проговариваем скороговорку:

Вез корабль карамель. Встает первый участник.

Наскочил корабль на мель. Встает второй участник.

Моряки аж три недели Встает третий участник.

Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.

Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.

Разминка «Жгучие ладошки».

Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.

Практический, самостоятельная работа

Закрепление материала

5.

Подведение итогов занятия.

4

 Анализ работы воспитанников. Мы сегодня поработали с вами над умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств. Познакомились с дополнительными выразительными средствами актера. Хочу отметить, что вы стараетесь овладеть этими навыками довольно успешно. Работа продолжается и те из вас, кто немного отстал в своих умениях, ещё могут нагнать остальных.

Словесный

Оценка работы воспитанников

6.

Рефлексия.

3

Сегодня мы с вами поиграли, узнали что-то новое. Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия? Что же помогает актеру развивать его творческие способности? Правильно, внимание и восприятие. Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.

Занятие окончено. Всего доброго.

Словесный, устный фронтальный    опрос, наглядно-демонстрационный метод, метод анализа и самоанализа

Дети своими словами подвели итог занятия, что нового они узнали.

Итого:

40 мин.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Цель:

1. развивающая: овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. образовательная: знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.

3. воспитательная: формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

Год обучения, номер группы:  3 год обучения 1 группа.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование и материалы:  компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Развитие творческих способностей как средство коррекции недостатков познавательной сферы, на воспитательских занятиях обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

Творчество развивает воображение, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. На воспитательских занятиях дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённо...

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся

В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...

Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО.

Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО....