Конспект урока музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
план-конспект урока по музыке (5 класс)
В помощь учителю музыки конспект урока о трех выдающихся композиторах.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: Писатели и поэты о музыке и музыкантах .
Тип урока: комбинированный, углубление и расширение темы.
Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;
активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы , побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека .
Задачи:
- Обучающие:
- формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;
- развитие чувства художественного слова;
- знакомство с новыми произведениями искусства;
- Расширение представлений о творчествах композиторов В.-А.Моцарта, Ф. Шопена, Г. Свиридова, и их музыке.
- Развивающие:
- формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
- развитие образного мышления.
- Воспитательные:
- привлечение внимания к творчеству композиторов, писателей, поэтов,
- определение значимости роли музыки в жизни человека;
- воспитание чувства любви к Родине;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Ход урока :
1)Организационный момент:
Встало солнце рано - рано:
Добрый день!
Плещут волны океана:
Добрый день!
Поднимается пшеница,
И звенят задорно птицы:
Эй, ребята - малышата,
Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, поднимайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
А страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день!
Добрый день!
2) Постановка темы урока.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».
Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить». "Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада,"- слова писателя Виктора Астафьева.
Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и даже романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, но и находится среди важнейших тем литературы.
Сегодня мы вспомним троих композиторов - людей, близко прикасавшихся к этой тайне. Я давала вам опережающее задание – приготовить сообщение о них.
Сообщение о Свиридове читает ученица.
Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1998) он писал: «Слово – это мысль, которая пробуждает фантазию. Музыка – это Чувство, Ощущение, Откровение. Вместе со Словом они раскрывают Истину Мира».
Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем?
У-ся – (Мастер.)
Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере».
(Знакомство с рассказом из учебника с. 36 читает….)
А кто скажет, какое отношение к музыке у Астафьева?
Откуда рождается музыка?
Что она дает человеку?
Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?
(Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека»)
Музыка – дивное создание, вечная загадка и услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее.
У. – А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
У-ль. Откуда берут свои идеи творческие люди?
У-ся.– Из окружающей нас жизни.
Свиридов всегда обращался к поэтам, которых, как и его волновали тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский и Есенин. Среди этих поэтов есть один, творчество, которого сначала не очень замечал Свиридов. Стихи Есенина так потрясли композитора, что он 15 часов подряд сочинял первую часть произведения “Поэма памяти Сергея Есенина”. Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт. Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Как называется это стихотворение?
Черемуха душистая
С весною расцвела.
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А это?
Вам понравились эти стихи?
Какие они?
У-ся. – (Лирические, красивые, выразительные.)
У. – Они певучие, музыкальные. Свиридов оказался практически самым первым, кто написал музыку на стихи поэта. Сейчас мы послушаем вторую часть из «Поэмы памяти Сергея Есенина».
Слушание поэмы. (4мин.)
- Поэма? Какому виду искусства ближе этот жанр?
У-ся – (К литературе.)
У. – Что такое поэма ?
У-ся – (Поэма – это большое произведение).
У.–Поэма–это большое лирико-драматическое произведение, отличается большой эмоциональностью. В произведении 10 частей.
У. – Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?
У-ся – (Композиторы пользуются средствами музыкальной выразительности.)
У. – Какие средства вы знаете?
( динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)
- Какой характер у этого произведения? Какой темп? А лад какой?
Как изменяются образы, как изменяется их характер?
- (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.
У. – Что дает музыка стихам, зачем Свиридов писал музыку?
У-ся – (Чтобы сделать музыку более выразительной, более красивой и др.)
У. – Музыка дает эмоциональную окраску стихам, придает большую выразительность.
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения. Как талантливо это сделал Свиридов.
Физкультминутка. А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Теперь речь пойдет о втором композиторе.
Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.
Золотая музыка Шопена
Тайною звучит на небесах.
Золотая музыка Шопена
Много лучше всяких перемен.
В жизни часто побеждает пена,
Надо чтобы побеждал Шопен.
О ком идёт речь?
Сообщение о Шопене читает …
Фредерика Шопена (1810 — 1849) называли "гением фортепиано", так как он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Польского композитора Шопена называли ещё «Гармонии задумчивый поэт» за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.
Полонез — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Мазурка — польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие пары совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым.
Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке польского композитора. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7. с.43 (читает Марианна)
Ещё звучит в моих ушах…
(Слушание вальса №7 Шопена. 4 мин.)
Совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Какой характер у этого произведения? Темп? Лад?
В музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле. Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез. А сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен Храма св. Креста в Варшаве.
Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.
С тайной связано имя следующего композитора. Много легенд сложено о его жизни, смерти, творчестве.
Сообщение о Моцарте читает ученик.
Жизнь Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты.
Ребята, а вы знаете как часто его называют? (гений).
Не менее гениальный русский поэт А.С.Пушкин, сказал о Моцарте так: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет мальчик исполнял пьесы с мастерством, недоступным даже некоторым взрослым, давал концерты в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!
Вольфганг Амадей Моцарт преуспел во всем. Одни композиторы больше всего преуспели в сочинении инструментальной музыки, другие - вокальной музыки. Одни – в написании музыки для сцены, другие – для церкви. Он был великим в любой музыке, какую бы он ни написал.
Моцарт был одним из величайших пианистов своего времени, а к 20 годам был самым замечательным композитором в Европе. Последним его творением был «Реквием».
(Записать)Реквием - музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. В переводе с латинского означает покой, отдых, успокоение.
«Реквием» Моцарта - довольно крупное сочинение, оно состоит из 12 частей. Сейчас прозвучит самая короткая, но, несомненно, самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта. Она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза». Первые слова хора так и звучат: «Слезным будет этот день».
( Слушание «Лакримоза»)
Конечно, никого не может оставить равнодушным эта музыка. Я вижу печаль в ваших глазах.
Ребята, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
Каким своеобразием отличается мелодия? (Лирическая скорбь, овеяна дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного.)
Какие чувства выражает она? ( Печаль, скорбь, волнение, грусть…)
Послушайте, как звучит вступление. Что вам представляется? Что оно напоминает?(слушание вступления )
(Как будто кто-то плачет… Мелодия основана на интонации вздоха, плача).
Да, это слезы утраты . Это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства.
В каком ладу написано произведение?
А теперь послушайте, как заканчивается произведение?
(слушание окончания)
Каким аккордом заканчивается?(мажорным?)
Как вы думаете, почему?
Великая музыка. Завершающий мажорный аккорд(Amen!) звучит как утверждение ценности человеческой жизни. Каждый человек оставляет свой неизгладимый след на земле своей жизнью, своими делами. Жизнь прекрасна – так жизнеутверждающе звучит последний аккорд «Реквиема».
Повторное прослушивание (на фоне музыки читаю стихотворение «Реквием» С.Граховский)
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под тёмным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет “Реквием” себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живёт и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Произведения В. А. Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Музыка Моцарта заставляет переживать и детей и взрослых. Когда вы вырастите, вы обязательно расскажите о Моцарте своим детям, вместе слушайте его замечательные произведения.
Музыка Моцарта светлая, солнечная. В ней удивительным образом сочетаются стройность и гармоничность. Но во всей истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки, разочарования.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить её незавершенной». Реквием был заказан Моцарту неким загадочным незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора. Моцарт принялся за работу в то время, когда болезнь уже подтачивала его силы.
Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер.
Ребята, вы помните песню “Спи, моя радость, усни!” из передачи “Спокойной ночи , малыши!” . Музыку к этой песне написал Моцарт. Давайте споём её все вместе.
Завершая сегодня разговор по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах», очень хотелось бы, чтобы вы поняли, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет в литературе (да и в жизни) драматургическую роль, выявляя сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Стихи, посвященные творчеству Шопена, так же как и литературные произведения, вызванные к жизни гением Моцарта, еще раз подтверждают мысль о том, что благодаря музыке появились многие произведения литературы – от незатейливых сказок до шедевров поэзии.
3) Вокально-хоровая работа
Исполнение песни «Калинка»
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею,
С малиною и вишнею.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою,
С грибами да с капустою.
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,
Как бабушка румяные,
Как бабушка румяные.
4) Итог урока
Подводя итог нашего урока ,ответьте на вопрос что было бы с литературой, если б не было музыки?
Дети: не существовало бы многих литературных произведений, в которых рассказывается о музыке и музыкантах.
Какое воздействие оказывает музыка на человека?
Дети: заставляет страдать и радоваться, вспоминать, побуждает писателей и поэтов рассказывать о ней в своих литературных произведениях.
А домашнее задание для вас будет таким: попробуйте себя в роли поэта, попытайтесь сочинить стихотворение о Моцарте, Свиридове или Шопене, или написать небольшой рассказ.
А сейчас я хочу вам сказать спасибо за сотрудничество на уроке, особенно хочу выделить…., и поставить им «5».
Я благодарю вас за внимание, на этом наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок интегрированный и рассматривает средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке....
Конспект урока «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»
Конспект открытого урока с ученицей 3 класса в рамках республиканского семинара-практикума «Методика музыкального образования средствами национальной музыкальной культуры». Тема урока: «Развитие творч...
Конспект урока "Литературная первооснова формы рондо. Рондо в музыке". 2 класс.
Сформировать у учащихся представление о форме рондо в музыке, литературе, живописи. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование), показать особеннос...
конспект урока 6 класс по теме: "Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена"
конспект урока 6 класса по программе Критской и Сергеевой...
«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»
Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...
«Патриотическое воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Музыка» в контексте творчества поэта М.А. Дудина»
Методическая разработка включает в себя музыкальные игры на уроках музыки и внеурочной деятельности, модели патриотического воспитания в контексте популиризации творчества поэта земляка М.А. Дуди...
Конспект урока на тему "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
В данном материале представлен конспект урока музыки для 5 класса...