Возрождение народно-художественных традиций в современной школе на уроках музыки.
статья по музыке (7 класс)

Ерюшина Елена Юрьевна

 

Мы, как деревья, приросли корнями
К родной земле, где наши кровь
                и пот.
Любовь к России в нас живёт
                веками
И будет в тех, кто после нас придёт.

Юрий Изместьев

 

Сегодня мы живем в очень трудное время, вовремя короновирусных ограничений, военных действий и даже в это непростое время необходимо проводить уроки музыки и возрождать традиционную русскую культуру и воспитывать в детях любовь к своему Отечеству и к своей Родине. Эпидемия короновируса внесла изменения в работу школы, уроки проводились в тяжелых условиях, в тех класса где сидели дети, где не было настоящего музыкального инструмента(фортепиано), приходилось проводить уроки в сопровождении синтезатора, исполнять музыку без музыкального сопровождения или петь песни караоке. Без музыкального сопровождения звучали народные песни: «Во поле береза стояла», «Ходила младешенька по борочку», «А я по лугу» и другие. Которые дети исполняли с удовольствием. Без музыкального сопровождения. Народные песни объединяют коллектив, формируют коммуникативные способности детей, снимают психологическое напряжение, обогащают детей знаниями о народной традиционной культуру русского народа: «Русская песня— сердце Родины! Только истинно русские песни способны возрождать будущее России и внести свет в наши сердца!!! Любите русские песни, они ценный исток прошлого и золото настоящего! В них жизнь, полет и вечная радость искусства».

Когда поют дети, мы соприкасаемся с искренностью детской души, с ее чистотой и непосредственностью. Очень хочется, чтобы дети пели от души, так как звук соединяется с космосом и идет, действительно, божественная энергия. Иван Борисович Брюсов — великий поэт и писатель писал: «Нет таких дней, когда песни не нужны…». Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал: «Почему слышится и раздается неумолимо в ушах твоя тоскливая, несущая по сей душе и ширине твоей(Руси), от моря и до моря, песня? Что в ней в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце?».

Иван Сергеевич Шмелев — великий русский писатель писал: «Мир тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую прикрытую грубым одеянием». Для изучения основ русской культуры и основ русского языка необходимо возрождать традиции исполнения в детских садах и школах,    с ранних лет жизни ребенка.

На уроках музыки необходимо знакомить детей с талантливыми исполнителями народных песен прошлых лет: Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной, Лидии Руслановой. В современном музыкальном мире мы встречаемся с с возрождением народной песни в исполнении современных народных исполнителей: Варвары, Пелагеи, Марины Девятовой, Прохора Шаляпина, которые великолепно исполняют народные песни в современных обработках и аранжировках, адаптированных для современной мелодии. Нужно включать в концерты школы игру на детских музыкальных инструментах: треугольниках, бубнах, колокольчиках в сопровождении симфонического оркестра. данные выступления формируют в детях развитие гармонического и мелодического слуха, музыкальной памяти, формируют чувства ритма, динамического ансамбля, способствуют раскрытию художественного образа произведения. Проведение занятий по внеурочной деятельности способствуют формированию артистических способностей детей. Например, проведение с детьми занятий по фольклорному театру, где с помощью кукол, декораций и кукольных костюмов, выполненных детьми, можно познакомить ребят с особенностью традиционной культуры русской свадьбы.  С   последовательностью действий русской свадьбы: сватовство, сговор, расплетение косы невесты (исполнение плачей), приезд свадебного поезда в дом невесты, венчание и свадебный пир. В данных занятиях можно объединить народно-художественное творчество с декоративно-прикладным искусством.

В основе великих русских опер лежат отголоски народных песенных мелодий, лейтмотивы русской народной культуры. Это оперы
П.Чайковского «Евгений Онегин» («Уж как по мосту мосточку», «Девицы красавицы, душеньки подруженьки»), опера М.Глинки «Руслан и Людмила». которая начинается с картины свадебного пира,когда злой волшебник Черномор похищает невесту Руслана. Это слышится в увертюре, к великой русской опере. Народная песни «Ходила младещенька» звучит в опере М.Мусоргского (на исторический сюжет), опера о стрелецких бунтах. В опере А.Даргомыжского «Русалка» звучит знаменитый хор «Сватушка» («По невесту ехали, в огород заехали»). В основе великих русских опер лежат отголоски народных песенных мелодий русского народа. Народная песня— это историческое прошлое нашей Родины, летопись жизни народа —это живое творчество русского народа, пока существует народная песня, будет существовать наша великая русская культура. Александр Александрович Блок писал: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».
 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возрождение народно-художественных традиций в современной школе на уроках музыки. 

Мы, как деревья, приросли корнями
К родной земле, где наши кровь
                и пот.
Любовь к России в нас живёт
                веками
И будет в тех, кто после нас придёт.

Юрий Изместьев

Сегодня мы живем в очень трудное время, вовремя короновирусных ограничений, военных действий и даже в это непростое время необходимо проводить уроки музыки и возрождать традиционную русскую культуру и воспитывать в детях любовь к своему Отечеству и к своей Родине. Эпидемия короновируса внесла изменения в работу школы, уроки проводились в тяжелых условиях, в тех класса где сидели дети, где не было настоящего музыкального инструмента(фортепиано), приходилось проводить уроки в сопровождении синтезатора, исполнять музыку без музыкального сопровождения или петь песни караоке. Без музыкального сопровождения звучали народные песни: «Во поле береза стояла», «Ходила младешенька по борочку», «А я по лугу» и другие. Которые дети исполняли с удовольствием. Без музыкального сопровождения. Народные песни объединяют коллектив, формируют коммуникативные способности детей, снимают психологическое напряжение, обогащают детей знаниями о народной традиционной культуру русского народа: «Русская песня— сердце Родины! Только истинно русские песни способны возрождать будущее России и внести свет в наши сердца!!! Любите русские песни, они ценный исток прошлого и золото настоящего! В них жизнь, полет и вечная радость искусства».

Когда поют дети, мы соприкасаемся с искренностью детской души, с ее чистотой и непосредственностью. Очень хочется, чтобы дети пели от души, так как звук соединяется с космосом и идет, действительно, божественная энергия. Иван Борисович Брюсов — великий поэт и писатель писал: «Нет таких дней, когда песни не нужны…». Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал: «Почему слышится и раздается неумолимо в ушах твоя тоскливая, несущая по сей душе и ширине твоей(Руси), от моря и до моря, песня? Что в ней в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце?».

Иван Сергеевич Шмелев — великий русский писатель писал: «Мир тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую прикрытую грубым одеянием». Для изучения основ русской культуры и основ русского языка необходимо возрождать традиции исполнения в детских садах и школах,    с ранних лет жизни ребенка.

На уроках музыки необходимо знакомить детей с талантливыми исполнителями народных песен прошлых лет: Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной, Лидии Руслановой. В современном музыкальном мире мы встречаемся с с возрождением народной песни в исполнении современных народных исполнителей: Варвары, Пелагеи, Марины Девятовой, Прохора Шаляпина, которые великолепно исполняют народные песни в современных обработках и аранжировках, адаптированных для современной мелодии. Нужно включать в концерты школы игру на детских музыкальных инструментах: треугольниках, бубнах, колокольчиках в сопровождении симфонического оркестра. данные выступления формируют в детях развитие гармонического и мелодического слуха, музыкальной памяти, формируют чувства ритма, динамического ансамбля, способствуют раскрытию художественного образа произведения. Проведение занятий по внеурочной деятельности способствуют формированию артистических способностей детей. Например, проведение с детьми занятий по фольклорному театру, где с помощью кукол, декораций и кукольных костюмов, выполненных детьми, можно познакомить ребят с особенностью традиционной культуры русской свадьбы.  С   последовательностью действий русской свадьбы: сватовство, сговор, расплетение косы невесты (исполнение плачей), приезд свадебного поезда в дом невесты, венчание и свадебный пир. В данных занятиях можно объединить народно-художественное творчество с декоративно-прикладным искусством.

В основе великих русских опер лежат отголоски народных песенных мелодий, лейтмотивы русской народной культуры. Это оперы
П.Чайковского «Евгений Онегин»
(«Уж как по мосту мосточку», «Девицы красавицы, душеньки подруженьки»), опера М.Глинки «Руслан и Людмила». которая начинается с картины свадебного пира,когда злой волшебник Черномор похищает невесту Руслана. Это слышится в увертюре, к великой русской опере. Народная песни «Ходила младещенька» звучит в опере М.Мусоргского (на исторический сюжет), опера о стрелецких бунтах. В опере А.Даргомыжского «Русалка» звучит знаменитый хор «Сватушка» («По невесту ехали, в огород заехали»). В основе великих русских опер лежат отголоски народных песенных мелодий русского народа. Народная песня— это историческое прошлое нашей Родины, летопись жизни народа —это живое творчество русского народа, пока существует народная песня, будет существовать наша великая русская культура. Александр Александрович Блок писал: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема возрождения духовно – нравственной традиции в российской школе

В наше время воспитанию ума уделяют особое внимание как родители, так и школа; воспитанию же сердца, воспитанию нравственному и религиозному многими даже верующими родителями мало уделяется внимания –...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

Проблемы изучения музыки религиозной традиции в современной школе

Слово «образование» происходит от слова «образ» (лик), что само по себе указывает на направление духовного совершенствования личности.Однако, мы, учителя оказались в сложном положении. Очень хорошо по...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс...

Современные задачи на уроках музыки в школе

для работы молодому учителю...