Возрождение народных художественных промыслов через проектную деятельность учащихся и ИКТ
статья по технологии по теме

Назарук Нина Алексеевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Назарук  Нина Алексеевна

МОАУ СОШ №11 г. Белогорска

"Возрождение народных художественных промыслов

через проектную деятельность учащихся и ИКТ"

                                                    ...Без духовной оседлости, без ощущения корней,

                                                 без любви, без интереса к собственной истории,

                                                дальней и близкой, к культуре своей страны

                                               не может быть полноценного человеческого счастья.

                                                                                                        Д.С. Лихачев

   Много талантливых мастеров было на русской земле. В народном промысле участвовали целые деревни. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, от матери к дочери.

  В начале прошлого столетия произошло заселение Дальнего Востока переселенцами из центральной части России. Они везли свою культуру: обряды, традиции, народные промыслы и ремесла. В связи с развитием индустрии ремесла постепенно забывались. Массовая культура ставила на поток отдельные самые яркие образцы народного искусства: матрешку, хохлому, городец,  гжель. И только в конце XX века осознается необходимость восстановления ремесел и промыслов в местах их исконного бытования. Что придает народному искусству неувядаемую красоту? Что же сегодня привлекает нас в изделиях народных умельцев? Во - первых, это простота и совершенство формы изделия, отсутствие лишнего. надуманного. Во - вторых, богатство цветового решения, гармония красок, умелое использование натурального цвета изделия. "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства" - гласит пословица. Народ творил из простого материала, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

    В настоящее время на уроках технологии есть возможность через проектную деятельность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. На протяжении всех лет обучения в школе учащиеся выполняют проекты по технологии, которые отражают их творческие способности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность носит исследовательский характер. При выполнении проекта по вышивке они не только овладевают умениями и навыками традиционной русской вышивки, но и активно участвуют в поиске интересных сведений о значении вышитых изделий (рубахи, пояса, полотенца и др.) в жизни русского человека. Любая информация, добытая школьницами самостоятельно ценна. Они об этом знают и стараются принести на урок что-нибудь интересное: зарисовки, фотографии, даже старинные изделия - полотенца, подзоры, либо их фрагменты. Это позволяет пополнять мастерскую и школьный музей самобытными предметами домашнего обихода. Экспонаты используются в качестве образцов для копирования. Выполнение учащимися копий музейных образцов и моделей выставочных вариантов народной одежды с использованием традиционной техники шитья, вышивки и применением современных материалов позволяет им более глубоко и сознательно проникать в далекую эпоху русской старины. Девочки изучают символы, разгадывают их и зашифровывают в своих вышивках собственные мысли. В старину крестьянки перекладывали на вышитый узор и колыбельные песни, и молитвы. Женщина оберегала себя, любимого, ребенка. все в русской избе, сделанное женскими руками, было оберегом. Все девушки на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и должны готовить себе приданое. Очень часто девочки выбирают темы проектов по старинному и любимому виду декоративно-прикладного творчества вязанию крючком или спицами. Так ученица 8 класса выполнила проект по теме "Использование предметов декоративно-прикладного творчества в интерьере жилой комнаты". Она изготовила изделия: скатерть, салфетки, вазу, накидки на кресла. Все изделия связаны крючком. Ученица показала сравнительный анализ своей работы и работ, выполненных ее бабушкой 60 лет назад.

   Я очень люблю технологию в технике "пэчворк" и "килтинг". Создание различных изделий из лоскутов тканей, как вид народного творчества приобрело в последнее время большую популярность. Изделия из лоскутов позволяют реализовать стремление украсить свой дом, выразить индивидуальность в одежде. Приобщая учащихся к лоскутному шитью, я даю возможность ощутить радость творчества, применить на практике те знания, которые они получили на геометрии, изобразительном искусстве и черчении. Занятия по технологии, на которых изучается лоскутное шитье, имеют большое воспитательное значение. Рассказывая об искусстве создания красивых и полезных вещей из кусочков ткани, я обращаю внимание учащихся на то, что изделия из лоскута, выполненные руками мастериц, представляют собой произведения народного декоративно - прикладного творчества, в которых заложена мудрость бережливой хозяйки, умеющей ценить все то, что ее окружает. На изделиях лоскутного шитья у учащихся воспитывается уважение к народному творчеству, художественный вкус, бережливость, аккуратность, стимулируется желание выполнить самостоятельно творческую работу. Ученицы 5-ых классов выполняют небольшие по объему проекты: салфетки, прихватки, фартуки. Все выполняется в лоскутной технике. В старшем возрасте девочки выбирают темы для своих проектов, и очень часто это "Лоскутное одеяло". К этому возрасту у них появляется потребность к творчеству и самостоятельность. Мотивы, используемые при лоскутном шитье и стежке, черпаются из разных культур, но все зависит от воображения учащихся. Традиционный материал для лоскутного шитья  - хлопчатобумажные ткани. Делать лоскутное одеяло в гармоничном цветовом сочетании очень непросто. Некоторые традиционные узоры, которым уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций.

  очень любят дети работать с бисером. Художественный бисер - явление общечеловеческого масштаба. Значительный вклад в его становление как вида высокого искусства внесли народы нашей страны. Ручные работы из бисера - существенная часть культуры русской усадьбы в XVIII - XIX веках. Многообразные техники изготовления художественных изделий из бисера, широкий их ассортимент - свидетельство бурного развития этого вида творчества. В конце прошлого столетия работа с бисером становится одним из самых популярных видов современного женского рукоделия и поэтому неслучайно при выборе тем проектов учащиеся отдают работе с бисером предпочтение.

Выбор темы проекта - это очень важный этап в проектной деятельности учащихся и я считаю работу с проектами  интересной и очень сложной. Учитывая все этапы проектной деятельности, психофизиологические особенности учащихся, их склонности, интересы, возраст не всегда добиваешься хороших результатов. У некоторых учащихся отсутствует самостоятельность, инициативность, умение ставить цели, самооценка. Возникла проблема, что у 20% учащихся очень низкая познавательная активность. Мои исследования по развитию познавательной активности в проектной деятельности показали, что если в образовательном процессе используется проектная деятельность, опирающаяся на творчество народных умельцев, то повышается уровень мотивации познавательной активности школьников, воспитывается уважительное отношение к художественному наследию, появляется стремление сохранять и оберегать его как бесценную сокровищницу прекрасного. Сегодня, как никогда актуально возрождение, изучение, развитие народных традиций. Как учитель технологии, на своих уроках я пытаюсь решить задачу приобщения школьников к русской культуре, знакомя их с миром материальной культуры нашего народа. При этом акцент делаю на исследовательском подходе, развитии познавательных и творческих способностей учащихся.

  Малоизвестные художественные традиции возвращаются в современную культуру, открывая нашим землякам красоту, казалось навсегда утраченного искусства. Это результат педагогов и исследователей, народных мастеров и художников по возобновлению живой традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Формирование УУД через проектную деятельность учащихся

выступление на районном методическом объединении учителей экологии, выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования...

"Организация работы пришкольного участка через проектную деятельность учащихся"

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам химия и биология....

Воспитание экологической культуры через проектную деятельность учащихся

Статья и сопроводительная презентация по теме "Воспитание эколгической культуры через проектную деятельность учащихся" (из опыта работы)...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...