Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Презентация к уроку изобразительного искусства. 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй, поздневесенний , завершался Троицей.
Встреча весны и по сей день, в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек , подготовки и проведения пахоты и сева. Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Заклички заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.
Весенние заклички не считались песнями, ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали. Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим « Гу-у !». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины, молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.
После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - « плющиху » (14 марта), Герасима - « грачевника » (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта). Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.
Приход весны старались изобразить. На Евдокию - « плющиху » в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички , по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.
Праздник Герасима– Грачевника в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах. Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.
В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну: Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! «Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.
В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички . Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.
На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички – маленькие нитяные куколки. Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье.Мартиничков вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.
Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками . И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну.
Этапы выполнения куклы из ниток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского), которая создана к уроку, в соответствии с методической разработкой, где предст...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-112531-1354892850.jpg)
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"
Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...
Презентация к уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс
Презентация к уроку изобразительного искусства «Искусство витража» 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-817433-1474205402.jpg)
Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"
ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/25/picture-1414194-1658762581.jpg)
Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе на тему: "Декоративно-прикладное искусство. Киришское кружево"
В 5 классе, на уроках изобразительного искусства, учащиеся изучают декоративно-прикладное искусство. На данном уроке мы знакомим их с кружевоплетением нашего Северо-Западного региона. Киришский ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198923-1576226809.jpg)
Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе "Жанры изобразительного искусства".
Презентация для урока изобразительного искусства в 6 классе "Жанры изобразительного искусства"....