Конспект урока музыки в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Конспект урока музыки в 5 классе по теме полугодия "Музыка и изобразительное искусство" по программе Е.Д. Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект урока музыки в 5 классе
Дата проведения:
Тема урока: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Цель урока:
Расширение представлений обучающихся о выразительных возможностях скрипки и исполнительском мастерстве скрипачей;
Задачи урока:
- Осознание музыки как искусства интонации.
- Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами и фотографиями
- Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения
- Воспитание мужества, честности и любви к искусству.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденной темы.
1.Беседа о пройденном материале
Мы рассматриваем взаимодействие двух видов искусств: музыки и изобразительного искусства.
- Что значит «музыкальная живопись»?
- А как вы можете объяснить выражение «живописная музыка»?
- Приведите примеры живописной музыки. (Примеры детей)
- поясните термин «квинтет»
III. Изучение нового материала
1.Рассказ учителя
- Музыка, как и изобразительное искусство, способна создать не только картины природы, но и портреты, создавая в нашем сознании тот или иной образ. Для создания образа или портрета используются все возможности средств музыкальной выразительности (перечислить). То как музыка раскрывает образ, мы рассмотрим на примере произведений, написанных и исполненных на самом близком к человеческому голосу инструменте. Об этом инструменте часто говорят: поёт, тоскует, плачет, говорит. О каком музыкальном инструменте идет речь? (скрипка)
2. Знакомство с темой урока. Постановка цели, задач урока
3. Чтение эпиграфа, постановка проблемы урока
Человек похож на скрипку.
Только тогда, когда рвется
последняя струна, он становится деревом.
(Никколо Паганини)
4. Слушание музыки. Скрипичный дуэт «Я встретил вас»
5. Анализ прослушанной музыки.
6. Беседа о скрипке
7. Рассказ учителя о Никколо Паганини (1782-1840 гг.)
- Имя Паганини – одно из самых роковых в истории музыки, одно из тех немногих, которые известны всем, даже тем, кто ничего не знает ни о музыке, ни о ее истории.
Волшебный ореол легенды окутывает эту своеобразную фигуру, вымысел смешивается с реальными событиями его жизни. Он был одним из великих чародеев, умевших покорять толпу; и поскольку колдовство это творилось с помощью небольшого инструмента и тонкого смычка, которые никогда прежде не обладали таким могуществом.
8. Интонационно – образное осмысливание Паганини «Каприс №24» - самое известное сочинение.
а) Работа со словарем, запись в словарь «Каприс»
каприс, каприччио — Виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами.
б) Слушание музыкального произведения.
в) Анализ музыкального произведения.
- Какие образы присутствуют в этом музыкальном произведении?
- Каким вы увидели портрет Паганини?
- Какие черты характера подчеркивает композитор и исполнитель?
10. Продолжение рассказа учителя о Никколо Паганини.
- Разгоряченное воображение народа от гениальности исполнителя Паганини расширило ткань событий и воспоминаний необычайными узорами. Вся жизнь его была окутана легендами. Среди огромного количества сказок и историй была чудесная легенда о Паганини. В ней говорилось о том, как он встретил однажды старого, нищего музыканта, над которым потешались прохожие, потому что три струны на его скрипке были порваны и он не мог больше играть. Паганини протиснулся сквозь толпу насмешников, подошел к бедному старику и, взяв у него скрипку, на которой оставалась одна-единственная струна, заиграл так великолепно, что со всех сторон на мостовую со звоном полетели монеты. И бродячий музыкант получил небольшое состояние…
Легенда, рожденная на основе действительного события, имевшего место в Вене, взволновала меня и составила первое впечатление о Паганини – у великого артиста было доброе, благородное сердце.
- Какую музыку по характеру мог бы исполнить великий маэстро?
11. Интонационно – образное осмысливание Второй концерт для скрипки с оркестром.
а). Рассказ учителя о терапии музыкой Н. Паганини
- На некоторых музыкальных инструментах эпохи Ренессанса есть надпись «Музыка лечит душу и тело», под музыку Паганини возможно не только медитировать, но и излечить многие проблемы. Одно из таких упражнений предлагает Дон Кемпбелл, изучающий музыкальную терапию в своей книге «Эффект Моцарта». «Возьмите запись, ну скажем, Второго скрипичного концерта Паганини,… Когда зазвучит музыка закройте глаза и постойте минуту другую, расслабляя свое тело, делая глубокие вдохи, освобождаясь от напряжения в ступнях, коленях, бедрах, корпусе, кистях, локтях, предплечьях, плечах и голове., представьте, что ваши руки начинают испускать ритмы, эмоции, музыкальные пассажи, в то же самое время музыка ведет вас, входит в ваше тело, заряжает энергией ваши руки. Пусть ваши руки и тело лепят, формируют, ласкают музыку. Представим себя скульптором звука….
б) Пластическое интонирование при прослушивании музыки.
в) Анализ музыкального произведения
- Какие чувства вас переполняли при пластическом интонировании?
- Повторялись ли ваши движения?
- Почему?
Ежедневный десяти-двадцати минутный сеанс приведет в порядок ваши мысли, послужит хорошим физическим упражнением и поднимет творческий дух».
Скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).
(12.Слушание Каприса №24 в интерпретации Виктора Зинчука
- Многие современные исполнители не остаются равнодушными к музыке гениального Паганини. Гитарист Виктор Зинчук интерпретировал в современных ритмах каприс №24 Никколо Паганини. )
IV. Обобщение пройденного материала.
- Чем человек похож на скрипку?
- О какой последней человеческой струне говорит Никколо Паганини?
V. Вывод учителя, итоги урока
Скрипка – это инструмент власти над душами и чувствами других людей. Инструмент, способный рассказать об агонии и удовольствии, сочетании несочетаемого, скорости выше космической, времени и вечности. Скрипка часто бывает более человечной, чем сам человек. Более искренней и точной. Как я уже сказала, это инструмент власти, но эта власть двусторонняя; в своей музыке скрипач раскрывает душу, и именно в этом кроется его власть над музыкой и окружающим миром.
VI. Домашнее задание: сочинение –рассуждение «О чем пропела скрипка?»
Опаздывая на концерт, Паганини нанял извочкиа и спросил:
—.Сколько стоит доехать до театра?
— Десять франков,— ответил извозчик.
— Вы шутите? — спросил Паганини, так как извозчик назвал сумму в десть раз большую, чем обычно.
— Нет, не шучу. Вы ведь берете по десять франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как вы играете на одной струне.
— Хорошо,— ответил Паганини,— я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.
Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. – скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).
Скрипка- это то, что явно завораживает, гипнотизирует, дурманит, властно вырывает из реальности..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
урок в 5 классе разработан с элементами технологии критического мышления....
Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
Презентация к уроку "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...
презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."
Автор: учитель технологии и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...
Урок музыки: " Музыкальный инструмент.Скрипка."
Урок музыки для 5-го класса "Музыкальный инструмент – скрипка"Цели и задачи урока:1. Обучающие:ОСОЗНАНИЕ МУЗЫКИ КАК ИСКУССТВА ИНТОНАЦИИ И ОБОБЩЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ ТРИЕДИНСТВА ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
5 классРаздел «Музыка и Изобразительное искусство» 5.3.5Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций (ин...
Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"
Презенация содержит материал о творчестве великого музыканта Никколо Паганини, а также творчестве современных музыкантов - виртуозов ( Виктор Зинчук)...
«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс
laquo;Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс...