«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Использована технология критического мышления
Тема: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Цель:
- познакомить с историей возникновения скрипки и родственных инструментов.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания об истории возникновения скрипки;
- конкретизировать слуховые представление детей о тембровой окраске струнно-смычковых инструментов;
- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание струнных смычковых инструментов.
Развивающие:
- развивать тембровый слух;
- совершенствовать вокально-хоровые и ансамблевые навыки.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- создавать атмосферу для творческой деятельности детей.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод зрительной наглядности: презентация, скрипка, пластинка, ноты;
- методы слуховой и зрительной наглядности;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод размышления о музыке;
- метод сравнения;
- словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:
Каприс, обработка, А.Паганини, В.Зинчук, А. Страдивари.
Задания для учащихся на уроке:
- слушать музыку;
- читать текст и анализировать;
- эмоционально исполнять песню;
- составлять кластеры;
- запись музыки графически;
- составление паспорта скрипки;
- заочная экскурсия по мастерской;
- составление натюрморта из разных предметов.
Музыкальный материал:
Фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехерезада»,
каприс № 24 Н.Паганини,
В.Зинчук исполнение 24 каприса,
норвежская народная песня «Волшебный смычок»,
звучание скрипки, альта, виолончели, контрабаса, симфонического оркестра.
Оборудование урока:
Мультимедийная установка, скрипка, ноты для скрипки, книга о Паганини, пластинка с музыкой каприсов Паганини.
Основные этапы урока:
Организация: 2 минуты.
Работа над текстом (вместе со слушанием): 15минут.
Составление паспорта: 2 минуты.
Вокально-хоровая работа: 10 минут.
Заочная экскурсия по мастерской: 3 минуты.
Слушание музыки: 7 минут.
Обобщение и домашнее задание: 1 минута.
Ход урока.
Организация урока.
Учитель поёт под аккомпанемент: «Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!»
Учащиеся отвечают: «Здравствуйте, Ирина Анатольевна!»
Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте музыкальный инструмент.
Слушание музыки.
Задача:
-узнать тембр скрипки.
Звучит фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехерезада»
Вы узнали, какой инструмент исполнял мелодию?
Скрипка.
Кто назовёт композитора и произведение?
Вы хотите узнать об истории этого инструмента?
К нам в гости придёт настоящий музыкант.
Посмотрите на слайд, какая строка четверостишья Толстого может стать темой урока?
Слайд №1.
«Звуки пели, дрожали так дивно
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.
А.Толстой.
Задача:
-определить тему урока.
Слайд №2.
А что вы уже знаете о скрипке?
Фаза вызова.
Составление кластеров.
Приём критического мышления.
Зачем нам, современным людям знать о скрипке, слушать её звучание. Не проще ли в компьютере набрать программу и она сама всё сделает?
Добиться в ответах главной мысли:
«живая» музыка всегда радует больше слушателя.
Начнём с истории. Вы получите текст и при чтении отмечайте значками:
Слайд №3.
Что нового: +
Знал ранее: v
Думал иначе: -
Не понял: ?
Приём критического мышления.
Прочтение текста учителем.
Во время прочтения текста,
показ слайдов, звучание инструментов,
загадки.
Учащиеся отмечают текст значками на полях.
Задачи:
- узнать историю скрипки;
-выделить для себя (каждому учащемуся) что узнал нового, что знал заранее, думал иначе и что не понял.
История происхождения скрипки.
Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.
Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.
Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных.
У скрипки много родственников. Самая близкая – виола. Во время игры её держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.
Слайд №4.
Виола и её звучание
В славянских странах Европы скрипка известна с девятого века. Тембр её голоса напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.
В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры скоморошьего инструмента, который называется гудок.
Слайд №5.
Гудок.
Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.
В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из простушки стала любимицей большой сцены.
У нас в гостях ученица 4 «А» класса скрипачка Ангелина. Она учится в музыкальной школе 2-ой год и сыграет вам пьесу.
Аплодисменты.
Как звучала мелодия?
Какое настроение?
Спасибо.
История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской от изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки. Ближайшие родственники скрипки были и остаются альт, виолончель и контрабас.
Слайд №6.
Альт, виолончель, контрабас.
Звучание инструментов.
Сравнительный анализ.
Всё это семейство струнных смычковых инструментов входит в состав симфонического оркестра и является его основой.
Слайд №7.
Симфонический оркестр.
Звучание струнно-смычковых.
Что было в тексте непонятно? Задайте вопросы.
Сейчас вы будите составлять паспорт для скрипки. Текстом можно пользоваться.
ПАСПОРТ.
Имя - скрипка.
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.
«Второе рождение» - 16 век.
Семейство – струнно-смычковые.
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.
Родня в России – гудок.
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.
Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.
Проверяем. Оцениваем: 15-13 + =5 баллов.
12 – 10 + = 4 балла. Ниже оценку можно не ставить.
Скрипка получила свой паспорт, теперь можно отправиться на экскурсию.
А теперь мы встретимся с музыкантом скрипачом из песни «Волшебный смычок».
Распевание. Работа над эмоциональным исполнением песни хором и по ролям.
Задачи:
-формировать навык правильной певческой установки,
- отработать тембровое и интонационное отличие при исполнении «богача» и «скрипача».
Для распевания использовать тему вступления на разные слоги.
Инсценировка песни «Волшебный смычок».
Пение по ролям, в костюмах.
Эксперты раздают жетоны
за эмоциональное исполнение.
Вы были когда-нибудь в мастерской, где трудятся над изготовлением этого инструмента? Стёпа проведёт экскурсию и расскажет, как здесь идёт работа.
Слайд №8.
Гравюра. Мастерская.
Ученик проводит экскурсию по мастерской.
Про скрипку написаны стихи, песни, рассказы, художники писали картины, изображая музыкантов скрипачей. Кто из вас выполнил домашнее задание и нашёл рассказ Константина Паустовского про скрипку? Как он называется? Какое время истории России описывает Паустовский?
С каким известным скрипачом сравнили музыканта Егорова?
Эта история действительна, Паганини выступал на концерте и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца. Послушайте произведение Никколо Паганини. А в таблице найдите слова, характеризующие музыку.
Слайд №9-10.
Фото Паганини.
Слушание.
24 каприс.
Как прозвучал каприс?
Каприс от какого слова?
Какая форма музыки?
Мы слушаем каприс Паганини, рисуем графически музыку, а Наташа создаёт нам натюрморт из предметов.
Что такое натюрморт?
Слайд № 11.
Оцениваем полученное произведение и сравним с изображением в презентации. Где получилось выразительнее?.Ставим оценку Наташе.
Запомнили музыку? Сейчас обещанный сюрприз. Наши современные музыканты тоже знают и любят музыку Паганини. Для вас играет супермузыкант, гитарист Виктор Зинчук. Что знакомого?
Слайд №12.
Фото В.Зинчука.
Что знакомого?
Произведение, созданное на основе классической музыки или народной, может называться – обработкой.
Кто знает, а гитара может являться родственником скрипки? Почему?
Домашнее задание на выбор:
1.Составить генеалогическое древо родственных инструментов скрипки. Посмотрите, какие есть струнные инструменты. Слайд №13.
2. Найти интересные факты биографии Н.Паганини.
3. Послушать музыку Н.Паганини и записать своё мнение в дневник.
Рефлексия.
Приём технологии критического мышления.
Подведём итог:
Заполните:
Мне понравилось на уроке…
Я сегодня узнал…
Я хочу ещё послушать Зинчука…
Я бы хотел научиться играть на…
Выставьте оценки в дневник.
Выход под музыку В.Зинчука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
урок в 5 классе разработан с элементами технологии критического мышления....
Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."
Презентация к уроку "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...
презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."
Автор: учитель технологии и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
5 классРаздел «Музыка и Изобразительное искусство» 5.3.5Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций (ин...
Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"
Презенация содержит материал о творчестве великого музыканта Никколо Паганини, а также творчестве современных музыкантов - виртуозов ( Виктор Зинчук)...
Этот волнующий звук скрипки.
Исследовательская работа....
Конспект урока музыки в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"
Конспект урока музыки в 5 классе по теме полугодия "Музыка и изобразительное искусство" по программе Е.Д. Критской...