Урок музыки: " Музыкальный инструмент.Скрипка."
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

селиванова алла николаевна

Урок музыки для 5-го класса "Музыкальный инструмент – скрипка"

Цели и задачи урока:

1.     Обучающие:

ОСОЗНАНИЕ МУЗЫКИ КАК ИСКУССТВА ИНТОНАЦИИ И ОБОБЩЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ ТРИЕДИНСТВА « КОМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ-СЛУШАТЕЛЬ»

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СКРИПКИ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКИ С ЖИВОПИСНЫМИ ПОЛОТНАМИ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХ

2. Развивающие:

- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.

3. Воспитательные:

- Обогащать духовный мир детей.

- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_5_klasse.docx180.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки для 5-го класса "Музыкальный инструмент – скрипка"

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:

ОСОЗНАНИЕ МУЗЫКИ КАК ИСКУССТВА ИНТОНАЦИИ И ОБОБЩЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ ТРИЕДИНСТВА « КОМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ-СЛУШАТЕЛЬ»

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ О ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СКРИПКИ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКИ С ЖИВОПИСНЫМИ ПОЛОТНАМИ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХ

2. Развивающие:

- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.

3. Воспитательные:

- Обогащать духовный мир детей.

- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.

Оборудование: компьютер,   экран, музыкальный центр,

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа.

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Тест проверка

КАРТОЧКА - ТЕСТ

1. Соедините линией композитора, название произведения, жанр и исполнителя.

 С. Прокофьев                 "Лебединое озеро!"                        кантата                      хор

М. Глинка                     "Александр Невский"                         сюита                     солист

Э. Григ                               "Пер Гюнт"                                     романс                      дуэт

П. Чайковский             "Венецианская ночь"                         балет                      оркестр

3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА– Главным действующим лицом нашего урока будет музыкальный инструмент, который называют "царицей музыки" – это скрипка. (Показываю изображение музыкального инструмента.)

Расскажите, что вы знаете об этом инструменте?
Дети.– Скрипка – это струнно-смычковый инструмент, звучание которого не уступает гибкости и выразительности человеческого голоса.

(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов.)

Сегодня  встретимся с одним из музыкальных инструментов и будем слушать необыкновенную музыку. Вам, ребята, предстоит встреча с красивым, будьте внимательны.

Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?

Дети: Скрипка.

Учитель: Действительно, это звучала скрипка. Давайте на неё посмотрим.

(На экране появляется изображение скрипки) Приложение слайд презентации .

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает. Что рассказывают о себе сами инструменты.
4.Скрипка дает
 интервью. (В  роле скрипки ученики.)

— Я узнал вас, инструмент! Вы — знаменитая
СКРИПКА.

Разрешите несколько вопросов о вашей жизни?

— Что ж, мне нечего скрывать от преданных друзей музыки.
(Я и голос ее сразу узнал! Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой Скрипки! Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое, и сердце притихло от блаженства.)

— С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?! — не удержался я.
Рассмеялась Скрипка, пробежалась легким, как ветерок, пассажем..

— Как только меня сызмальства не называли! Каждый народ меня по-своему звал. Скрипка — мое русское имя. Может, вам больше нравится Гудок? Меня ведь по-русски в народе и так называют.
 

                                   Небольшое отступление
ГУДОК
При игре инструмент держали вертикально, чаще всего опирая его о колено. Смычком водили по всем трем струнам сразу, но мелодию извлекали на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, бурдоном, как у волынки. Такое, хоть и примитивное, многоголосие было необходимо бродячему музыканту для создания собственного же сопровождения исполняемой мелодии. В ансамблях из нескольких гудков разной величины, а следовательно и разного строя, педальные звуки образовывали интересные гармонические сочетания, создавая впечатление звучащего оркестра. Недаром сохранились разнохарактерные названия гудка, соответственно его разновидностям: гудочек, гудок, гудище...
 

Болгарская скрипка гудулка

китайская скрипка эрху


Представляете, говорит скрипка, когда-то, в далеком детстве, меня по-английски Жигой, то есть Окороком, дразнили.

— Неужели прямо в лицо копченым куском свинины звали? И вы не обижались?

— Ничуть. Нам, инструментам, по заслугам имена даются. Если назвали Жигой, значит, заслужила. Я ведь и вправду тогда видом на окорок походила.
— Вот уж сразу видно; повсюду вас любили.

— Я в детстве была ужасно легкомысленная. Поверите ли, серьезные  музыканты в очень далекую пору с презрением на меня поглядывали: «Ей бы только по танцам шляться». А я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не бывала! И в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матросском кабачке, и в модном ресторане — где танцы, там и я. Ведь до чего я однажды додумалась: повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент быть под рукой учителя танцев.


Скрипач. рисунок 18 века.


 Правда, пришлось фигуру свою подогнать под карманный размер.

— И это вы-то, великая артистка, искуснейший из инструментов! Вы, которой композиторы доверяют самые сокровенные мелодии!

— О, тут не обошлось без. волшебства, — голос Скрипки стал еле слышным, он просто таял.

— Такой, какая я сейчас, меня сделали примерно три с половиной века назад добрые мастера-волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут:
к р е м о н с к и е мастера. Сколько буду жить — не забуду их имена: Амати,
Гварнери и волшебник из волшебников Страдивари.

— Неужели настоящие волшебники?
— Чем же они не волшебники, если дали мне голос божественной красоты?!

— Вы хотите сказать, что они заклинания знали?
— А почему же, скажите на милость, с тех пор никто ничего подобного сделать так и не смог? Почему до сих пор тайну кремонских мастеров никто не разгадал?

Скрипка заговорила так горячо, так страстно, как умеет только она:

— Не хотите верить в волшебников, поверьте в необыкновенных людей. А кремонский мастер Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Он трудился с двенадцати лет, сделал тысячи проб и только в шестьдесят лет добился своего — сотворил первый из своих чудо-инструментов. И продолжал делать их, как говорится, до последнего вздоха. Умер великий мастер в 1738 году в возрасте девяноста двух лет. Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари. И у них получалось неплохо, а все равно не так.

— Что ж, у великих артистов должны быть великие тайны.
И последний вопрос: скажите, уважаемая Скрипка, какое у вас артистическое имя, как оно пишется в нотах?

— В нотах имя мое пишется по-итальянски Violino (Виоли) что значит самая маленькая из Виол.

5.Учитель  Приложение № 2 Ноты скрипки  прослушайте и исполните.

(Сегодня я хотела бы вспомнить песню «Волшебный смычок» вместе с вами. (Вспоминаем  двухголосие по нотной записи. Затем поем всем классом по ролям. Желающие могут спеть по ролям у доски.)
– Что стало бы с песней, если бы у нее не было слов? (Она превратилась бы в вокализ.)
– Что такое вокализ? (Это пение без слов с закрытым ртом, на какой-либо звук или слог.)
– А появилась бы эта песня, если бы не было музыкального инструмента скрипки? (Нет.)

Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.

(Учитель задаёт вопросы после пения песни учащимся)

Учитель. -Почему музыкант не захотел продать скрипку?

(Ответы детей)

Дети. Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям, которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

6.Сказка о скрипке(с помощью детей)

Учитель: Прослушайте пьесу, где звучит скрипка(   сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки)в сказку нужно внести элемент игры.

 

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я.  Выигрывает тот, кто получит больше очков.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когда слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королевство и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Учитель: Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос из смычка?

7.Учитель: Дома прочитайте в рабочей тетради на стр.34-36 похожую историю и ответьте на вопросы.

Один из вопросов  в тетради: Что ты знаешь об итальянском скрипаче Никколо Паганини?

Продолжение беседы (слушание музыки):

Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.

Слайд презентации

Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. (Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи)

Учитель:  А сейчас мы с вами попадаем в картинную галерею и увидим натюрморты со скрипкой- своеобразные портреты скрипок. Не буду  фантазировать и предлагать какие-либо свои впечатления от картин, на которых изображена скрипка,- они. у каждого человека свои. Глядя на картины .каждый слышит разную музыку. Какую? Дети пользуются словарем эмоционально- образного содержания музыки и высказывают свое мнение.

Особенно ,слышим голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку  в руках скрипача.

8.Работа по учебнику и рабочей тетради.

Дети рассматривают  картины учебника на стр. 112-117, а также стр. тетради 72-73(под фрагменты музыкальных произведений  «Чака» И. И. Баха, «Мелодия» П. Чайковского Concerto grosso№1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке .Дается задание самостоятельно определить,какой  из   картин созвучно то или иное сочинение.

А сейчас давайте ненадолго вернемся в наше время (приложение №1 слайд Рыбак и звучание его скрипки)и прослушаем современного исполнителя .

Знаете ли вы его ,и чем он прославился?

Учитель: Закончить сегодняшний  урок  помогут мне ребята, которые прочитают стихотворения о скрипке.( на слайдах есть текст  стихотворений)

Мы с вами  уже говорили на уроках музыки о творческих людях ,которые сами пишут и сами исполняют- это барды.

Давайте послушаем Б. Окуджаву(вложен файл в исполнении самого автора)

Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе  музыке  и чарующих звуках  скрипки , способной творить с душой человека невозможное.

Музыкант играл на  скрипке .

Я в глаза его глядел.

Я не то, чтоб любопытствовал -

Я по небу летел.

Я не, чтобы от скуки,

Я надеялся понять,

Как умеют эти руки

Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,

Из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии,

Которой он служил.

Да еще ведь надо в душу

К нам проникнуть и поджечь…

А чего с ней церемониться,

Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье  скрипки 

Наставляет нас на путь

И вселяет в нас надежду.

Остальное - как-нибудь.

Счастлив инструмент,

Прижатый к угловатому плечу,

По чему благословенью

Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,

Пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший

Из души моей костер!

А душа (уж это точно),

Ежели обожжена…

Справедливей, милосердней

И праведней она!

9.Творческая мастерская.

Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.

(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)

10.Демонстрация выполненных работ

11. Итог урока

– Какая тема нашего урока? (Портрет в музыке и изобразительном искусстве)


– Можем ли мы увидеть музыку? (Музыка в нашем воображении вызывает определенные зрительные образы и картины.)
– Можем ли мы услышать живопись? (Всматриваясь в ту или иную картину мы внутренним слухом слышим звучание музыки.)

Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных оценок.

Если остается время дети работают с презентацией( слайд викторина) и проверяют свои знания . если время не остается ,то следующий урок проверка знаний по предыдущей теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Музыкальные инструменты. Скрипка"...

Разработка открытого урока по музыке в 3 классе " Музыкальные инструменты. Скрипка."

Разработка открытого урока ФГОС по музыке в 3 классе "Музыкальные инструменты.   Скрипка."Прикреплены самоанализ, презентация и разработка урока....

Программа по предмету "Музыкальный инструмент " (скрипка) ОП "Музыкальное исполнительство

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19668896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]ОП "Музыкальное исполнительство...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"

Технологическая карта открытого урока музыки  Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...