Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки
статья по музыке на тему
О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь. Что значит слушать музыку? В первую очередь – это значит ее слышать, чувствовать, переживать, вести эмоциональный монолог-размышление. И роль осмысления средств музыкальной выразительности в процессе слушания музыки играет не последнюю роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proslshivaniya.docx | 117.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Карты прослушивания, как средство анализа музыкальных произведений и способ формирования осознанного восприятия музыки
Что значит слушать музыку? В первую очередь – это значит ее слышать, чувствовать, переживать, вести эмоциональный монолог-размышление. И роль осмысления средств музыкальной выразительности в процессе слушания музыки играет не последнюю роль. О целенаправленном воспитывающем воздействии музыки можно говорить только в том случае, когда учащийся понимает идею, заложенную в произведении искусства, то есть речь автора через музыкальную речь.
Для того чтобы слушание становилось слышанием, необходим художественно-педагогический анализ музыкального произведения, то есть совместный учителя с учащимися разбор прослушанного и беседа по поводу услышанного. При этом дети должны получать верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, а также жизни и творчестве композитора [6].
Анализ – в самом общем значении этого слова – процесс мысленного или фактического разъединения чего-либо целого на составные части. Но если говорить о музыкальном анализе, то имеется ввиду такая фаза познавания произведения, которая представляет собой объединение частных наблюдений и оценку взаимодействий различных элементов и сторон целого, т.е. синтез. Общие выводы можно делать лишь на основе разностороннего подхода к анализу, иначе возможны ошибки, порой очень серьезные [5].
Наверное, одним из самых важных вопросов слушания, как вида деятельности на уроке, является проблема бездумного слушания музыки. В таком состоянии слух учащегося неактивен, ребенок не следит за ходом развития музыки, да и само слушание музыки ему неинтересно. В результате музыка становится непонятной и неинтересной, ничего о прослушанном произведении ребенок сказать не может. В силу этих обстоятельств пришлось искать средства, позволяющие решать проблемы «пустого слушания».
Здесь, наверное, имеет смысл затронуть вопрос формирования полноценного музыкального восприятия. Российская психология дает следующее определение музыкального восприятия: это сложная деятельность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая собственно восприятие музыкального материала с данными музыкального и общего жизненного опыта, познание, эмоциональное переживание и оценку произведения. Полноценное музыкальное восприятие свидетельствует о сложнейшем многостороннем взаимосвязанном процессе: во-первых, об интеллектуальном росте человека, во-вторых, о совершенствовании всех его основных музыкальных способностей [7].
Я предлагаю использовать на уроке музыки уже начиная с первого класса карты прослушивания. Такие карты позволяют решать в процессе слушания музыки на уроке, сразу несколько проблемно-творческих задач:
- осмысленное восприятие музыки,
- более глубокий анализ музыкального произведения (отсутствие пустого созерцания музыки)
- понимание музыкальной речи и идеи автора
- формирование умения грамотно размышлять о музыке (исключение поверхностных бесед о настроении музыки).
Пример карты прослушивания для 3 класса, когда учащиеся уже узнают о средствах музыкальной выразительности и имеют понятие об элементах музыкальной речи:
Пример ответа ученика по произведению «Осенняя песнь» П. Чайковский:
- Протяжно, певуче.
- Минор.
- Тихо - громко – тихо.
- Умеренно, слышны ускорения и замедления.
- Грустно, тоскливо, уныло, мечтательно.
И после такого анализа, ученик в состоянии уже понять замысел композитора, ему понятны причины и следствия, музыкальный образ четко прорисовывается в воображении.
Пример карты прослушивания для 1 класса, когда дети еще не знают теоретических основ музыкальной речи. Им предлагается выбрать соответствующий музыке параметр:
Соответственно ответ будет в более упрощенном и удобном для первоклассников - графическом виде.
Развитие личности в современном образовании обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями. Каты прослушивания будут способствовать формированию следующих умений:
- самостоятельного решения поставленных задач;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- анализировать объекты, выделять признаки, синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать, доказывать, обосновывать;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- задавать вопросы;
- адекватно воспринимать материал и др.
Так как сам предмет «Музыка» достаточно специфичен, то слушая какое-либо произведение каждый человек воспринимает его по-своему. И очень важно, чтобы учащиеся могли, осмысленно слушая музыку, подобрать, найти точные слова и не только грамотно выразиться, но и обосновать свое мнение о послушанном произведении.
Список используемой литературы
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э. Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
- Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст] : Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина . – М. : Академия, 2011. – 384 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
- Хох И. Р. Драматургия урока музыки: особенности, содержание и структура. Методическое пособие. – Томск: Издательство ТОИПКРИКТ, 2002. – 68 с.
- Анализ музыкального произведения https://helpiks.org/8-31592.html
- Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки в школе https://scienceforum.ru/2016/article/2016021318
- Что такое музыкальное восприятие. Общие чертыhttps://studfiles.net/preview/1763530/page:4/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков восприятия музыки на различных этапах обучения.
Презентация открытого урока по классу фортепиано. Занятия с учеником-творческий процесс. Успех в педагогической работе и главный критерий правильного подхода к ученику является активное стремление к и...
Аксиологический аспект анализа музыкального произведения
Текст защиты курсовой работы по предмету "История музыки"....
ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Творчество обучающегося связано с самостоятельными действиями. С умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.Неоценимое значение в решении...
Целостный анализ музыкального произведения
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (р...
Работа над содержанием музыкального произведения как основная цель деятельности учителя музыки
В настоящее время решение проблемы сущности содержания музыкального произведения является крайне актуальной. Рассматривается изучение проблемы музыкального содержания в научных лабораториях, которые н...
Статья "Технология музыкального мышления, как способ формирования познавательных УУД на уроках музыки"
Из опыта работы учителя музыки...