Рабочая программа по искусству 8 класс Критская
рабочая программа по музыке (8 класс)
Разработка рабочей программы по искусству для учащихся 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iskusstvo_8_klass_22-23.docx | 310.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ
Уровень образования (класс): основное общее образование 8 класс Составитель: Аширахунова Олеся Сергеевна учитель музыки г. Когалым, 2022 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Искусство» 8 класс составлена в соответствии с требованиями:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
• Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
• Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной 24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;
• Учебный план основного общего образования МАОУ «Средняя школа №3» на 2022/23 учебный год.
• Положение о рабочей программе МАОУ «Средняя школа №3»
• Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» (Приказ МО РФ от 17.12. 2010 г. № 1897)
• Примерной программы по изобразительному искусству и музыке (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
• Учебной программы «Искусство для 8-9 классов» авторов Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д., М. Просвещение (2019 год издания).
Общая характеристика курса
Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8-9 классах. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной ориентации.
Данная программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. МеликПашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной ориентации.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы в 8 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Для реализации рабочей программы используется учебник: «Искусство» 8-9 класс, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., М. Просвещение 2019г. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по предмету искусство. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и общественно значимых проблем;
- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи реализации данной программы:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно - творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Программа предмета «Искусство» (8-9 класс) состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. В 8 классе программа, общая тема которой называется «Искусство в духовном формировании личности» содержит 5 разделов:
1. Искусство в жизни современного человека.
2. Искусство открывает новые грани мира.
3. Искусство как универсальный способ общения.
4. Красота в искусстве и жизни.
5. Прекрасное пробуждает доброе.
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы «Искусство» выявило, что программа, разработанная Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской, реализует обязательный минимум содержания образования.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально- исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы – прозы и поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы, а также кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализ произведений искусств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО» В 8 КЛАССЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, 34 ЧАСОВ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Разделы и темы | Кол-во часов | Контрольная работа |
1. Искусство в жизни современного человека | 3 | ||
1 | Искусство вокруг нас | 1 | |
2 | Художественный образ, стиль, язык | 1 | |
3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное | 1 | Тест |
2. Искусство открывает новые грани мира | 7 | 1 | |
4 | Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись. | 1 | |
5 | Зримая музыка | 1 | |
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета | 1 | |
7-8 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея | 2 | |
9 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 | |
10 | Портрет композитора в литературе и кино | 1 | 1 |
3. Искусство как универсальный способ общения | 7 | 1 | |
11 | Мир в зеркале искусства | 1 | |
12-13 | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | 2 | |
14 | Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства | 1 | |
15 | Художественные послания предков. Разговор с современником | 1 | |
16 | Символы в жизни и искусстве. | 1 | |
17 | Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 | 1 |
4. Красота в искусстве и в жизни | 10 | 1 | |
18 | Что есть красота | 1 | |
19-20 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | 2 | |
21-22 | Есть ли у красоты свои законы. | 2 | |
23-24 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 2 | |
25 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | 1 | |
26 | Как соотносится красота и польза. | 1 | |
27 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве | 1 | 1 |
5. Прекрасное пробуждает доброе | 7 | 1 | |
28-33 | Преобразующая сила искусства | 6 | 1 |
34 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» | 1 | |
Всего: | 34 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки. Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе – 7 часов
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений «Искусство». Москва: «Просвещение» - 2019.
2. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс. Москва: «Просвещение» - 2018.
3. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс. Москва: «Просвещение. - 2018.
4. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Фонохрестоматия «Искусство» 8-9 класс. Москва: «Просвещение – 2018
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Сайты для работы:
1.http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
2.http://www.ped-sovet.ru/
3.http://www.rusedu.ru/
4.http://metodisty.ru/
5.http://www.proshkolu.ru/
6.http://www.openclass.ru/
7.http://forum.in-ku.com/
8.http://www.zavuch.info/
9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
11.http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о животных
Список учебно-методической литературы
1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
2. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
3. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
4. Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
5. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
6. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
9. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002 10. Энциклопедия искусства [электронный ресурс] http://www.artprojekt.ru
Календарно - тематическое планирование курса искусство в 8 классе (базовый уровень, 34 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Разделы и темы | Тип урока | Содержание урока | Планируемые результаты обучения | Контроль | Планируемые сроки | Фактические сроки | Цели воспитания с учетом программы воспитания |
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа) | ||||||||
1/1 | Искусство вокруг нас | Введение новых знаний. Урок -лекция. | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Современная классификация видов искусства. Их историческая изменчивость (внутреннее сходство, взаимопроникновение, противоборство). | Формирование представлений о современных видах искусства. Развитие умений выделять основные черты различных видов искусства, отмечать сходство и различие, взаимосвязь. Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
2/2 | Художественный образ, стиль, язык | Введения новых знаний. Урок - лекция | Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия художественного образа в народном традиционном искусстве. | Знание о содержания понятия «художественный образ», его характерные черты и свойства. Формирование устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Формирование умения воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним. Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
3/3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное | Комбинированный урок | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452— 1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения. | Формирование представлений о художнике – творце, преобразующем окружающий мир. Формирование умения разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Знание и понимание смысла употребляемых терминов. | Устный опрос, письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов) | ||||||||
4/1 | Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | Урок - беседа | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Окружающий мир глазами живописца, композитора и писателя/поэта. Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины). Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). | Формирование умения наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Формирование умения соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки. Формирование умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства. Формирование умения подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна, созвучные литературным образам и др.; художественные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира. | Устный опрос, представление творческой работы | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
5/2 | Зримая музыка | Комбинированный урок | Особенности мировоззрения художника и их отражение в произведениях искусства, связь с культурно-исторической эпохой. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. | Уметь обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на примере презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Формирование представления об отражении мировоззрения художника и исторической эпохи в произведении искусства. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
6/3 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета | Комбинированный урок | Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве. Искусство как средство познания человека. | Формирование представления об основных составляющих мастерства художника и влияния национальных традиций на творчество художника. | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7. | ||
7/4 | Портрет в искусстве России. | Урок - беседа | История развития русской школы портретной живописи. | Формирование представления об основных этапах развития портретной живописи в России. Умение собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7. | ||
8/5 | Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея | Комбинированный урок | Место портретного жанра в творчестве русских художников. Роль портрета в исторической летописи России. | Умение различать портреты различных эпох и называть авторов. Умение собирать художественную информацию для создания альбома, альманаха, компьютерной презентации на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». | Устный опрос. Письменная самостоятельная работа | 1.2.3.4.5.6.7. | ||
9/6 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | Комбинированный урок | Портреты наших великих соотечественников. Создание образа человека средствами музыкального искусства. Особенности восприятии музыкального портрета. Метафоричность музыкального портрета. Синтез музыки со словом, сценическим действием в создании музыкального портрета. | Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д. Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи и музыки | Устный опрос. | 1.2.3.4.5.6.7. | ||
10/7 | Портрет композитора в литературе и кино | Урок - обобщение | Формирование образа композитора средствами живописи, литературы, кино. Восприятие образа композитора через призму его творчества. Фрагменты произведений В.Моцарта: - Симфония № 40 - «Маленькая ночная серенада» - «Рондо в турецком стиле» «Реквием». | Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей. Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма. | Устный опрос, письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7. | ||
Раздел 3 Искусство как универсальный способ общения (7часов) | ||||||||
11/1 | Мир в зеркале искусства | Комбинированный урок | Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. | Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства. Воспринимать произведения различных видов искусства. Анализировать особенности их языка и соотносить их с эпохой. – Умение прочитывать информацию, заключенную в памятниках искусства. Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
12/2 | Роль искусства в сближении народов. | Урок – беседа. | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Роль музеев и международных выставок, конкурсов, симпозиумов в сближении народов, в развитии диалога культур. | Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др. Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо - культурной ретроспективе. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
13/3 | Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | Комбинированный урок | Коммуникационные каналы в искусстве. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Деятельность переводчиков в развитии международного общения. | Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности. Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др. ) | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
14/4 | Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства | Урок-лекция | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи. | Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
15/5 | Художественные послания предков. Разговор с современник ом | Комбинированный урок | Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы. | Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности. | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
16/6 | Символы в жизни и искусстве. | Комбинированный урок | Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога. | Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.). Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
17/7 | Музыкально- поэтическая символика огня. | Урок-беседа | Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Образ огня в литературе, живописи, поэзии. | Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы). Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов огня | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
Раздел 4. Красота в искусстве и в жизни (10 часов) | ||||||||
18/1 | Что есть красота | Комбинированный урок | Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. | Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга. Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
19/2 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | Урок с использованием учебного кинофильма | Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции. | Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы. Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
20/3 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | Урок с использованием учебного кинофильма | Субъективность восприятия произведения искусства. Застывшая музыка в архитектурных сооружениях | Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы. Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент ) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
21/4 | Есть ли у красоты свои законы | Комбинированный урок | Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. | Различать жанры искусства и их роль в жизни человека. Понимать значение символов культуры. Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения. Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений. Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. Знать специфические особенности языка искусства. Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
22/5 | Есть ли у красоты свои законы | Урок - беседа | Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия в произведениях искусства. | Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
23/6 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Урок - беседа | Субъективность в восприятии произведения искусства Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
24/7 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | Урок - обобщение | Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей. | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
25/8 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | Урок - беседа | Творчество – как способность и потребность человека познавать и преобразовывать окружающий мир. Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. | Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени. Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений. | Устный опрос. | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
26/9 | Как соотносится красота и польза. | Комбинированный урок | Роль искусства в создании жизненного пространства человека. Эргономика. | Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений. Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
27/10 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве | Комбинированный урок | Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства. | Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (7 часов) | ||||||||
28/1 | Преобразующая сила искусства | Урок - лекция | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери. | Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы. | Устный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
29/2 | Преобразующая сила искусства | Урок - беседа | Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. | Знание наиболее крупных художественных музеев России и мира. Знание выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения. | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
30/3 | Преобразующая сила искусства | Комбинированный урок | Красота природы родной земли в живописи. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке. | Знание выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; Умение анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) | Устный опрос. | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
31/4 | Преобразующая сила искусства | Урок-беседа | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Героический пафос в монументальной скульптуре Героические образы в музыкальных произведениях. | Умение ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Устный опрос. | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
32/5 | Преобразующая сила искусства | Урок с использованием видеоматериала | Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. | Умение ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Устный опрос. | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
33/6 | Преобразующая сила искусства | Урок - беседа | Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. | Умение ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения. | Письменный опрос | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
34/7 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» | Проектная деятельность | Исследовательский проект. В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Реализация проекта потребует разработки следующих содержательных линий: • истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; • варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.; • пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; • музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю; • опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; • образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций; • кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка». | Умение разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта. Определять свою роль в проекте. Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности. | Защита проекта | 1.2.3.4.5.6.7.8. | ||
Итого: 34 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочие программы по искусству 8,9 классы, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская
Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8,9 классах составлена на основане учебной программы авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской. Искусство. М.: Просвещение, 2011. Целью кото...
Рабочая программа по искусству 8-9 кл. Автор учебника Критская, Сергеева..
Рабочая программа по искусству для 8-9 классов....
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...