Программа по предмету "МУЗЫКА" 5 класс
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Ольга Владимировна Виноградова

Программа для 5-8 классов по предмету "МУЗЫКА". К программе прилагается календарно-тематическое планирование для 5 класса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано         Утверждено

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

на уровень основного общего образования

(5-8 классы)

 

 

 

Разработчик

Виноградова О.В., учитель музыки

Первой  категории

 

 

 

 

Масляногорск

2022

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8классов разработана на основании следующих документов:

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012.
  2.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 29.12.2014 №1644).
  3. Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Примерная программа основного общего образования по музыке.
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Масляногорская СОШ .
  6.  Положение МОУ Масляногорская СОШ «О рабочей программе по учебному предмету».
  7.  Программа по музыке 5 – 8 классы/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М.: – «Просвещение», 2016г.
  8.  Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э. Кашековой,– 4 изд. М.; Просвещение, 2018

 

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), 34 учебные недели.

Используется учебно-методический комплект:

1.Музыка. 5класс: учеб. для общеобразовательных  организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 4 изд. – М.: Просвещение, 2016

2.Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 4 изд. – М.: Просвещение, 2016

3. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – 4 изд. – М.: Просвещение, 2016

4. Искусство. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э. Кашековой,– 4 изд. М.; Просвещение, 2018

 

Место учебного  предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ  Масляногорская СОШ на изучение предмета музыки

в 5 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю,

в 6 классе  отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю,

в 7 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю,

в 8 классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и  воспитательной  работы,  урочной  и внеурочной деятельности. Они должны отражать  готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

1.      Патриотического воспитания:

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном  обществе;  знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и  других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2.      Гражданского воспитания:

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни  в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации,

местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

3.      Духовно-нравственного воспитания:

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб- ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4.      Эстетического воспитания:

Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5.  Ценности научного познания:

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки  как  искусства интонируемого смысла; овладение основными  способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,  использование  доступного объёма специальной терминологии.

  1. Физического воспитания:

Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного   общения;  

сформированность   навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7.      Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8.      Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества;

9.      Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции  и  направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своимипсихо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1.Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий    и ритмов, других элементов музыкального языка;

- сопоставлять, сравнивать на основании существенных при- знаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

- выявлять причинно-следственные связи в развитии музыкальной культуры, обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в  комплексе  выразительных  средств,  используемых  при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной, исполнительской, творческой задачи, сверять результат  выполнения со своими внутренними эстетическими установками.

Базовые исследовательские действия:

- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

- применять  различные  методы,  инструменты  и  запросы  при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видео-форматах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2.Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого  смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться  интонационной  выразительностью  в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКА» 5 класс

 

Модуль № 1 «Музыка моего края» - 4 часа

Фольклор — народное творчество. Традиционная музыка — отражение жизни народа.

Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.)

Виды деятельности обучающихся: Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

-принадлежности к народной или композиторской музыке;

-исполнительского состава (манера пения, состав инструментов);

жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорныхигр.

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» - 4 часа

Россия — наш общий дом. Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.

Музыка наших соседей, музыка других регионов.

Виды деятельности обучающихся: Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.

Определение на слух:

-принадлежности к народной или композиторской музыке;

-исполнительского состава (манера пения, состав инструментов);

жанра, основного настроения, характера музыки. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России.

Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» - 5 часов

Камерная музыка. Жанры камерной и вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс).Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.

Виды деятельности обучающихся: Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Определение на слух музыкальной формы. Составление буквенной наглядной схемы музыкальной формы. Разучивание и исполнение произведений вокальных жанров. На выбор или факультативно. Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.). Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме. Выражение музыкального Виды деятельности обучающихся: Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы. Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).

образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд.

Модуль № 3 «Музыка народов мира» - 3 часа

Музыкальный фольклор народов Европы. Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

 

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» - 3 часа

Национальные истоки классической музыки. Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена,Э.Грига и др.Значение и роль композитора —основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Виды деятельности обучающихся: Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе). Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно.

Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ  Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов споследующим обсуждением в классе. Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля.

Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» - 4 часа

Храмовый синтез искусств.Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.

Виды деятельности обучающихся: Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

-к русской православной традиции;

-западноевропейской христианской традиции;

-другим конфессиям (по выбору учителя). Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике. На выбор или факультативно. Экскурсия в храм. Посещение концерта духовной музыки.

Модуль № 5 «Русская классическая музыка» - 3 часа

Образы родной земли. Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.)

Виды деятельности обучающихся: Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление таких черт, как мелодичность, широта дыхания, интонационная близость русскому фольклору. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композитором-классиком. Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений. На выбор или факультативно. Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений. Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов.

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» - 5 часов

Музыка и живопись.Выразительные средства музыкального и изобрази- тельного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлостность— динамика и т. д.

Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,К. Дебюсси,А. К. Лядова и др.)

Виды деятельности обучающихся: Знакомство с музыкальными произведениями про-граммной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности. Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта.

На выбор или факультативно. Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера.

Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.

Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» - 3 часа

Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу,Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера).Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

Виды деятельности обучающихся:

Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль).

Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ.

Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки. Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.

 

Тематическое планирование

для  5    класса

      на 2022 – 2023 учебный год

 

№ п/п

Тема урока

Количество часов

 

1 четверть – 8 часов

 

 

Музыка моего края – 4 часа

 

1

Фольклор- народное творчество.«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

1

2

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.

1

3

Что за прелесть эти сказки…Н.Римский-Корсаков «Шахеразада»

1

4

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

Народное музыкальное творчество России-  4часа

5

Россия -  наш общий дом. Опера – былина «Садко»

1

6

«Поклон вам, гости именитые, гости заморские!»

1

7

Календарный фольклор. Балет – сказка «Щелкунчик»

1

8

Рождество. Колядки. Обобщение тем четверти.

1

                                     2 четверть – 8 часов

Жанры музыкального искусства – 5 часов

1

Камерная музыка. Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»

1

2

Романс («Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»)

1

3

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

4

«Песнь моя летит с мольбою…»

1

5

Особенности башкирской вокальной музыки.

1

Русская классическая музыка – 3 часа

6

Образы родной земли .«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

1

7

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

8

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Обобщение тем четверти.

1

3 четверть – 10 часов

Музыка народов мира – 3 часа

1

Музыкальный фольклор народов Европы. Особенности польского  фольклора -  мазурка, полонез .(Ф.Шопен)

1

2

Австрийскийфольклор—альпийскийрог,тирольскоепение,лендлер.

1

3

Испанский фольклор – кастаньеты,  фламенко, болеро.

1

Европейская классическая музыка – 4 часа

4

Национальные истоки классической музыки. «Гармонии задумчивый поэт…» (Ф.Шопен).

1

5

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

1

6

Звуки скрипки так дивно звучали.«Неукротимым духом своим он побеждал зло» (Н.Паганини).

1

7

«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

1

Истоки и образы русской и европейской духовной музыки – 3 часа

8

Храмовый синтез искусств .Полифония в музыке И.Баха

1

9

Небесное и земное в звуках и красках.

1

10

Колокольность в музыке. Обобщение тем четверти.

1

4 четверть – 8 часов

Связь музыки с другими видами искусства – 5 часов

1

Музыка и живопись.

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

2

Звать через прошлое к настоящему. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»

1

3

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

4

Музыка на мольберте

1

5

Импрессионизм в музыке и живописи. Клод Дебюсси.

1

Современная музыка:

 основные жанры и направления – 3 часа

6

Мюзикл. Э.Уэббер «Кошки»

1

7

Мюзикл  Р Роджерс«Звуки музыки»

1

8

Музыка в театре, кино и на телевидение. Обобщение тем четверти. Промежуточная аттестация. Итоговый проверочный тест.

1

Итого

 

34часа

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...