«Лебедь, слово, понятие, образ».
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Цель урока:
1. Учить детей устанавливать связь между словом, понятием, образом;
2. Развивать навык самостоятельной работы над словом;
3. Формировать чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_3.docx | 21.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС.
Тип урока: Урок открытия нового знания. (изучение нового материала) (интегрированный урок).
Предмет: музыка.
Тема урока: «Лебедь, слово, понятие, образ».
«Если в мире есть вещи достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».
К. Ушинский
Цель урока:
1. Учить детей устанавливать связь между словом, понятием, образом;
2. Развивать навык самостоятельной работы над словом;
3. Формировать чувство прекрасного.
Задача словесника:
Выяснить, как осуществляется перенос значения, как связано значение слова с морфологическими признаками; учить пользоваться различными словарями.
Задача учителя музыки и изобразительного искусства:
учить определять характер музыкального произведения, развивать способность изобразительными средствами передать красоту и изящество лебедя.
Оборудование урока:
1. Грамзаписи:
- В. Салманов «Лебедушка»;
- К. Сен – Санс «Лебедушка»;
- П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;
- песня Е. Мартынова «Лебединая верность».
2. Репродукция картины М. Врубеля «Царевна - Лебедь», рисунки учащихся прошлых лет.
3. Словари:
- краткий этимологический словарь русского языка;
- словарь русского языка С. И. Ожегова
- школьный словообразовательный словарь русского языка;
- фразеологический словарь русского языка.
4. Художественная литература:
- Х. К. Андерсен «Гадкий утенок»;
- А. Демченко «В краю легенд»;
- А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
План урока:
1. Музыкальная прелюдия (П. И. Чайковского «Лебединое озеро»).
2. Лабораторная работа над словом лебедь.
Задачи: определить происхождение слова; его лексическое значение; категорию рода; родственные слова; фразеологизмы.
3. Наблюдение: слово лебедь в поэзии, в музыке, живописи.
Высказывать собственное мнение о музыкальных достоинствах каждого произведения. Воспринимать и сопоставлять каждое произведение, осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Задачи по содержанию:
Обучающие – умение на слух определить музыкальные инструменты. Выражение личного отношения к музыке. Актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся. Показать на примере музыкальных произведений жанровое многообразие.
Развивающие – формировать познавательный интерес к симфонической и вокальной музыке. Развивать умение слышать музыку, наблюдать, сравнивать, анализировать.
Развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение. Развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся.
Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к музыке разных эпох, воспитывать художественный вкус и значимость данных произведений.
Тип урока: «Открытие нового знания».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, групповая, парная, индивидуальная работа.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично – поисковый, контроля и самоконтроля.
Оборудование и учебные пособия: компьютер, проектор, доска, папки со словами, листы с текстом песен и термины, презентация, фортепиано, лист самооценки.
ХОД УРОКА.
Эпиграф: «Если в мире есть вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них»
К. Ушинский
1. Постановка цели и задач.
Сегодня у нас интегрированный урок. Мы будем заниматься русским языком и литературой, слушать музыку и рисовать.
Ушло в прошлое то время, когда человек старался все разъединить, отделить и изучить. Теперь человек старается ощутить связь между явлениями, предметами, словами. Вот мы сегодня и попробуем установить такие связи, посмотрим, какие понятия и образы объединяет в себе одно лишь слово лебедь.
Послушайте музыку. (Звучит отрывок из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»).
В тетради запишите, какие образы возникли в вашем воображении.
Каков характер мелодии?
2. Работа со словарями.
Что мы знаем о происхождении этого слова? Откроем этимологический словарь (с. 235). Запись на доске и в тетрадях.
Определим лексическое значение слова ЛЕБЕДЬ. (Учащиеся сначала сами пытаются формулировать ответ). Сравним эти ответы со статьей в толковом словаре С. Ожегова.
Запишем в тетради:
К какому роду относится это существительное? Составьте и запишите словосочетания с прилагательными: запишите предложения, поставив глагол в прошедшее время. (Лебедь – сущ. Мужского рода. Например: Чудесный лебедь. Лебедь взмахнул крыльями.
Верно. Но не всегда. Послушайте русские народные песни (исполняет учитель музыки). Выпишите из этих песен словосочетания со словом ЛЕБЕДЬ и определите род существительного.
Ой, по морю, ой, по морю,
Ой, по морю, морю синему,
По синему, по синему,
По синему, по хвалынскому,
Плывет лебедь, плывет лебедь,
Плывет лебедь – лебедушка белая.
Под ней вода не колыхнется…
Как по логу, логу вода со льдом
Золота струя плывет,
Как струйка за струйкой
Сама лебедь плывет,
Ой, белая лебедушка, Анна – душа,
А ясный соколик Иван – господин.
Какого рода слово Лебедь в фольклоре? (Женского)
В прямом или переносном значении оно употребляется? Что обозначает? (Употребляется в переносном значении, обозначает девушку, невесту).
Почему стало возможным употребление слова в переносном значении? Что общего у лебедя – птицы и у лебедушки – девушки? Ответьте письменно. (Грациозность движений, плавная поступь, белизна (кожи или оперения), красивая шея).
Учитель – словесник сообщает:
- Ребята, вы верно отметили, что слово ЛЕБЕДЬ употребляется и в мужском и в женском роде. Об этом пишет и языковед Л. К. Граудина в книге «Беседы о русской грамматике». «Почти все названия птиц представляют собой существительные мужского рода, кроме существительных ВЫПЬ и НЕЯСЫТЬ. В то же время существительное ЛЕБЕДЬ можно встретить и в мужском роде, и в женском роде. В значении «водоплавающая птица из семейства утиных» литературной норме соответствует существительное мужского рода, но в поэзии, в народных песнях можно встретить форму женского рода: За тобою живая ладья, словно белая лебедь плыла». (А. Блок, Вечереющий сумрак).
Подберем родственные слова к слову лебедь. Проверим себя по словообразовательному словарю: лебедь, лебедка, лебедушка, лебеденок, лебяжий, лебединый. Употребите их в словосочетаниях
Заглянем во фразеологический словарь: в состав каких фразеологизмов входят эти слова?
Итак, к каким выводам мы пришли, работая с разными словарями?
Слово лебедь общеславянского происхождения, означает белую водоплавающую птицу, в переносном значении употребляется в фольклоре и поэзии (обозначает прекрасную девушку с белой кожей и плавными движениями), употребляется в мужском и женском роде.
Слово Лебедь в музыке, поэзии и живописи.
Учитель музыки:
- Слова лебедь, лебединый обладают какой – то чудесной силой. Не раз они вдохновляли поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений.
У композитора В. Салманова есть произведение для хора «Лебедушка», навеянное русской стариной. В старину на Руси девушку выдавали замуж не всегда по любви. И потом существовал обычай: невесту оплакивали, прощались с ней и наказывали жениху беречь ее, не давать печалиться, кручиниться.
Послушайте музыку В. Салманова, подумайте, как связана она с образом лебедя. Да, действительно, эта музыка напоминает шум лебединой стаи, клекот лебедей. Эта музыка грустная, чувствуется тревога.
Учитель – словесник:
- В начале урока вы слушали музыку к балету Чайковского «Лебединое озеро». А знаете ли вы, что на Алтае немало озер с таким названием? Одно из них находится высоко в горах. Озеро лебединое, но лебедей там нет. Почему оно так называется? Об этом есть такая легенда, ее записал алтайский писатель Александр Демченко. (Рассказывает ученик, заранее подготовившийся заранее).
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ.
Никто не помнит, в какие годы случилось такое. Поднялся в горах сильный ураган. Такой сильный, что выплескивал озера; рушились скалы, падали деревья. Выплеснул ураган воду из Лебединого озера прямо на вершины гор. Взлетели лебеди с этим вихрем. Одного ударило о скалы так, что только белые перья закружились. Схватила его перо подруга, зажала его в клюве и стала летать, не в силах она была оторваться от того страшного места. Наутро стих ураган. И все увидели, как над сухим озером все кружилась одинокая лебедь. Она долго кружила и не кричала, а лишь стонала от горя. Целый месяц летала, а потом обессилев, упала и разбилась. Выпало перо из клюва, стрелой вонзилось в землю, и забурлил в том месте ключ. Он снова наполнил ущелье водой. Вновь заплескалось озеро. А стоны лебедя до сих пор слышны в непогоду.
Учитель музыки:
- послушаем песню Е. Мартынова в исполнении С. Ротару «Лебединая верность». (Звучит грамзапись).
О чем эта песня? Какие картины создало ваше воображение? Какой момент произведения являются кульминацией? Как музыка помогает передать трагедию случившегося?
Учитель – словесник:
- Слово лебедь – удивительное слово. Оно вызывает в нашем сознании представление, о чем – то высоком, об истинной любви, о красоте. Давайте вспомним сказку Андерсена «Гадкий утенок». О чем эта сказка?
(Ребята отвечают: «Птенца лебедя не принимают на птичьем дворе, считают гадким утенком, вырастая, он становится прекрасным лебедем»).
- Наверное, представление о лебеде как о чем – то прекрасном заложено даже не в слове, а в самом деле. Ведь Андерсен – датский писатель, и слово лебедь – по-датски звучит по-другому. Чудесное превращение лебедя в прекрасную девушку происходит в сказке А. С. Пушкина. Кто помнит полное название этой сказки?
Послушаем отрывок из этой сказки. (Читает заранее подготовившийся ученик наизусть).
Князь пред нею стал божиться, что пора ему жениться, что об этом обо всем передумал он путем; что готов душою страстной х\за царевною прекрасной он пешком идти отсель хоть за тридевять земель. Лебедь тут, вздохнув глубоко, молвила: «Зачем далеко? Знай, близка судьба твоя; Ведь царевна это – я». Тут она, взмахнув крылами, полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась, отряхнулась и царевной обернулась: Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит; А сама – то величава, выступает, будто пава; А как речь – то говорит, словно реченька журчит.
Что осталось в царевне от лебеди? (Величавость, красота, плавность речи, спокойствие).
- Художник М. Врубель создал картину «Царевна Лебедь». Рассмотрите репродукцию и опишите царевну: ее глаза, выражение лица, наряд.
Ребята отвечают:
- Царевна сказочная, загадочная, таинственная. Она еще не до конца превратилась – остались пышные лебединые крылья.)
- Что напоминают эти крылья?
(Всплеск волны, брызги, пену, кажется, что они двигаются. У царевны большие черные глаза, не глаза, а очи. Сверкают, как звезды ночью. И камни на кокошнике тоже горят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести".
Технологическая карта урока...
Карточки (слова) "Здоровый образ жизни".
Карточки для оформления доски для открытого урока: "Здоровый образ жизни"...
Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.
Аннотация: статья раскрывает концептуальные подходы в работе с художественным текстом как основе воспитательного процесса. Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания ...
«Икона – слово в образе».
Цель: Приобщения учащихся к иконе, развитие целостного восприятия о ней, воспитание положительных черт характера...
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...
«Лебедь, слово, понятие, образ».
Тема урока: «Лебедь, слово, понятие, образ».«Если в мире есть вещи достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». ...
«Лебедь, слово, понятие, образ»
Цель урока:1. Учить детей устанавливать связь между словом, понятием, образом;2. Развивать навык самостоятельной работы над словом;3. Формировать чувство прекрасного....