Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..
методическая разработка по музыке

Герасименко Светлана Викторовна

Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в  процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать не просто однородную музыкальную ткань, а распознавать закономерность взаимосвязи образа и эмоциональной составляющей со средствами музыкальной выразительности, которые выбрал композитор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приёмы организации активного восприятия в условиях урока музыки.

Современный этап развития общества трактует новые подходы к обучению подрастающего поколения. Содержание и задачи музыкального образования в общеобразовательной школе определяются общими целями

всестороннего развития личности. К ним относятся:

1) приобщение детей к деятельности в области искусства;

2) воспитание любви и интереса к музыке;

3) формирование музыкального вкуса;

4) развитие восприятия музыки;

5) развитие музыкальных способностей;

6) развитие художественно-творческих способностей учащихся. 

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

«Музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл» (Р.М. Чумичева).

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а «социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде».

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества привлекает особое внимание к вопросам совершенствования системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого растущего человека. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы восприятия музыки и позволили выдвинуть гипотезу исследования развитие музыкальности детей возможно, если будут созданы определенные педагогические условия, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки.

Программа Е.Г.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в полной мере отвечает поставленным задачам в области развития музыкальной культуры.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.

Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования, а также сформулировали основные виды деятельности.

Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • музыкально - пластическое движение;
  • инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);
  • драматизация музыкальных произведений.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;
  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
  • перевести содержание музыки в рисунок;
  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
  • анализировать музыкальные произведения;
  • вокализация инструментальных произведений;
  • драматизация музыки (инсценировка).

С целью организации процесса активного слушания на уроках и при выполнении домашних заданий, в рамках данной программы мною была разработана специальная методика работы с таблицей «Анализ музыкальных произведений». (приложение 1) При работе с данной таблицей учащимся предлагается опорный материал в виде инструкции-пояснения музыкальных понятий, а также таблиц с перечнем элементов, характеризующих эмоциональную и выразительную стороны музыкального произведения. (приложение 2)

Благодаря работе с таблицей обучающиеся чётко выделяют элементы характеристики музыки, учатся воспринимать не просто однородную музыкальную ткань, а определяют закономерность взаимосвязи образа и эмоциональной составляющей со средствами музыкальной выразительности, которые выбрал композитор. То есть учатся понимать логику и сущность музыки, как важного элемента духовной жизни человека. Данный метод позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека, способствует осмыслению музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов. Заполнение таблицы стимулирует процесс восприятия музыки на основе внутренней активности учащегося. Благодаря наличию опорного материала метод позволяет включиться каждому слушателю в процесс анализа музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений, перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке.

В основе предлагаемой методики работы лежит уже известный «Метод содержательного анализа музыкального произведения», раскрывающий школьникам «технологию» деятельности слушателя. Усовершенствовав данный метод, предлагается фиксация выделяемых элементов характеризующих музыкальную ткань в виде структурированной записи.

Чтобы провести содержательный анализ музыкального произведения необходимо многое услышать, но на основе уже самых первых интонаций дети могут выдвинуть «рабочую гипотезу» развития музыки в данном конкретном произведении. Поставив её как содержание «впереди» восприятия и пользуясь механизмом «опережающего отражения», они начинают чувствовать и мыслить от содержания, постоянно проецируя выдвинутую художественную идею на звучащую конкретную форму.

Приложение 1.

Таблица анализа музыкальных произведений

Автор, название произведения

(части, номера)

Образ музыкального произведения, эстетические эмоции*

Музыкальные средства выразительности*

* Образ музыкального произведения - то что изображает или выражает музыка. Изображаться в музыке могут конкретные образы окружающего мира (вой вьюги, бег тройки, ночной пейзаж, покачивание колыбели, бытовая сцена и т.д.). Выражаться могут чувства героя (трепет, гнев, печаль и т.д.)

*Эстетические эмоции - эмоции, которые передаёт слушателю и вызывает у него музыкальное произведение. Эмоции, которые ощущаются в процессе эстетического восприятия. (заполняем, глядя в таблицу «Словарь эстетических эмоций», см. стр. 2)

* Средства музыкальной выразительности - уникальный язык музыкального искусства. Свойства музыкальных звуков, чередующихся в музыке, их взаимосвязь, последовательность. В основе каждой мелодической последовательности звуков лежит интонационная основа близкая интонации речи. Т.е. слушая произведение, мы можем услышать интонации речи определённого характера: интонация вопроса - движение мелодии вверх, интонация ответа - вниз, интонация нагнетания, напряжения - движение на одном звуке, восклицания - резкий скачок вверх и т.д. (заполняем, глядя в таблицу «Средства музыкальной выразительности», см. стр.3)

* Анализируя произведение необходимо услышать  и выделить основную мысль и основные, самые яркие, средства музыкальной выразительности (достаточно указать 3-4 средства).  

 Приложение 2.

 

СЛОВАРЬ     ЭСТЕТИЧЕСКИХ   ЭМОЦИЙ

Весело

беспечно

задорно

игриво

празднично

радостно

шутливо

бодро

легко

Взволнованно

обеспокоено

тревожно

трепетно

Грустно

жалобно

печально

обиженно

скорбно

тоскливо

тревожно

Дерзко

вероломно

назойливо

вызывающе

Мужественно

бесстрашно

богатырски

отважно

по-боевому

по-военному

сильно

смело

уверенно

храбро

Раздражённо

агрессивно

беспощадно

гневно

резко

сердито

страшно

яростно

Робко

болезненно

вкрадчиво

застенчиво

осторожно

растерянно

Сонливо

безвольно

вяло

дремотно

лениво

Сумрачно

глухо

мрачно

пасмурно

тоскливо

угрюмо

хмуро

Спокойно

безмятежно

беззаботно

добродушно

доверчиво

мягко

напевно

плавно

просветлённо

протяжно

светло

убаюкивающе

Таинственно

волшебно

загадочно

настороженно

сказочно

Торжественно

величаво

величественно

победно

пышно

Шутливо

забавно

затейливо

иронически

лукаво

юмористически

Энергично

гордо

мужественно

независимо

отважно

решительно

смело

твёрдо

 

 

Таблица средств музыкальной выразительности

№п/п

Виды средств музыкальной выразительности

Определение

Разновидности

1

мелодия

Музыкальная мысль выраженная одноголосно (чередование звуков разной высоты)

Восходящая, нисходящая, волнообразная, ломаная, скачкообразная.

2

ритм

Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей (коротких и длинных звуков)

Ровный, пунктирный , синкопированный.

3

лад

Взаимосвязь звуков между собой (музыкальное настроение)

Мажор, минор.

4

регистр

Участок диапазона голоса или инструмента

Высокий, средний, низкий.

5

звуковедение

Штрих, качество извлечения звука

Отрывистое (стаккато), связанное (легато), подчеркивая каждый звук (маркато).

6

тембр

Индивидуальная окраска голоса или звука инструмента

Голоса (бас, тенор, баритон , сопрано, меццо-сопрано, дискант, колоратурное сопрано)

Инструменты (струнный, духовой, ударный, клавишный, электронный)

7

темп

Скорость движения музыкального произведения

Быстро (престо), медленно (ленто), очень быстро (престиссимо), очень медленно (ларго), спокойно (анданте).

8

динамика

Громкость, сила звучания

Громко (форте - f), тихо (пиано - p),

очень громко (фортиссимо - ff), очень тихо (пианиссимо - pp), не очень тихо (меццо пиано - mp), не очень громко (меццо форте - mf), нарастая (крещендо), затихая (диминуэндо)

9

форма

Построение музыкального произведения

Одночастная, 2-хчастная (АВ),

3-хчастная (АВА),

Рондо (АВАСАDА...),

Вариационная( А, А1,А2,А3,...), сонатное аллегро (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода).

10

аккомпанемент

Сопровождение ( музыкальная ткань, которая украшает мелодию)

Оркестровое, инструментальное  (гитарный перебор, аккордовое, бас - аккордовое), вокальное.

11

фактура

Способ расположения, соотношения голосов

Гомофонно-гармоническая (мелодия с аккомпанементом), полифоническая ( многоголосие, где каждый голос исполняет тему - мелодию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»

Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»

Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...

Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.

 Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...

Потенциал искусства в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста

Художественная и нравственная ценность искусства пробуждает в школьниках их ценностно-значимые свойства и качества личности...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...