Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов.
статья по музыке

В статье говорится о необходимрсти применения    в  ДМШ и  ДШИ  новых информационно- коммуникационных  технологий  на уроках сольфеджио , музыкальной литературы и слушания музыки. Это  активизирует  внимание учащихся и способствует  развитию  и поддержанию интереса к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_tehnologii_obucheniya_muzyki_dlya_konferentsii.docx28.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Новые технологии обучения музыке

в соответствии с требованиями

современных образовательных стандартов.

2020 г.

Авторы: Безделина Татьяна Васильевна,

 преподаватель ДМШ №1 г. Мичуринск,

                Юрьва Елена Станиславовна,

 преподаватель ДШИ п. Строитель,

          Тамбовского района, Тамбовской области.

        Со временем проблема передачи информации, как системы новых и накопленных в предыдущие годы знаний, приобретает основополагающие    значение. Жизнедеятельность общества развивается по законам, исходящим из НТП и формируемых им социально-экономических отношений. Которые, в свою очередь, развиваясь  вместе с индивидом (человеком) активно изменяют темпы и векторы НТП, цели общественного развития, технологии, механизмы и инструменты преобразования общества.

        Особенно это сегодня затрагивает такой социально-экономический институт, как «Знания». Данный институт соответственно работает и в профессиональной и в допрофессиональной  подготовке специалистов , а также   в сфере дополнительного образования  детей и взрослых. Однако, на первый взгляд, информационные коммуникации, определяющие цифролизацию знаний, в таких сферах, как культура, музыка, здравоохранение, психология, филология, литература и тому подобных его сегментов, мало зависят от изменений в общественной жизни. В отличии, скажем , от таких сегментов знаний, как философия, политология, религия, история, политэкономия. Но это  далеко не так. Напротив, именно в культурно-досуговых сегментах профессиональной, допрофессиональной и дополнительной  сферы образования изменения в обществе проявляются с наибольшим социальным эффектом.

        Сегодня общество неразрывно связанно с информационно-коммуникационными технологиями, интернетом и гаджетами. Хранение  и систематизация информации, быстрый доступ к собранному материалу всегда составляли суть любого, в том числе и музыкального образования.

        В прошлые годы это были словари, энциклопедии, учебная и учебно-методическая литература. Особую роль играли музыкальные специализированные библиотеки.

        В истории музыкального образования, использование этих и других систем хранения систематизации информации выработали специфические технологические приемы. В частности, их условно можно свести к нескольким подходам:

- многохудожественный;

- полохудожественный;

- инновационный;

- цивилизованный;

- парадигмально-педагогический подход и др.

        Однако, в связи с выводом ФГОС нового положения необходимы современные технологические подходы. Они активно включают обучающихся в процесс обучения, делая его более ярким, запоминающимся. Это формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение  к предмету. И, что немаловажно, в условиях, когда у молодежи сложилась устойчивая привязанность к Интернету и гаджетам, делает процесс  обучения соответствующим реалиям сегодняшнего исторического этапа.

        Новые технологии обучения музыке включают в себя:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательское обучение;

- здоровьесберегающее обучение;

- информационно-коммуникативное обучение;

- игровое обучение;

- практическое обучение.

        Однако, рамки одной статьи не позволят нам подробно остановиться на вышеперечисленных технологиях обучения. Поэтому, остановимся, по нашему мнению, на наиболее перспективной информационно-коммуникативной технологии обучения музыке.

        Поясним свою позицию. В современном мире, в ходе активной глобализации и цифролизауции всего комплекса развития системы социально-экономических отношений, роль электронной информации активно возрастает. Это, в полной мере, затрагивает технологии обучения музыке. На это же нацелены и новые ФГОС. В соответствии с их требованиями 28.09.2012 года на базе детской музыкальной школы  п. Строитель, Тамбовского района, Тамбовской области была организованна МБОУ ДОД ДШИ  п. Строитель, путем присоединения к ней 6 музыкальных школ Тамбовского района.  Обучение в «Детской школе искусств п. Строитель» ведется по программам дополнительного и предпрофессионального общеобразовательного обучения музыке. Они полностью соответствуют требованиям ФГОС «3» положения.         Сегодня  ДПО в качестве важнейшей технологии обучения включает информационно-коммуникационные технологии в преподавании предмета «Музыка». В соответствии с этим разделом ФГОС ДПО учителя обязаны «моделировать уроки музыки с использованием новых информационных технологий. На уроках теории и практики музыкального образования это позволяет выполнять требования  программы дополнительного образования. «Где у ребенка, по мнению Куприянова Б.В., формируется компетенция осуществлять универсальные действия». В частности — коммуникативные  (планирование сотрудничества, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации , разрешение конфликтов, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и  условиями коммуникаций)». В полной мере это относится к такой форме культурного сегмента знаний, как муниципальное образование.

        Музыкальное занятие — это всегда эмоции и их субъективное переживание, это всегда творческая обстановка. Поэтому на уроке педагог использует разные методики, виды работы и современные педагогические и компьютерные технологии.

        Музыкальные компьютерные технологии предоставляют широкие возможности в творческом процессе обучения музыки. Поэтому, знакомство учащихся и освоение ими информационно-компьютерных технологий необходимо прежде всего для использования их как источника вспомогательного учебного материала. Также компьютер предоставляет обучающий материал, звукопроизводящий, звукозаписывающий и т. п. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнении штрихов и оттенков.

        Компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром»…

        Большую популярность имеют компьютерные презентации, позволяющие более наглядно представить иллюстративный материал.

        Существует много программ для работы с музыкой на компьютере.  Это обучающие программы, музыкальные энциклопедии, программы для импровизации и сочинения музыки, программы для группового  музицирования.

        Такие программы, как Windows Media Player, WinAmp позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий и записывать их в разных форматах. Современные компьютерные технологии обеспечивают   разнообразие учебной информации, упрощают ее поиск, делают ее более доступной, преподносят в оригинальном виде. Именно это  и отличает  современные компьютерные технологии от традиционных средств обучения.         Они предполагают разработку и внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения.

        Например, предмет Музыкальная литература изучает произведения мирового музыкального искусства, что влечет за собой усвоение большого объема информации, затрагивающей как само произведение, так и сведения о композиторе, эпохе, других сферах музыкальной культуры. Здесь можно говорить о тенденции становления новых методов обучения. Это метод взаимодействия обучаемого с образовательными музыкальными ресурсами. Материалами новых методов обучения выступают так называемые мультимедийные образовательные ресурсы. Это энциклопедии, электронные библиотеки, нотные архивы, виртуальные музеи. Это могут быть и электронные пособия, с приложенными к ним текстовыми заданиями.

        Трудно переоценить роль музыкальных энциклопедий на уроках музыкальной литературы. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения  практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока,  джаза, поп-музыки  в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии  имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

        В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы о разных направлениях музыки, материал охватывает период эпохи борокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории создания известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями , аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.

        Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио.  Эта программа носит обучающий характер. Она адаптированна для учащихся младших классов.

        Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

        Проблемы образования человека в условиях всеохватывающей цифролизации социальных процессов и стремление к полной информатизации общества закономерно обуславливает введение новых информационных технологий. Особую специфику это имеет в музыкальном образовании. Преподавание музыки в соответствии с требованиями ФГОС «3» положения открывает  широкие возможности современных компьютерных обучающих систем. Информационные технологии в системе музыкального образования  предполагают длительное решение  важнейших проблем:

-  развитие методической системы и ее составных частей;

- уточнение главнейших признаков цифролизации и компьютеризации коммуникационных процессов;

- эффективная реализация механизаций новых технологических систем обучения;

- построение реальных и качественных моделей системы компьютеризации обучения музыке.

        Более подробная методика теоретического обоснования была проведена в диссертационных исследованиях Пучкова С.В. и Заболотской И.В.

        В заключении диссертации Заболотской И.В. изложено фактически полное раскрытие роли и всестороннего использования  информатизации как новой технологии музыкального образования. В частности, там сказано: «Информатизация образования позволяет эффективно использовать важные преимущества новых информационных технологий, так же как возможности построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду траекторию самообразования; возможность интерактивного взаимодействия со средством обучения; воздействие на содержание обучения и его структуру; создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования; организацию познавательной деятельности  обучаемых в ходе образовательного процесса; информатизация  образования предполагает ориентацию на интересы развития личности, использования специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых  относятся: а) возможность организации процесса познания, подразумевающего деятельный подход к учебному процессу во всех звеньях в совокупности  (потребности — мотивы — цели — условия — средства - действия — операции);  б) индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемой и динамичной адаптивности автоматизированных учебных программ; в) возможность организации и использования новых средств».  

        К этой полнейшей характеристике информатизации, как нового технологического  системного приема в музыкальном образовании мы, со своей стороны, хотели бы дополнить рядом практических, профессиональных наблюдений.  

        Во-первых, информатизация, как особая технология музыкального образования отражает особый статус Интернета и его составляющих в молодежной среде. Сегодняшняя молодежь предпочитает получать информацию из электронных носителей. Это облегчает, и одновременно, усложняет процесс музыкального обучения. Его специфика и прежде всего, программные средства обучения вынуждают преподавателей формировать              иную, чем прежде, модель урока. В частности, каждый урок моделируется с учетом таких компьютерных  инструментов и программ как то: а) музыкальные проигрыватели; б) программы для пения караоке; в) музыкальные конструкторы;  г) музыкальные электронные энциклопедии и т. д.

        Во-вторых, компьютеризация музыкального обучения через различные  игровые формы с использованием цифровой, электронной техники позволяет создать на уроках среду доступности и индивидуальным возможностям личности обучающихся.

        В-третьих, компьютерные технологии повышают качество внеклассного контроля за работой обучающихся и более тесную связь на контрольном этапе музыкального обучения с родителями учащихся.  

        Об использовании компьютерной техники и Интернета в процессе обучения музыке посвящено немало научных и методических статей, монографий, учебных пособий.

Список используемой литературы:

1.) Бергер Н.А. «Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот)» — Спб.: КАРО, 2004.  

2.) Воронов А. М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. «Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века» // Вестник Ир ГТУ. 2013 . №5 (76) с. 240-246.

3.) Готлиб А.С. «Сможет ли онлайн образование стать альтернативой гражданскому университету?» // Вестник СамГУ 2015 №1 (123) с.15-22

4.) Заболотская И.В. «Новые информационные технологии в музыкальном образовании»//Автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата педагогических наук. 13.00.01 — Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5.) Иванова Н.Л. - Учалы, 2012, с. 14 (Учебно-методический комплекс)

6.) Калинина Л.Ю. «Современные проблемы методики музыкального образования» Самарский государственный педагогический институт. Россия 2018// e-mail nbar1992@gmailcom

7.) Ксенофонтова Д.В.  «Музыкальные технологии XXI века» // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы II Международной конференции (г. Пермь май 2012 г.) Пермь — Меркурий 2012, с. 14-16; «Применение информационных технологий в музыке»: Реферат Министерства образования республики Беларусь, - Минск 2016.; «Компьютер и Музыка» (программа факультативных занятий для VII классов учреждений общего среднего образования) — Минск 2017, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерство образования республики Беларусь; «Компьютерные технологии и музыкальное образование» рабочая учебная программа дисциплины для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств.

8.) Куприянов Б.В.  «Нормативные основы образовательных программ в организации дополнительного образования» // Электронный журнал d. Директор школы 2018 №5.

9.)Лебедев А.Е. «Музыкальная информатика». Рабочая программа дисциплины — Саратов, 2016 г. ФГБУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Институт искусств» и др. работы.

10.) Рачина Б.С. «Урок музыки в контексте новой образовательной парадигмы»//Успехи современной науки 2017 г. Т.1, №4, с. 38-42.

11.) Суслова Н.В. «Цифровые технологии на уроках музыки в школе» Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского М.: 2018.

12.) Полозов С.П. «Обучающие компьютерные технологии  и музыкальное образование»/ Саратов. Издательство Саратовского университета, 2002 г., с.-208 и др работы

13.)Потемкина Е.А, Потемкин А.С. «Методологические основы исследования музыкального образования» // Воронежский государственный педагогический университет, - Воронеж. E-mail:lemononline@mail,ru.

14.) Пучков С.В. «Музыкальные компьютерные технологии , как инструмент современного творчества» // Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. 17.00.09 — Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

 

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.

Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работ...

«Изучение нового материала в соответствии с требованиями современного урока». («Кувырок вперед . Гимнастическая полоса препятствий».)

Цель урока: «Изучение техники выполнения кувырка вперед».Задачи урока:Образовательные:1. Разучить перекаты в группировке.2. Учить технике  кувырка вперед.Развивающие:1. Развивать у обучающихся ло...

Доклад "Практические формы и методы деятельностного подхода на уроках физики в контексте требований современных образовательных стандартов"

В свете требований современных образовательных стандартов акцент делается на то, что именно организация системно-деятельностного обучения физике способствует формированию познавательного интереса учащ...

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)»

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...