Второе путешествие в театр
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Краснова Елена Александровна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._vtoroe_puteshestvie_v_teatr.docx41.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация

Ф.И.О.     Краснова Елена Александровна

Технологическая карта урока.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний

Класс   5 класс

УМК   5-8 класс Сергеева Г.П. Критская Е.Д.

Тема  «Второе путешествие в музыкальный театр»

Цели: продолжить знакомство с жанром балета,   познакомить с именами отечественных танцоров и хореографов,  показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического   искусства, в частности в балете.

Задачи:

Образовательные:

  •  Изучение признаков балетного жанра;
  • знакомства с балетом  П.И. Чайковского “Щелкунчик”  как с крупным музыкально-сценическим жанром музыки,
  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Планируемые результаты обучения

  • Предметные- понимать интонационно-образную  природу музыкального искусства, средств художественной выразительности, осмыслить основные жанры музыкально-поэтического  отечественного и зарубежного музыкального наследия
  • Метапредметные- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебной деятельности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора

  • Личностные-слушать, эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение различных жанров и стилей классической музыки, сотрудничать в художественной реализации коллективных творческих проектов, решать различные музыкально-творческие задания

Оборудование

  • мультимедийная презентация; ноутбук, проектор, фотрепиано,  фрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Структура и ход урока

Этап урока

Форма работы

Краткое содержание

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Мотивационный этап и определение темы урока 

Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность.

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковс-кого.

Конверт

С заданием

https://nsportal.ru/krasnova-elena-aleksandrovna-1 

Учитель:
На прошлых уроках мы изучали раздел под названием «Музыка и литература». Этот раздел очень обширный. Мы с вами уже путешествовали в оперный театр.
 
Учитель:
А сегодня мы с вами посетим один музыкальный    спектакль?  Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала эту тему   на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать
Задание
- У вас у каждого на столе лежит небольшой конвертик, где лежат части этой мозаики-
соберите из мелких частей целое слово.
Учитель: А теперь скажите, какое слово у вас получилось?).
Как бы вы определили тему нашего урока? Молодцы я с вами согласна.

Учащиеся входят в класс.

Приветствуют учителя.

Собирают слово

ответы учащихся\

 «Балет»

2. Введение в тему урока на основе имеющихся знаний.

Работа в группах

Презентация

Тексты про Театр,

Балет,

Сюжет «Щелкунчик»

Для нашего сегодняшнего путешествия нам нужно разделиться на группы. На столе лежат карточки с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Выберите карточку и займите место за тем столом, где обозначена ваша группа музыкальных инструментов. На каждом столе имеется раздаточный материал, который вам потребуется для работы.

( работа для 1 группы)Давайте вспомним : что такое театр. Как и где он возник? Какие театры существуют? Что такое опера? Какие спектакли  мы там можем увидеть? Как называется яркая реклама, приглашающая нас в театр. (работа с текстом)

Задание для 2 группы. Какие виды искусства включает в себя опера? А как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? Где и когда возникла опера?

Задание для 3 группы.
Приведите, пожалуйста, примеры известных Вам опер.

Мы с вами продолжаем путешествие в музыкальный театр, то какое оно будет по счету? С каким балетом мы познакомились?

1.Делятся на группы

2. Работа с текстом (смысловое чтение)                3.Ответы на поставленные вопросы каждой группы ребята выбирают из карточек

Опера.  означает труд, дело, сочинение. ...Опера- жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение, оркестровую музыку и декорации… АФИША                                                

Музыка, литература и ИЗО(декорации).
– 
(Ария) Опера возникла в начале 17 века в Италии
(М.И.Глинка: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», Н.А.Римский- Корсаков: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»,

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

«Щелкунчик»…

Постановка проблемного вопроса

урока

Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке?

Каким образом мы с вами можем достигнуть поставленных нами целей?

Ответы детей:                                  -Узнаем новые  имена великих исполнителей , хореографов, Познакомися с новыми героями балета.

3. Изучение нового материала.

Видеоролик

«История балета»

Презентация

Сегодня, мы продолжим знакомство с удивительным, изящным искусством.  Имя ему – Балет. 

 

- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

- Выполним это задание в парах.

-А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре…

- В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую.

- Это вид музыкально - театрального искусства.

 

- История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое.

- На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств.

-Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами.

Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам.

- Благодаря такому союзу искусств: литературы, музыки, живописи и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ.

Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства.

  - Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны:

 Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро).

Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая;

 - Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения.

 

Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей.

А название балета мы угадаем с помощью кроссворда.

(Дети составляют на партах определение балета).

«Балет – это музыкальный спектакль, герои которого танцуют»

Слушают

Записывают в тетрадь

Организации самостоятельной деятельности

1.Музыкальный спектакль, герои которого поют (Опера) 

2.Литературная основа оперного и балетного спектакля(Либретто) 

3.Опера Н.А.Римского-Корсакого о былинном певце-гусляре (Садко) 

4.Вступление перед оперой или балетом (Увертюра) 

5.Вокальное произведение лирического характера под аккомпанемент гитары или фортепиано (Романс) 

6.Что означает слово Либретто (Книжечка) 

7.Пение без слов(Вокализ) 

8.Последнее произведение В.А.Моцарта (Реквием)

-И так, название балета «Щелкунчик».

В основе балета лежит сказка Эрнеста Теодора Гофмана – немецкого писателя.

 - За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки…

- И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную.

Разгадывают

Кроссворд

в парах

- Давайте вспомним сюжет этой сказки…

- Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна?

- С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце , создавая свой -  художественный образ?

- Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей.

Ответы детей:

- Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы.

«Шоколад». Испанский танец.

Встречайте первый характерный танец…. 

- При помощи чего мы можем увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца?

-Наших героев встречает Фея Драже.

Она танцует под звучание инструмента, который Чайковский специально выписал для этого номера. Это инструмент – челеста.

- Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? 

Слушают и определяют название…–«Шоколад.» Испанский танец.

Костюмы с элементами  народных костюмов, характерная музыка и музыкальные инструменты.

- Хореография: движения лёгкие, но острые.

- При помощи особенного инструмента…

«Леденцы». Русский танец.

«Вальс цветов»

  -Встречайте второй характерный танец -.

- Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита?

- Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит?

(показ инструмента )

 

На этом празднике ликуют все, и даже цветы. Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей.

- Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка?

- Создайте  движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе.

- «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».

 

Мы увидели ,что танцы в балете танцуют в разных костюмах.

В балете различают два типа танца:

Классический – на пуантах и в «пачке» и характерный-с элементами народного бытового танца.

-Выберете из просмотренных фрагментов классический и характерный танцы

Слушают и определяют название…– «Леденцы». Русский танец

- Русские народные костюмы.

- Плясовая, задорная, зажигательная музыка.

- Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой.

- Бубен.

Сказочный, благородный и торжественный вальс.

Движения руками в темпе вальса.

Мы увидели ,что танцы в балете танцуют в разных костюмах.

В балете различают два типа танца:

Классический – на пуантах и в «пачке» и характерный-с элементами народного бытового танца.

-Выберете из просмотренных фрагментов классический и характерный танцы

Танец феи Драже-классический

Русский танец .Трепак-характерный

 

Испанский танец. Шоколад- характерный

4 Закрепление. Итог.

Давайте ответим на вопрос , который мы поставили в начале урока:

- Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет?

- Через что в балете происходит выражение художественного образа?

 

- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу.

-Что мы  узнали сегодня на уроке?

-Как называются виды балетных танцев?

-Что понравилось  вам на уроке?

-Что вам запомнилось?

Ответы детей

Благодаря союзу искусств:

- Литературы;

- Симфонической музыки;

-Хореографии: Танца, Танцевально - пластического языка – Пантомима.

-Театрально-драматического действия.

 

- Хореография. Танец.

 

 

5. Вокально-хоровая работа.

В конце нашего урока я предлагаю вам спеть песенку о волшебстве и волшебниках.

Распевка.

Исполнение песни Г.Гладкова «Песенка  о волшебниках»

Исполнение песни.

6. Домашнее задание

- Творческое задание: нарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца) или афишу к спектаклю.

Запись в дневник.

7.Рефлексия.

Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ.

- Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок.

- Познакомились с двумя видами танцев их особенностями.

- В заключении исполнили нежную песню о красоте.

 Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении.

Предлагаю вам выбрать цветной смайлик,который отразит ваше настроение на сегодняшнем уроке.

Выбирают.

8 Оценки

Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось  бы так увлекательно и познавательно.

 Молодцы.

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

5кл. Второе путешествие в муз. театр. ФГОСТ

Тема урока:   «Второе путешествие в  музыкальный театр.  Балет».Цель урока:.   приобщение детей к сокровищам   отечественной музыкальной классики,  продолж...

Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....

Второе путешествие в театр. Балет.

Разработка урока  музыки 5 классВторое путешествие в театр. Балет. Эпиграф урока:Классический балет  есть замок красоты....

Рабочий лист для учащегося по теме "Второе путешествие в театр: Балет" 5 класс

В данной карте учащийся работает на протяжение урока,формулирует  и записывает тему  укрока,цель урока формулирует для себя,а в конце урока вернется к ней и проанализирует,достиг он цели . О...