Второе путешествие в театр
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Технологическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._vtoroe_puteshestvie_v_teatr.docx | 41.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Итоговая аттестация
Ф.И.О. Краснова Елена Александровна
Технологическая карта урока.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний
Класс 5 класс
УМК 5-8 класс Сергеева Г.П. Критская Е.Д.
Тема «Второе путешествие в музыкальный театр»
Цели: продолжить знакомство с жанром балета, познакомить с именами отечественных танцоров и хореографов, показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства, в частности в балете.
Задачи:
Образовательные:
- Изучение признаков балетного жанра;
- знакомства с балетом П.И. Чайковского “Щелкунчик” как с крупным музыкально-сценическим жанром музыки,
- укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
Воспитательные:
- приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;
- создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
- развивать вокально-хоровые навыки;
- расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Планируемые результаты обучения
- Предметные- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, средств художественной выразительности, осмыслить основные жанры музыкально-поэтического отечественного и зарубежного музыкального наследия
- Метапредметные- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебной деятельности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора
- Личностные-слушать, эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение различных жанров и стилей классической музыки, сотрудничать в художественной реализации коллективных творческих проектов, решать различные музыкально-творческие задания
Оборудование
- мультимедийная презентация; ноутбук, проектор, фотрепиано, фрагменты балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Структура и ход урока
Этап урока | Форма работы | Краткое содержание | ЦОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. Мотивационный этап и определение темы урока | Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. | Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковс-кого. Конверт С заданием | Учитель: | Учащиеся входят в класс. Приветствуют учителя. Собирают слово ответы учащихся\ «Балет» | |
2. Введение в тему урока на основе имеющихся знаний. | Работа в группах | Презентация Тексты про Театр, Балет, Сюжет «Щелкунчик» | Для нашего сегодняшнего путешествия нам нужно разделиться на группы. На столе лежат карточки с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Выберите карточку и займите место за тем столом, где обозначена ваша группа музыкальных инструментов. На каждом столе имеется раздаточный материал, который вам потребуется для работы. ( работа для 1 группы)Давайте вспомним : что такое театр. Как и где он возник? Какие театры существуют? Что такое опера? Какие спектакли мы там можем увидеть? Как называется яркая реклама, приглашающая нас в театр. (работа с текстом) Задание для 2 группы. Какие виды искусства включает в себя опера? А как называется сольный номер в опере, исполняемый солистом? Где и когда возникла опера? Задание для 3 группы. Мы с вами продолжаем путешествие в музыкальный театр, то какое оно будет по счету? С каким балетом мы познакомились? | 1.Делятся на группы 2. Работа с текстом (смысловое чтение) 3.Ответы на поставленные вопросы каждой группы ребята выбирают из карточек Опера. означает труд, дело, сочинение. ...Опера- жанр муз. искусства, включающий: драм. действие, пение, оркестровую музыку и декорации… АФИША Музыка, литература и ИЗО(декорации). Второе путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик»… | |
Постановка проблемного вопроса урока | Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? Каким образом мы с вами можем достигнуть поставленных нами целей? | Ответы детей: -Узнаем новые имена великих исполнителей , хореографов, Познакомися с новыми героями балета. | |||
3. Изучение нового материала. | Видеоролик «История балета» Презентация | Сегодня, мы продолжим знакомство с удивительным, изящным искусством. Имя ему – Балет.
- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино. - Выполним это задание в парах. -А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре… - В переводе с французкого (Balleto) и с латинского языка (ballo) – танцую. - Это вид музыкально - театрального искусства.
- История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое. - На протяжении нескольких эпох создавался этот сложный вид музыкально-театрального искусства, меняя и переплетая в себе несколько искусств. -Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. - Благодаря такому союзу искусств: литературы, музыки, живописи и появилось незабываемое зрелище как музыкальный спектакль – БАЛЕТ. Ни одну эпоху складывался этот вид искусства. Многие страны вносили свой вклад в его развитие. Нам есть чем гордиться - яркий расцвет этого искусства произошёл именно в России, в конце 19 века. По сегодняшний день русская школа балета одна из первых и сильных в мире этого искусства. - Хочется представить Вашему вниманию прославленных танцоров нашей страны: Великая Анна Павлова – на многие века, танцуя, прославила музыку П.И. Чайковского (Лебединое озеро). Советская балерина – Галина Уланова; Мая Плисецкая; - Владимир Васильев. Сейчас Владимир Васильев является балетмейстером (хореографом) мирового значения.
Более ста лет назад было создано прекрасное творение хореографа - балетмейстера Мариуса Петипа и русского композитора П.И. Чайковского, которое и по сегодняшний день радует нас – зрителей. А название балета мы угадаем с помощью кроссворда. | (Дети составляют на партах определение балета). «Балет – это музыкальный спектакль, герои которого танцуют» Слушают Записывают в тетрадь | ||
Организации самостоятельной деятельности | 1.Музыкальный спектакль, герои которого поют (Опера) 2.Литературная основа оперного и балетного спектакля(Либретто) 3.Опера Н.А.Римского-Корсакого о былинном певце-гусляре (Садко) 4.Вступление перед оперой или балетом (Увертюра) 5.Вокальное произведение лирического характера под аккомпанемент гитары или фортепиано (Романс) 6.Что означает слово Либретто (Книжечка) 7.Пение без слов(Вокализ) 8.Последнее произведение В.А.Моцарта (Реквием) -И так, название балета «Щелкунчик». В основе балета лежит сказка Эрнеста Теодора Гофмана – немецкого писателя. - За основу этого балета был взят сюжет сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, а название этой сказки… - И только музыка П.И. Чайковского превратила эту сказку в особенную – музыкальную. | Разгадывают Кроссворд в парах | |||
- Давайте вспомним сюжет этой сказки… - Гости на этом празднике необычные – представляют свою страну, а точнее чем славится, какими сладостями их страна? - С помощью чего героям удаётся передать характер, национальный колорит в танце , создавая свой - художественный образ? - Все ликуют и приветствуют принца и Мари в сказочном кукольном королевстве сладостей. | Ответы детей: - Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся возле рождественской ёлки. С наступлением ночи сказка оживает. Щелкунчик вступает в неравную схватку с мышиным войском, и с помощью девочки Мари одерживает победу. Чары зла разрушены. Принц ведёт Мари в сказочную страну сладостей и игрушек. Начинается праздник, на котором гости-сладости, исполняют свои танцы. | ||||
«Шоколад». Испанский танец. | Встречайте первый характерный танец…. - При помощи чего мы можем увидеть и услышать характерные национальные особенности этого танца? -Наших героев встречает Фея Драже. Она танцует под звучание инструмента, который Чайковский специально выписал для этого номера. Это инструмент – челеста. - Этот инструмент П.И. Чайковский часто использовал в своих произведениях, чтобы создать сказочность, таинственность? | Слушают и определяют название…–«Шоколад.» Испанский танец. Костюмы с элементами народных костюмов, характерная музыка и музыкальные инструменты. - Хореография: движения лёгкие, но острые. - При помощи особенного инструмента… | |||
«Леденцы». Русский танец. «Вальс цветов» | -Встречайте второй характерный танец -. - Как сочетание изобразительного искусства, симфонической музыки, хореографии смогли передать характер русского народного колорита? - Звучание, какого национального инструмента подчёркивает русский народный колорит? (показ инструмента )
На этом празднике ликуют все, и даже цветы. Этот танец танцуют в разных странах. Его звучание объединяет всех гостей на празднике в кукольном королевстве сладостей. - Какое впечатление, настроение вызвала у Вас эта музыка? - Создайте движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце - вальсе. - «Вальс цветов», прославляющий добро, весну, красоту и любовь завершает балет – сказку «Щелкунчик».
Мы увидели ,что танцы в балете танцуют в разных костюмах. В балете различают два типа танца: Классический – на пуантах и в «пачке» и характерный-с элементами народного бытового танца. -Выберете из просмотренных фрагментов классический и характерный танцы | Слушают и определяют название…– «Леденцы». Русский танец - Русские народные костюмы. - Плясовая, задорная, зажигательная музыка. - Движения, прыжки подчеркивает характер русской плясовой. - Бубен. Сказочный, благородный и торжественный вальс. Движения руками в темпе вальса. | |||
Мы увидели ,что танцы в балете танцуют в разных костюмах. В балете различают два типа танца: Классический – на пуантах и в «пачке» и характерный-с элементами народного бытового танца. -Выберете из просмотренных фрагментов классический и характерный танцы | Танец феи Драже-классический Русский танец .Трепак-характерный
Испанский танец. Шоколад- характерный | ||||
4 Закрепление. Итог. | Давайте ответим на вопрос , который мы поставили в начале урока: - Благодаря чему создаётся художественный образ в театрально-музыкальном искусстве балет? - Через что в балете происходит выражение художественного образа?
- Наше путешествие в мир Балета подходит к концу. -Что мы узнали сегодня на уроке? -Как называются виды балетных танцев? -Что понравилось вам на уроке? -Что вам запомнилось? | Ответы детей Благодаря союзу искусств: - Литературы; - Симфонической музыки; -Хореографии: Танца, Танцевально - пластического языка – Пантомима. -Театрально-драматического действия.
- Хореография. Танец.
| |||
5. Вокально-хоровая работа. | В конце нашего урока я предлагаю вам спеть песенку о волшебстве и волшебниках. Распевка. Исполнение песни Г.Гладкова «Песенка о волшебниках» | Исполнение песни. | |||
6. Домашнее задание | - Творческое задание: нарисовать сюжет любого из понравившихся на уроке танцев (декорации, костюм, грим героев танца) или афишу к спектаклю. | Запись в дневник. | |||
7.Рефлексия. | Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ. - Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок. - Познакомились с двумя видами танцев их особенностями. - В заключении исполнили нежную песню о красоте. Всё это не могло не оставить отпечаток в Вашем настроении. Предлагаю вам выбрать цветной смайлик,который отразит ваше настроение на сегодняшнем уроке. | Выбирают. | |||
8 Оценки | Спасибо Вам за прекрасный урок. Без Вашего участия не получилось бы так увлекательно и познавательно. Молодцы. | Выставление оценок за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Урок музыки - 5 класс, II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...
5кл. Второе путешествие в муз. театр. ФГОСТ
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».Цель урока:. приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, продолж...
Конспект урока по теме "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"
Конспект урока по музыке по программе "Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская"....
Второе путешествие в театр. Балет.
Разработка урока музыки 5 классВторое путешествие в театр. Балет. Эпиграф урока:Классический балет есть замок красоты....
Рабочий лист для учащегося по теме "Второе путешествие в театр: Балет" 5 класс
В данной карте учащийся работает на протяжение урока,формулирует и записывает тему укрока,цель урока формулирует для себя,а в конце урока вернется к ней и проанализирует,достиг он цели . О...
Технологическая карта Второе путешествие в театр. 5 класс
Организационная структура урока...