Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс)
Информация к уроку также может быть использованна на предметах: ОПК, ОРКЭ и ОДНКНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnost_v_muzyke_i_izo.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.
Задачи:
- Образовательные: способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления; знакомство с определениями: «колокольность» и «сюита»; понимать музыкальный термин «орпеджио».
- Развивающие: развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы; работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов;
- Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа.
Тип урока: Урок – изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, доска МЭШ, презентация, аудиозаписи.
Музыкальный материал: МЭШ
- сюита № 1 для двух фортепиано С. В. Рахманинова: 3 часть «Слезы» (ID:3712935) и 4 часть «Светлый праздник» (ID:3712928);
- часть «Орнамент» из симфонии «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта (ID:1921028)
Ученики должны:
- Знать жанры музыкального и изобразительного искусства, в которых встречается колокольный звон;
- Понять значение колокола для русского человека;
- Уметь различать на слух виды колокольного звона;
- Знать определения «сюита» и «колокольность».
- Понимать музыкальный термин «арпеджио».
Ход урока:
1. Определение темы урока
Ребята, послушайте стихотворение великого русского поэта Федора Тютчева и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить:
«Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон.
Как шум от стали журавлиной -
И в звучных листьях замер он...» (ответы детей)
А теперь мы с вами заслушаем музыкальное произведение. С. В. Рахманинова сюиту «Светлый праздник» 4 часть. Подумайте, что лежит в основе этой музыки? (ответы детей)
Звучит сам колокол или другой инструмент? (ответы детей) Какой инструмент подражает колокольному звону? (ответы детей) Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей) Да, о колоколах и колокольном звоне, но не только в музыке, но и в изобразительном искусстве.
Давайте запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
И сразу запишем определение:
Сюита – (франц. suite букв. ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих самостоятельных частей, следующих друг за другом, объединенных общим художественным замыслом или программой.
2. Изучение нового материала.
Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат? (ответы детей)
В церкви различают 4 канонических звона.
Давайте, заполним таблицу, прослушивая информацию о каждом звоне и прослушивая каждый из них.
ВИДЫ колокольных звонов | Особенности звучания | Когда используются |
Благовест | ||
Трезвон | ||
Перезвон | ||
Перебор |
Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Давайте, запишем определение:
Колокольность – это использование в тех или иных музыкальных произведениях ощущения звона колокола.
Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова.
Давайте, запишем информацию о композиторе:
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) – русский композитор, пианист, дирижёр.
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль.
На доске МЭШ мы с вами видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем воспоминания композитора о его детских впечатлениях. (страница 108)
А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения? (ответы детей: Радость, восторг, ликование). С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? (Пасха)
Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон).
В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь
изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы») Что изменилось? Как звучит колокольный напев? (ответы детей: Музыка стала грустной, печальной).
Сравнительная характеристика музыкальных произведений.
Название произведений | Темп | Динамика | Мелодия |
«Светлый праздник» | быстрый | Громкая, яркая | Торжественная. праздничная |
«Слёзы» | медленный | тихая | грустная, печальная |
Ребята, какой вывод мы можем сделать? Правильно, звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.
Еще один композитор, деятель искусств России и Украины Валерий Григорьевич Кикта также обращался в своём творчестве к церковным мотивам.
Давайте, запишем информацию о композиторе:
Валерий Григорьевич Кикта́ (1941 год рождения) – композитор, профессор Московской консерватории.
Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом.
Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.
Кто знает, что такое «Фреска»? (выполняется по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.) А что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.)
Давайте, обратим внимание на доску. Что вы видите? Перед вами орнамент и нотный пример «Орнамента». (волнистые линии).
Такой прием в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно. (Звучит фрагмент «Орнамент»).
С каким жанром русского музыкального творчества имеет сходство эта тема? (былин)
Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (гусли)
«Фрески Софии Киевской» - это своего рода большая инструментальная былина, которую композитор назвал «концертная симфония».
Итак, мы с вами заслушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из произведения С. В.Рахманинова. Что их объединяет? (ответы детей: обращаются к народным источникам, используют прием имитации).
3. Рефлексия
Ну а сейчас для вас итоговое задание «Вставь нужное слово»:
Колокола – это символ…. (России). Колокольный …. (звон) всегда был частью духовной жизни…. (народа). Различают ….. (4) канонических звона. Колокольный звон в один колокол за другим поочередно, начиная с самого большого – это ….. (перезвон). Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут …. (имитировать) колокольный звон. Красота звучания …. (колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов. Неотъемлемой чертой русской музыки является ….. (колокольность).
Вывод: на примере творчества русских композиторов (Кикта и Рахманинов) можно сделать вывод, что каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится близкой и понятной.
4. Домашнее задание
Знать определения, найти стихотворение или песню на интернет-ресурсах о колокольных звонах, записать в тетрадь. Прослушать еще раз музыкальный материал и нарисовать «услышанное»: сюита № 1 для двух фортепиано С. В. Рахманинова: 3 часть «Слезы» (ID:3712935) и 4 часть «Светлый праздник» (ID:3712928); часть «Орнамент» из симфонии «Фрески Софии Киевской» В.Г.Кикта (ID:1921028)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Презентация знакомит с учащихся с произведениями В.Г. Кикты и фресками Софии Киевской....
"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Разработка урока по музыке в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Технологическая карта урока музыки...
Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе по музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти) составлена в соответствии с Феде...
урок музыки "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
урок музыки для 5 класса...
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....