Интегрированный урок музыки в 7 классе : «Симфония цвета»
учебно-методический материал по музыке (7 класс)
Тема урока раскрывает особенности художественного языка импрессионизма. Знакомит с композиторами и художниками направления начала 20 века под названием "Импрессионизм"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzyka.docx | 38.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16
города Балашова и Саратовской области»
Интегрированный урок музыки
Название урока: «Симфония цвета»
Класс 7
Выполнила: Афанасьева Елена Юрьевна
учитель музыки Iкатегории ;
Балашов 2022 год
Тема: «Симфония цвета»
Цель: Раскрывая особенности художественного языка импрессионизма с формировать представление об импрессионизме как одном из ярких направлений в музыке XIX века.
Задачи:1)Познакомить с творчеством выдающихся композиторов-импрессионистов, художников-импрессионистов;
2)Углубить представление о связях в мировом культурном процессе на примере взаимодействия различных видов искусства;
3)Воспитывать эстетический вкус и любовь к подленному искусству;
Оборудование:мультимедийный комплекс,интерактивная доска,презентация с видеорядом,картины художников-импрессионистов «Руанский собор», «Стога сена» ,«Впечатление. Восход солнца», «Скалы в Бель-Иль» К.Моне; «Бал в Муленде ла Галет», «Качели» О.Ренуар; «Бульвар Капуцинок» К.Коровин; музыкальные фрагменты произведений К.Дебюсси «Празднества», «Игра волн», «Разговор ветра с морем», «Лунный свет»
Предварительная подготовка: Подготовить с учащимися выразительное чтение стихотворения Поля Верлена «За музыкой только дело»; О.Мандельштама «Импрессионизм»
Эпиграф к уроку. Твой взгляд - да будет твёрд и ясен
Смотри случайные черты-
И ты увидишь: мир прекрасен…
(А.Блок)
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Соприкосновение с прекрасным на уроке музыки требует определённого настроя. В этом может помочь музыка: звучит фрагмент фортепианной пьесы Клода Дебюсси «Лунный свет», сопровождающий слайды презентации (слайд1,2). - Сообщение темы урока, цели, задач, которые будут на уроке решаться.
-Эпиграфом к уроку стали поэтические строки А. Блока, которые не только напомнят о предназначении искусства, но и подготовят ребят к мысли о том, что урок – это диалог искусств, на котором мы перебрасываем мостик от одного вида искусства к другому (от музыки – к живописи и литературе), из XIXвека в XX, из Франции в Россию. - Объяснение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
-Кто же они, импрессионисты? Что совершили они, если столько противоречивых оценок существует, столько мнений (от резкого неприятия до слепого восторга) существует об их творчестве? О ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
2. Сообщение подготовленное учащимися дома. (слайд 3)
2.1 Импрессионизм в живописи (об импрессионистах)
В начале 60-х годов девятнадцатого века эти молодые художники объединились под предводительством Э.Моне, движимые общей идеей неприятия академического искусства. Они стремились найти новые возможности для живописи в передаче динамичной современной жизни. Обсуждали проблемы, спорили, писали картины. Но пока не имели названия. И вот в 1874 году в фотомастерской Надара состоялась выставка, на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»
Работа по картине К.Моне «Впечатление. Восход солнца»
-Чем эта картина отличается от увиденных вами ранее?
-Чем она необычна?
-Как вы думаете, что стремился передать художник: реальный морской пейзаж или своё впечатление от увиденного( впечатление от увиденного)
Действительно, каждого, кто хоть раз наблюдал восход, поражает, как розовый свет встающего солнца растворяется в воде, в воздухе. Неслучайно в названии картины есть слово «впечатление»
После этой выставки за группой художников и утвердилось название «импрессионисты»(слайд 4)
-Какие же цели ставили перед собой художники- импрессионисты? Как воплотились эти цели в их искусстве?
Таблица с первыми колонками (слайд5)
Цели художников-импрессионистов | Что мы видим на картине? |
1.Внимание к повседневной жизни | Городские и сельские пейзажи, портреты современников |
2.Ценность мимолётного впечатления | Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр» |
3.Стремление передать свето- воздушную среду | Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки) Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре |
2.2Импрессионизм в музыке.
Сегодня мы познакомимся с особенностями художественного языка импрессионистов-музыкантов.
Понять и услышать тайны музыки импрессионистов нелегко, а потому в неё нужно особенно внимательно вслушиваться, пытаясь создать в собственном воображении музыкальные художественные образы.
Я предлагаю вам послушать фрагмент музыкального произведения французского композитора Клода Дебюсси и посмотреть картины
французского художника-импрессиониста Клода Моне. (Слайд 6-7-8)
Ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызывает прослушанная музыка? (при ответе вы можете использовать материал из карточки «Словарь эмоций»)(чувство тревоги, трепета, волнения)
- Какие картины по настроению соответствуют этой музыке?(Скалы в Бель-Иль)
- Как вы могли бы назвать это произведение?(Волны, Волнующееся море, Ураган в море)
- Какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор при создании этого произведения? (при ответе вы можете использовать материал из карточки «Средства музыкальной выразительности»)(Гибкая мелодия, высокие и низкие регистры, плавные звуки меняются на стремительные)
-Это произведение называется « Игра волн»
- Работа с таблицей.
.. сформулировать основные принципы импрессионизма в музыке…. Музыкальный импрессионизм назвали по сходству..
Соотнося цели художников и воплощение их на полотне мы должны назвать особенности стиля композиторов-импрессионистов, заполняя столбцы таблицы «импрессионизм в музыке» и «что мы слышим»
продолжается заполняться таблица (слайд 9)
Чтобы легче вам было подобрать подходящие слова к музыке импрессионистов, послушайте стихотворение Поля Верлена , в этом стихотворении по существу начертана вся программа музыки импрессионизма.
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона,
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон…,
Цели художников-импрессионистов | Что мы видим на картине? | Импрессионизм в музыке | Что мы слышим в музыке? |
1.Внимание к повседневной жизни | Городские и сельские пейзажи, портреты современников | Симфонические эскизы- зарисовки, программные миниатюры | |
2.Ценность мимолётного впечатления | Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр» | Передача настроения | |
3.Стремление передать свето- воздушную среду | Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки) Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре | Новизна художественных средств |
Закрепление
Импрессионисты выработали совершенно другой подход к искусству.Они по-другому видели природу, выбирали необычные сюжеты, первыми отобразили в своём творчестве будничную городскую жизнь. Ключевым элементом их пейзажей непременно являлся свет, он был, по сути дела, центральным персонажем картины. Лучшим примером этому может служить творчество О.Ренуара и русского художника К. Коровина.
Вспомним известное вам произведение К.Дебюсси «Празднества»из триптиха «Ноктюрны»(слайд 10)
Триптих- это серия из трёх пьес.
- Облака
- Празднества
- Сирены
Второй «ноктюрн» — «Празднества» — выделяется среди других произведений Дебюсси ярким жанровым колоритом. В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам. На контрастном противопоставлении двух основных музыкальных образов — танца и марша — и строится (в отличие от «Облаков») трехчастная композиция «Празднеств». (слайд 11-12-13)
-Послушаем музыку и подумаем над вопросами :
Каковы ваши впечатления?
Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона)
Какие были звуковедения? (скользящие, крадущиеся)
Какое настроение? (фантастическое, загадочное)
Какие ассоциации рождает музыка у вас?( Движение, праздник, фейерверк)
- Какие из картин ( на экране демонстрируются полотна К Моне «Руанский собор», «Стога сена в Живерни», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», К. Коровина «Бульвар капуцинок»)по настроению созвучны этой музыке.Чем они близки?(«Бал в Мулен де ла Галетт» и «Бульвар Капуцинок»)
- заранее подготовленный учащийся выразительно читает стихотворение О.Э. Мандельштама «Импрессионизм»:
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил
Он понял масла густоту.
Его запёкшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расплавленное в духоту.
А тень-то, тень всё лиловей.
Свисток иль хлыст как списка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель.
Недомалёваны вуали.
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
- Какие из картин могли бы произвести такое впечатление на поэта?
- Могло бы это быть впечатление от музыки К.Дебюсси? Почему?
(вставить со стр.179)
(Картина О.Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет» и картина К.Коровина «Бульвар Капуцинок» необыкновенна близки по духу стихотворению Мандельштама.поэту удалось так же выразительно запечатлеть мгновение. Сотканное из бликов, солнца, нежных красок и воздуха.Художники сумели передать и упоение танцем. И шум. И ощущение жаркого раскалённого воздуха.Несомненно, что и полотна художников могут показаться созвучными поэтическому образу, созданному Мандельштамом.
- А что же в музыке?
(Постепенное и динамичное развертывание этих образов придает сочинению более конкретный программный смысл. Композитор пишет в предисловии: «Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник; это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».
Пристрастие композитора к «чистым» тембрам на этот раз уступает место тонко смешиваемым оркестровым краскам (звучание темы у английского рожка с кларнетом сменяется проведением ее у флейт с гобоями, затем у виолончелей с фаготами). В гармоническом сопровождении
появляются мажорные трезвучия отдаленных тональностей и цепочки нонаккордов (напоминающих густо наложенный мазок на живописном полотне).
Чем можем дополнить нашу таблицу? Элемент самостоятельной работы)через 3 минуты работа проверяется (слайд 14).
Цели художников-импрессионистов | Что мы видим на картине? | Импрессионизм в музыке | Что мы слышим в музыке? |
1.Внимание к повседневной жизни | Городские и сельские пейзажи, портреты современников | Симфонические эскизы- зарисовки, программные миниатюры | Музыкальные пейзажи,бытовые зарисовки. |
2.Ценность мимолётного впечатления | Необычная композиция- «случайно выхваченный кадр» | Передача настроения | Импрессионизм в музыке прежде всего отражение “живописных» моментов—красочность тембров и гармонии, прихотливость сочетания регистров, особое внимание к динамике. |
3.Стремление передать свето- воздушную среду | Особая живописная манера(точки, пятнышки, мазки).Пишут чистыми красками, не смешивая их на палитре | Новизна художественных средств | Звуковые пятна,вычурность мелодических линий, зыбкость, неопределённые мелодические звучания, смена темпов, полутона |
Итог урока.
Многое ребята узнали на уроке, многое осталось за его рамками. Как видно, сам урок стал своеобразным «уроком-впечатлением»(в духе импрессионизма)
Домашнее задание :написать мини-сочинение на тему: «Что рассказала мне музыка К.Дебюсси?»
Завершается урок строками из «Фауста» Гёте: (Слайд15)
Увы, земной недолог путь.
И всё ж во власти человека,
Творя великое, шагнуть
За рамки собственного века…
Действительно, прошло уже более ста лет. Но по прежнему жив интерес к творчеству импрессионистов. И мы помогаем им перешагнуть рубежи веков, откликаясь душой на их стремления и искания.
Список литературы:
Данилова Г.И « Мировая художественная культура» 2009; изд.Дрофа
Затямина Т.А «Современный урок музыки» 2007; Москва «Глобус»
Программа «Музыка» 1-7 классы; «Искусство»8-9 классы 2007 изд.«Просвещение»
Исаева Л.А « Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе» 2002; Саратов
Исаева Л.А, Курченко И.В; Чижикова В.П «Учитель музыки: пути профессионального становления»2007;изд. Саратовского университета
Ресурсы сети Интернет:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://muzruk.info/
- http://shkolazhizni.ru/archive
- http://www.sovross.ru/modules
- http://uk.wikipedia.org/wiki/Музи́ка
- http://content.mail.ru
- http://puzkarapuz.ru
- http://forum.telenet.dn.ua/viewtopic.php
- http://rus.newsru.ua/pict/big/102606.html
- http://www.muzmarket.ru
- http://www.hypermuse.ru
- http://www.artchive.com/artchive/m/manet/
- http://www.artwall.ru/products/poster
- http://www.diary.ru/
- http://world-of-art.narod.ru/masters/renoir/10.htm
- http://ol-ga-best.mylivepage.ru/image/2370/23527
- http://www.calend.ru/day/3-25/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Моне
- http://www.impressionist--paintings.com/russian/MANE/biograph_mane.shtml
- http://wiki.bks-tv.ru/wiki/Писсарро
- http://www.impressionism.ru/degas.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Pierre-Auguste_Renoir
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»
Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"
НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....
конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"
Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества» Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...
Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс
Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Интегрированный урок музыка, изо, литература "Весна в музыке и цвете".
Интегрированный урок по музыке. 2 класс....