Презентация и конспект урока музыки «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Часовникова Оксана Аркадьевна

«Музыка «дружит» не только с поэзией»  одна из тем раздела "Музыка и летература" изучаемого в 5 классе. В ней углубляются представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка «дружит» не только с поэзией 7 урок Подготовила учитель музыки МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева» Часовникова Оксана Аркадьевна

Слайд 3

«Музыка - это искусство, выражающее невыразимое…» Ш. Мюнш

Слайд 4

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Слайд 5

Мусоргский М.П. Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881 русский композитор

Слайд 6

М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.

Слайд 7

С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи.. В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.

Слайд 8

Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.

Слайд 9

Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным. Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)

Слайд 10

В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома), вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора. Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.

Слайд 11

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. На что он похож текст? Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос: -Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ? Что мы можем услышать в аккомпанементе? Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участникам?

Слайд 12

«Кот Матрос» из цикла «Детская»

Слайд 14

Средства музыкальной выразительности Мелодия – основа музыки. Ритм- чередование длинных и коротких нот. Темп – скорость движения в музыке. Динамика- сила звучания музыки. Тембр- окраска музыки. Регистр – высокий, средний, низкий. Лад – мажор и минор.

Слайд 15

Изобразительный аккомпанемент раскрывает нам характер произведения и сюжет истории.

Слайд 16

Появление интонаций негодования. Торопливый рассказ девочки

Слайд 17

Появление жалобных интонаций в конце произведения

Слайд 18

Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа: - восклицания - вопросы - торопливую скороговорку

Слайд 19

Ответы: Произведение похоже на рассказ ребёнка Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа - восклицания - вопросы торопливую скороговорку Мелодия точно передает все ее обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь. Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме.

Слайд 20

Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи.

Слайд 21

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например рассказа ребёнка. В музыке раскрыт мир детских чувств, радостей и огорчений через оттенки детской речи.

Слайд 22

скороговорки Как на горке , на пригорке Стоят 33 Егорки Раз Егорка, два Егорка… ………… .. до 33 Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.

Слайд 23

А.Н.Пахмутова — народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). В 1976 г. её именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г. Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами. Живёт и работает в г. Москве. Почётный гражданин г. Волгограда (1993), г. Братска (1994), г. Москвы (2000). 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом.

Слайд 26

Рефлексия (Вопросы): Велико ли воздействие литературы на музыку? Объясните свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы. С каким произведением М. Мусоргского познакомились? Как оно называется? Что такое цикл?

Слайд 27

ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ Песня Романс Кантата Оратория; ЖАНРЫ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ Жанры представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания

Слайд 28

Сценические жанры: Опера Балет Оперетта

Слайд 29

Домашнее задание В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, которое вы могли бы предложить композитору для создания песни. Попробуйте объяснить ваш выбор.

Слайд 30

Спасибо за творчество на уроке музыки!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

презентация и конспект урока с заданиями по теме "Famous Russians" для 6 класса (УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З.)

Презентация и конспект урока с заданиями "Famous Russians" для 6 класса (УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English")...

конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс

конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс....

Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.

Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории....

Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.

Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...

Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс) в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» составлена по авторской программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 5 класса, раздел "Музыка и литератур...

Конспект урока по музыке "Музыка - искусство звуков"

Конспект урока музыки по теме: «Музыка – искусство звуков» в 3  классе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I...