Презентация и конспект урока музыки «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс)
«Музыка «дружит» не только с поэзией» одна из тем раздела "Музыка и летература" изучаемого в 5 классе. В ней углубляются представления обучающихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация «Музыка «дружит» не только с поэзией» | 2.16 МБ |
Конспект урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» | 317.54 КБ |
Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» | 392.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Музыка - это искусство, выражающее невыразимое…» Ш. Мюнш
Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.
Мусоргский М.П. Модест Петрович Мусоргский 1839 – 1881 русский композитор
М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.
С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи.. В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.
Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.
Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным. Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)
В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома), вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора. Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.
Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. На что он похож текст? Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос: -Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ? Что мы можем услышать в аккомпанементе? Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участникам?
«Кот Матрос» из цикла «Детская»
Средства музыкальной выразительности Мелодия – основа музыки. Ритм- чередование длинных и коротких нот. Темп – скорость движения в музыке. Динамика- сила звучания музыки. Тембр- окраска музыки. Регистр – высокий, средний, низкий. Лад – мажор и минор.
Изобразительный аккомпанемент раскрывает нам характер произведения и сюжет истории.
Появление интонаций негодования. Торопливый рассказ девочки
Появление жалобных интонаций в конце произведения
Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа: - восклицания - вопросы - торопливую скороговорку
Ответы: Произведение похоже на рассказ ребёнка Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа - восклицания - вопросы торопливую скороговорку Мелодия точно передает все ее обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь. Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме.
Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи.
На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например рассказа ребёнка. В музыке раскрыт мир детских чувств, радостей и огорчений через оттенки детской речи.
скороговорки Как на горке , на пригорке Стоят 33 Егорки Раз Егорка, два Егорка… ………… .. до 33 Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
А.Н.Пахмутова — народная артистка СССР (1984 г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1967 г.), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982 гг.), Герой Социалистического Труда (1990 г.). В 1976 г. её именем названа и официально зарегистрирована в Планетном центре в г. Цинциннати (США) малая планета № 1889, открытая крымскими астрономами. Живёт и работает в г. Москве. Почётный гражданин г. Волгограда (1993), г. Братска (1994), г. Москвы (2000). 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом.
Рефлексия (Вопросы): Велико ли воздействие литературы на музыку? Объясните свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений. Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы. С каким произведением М. Мусоргского познакомились? Как оно называется? Что такое цикл?
ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ Песня Романс Кантата Оратория; ЖАНРЫ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ Жанры представляющие собой инструментальные произведения с литературным описанием содержания
Сценические жанры: Опера Балет Оперетта
Домашнее задание В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, которое вы могли бы предложить композитору для создания песни. Попробуйте объяснить ваш выбор.
Спасибо за творчество на уроке музыки!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)
Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....
презентация и конспект урока с заданиями по теме "Famous Russians" для 6 класса (УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З.)
Презентация и конспект урока с заданиями "Famous Russians" для 6 класса (УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English")...
конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс
конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс....
Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.
Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории....
Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.
Цель урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи: Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...
Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс) в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» составлена по авторской программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 5 класса, раздел "Музыка и литератур...
Конспект урока по музыке "Музыка - искусство звуков"
Конспект урока музыки по теме: «Музыка – искусство звуков» в 3 классе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I...