Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.
план-конспект урока по музыке на тему
Цель урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.
Задачи: Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкальных инструментов; научить анализировать музыкальные произведения.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества. Развивать умение отличать музыкальные инструменты друг от друга; развивать музыкальную речь и творческие способности обучающихся.
Воспитывать интерес к группам русских народных инструментов; прививать любовь к русской музыке, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_uroku_russkie_narodnye_muzykalnye_instrumenty.doc | 73.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема | Русские народные музыкальные инструменты |
Цель: Задачи: -образовательные: -развивающие: -воспитательные: | Cформировать у обучающихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов. Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкальных инструментов; научить анализировать музыкальные произведения. Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества. Развивать умение отличать музыкальные инструменты друг от друга; развивать музыкальную речь и творческие способности обучающихся. Воспитывать интерес к группам русских народных инструментов; прививать любовь к русской музыке, к родному краю. |
Место проведения Участники | МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара, кабинет № 21. 4 класс |
Продолжительность занятия | 45 минут |
Материально-техническое обеспечение занятия | Рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, музыкальный центр, мультимидийная презентация к уроку по теме: «Русские народные музыкальные инструменты». |
Методическое и дидактическое обеспечение занятия Музыкальный материал | Плакат с изображением русских народных инструментов, информационный лист № 1, портреты композиторов: Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев. Фрагмент фильма С. С. Прокофьева «Петя и волк», Н. А. Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», р. н. п. «Светит месяц», р. н. п. «Калинка», песня из мультипликационного фильма «Бременские музыканты». |
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления нового материала. |
Форма урока | Урок-объяснение, беседа |
Методы | Словесный (рассуждение, беседа). Репродуктивный (воспроизведение знаний о характере музыкальных произведений). Стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой работе по использованию музыкальных знаний). Наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых музыкальных знаний). |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Индивидуальные рассуждения обучающихся, игра на детских музыкальных инструментах, загадки |
Структура урока |
|
Организация работы на уроке Здоровьесбережение | Приветствие. Дежурные сообщают информацию об отсутствующих. Обратить внимание на обстановку и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. Наблюдать за позами обучающихся, чередование поз в соответствии с видом работы. |
Целеполагание. Мотивация. Актуализация. | Слайд № 1, слайд № 2. Музыка – волшебная страна, Ребята, сегодня мы с вами попадём в волшебную страну музыкальных инструментов. Слайд № 3. В том году мы проходили симфоническую сказку «Петя и волк» С. С. Прокофьева, где знакомились с симфоническим оркестром. Давайте вспомним фрагмент этой сказки. (На экране фрагмент фильма из симфонической сказки «Петя и волк»). Итак, кто мне может повторить, какие инструменты изображают героев сказки? Это инструменты симфонического оркестра, а какие ещё бывают оркестры? (Ответы детей) Как вы думаете, ребята, какая тема урока? О чём мы с вами будем говорить сегодня? В конце урока мы должны ответить на вопрос: Какие бывают группы русских народных инструментов, и какие инструменты относятся к каждой группе? Итак, цель урока: познакомиться с группами русских народных музыкальных инструментов. |
Изучение нового материала
Речевое упражнение, сопровождаемое звучащими жестами, музыкальными инструментами (фонограмма музыки Т. Боровик «В доме моем тишина»). 2 минуты Систематизация знаний Исполнение знакомой песни. Рефлексия. Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала. | Раньше в русских деревнях и сёлах редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодёжи пляски без балалайки, гармони, баяна обойтись было нельзя. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры. Слайд № 4. Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Самый главный участник оркестра – дирижёр. Он стоит перед оркестром, чтобы все видели его, подсказывает музыкантам, где им необходимо начать играть. Слайд № 5. В начале 20 века возник оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева. Слайд № 6. Оркестр русских народных инструментов делиться на четыре группы: струнные, клавишно-духовые, ударные, духовые. Слайд № 7. К группе струнных инструментов относятся: гусли, балалайка, домра. Слайд № 8. Сейчас мы послушаем произведение Н. А. Римского-Корсакова «Садко», где услышим звучание гуслей. После прослушивания проведём анализ музыкального произведения, в этом вам помогут информационные листы № 1 (раздать информационные листы, приложение к уроку). После прослушивания произведения дать анализ и обсудить, какие инструменты звучали. В нашей волшебной стране наступает музыкальная пауза. Слайд № 9. 1.В доме моем тишина. В доме моем я одна. Только где-то шуршунчики шуршат. 2 раза. (звучат маракасы, шуршание ладонями, говорком – шуршунчики шуршат, шуршунчики шуршат). 2.В доме моем тишина. В доме моем я одна. Только где-то стукунчики стучат. 2 раза. (звучат деревянные палочки, тихое цоканье языком, говорком – стукунчики стучат, стукунчики стучат). 3.В доме моем тишина. В доме моем я одна. Только где-то скрипунчики скрипят. 2 раза. (дети извлекают скрипучий звук, говорком – скрипунчики скрипят, скрипунчики скрипят). А теперь продолжим дальше наше путешествие. Слайд № 10. Следующая группа инструментов: клавишно-духовые инструменты. К этой группе относятся: гармонь и баян. В очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он сам складывал свои песни, так хорошо их пел, что слава о нём пошла по всей русской земле. Звали певца – баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент – баян. Музыканта, который играет на баяне, называют баянистом. Слайд № 11. Третья группа - ударные инструменты: бубен, трещотки, ложки, дрова. С древнейших времён ударные инструменты использовали в ратном деле, на охоте, в обрядах и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Слайд № 12. И последняя группа – духовые инструменты. К этой группе инструментов относятся: кувиклы, жалейки, свирели, рожки, свистульки. Ребята, а сейчас мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали. Слушание р.н.п. «Светит месяц». Беседа по прослушанному: Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра? Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка». Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка». Беседа. Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? Слайд № 13. Эх, оркестр народный, Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев. А теперь давайте закрепим наши знания. Какие группы инструментов входят в состав русского народного оркестра? А отгадаете ли вы мои загадки? Слайд № 14. В руки ты её возьмёшь; Слайд № 15. Ой, звенит она, звенит! Слайд № 16. Очень весело поёт, Слайд № 17. Внутри пустой, голос густой Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки) Вот мы с вами и повторили все группы русских музыкальных инструментов. Ребята, а скажите, пожалуйста, в каком нами уже знакомом мультипликационном фильме главными героями являются музыканты? (Бременские музыканты). А давайте вспомним нашу любимую песню из этого мультфильма «Ничего на свете лучше нету». Слайд № 18. Выразительное исполнение песни. Я очень надеюсь, что вам понравилось наше путешествие в страну музыкальных инструментов. Большое вам спасибо, за помощь. Слайд № 19. Оценка «5» ставится, если обучающийся: - показывает глубокое и полное знание и понимание программного материала; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами; - самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если обучающийся: - показывает знания всего изученного материала, дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала; - не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка «3» ставится, если обучающийся: - усвоил основное содержание учебного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Оценка «2» ставится, если обучающийся: - не усвоил и не раскрыл основное содержание изучаемого материала; не делает выводов и обобщений. |
Приложение к уроку
Информационный лист № 1 к уроку
«Русские народные музыкальные инструменты».
Весело | Грустно | Ласково |
Радостно | Печально | Нежно |
Игриво | Трагично | Протяжно |
Задорно | С отчаянием | Мягко |
Празднично | Злостно | Добродушно |
Легко | Грубо | Задушевно |
Светло | Жёстко | Мелодично |
Энергично | Гневно | Лирично |
Зажигательно | Агрессивно | Красиво |
Жизнерадостно | Напряжённо | Спокойно |
Звонко | Жестоко | Умиротворённо |
Смешно | Плаксиво | Величественно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке "Русские народные духовые инструменты" (4 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами...
Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....
Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"
Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...
Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...
Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....
План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"
План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...