«Танец рыцарей» С.С. Прокофьев
методическая разработка по музыке (6 класс)
На примере произведения "Танец рыцарей" из балета Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" показать метод размышления о музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanets_rytsarey.docx | 19.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Метод размышления о музыке. «Танец рыцарей» С.С. Прокофьев
В. – Послушайте музыкальное произведение и подумайте, какие образы (или образ) возникают в вашем воображении? Каким настроением проникнута музыка?
(слушание произведения целиком)
В. – Итак, какие образы возникли в вашем воображении при прослушивании этого музыкального произведения? Каким настроением проникнута музыка?
О. – ( возникает образ торжественной процессии; как будто идёт кто-то большой и тяжёлый; торжественное шествие; воинственный образ, грозный и т.д; ощущается напряжение, тревога)
В. – Почему возникает именно такой образ? Какими средствами музыкальной выразительности композитору удалось создать этот образ, это настроение?
О. – (медленный темп, жанр марша; музыка звучит громко; во вступлении медные духовые инструменты; музыка звучит в низком регистре).
В. – А как звучит мелодия?
О. – (размашисто, то верх, то вниз, мечется из одного регистра в другой).
В. – Что это придаёт образу?
О. – (напряжение, тревогу).
Обратите внимание как, в каком ритме звучат аккомпанемент и мелодия?
(слушание вступление + начало первой части)
О. – (в аккомпанементе ровный ритм, а в мелодии пунктирный ритм; в аккомпанементе маршевость, а в мелодии танцевальность).
В. – Это может быть танец-шествие?
О. – (да)
В. – Это современный танец или старинный?
О. – (старинный).
В. – А какие музыкальные инструменты вы услышали в мелодии?
О. – (скрипки).
Давайте подведём итог. Мы представили себе торжественную процессию или танец-шествие (маршевость + танцевальность, неторопливый темп), выбор инструментов – скрипки – олицетворение людей, духовые – придают торжественность и воинственность (т. к. духовые связаны с военной темой – это и часть военного оркестра, и с помощью духовых – сигналы к атаке или отступлению). Музыка звучала воинственно и грозно, наступательно, напряженно.
В. – Как вы думаете, о чём это музыкальное произведение?
О. – (?)
В. – Это произведение программное. Оно имеет название. Как бы вы его назвали?
О. – (?)
Композитор, Сергей Сергеевич Прокофьев, назвал это музыкальное произведение «Монтекки и Капулетти». Это две семьи, враждующие друг с другом. Отсюда и воинственность, напряжение.
В. – Вспомните, менялся ли характер музыкального образа или оставался неизменным?
О. – (?)
В. – Давайте послушаем ещё раз. Обратите внимание, меняется ли характер или остаётся неизменным на протяжении всего музыкального произведения? И если меняется, то как?
(слушание произведения целиком)
В. – Меняется характер музыкального образа или остаётся неизменным?
О. – (не меняется, но появляется ещё одна тема).
В. – А что это за тема? Как она звучит? Обратите внимание на мелодию (можно пропеть).
О. – (в мелодии нет скачков; она начинается на одном звуке, как бы настаивая, привлекая внимание, затем движется поступенно вверх)
В. – А сколько раз появляется эта тема? Давайте послушаем ещё раз. Обратите внимание, в каком регистре звучит тема, и какие инструменты её исполняют?
(слушание второй части)
О. – (три проведения темы – в среднем, низком и высоком регистре; медные духовые – тромбоны и трубы).
В. – Как вы думаете, что же это за образ, вначале настойчивый, затем наступательный, переходящий из одного регистра в другой? Вспомним название «Монтекки и Капулетти».
О. – (образ вражды, наступления, противостояния).
У этого музыкального произведения есть второе название «Танец рыцарей».
В. – Как вы думаете, почему такое название? Кто такие рыцари?
О. – (рыцари – это воины).
В. – А для чего Прокофьев даёт такое уточнение «рыцари»?
О. – (Потому что воинственный характер).
В. – А почему «танец»?
Дело в том, что это сцена балета. А в балете всё показывается и рассказывается с помощью танца.
В. – Чем заканчивается произведение?
(слушание третьей части)
О. – (аккордами в верхнем регистре).
В. – Что-то новое появляется?
О. – (барабанная дробь).
В. – Как вы думаете, почему заканчивается именно так? Удалось им договориться?
О. – (нет, они не примерились).
В. – Что, на ваш взгляд, побудило композитора написать это музыкальное произведение? О чём нам хотел поведать композитор?
О. – (возможно, какие-то личные переживания, что-то очень противоречивое, против чего он очень протестовал).
В. – Какая основная мысль владела автором в процессе создания этого сочинения?
О. – (вражда всё разрушает; вражда как разрушительная сила).
В. – Как вы думаете, какое отношение у композитора к данным образам?
О. – (он протестует против этого, его ужасают последствия вражды)
В. – Актуальна ли идея произведения в наше время?
О. – (да; в наше время такое тоже может быть).
В. – Что открыла для тебя эта музыка, над чем заставила задуматься?
О. – (над тем, к каким последствиям может привести вражда, агрессия; над тем, что надо стараться договариваться, избегать ссор и вражды).
Давайте ещё раз послушаем и посмотрим, как это будет сценически претворено в балете.
Обратите внимание на характер движения в танце, на лица героев.
(просмотр видео фрагмента).
В. – Какие лица были у артистов?
О. – (Без эмоций)
Бесстрастность, отсутствие эмоций, как отсутствие души. Поэтому они так легко идут на уничтожение друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией
Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...
Прокофьев А.А. "Закат"
Да, такого неба не бывало,Чтоб с полнеба сразу стало алым,Чтоб заката лента обвивалаОблака, грозящие обвалом!Вот отсюда и пошло: в лугуРозовый стожар горит в стогу,Розовые сосны на снегу,Розовые кони ...
ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ
Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Презентация для урока изобразительного искусства "Как научиться рисовать рыцаря?"
Презентация "Как научиться рисовать рыцаря?" предназначена для уроков и дополнительных занятий по изобразительному искусству. Может быть использована для самостоятельных занятий.Презентация ...
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи"
Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи - альбом иллюстраций" представляет собой подборку иллюстрационного ма...
Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…
Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...
Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"
Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...