Развлечение "Пришла коляда" для старшего и подготовительного возраста
методическая разработка по музыке

Баширова Ольга Александровна

Знакомить детей с традициями и историей своего народа, народными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishla_kolyada.docx101.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений Дзержинского района города Новосибирска «Твой успех 2022»

Номинация
«Мое лучшее образовательное мероприятие»

C:\Users\Ольга\Desktop\WhatsApp Image 2022-01-15 at 00.09.15.jpeg

«Пришла коляда!»

Сценарий праздника для детей старшего и подготовительного возраста

 

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: расширить знания детей о русском фольклоре, традициях, традициях, обрядах. Создание условий для духовного и социального благополучия детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры, познакомить с обычаями и традициями январских народных праздников («Рождество Христово» и «Рождественские Святки»), а также связанными с ними поговорками, пословицами и приметами.
  2. Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через колядки, пословицы и поговорки, развивать интонационную выразительность речи.
  3. Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство в инсценировках, умение эмоционально передавать образ героев - персонажей, способствовать развитию положительных эмоций.
  4. Развивать двигательную активность детей через использование русских народных игр.
  5. Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории, традициям и культуре своего народа, народным играм.

Практический материал и оборудование:  Костюмы для ряженья,  маски, рождественская звезда, колокольчик, мешок, деревянные ложки, чугунок, маленький горшочек,  конфеты для угощения.

Для эстафеты:

Эстафета «Как на Васильев день кашу варили».

2 деревянные ложки, 2 тарелки с фасолью, чугунок.

Для игры «Закати снежок в лунку»
     Круглое полотно  диаметр 1,5 метра, в середине отверстие «лунка» диаметр 15см, снежки.

Предварительная работа:
Разучивание колядок,  частушек, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.

Словарная работа:
                           Коледование

  • Колядка – песня, исполняемая во время обряда коляды.
  • Колядовать – на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

Действующие лица:

Хозяюшка, Скоморох, Медведь, Лиса, Волк.

Сценарий праздника

В зале детей встречает Хозяюшка. Дети входят в зал под народный напев и рассаживаются.

Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости! Январь – первый месяц года. А пословиц и поговорок об этом месяце много сложено. Вот некоторые из них.

Январь – году начало, зиме середина.

Солнце на лето, зима – на мороз.

Январь два часа прибавит.

Январь перелом зимы.

Хозяюшка: Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки.  А открываем календарь с 6 января. Это Сочельник, канун Рождества.  7 января – Праздник Рождества Христова. Рождественские праздники – Святки. Святки продолжались до Крещения. Вот и мы сегодня попробуем представить, как праздновали на Руси Святки.

Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали песнями и смешными сценками.

Ребята, я предлагаю и вам сегодня нарядиться, одеть маски. (дети одевают маски). Теперь и мы с вами устроим  рождественские колядки.

Вот  и к нам видно гость пожаловал!

Звучит веселый наигрыш, выходит Скоморох, в руках держит маленький горшочек с водой.

Скоморох: Здравствуйте, красные девицы и добры молодцы. Здравствуй, Хозяюшка,  а меня вы узнали? Я веселый Скоморох. Посиделки здесь у вас, поспешил и я. С вами праздники справляю, веселюсь от  души. С праздником, люди добрые, поздравляю!

Хозяюшка: Здравствуй веселый Скоморох, а что ты нам в горшочке принес?

Скоморох: А знаете, есть такая народная примета – кто на Рождество чихнет, тот здорово год проживет! Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе! Три-четыре - «Апчхи!»

Все вместе чихают.

Скоморох: Дай вам бог здоровья! (берет воду). Снегу маленько я растопил… Кто рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!

Скоморох бежит по залу, брызгая на детей. 

Хозяюшка: Без частушек веселых на Руси ни один праздник не обходится! Выходи на частушки!

Детям раздают ложки

Скоморох: При царе, да при горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан

Бубен потеряли –

В ложки ударяли.

Ой, жги – говори,

Заиграли лошкари!

Ансамбль ложкарей поет частушки и играет в проигрыше на ложках

Частушки

Вместе – Расступись, честной народ

Мы выходим в хоровод.

С песнями да плясками,

С шутками, побасками!

Коза – Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Козел: Бородой козел трясет,

Так и рвется в хоровод!

Его рожки завиты,

Только валенки худы!

Петух -  Вот помчался во весь дух

Расфуфыреный петух:

Душегрейка на меху –

Знай кричит «Кукареку!»

Медведь: Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

Лиса: А лисица, ну и пава,

Выступает величаво

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше.

Коза: А ты, Мишенька – медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо –

Ни голоса, ни слуха.

Медведь: Ах, Коза ты, Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Вместе: Мы частушки вам пропели – хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим – чтоб вы нам похлопали.

дети садятся на стульчики 

Хозяюшка: Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки.

Скоморох:  А что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Хозяюшка: По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.

Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.

 Следующим по старшинству идет «звонарь». Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.

 Третьим важным колядующим является «мехоноша». Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.

 Мы сейчас попробуем повторить этот обычай.

Встаем в хоровод, поем колядки.
Колядующие идут противоходом.

Хоровод «Сею, вею, повеваю»
1 –
 Сею, вею,  повеваю,

     Я пшеницей посыпаю

         С Новым годом поздравлю!

2 – Сею, вею, повеваю,

          Овес, ячмень посыпаю,

          Счастья, радости желаю!

3 – Чтобы в поле уродилось,
         Чтобы хлеба удвоилось,
          Чтобы детки подрастали,
          Чтобы девок замуж взяли.

            Сею, вею, повеваю
         С Новым годом поздравляю!

Хозяюшка: Ну а какой святочный праздник  без веселых, гостей! Встречайте к нам ряженые идут!

                    Звучат потешки «Сею, вею, снежок» выходят Медведь, Лиса, Волк и подыгрывают на бубнах.

Медведь: Ну что, ребята – повеселимся. Тай, тай, налетай. В игру со мной поиграй!

Волк: Объявляем спортивные эстафеты на Васильев день.

Святки варят самую вкусную кашу.

Лиса: Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края – знать, быть беде.
Медведь: Ну что – варим кашу!

Эстафета  «Варим кашу». Две команды.

Возле команд тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по одной фасолине, кладет в ложку, несет к стулу, бросает в чугун (варим кашу).

Хозяюшка: Ну вот и каша готова.
Скоморох:  Пора нам  новую игру заводить. Становитесь в хоровод.

Лиса: Кто со мной пойдет –

           В интересную игру попадет.

           В какую - не скажу,

Как соберетесь, покажу!

Хороводная игра «Ходит Ваня»
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит за кругом, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня
          По кружочку, по кружочку
          Ищет Ваня, ищет Ваня
          Для себя дружочка.
«Ваня»идет за кругом и  выбирает себе «дружочка»
           Нашел Ваня, нашел Ваня
          Для себя дружочка.
«Ваня» выбрав себе «дружочка», становятся друг к другу спиной.
 Дети проговаривают:
          Один, два три – не воронь,
          А беги, как огонь!
«Ваня» и «дружочек» бегут за кругом в разные стороны. Кто первый добежит и встанет в круг. Проигравший становится «Ваней» и игра повторяется.

Волк: А теперь я хочу посмотреть какие дети ловкие, да меткие!

Игра «Закати  снежок в лунку»

Все дети, стоя в кругу, держат за край круглое полотно, в середине «лунка». Надо всем вместе двигать полотно чтобы шарик закатился в лунку.
Волк: Ох, и ловкие ребята, все снежки закатили!

Хозяюшка: Пора кончать слова говорить, надобно игру заводить.

Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
дети садятся на стульчики

Скоморох:  Пора нам праздник завершать!

Всех не спеть нам славных песен добрых слов всех не сказать!

Вечер наш прошел на славу – в Святки любо поиграть!
Хозяюшка:  Коляда пришла всем веселье принесла!
                    Не сидите не скучайте угощенья получайте!
Ряженые раздают  детям угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб «Играем, развивая речь». Старший и подготовительный возраст. Ответственные: Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К.

Цель: расширить представления родителей об игровых технологиях, применяемых учителями – логопедами в логопедической практике. ...

Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»

Данный конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь направляет детей, и выступает в роли помощника, если это потребуется.Данная НОД отвечае...

«Игровые методики для развития хореографической памяти, внимания и ориентировки в пространстве для старшего и подготовительного возраста»

Разработка ритмических танцевальных игр для дошкольного возраста.изучаем  ритмические упражнения .и применям их в  разных танцевальных фигурах.Дети учатся выполнять ритмические движения в ра...

Рабочая образовательная программа учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего и подготовительного возрастов

Целью данной программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей посещающих дошкольный логопедический пункт с 4 до 7 лет, предусматривающей полную инт...

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности "Мы- исследователи" для детей среднего, старшего и подготовительного возрастов.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и ...

Программа деятельностного клубного часа "Волшебное оригами" для детей старшего и подготовительного возраста

1.      Цель программы: Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элеме...