Развлечение "Пришла коляда" для старшего и подготовительного возраста
методическая разработка по музыке
Знакомить детей с традициями и историей своего народа, народными играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prishla_kolyada.docx | 101.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Районный конкурс методических разработок музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений Дзержинского района города Новосибирска «Твой успех 2022»
Номинация
«Мое лучшее образовательное мероприятие»
«Пришла коляда!»
Сценарий праздника для детей старшего и подготовительного возраста
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: расширить знания детей о русском фольклоре, традициях, традициях, обрядах. Создание условий для духовного и социального благополучия детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Поддерживать интерес к истокам русской национальной культуры, познакомить с обычаями и традициями январских народных праздников («Рождество Христово» и «Рождественские Святки»), а также связанными с ними поговорками, пословицами и приметами.
- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через колядки, пословицы и поговорки, развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство в инсценировках, умение эмоционально передавать образ героев - персонажей, способствовать развитию положительных эмоций.
- Развивать двигательную активность детей через использование русских народных игр.
- Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитывать интерес и уважение к истории, традициям и культуре своего народа, народным играм.
Практический материал и оборудование: Костюмы для ряженья, маски, рождественская звезда, колокольчик, мешок, деревянные ложки, чугунок, маленький горшочек, конфеты для угощения.
Для эстафеты:
Эстафета «Как на Васильев день кашу варили».
2 деревянные ложки, 2 тарелки с фасолью, чугунок.
Для игры «Закати снежок в лунку»
Круглое полотно диаметр 1,5 метра, в середине отверстие «лунка» диаметр 15см, снежки.
Предварительная работа:
Разучивание колядок, частушек, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Словарная работа:
Коледование
- Колядка – песня, исполняемая во время обряда коляды.
- Колядовать – на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.
Действующие лица:
Хозяюшка, Скоморох, Медведь, Лиса, Волк.
Сценарий праздника
В зале детей встречает Хозяюшка. Дети входят в зал под народный напев и рассаживаются.
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости! Январь – первый месяц года. А пословиц и поговорок об этом месяце много сложено. Вот некоторые из них.
Январь – году начало, зиме середина.
Солнце на лето, зима – на мороз.
Январь два часа прибавит.
Январь перелом зимы.
Хозяюшка: Зима – не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки. А открываем календарь с 6 января. Это Сочельник, канун Рождества. 7 января – Праздник Рождества Христова. Рождественские праздники – Святки. Святки продолжались до Крещения. Вот и мы сегодня попробуем представить, как праздновали на Руси Святки.
Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали песнями и смешными сценками.
Ребята, я предлагаю и вам сегодня нарядиться, одеть маски. (дети одевают маски). Теперь и мы с вами устроим рождественские колядки.
Вот и к нам видно гость пожаловал!
Звучит веселый наигрыш, выходит Скоморох, в руках держит маленький горшочек с водой.
Скоморох: Здравствуйте, красные девицы и добры молодцы. Здравствуй, Хозяюшка, а меня вы узнали? Я веселый Скоморох. Посиделки здесь у вас, поспешил и я. С вами праздники справляю, веселюсь от души. С праздником, люди добрые, поздравляю!
Хозяюшка: Здравствуй веселый Скоморох, а что ты нам в горшочке принес?
Скоморох: А знаете, есть такая народная примета – кто на Рождество чихнет, тот здорово год проживет! Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе! Три-четыре - «Апчхи!»
Все вместе чихают.
Скоморох: Дай вам бог здоровья! (берет воду). Снегу маленько я растопил… Кто рождественским снегом окропится, тот от недугов исцелится!
Скоморох бежит по залу, брызгая на детей.
Хозяюшка: Без частушек веселых на Руси ни один праздник не обходится! Выходи на частушки!
Детям раздают ложки
Скоморох: При царе, да при горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан
Бубен потеряли –
В ложки ударяли.
Ой, жги – говори,
Заиграли лошкари!
Ансамбль ложкарей поет частушки и играет в проигрыше на ложках
Частушки
Вместе – Расступись, честной народ
Мы выходим в хоровод.
С песнями да плясками,
С шутками, побасками!
Коза – Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь: Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Козел: Бородой козел трясет,
Так и рвется в хоровод!
Его рожки завиты,
Только валенки худы!
Петух - Вот помчался во весь дух
Расфуфыреный петух:
Душегрейка на меху –
Знай кричит «Кукареку!»
Медведь: Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймет никак со сна –
То ль зима, то ли весна?
Лиса: А лисица, ну и пава,
Выступает величаво
Как с платочком пляшет,
Нет лисички краше.
Коза: А ты, Мишенька – медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.
Медведь: Ах, Коза ты, Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Вместе: Мы частушки вам пропели – хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим – чтоб вы нам похлопали.
дети садятся на стульчики
Хозяюшка: Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки.
Скоморох: А что такое святки?
1 ребенок: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
2 ребенок: От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
3 ребенок: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Хозяюшка: По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.
Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки.
Следующим по старшинству идет «звонарь». Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является «мехоноша». Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок.
Мы сейчас попробуем повторить этот обычай.
Встаем в хоровод, поем колядки.
Колядующие идут противоходом.
Хоровод «Сею, вею, повеваю»
1 – Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю
С Новым годом поздравлю!
2 – Сею, вею, повеваю,
Овес, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
3 – Чтобы в поле уродилось,
Чтобы хлеба удвоилось,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок замуж взяли.
Сею, вею, повеваю
С Новым годом поздравляю!
Хозяюшка: Ну а какой святочный праздник без веселых, гостей! Встречайте к нам ряженые идут!
Звучат потешки «Сею, вею, снежок» выходят Медведь, Лиса, Волк и подыгрывают на бубнах.
Медведь: Ну что, ребята – повеселимся. Тай, тай, налетай. В игру со мной поиграй!
Волк: Объявляем спортивные эстафеты на Васильев день.
Святки варят самую вкусную кашу.
Лиса: Кстати, если каша получается уваристая да рассыпчатая, все в новом году хорошо будет. А если вылезет за края – знать, быть беде.
Медведь: Ну что – варим кашу!
Эстафета «Варим кашу». Две команды.
Возле команд тарелка с фасолью и ложка, каждый берет по одной фасолине, кладет в ложку, несет к стулу, бросает в чугун (варим кашу).
Хозяюшка: Ну вот и каша готова.
Скоморох: Пора нам новую игру заводить. Становитесь в хоровод.
Лиса: Кто со мной пойдет –
В интересную игру попадет.
В какую - не скажу,
Как соберетесь, покажу!
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит за кругом, дети поют:
Ходит Ваня, ходит Ваня
По кружочку, по кружочку
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка.
«Ваня»идет за кругом и выбирает себе «дружочка»
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка.
«Ваня» выбрав себе «дружочка», становятся друг к другу спиной.
Дети проговаривают:
Один, два три – не воронь,
А беги, как огонь!
«Ваня» и «дружочек» бегут за кругом в разные стороны. Кто первый добежит и встанет в круг. Проигравший становится «Ваней» и игра повторяется.
Волк: А теперь я хочу посмотреть какие дети ловкие, да меткие!
Игра «Закати снежок в лунку»
Все дети, стоя в кругу, держат за край круглое полотно, в середине «лунка». Надо всем вместе двигать полотно чтобы шарик закатился в лунку.
Волк: Ох, и ловкие ребята, все снежки закатили!
Хозяюшка: Пора кончать слова говорить, надобно игру заводить.
Русская народная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
дети садятся на стульчики
Скоморох: Пора нам праздник завершать!
Всех не спеть нам славных песен добрых слов всех не сказать!
Вечер наш прошел на славу – в Святки любо поиграть!
Хозяюшка: Коляда пришла всем веселье принесла!
Не сидите не скучайте угощенья получайте!
Ряженые раздают детям угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный клуб «Играем, развивая речь». Старший и подготовительный возраст. Ответственные: Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К.
Цель: расширить представления родителей об игровых технологиях, применяемых учителями – логопедами в логопедической практике. ...
Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности. Область коммуникация «Развитие речи» для детей старшего/подготовительного возраста с современными (адаптированными) элементами ТРИЗ «Сочиняем сказку сами»
Данный конспект представляет собой модель, вариант сочинения сказки. Дети сочиняют сказку сами, воспитатель лишь направляет детей, и выступает в роли помощника, если это потребуется.Данная НОД отвечае...
«Игровые методики для развития хореографической памяти, внимания и ориентировки в пространстве для старшего и подготовительного возраста»
Разработка ритмических танцевальных игр для дошкольного возраста.изучаем ритмические упражнения .и применям их в разных танцевальных фигурах.Дети учатся выполнять ритмические движения в ра...
Рабочая образовательная программа учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего и подготовительного возрастов
Целью данной программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей посещающих дошкольный логопедический пункт с 4 до 7 лет, предусматривающей полную инт...
Мониторинг речевого развития детей старшего и подготовительного возрастов
Результаты мониторинга...
Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности "Мы- исследователи" для детей среднего, старшего и подготовительного возрастов.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и ...
Программа деятельностного клубного часа "Волшебное оригами" для детей старшего и подготовительного возраста
1. Цель программы: Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элеме...