Мастер-класс
материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ « Воробьёвская СОШ им Н Т Воробьёва»
Мастер-класс
Эдвард Григ « Пер Гюнт»
Божко Татьяна Ивановна
учитель музыки
Сегодня, мы окунемся в прекрасный и неизведанный, таинственный и сказочный мир норвежской музыки.
Норвегия – прекрасная северная страна с живописной, хотя и суровой природой. Страна неприступных скал, диких горных ущелий. Берега её глубоко изрезаны причудливыми заливами . Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье. Норвежцы – мужественный народ, упорный и настойчивый.
В этой северной стране в семье консула, в середине XIXвека и родился основоположник норвежской музыки Эдвард Григ. Родина Грига – Берген – красивый старинный город. Его предки родом из Шотландии. Эдвард Григ – четвертый ребенок в семье, он родился 15 июня 1843 г. С детства жил в мире музыки, семья была музыкальной, первой учительницей была его мать, прекрасная пианистка, учила Эдварда уже с 4 лет.
В 12 лет он уже сочинял музыку. Эдвард любил сказки, которые рассказывала его мать. Горы, леса и воды населены диковинными существами: в горах Норвегии живут страшные великаны – тролли, у некоторых из них по две, даже по три головы. Под землёй обитают гномы, хранители великих богатств. В лесу – эльфы, прекрасные сказочные существа. Знакомила мать своих детей и с древними норвежскими преданиями-сагами, об отважных и могучих викингах.
В семье часто бывали знаменитые музыканты. Одним из них был Уле Булла, по его совету родители Грига отдали Эдварда в консерваторию с 1858 по 1862г. он обучался в этом заведении в Лейпциге. Обучение проходило интересно, были написаны первые профессиональные произведения, он знакомится с произведениями Генделя, Моцарта, Бетховена, Шумана, Мендельсона, Шопена.
По окончании консерватории он переехал в Копенгаген – столицу Дании. В 1864г. Григ стал одним из основателей общества «Эвтерла», состоящего из 5 человек, которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместно со своей женой – певицей. В 1870г. произошла встреча Грига с Ференцом Листом. После этого он написал одно из известнейших произведений « Сигурда Крестоносец» К Григу пришла мировая известность. Затем он создает ещё один шедевр – музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Умер Григ в 1907г., его жена умерла в 1936г.
О каком произведении пойдет речь, вы узнаете, прослушав этот музыкальный фрагмент. Во время слушания мы будем просматривать на экране слайды, они вам и подскажут нужный ответ.
( Слушание «Утро» )
Слайды:
- Рождество
- Утро
Вопрос : Как же называется это произведение?
Совершенно верно. Это « Утро» композитора Эдварда Грига. Впервые мы познакомились с этим композитором в 3 классе « Утро», « Заход солнца», далее в средних классах « Шествие гномов», « В пещере горного короля», « Танец Анитры», « Песня Сольвейг». А сейчас прослушайте полную версию « Утра» композиции Грига ( слушание). Утро - это картина прекрасного северного утра, оркестр прозрачен и прост, одни лишь струнные и духовые инструменты. Ясная и светлая мелодия построена на певучих оборотах народных пастушеских наигрышей. Вы уже поняли, что сегодня пойдет речь, о музыке к драме Ибсена « Пер Гюнт». Чтобы лучше понять музыку, я расскажу вам сюжет этой драмы.
Герой драмы взят из норвежского фольклора, действие происходит в XIXвеке, Перу Гюнту все равно чем заниматься, по какой дороге идти лишь бы избежать трудностей.
Первый крестьянский парень, мечтатель и фантазёр, его поведение противоречит привычному укладу крестьянской жизни. В деревне свадьба, подвыпивший Пер склоняет к побегу чужую невесту и на другой же день оставляет её, сердце Пера завладела прекрасная, светлая девушка Сольвейг.
Опасаясь расправы со стороны односельчан Пер забирается в глухую чащобу. Здесь он попадает под власть троллей, где ему приходится принять облик тролля и следовать их обычаям и повадкам. Он вовремя вспоминает о своей больной матери и любимой Сольвейг. Но на месте ему не сидится, и он продолжает свои странствия. Вдали от родины он провел много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей: он был дельцом тёмных сделок в марокканских портах, странствовал в пустыне, стал вождем Бедуинов, пытался соблазнить Анитру, дочь вождя Бедуинов, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире. И вот снова Пер у дверей знакомой избушки, где Сольвейг ждёт его. Она по-прежнему любит. Со слезами бросается Пер перед нею на колени. На востоке светлеет, занимается новый день, Сольвейг поёт умирающему Перу свою колыбельную песню.
Композитор признавался, что работа шла с трудом, а музыка стала бессмертной.
Григу пришла гениальная мысль, составить из музыки к « Пер Гюнту» симфоническую сюиту.
Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей ( 4-х и более) , разных по характеру.
- Утреннее настроение ( Утро)
- Смерть Озе( Озе – мать Пера) – своего рода похоронное шествие
- Танец Анитры, изящный, причудливый, завлекающий. Танцует арабская красавица.
- В пещере горного короля.
Остановимся на последней части сюиты. Сейчас вы будете слушать, а затем ответите на мои вопросы.
- Какой инструмент исполняет? ( произведение исполняет симфонический оркестр)
- Обозначьте характер музыки ( музыка таинственная, сказочная, танцевальная, волшебная, фантастическая.)
- Расскажите о ваших впечатлениях от этой музыки. ( после прослушивания ) ( В самом начале музыка тихая, достаточно медленная. Затем она меняется: усиливается звук, ускоряется темп. В конце музыка похожа на бешеную пляску).
Мрачный, сказочно-фантастический характер. Через всю пьесу проходит тяжело топочущая тема норвежских горных чудовищ, шествие духов тьмы развертывается безостановочно, подобно движущейся лавине. Звучание достигает огромной силы, и неожиданно обрывается.
В заключении я прочитаю слова П. И. Чайковского: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке…есть что-то нам близкое и родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...