Разработка фольклорного праздника "Коляда"
учебно-методический материал по музыке (5, 6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника
«Святки- Колядки»
Цель: Формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- воспитывать любовь и интерес к народным праздникам;
- познакомить детей с обрядом колядования;
- создать праздничное настроение;
Атрибуты: метелка, мешочек и предметы для гадания, 2 свечи, конфеты, звездочки для загадывания желаний.
Действующие лица:
Хозяйка избы,
Баба Яга,
Чертик,
Домовой,
Коляда.
Ход мероприятия
Под фоновую музыку входят дети, усаживаются. Под музыку входит Хозяйка.
Хозяйка. Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село.
Месяц лишь в окне морозном
Ярко светит сквозь стекло.
Под музыку появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга. У… Мороз, какой мороз!
Стынут ноги, стынет нос!
Так не мерзла весь свой век!
Вот зима! А где же снег?
Так вот, милые мои! (Потирает ладони)
Тропинки нужно замести!
Я испорчу вам погоду!
Снегом занесу дорогу.
Под фонограмму появляется Чертик.
Чертик. Здравствуй, здравствуй, бабуся,
Здравствуй, Бабушка Ягуся!
Хочу дело предложить-
Надо месяц нам стащить:
Ярко светит на дорогу,
Парням и девкам на подмогу.
Б.Я. Ах, ты, мой умненький! (Гладит Чертика по головке). И в кого ты такой смышленый?
Чертик. В тебя, Ягусенька, в тебя!
Б.Я. Отвлекаемся мы че-то…
Ну, теперь вот за работу!
(Колдует).
Чтоб вокруг все затрещало,
Зазавенело, запищало,
Чтоб темно всем вам вдруг стало!
(Крадут месяц, звучит зловещая музыка. Б.Я. колдует метлой).
Чертик. Ну, Ягусенька, главные дела мы сделали?
Б.Я. Пургу устроили?
Ч. Ну, устроили!
Б.Я. И месяц украли?
Ч. Ну, украли! Вот! (Показывает).
Б.Я. Вот теперь можно и на гулянье отправляться.
(Убегают).
Хозяйка. Идет Коляда! Отворяй ворота!
Под музыку входит Коляда.
Коляда. Здравствуйте, ребятушки,
Здравствуйте, хозяева дорогие!
А у нас наступили праздничные дни.
Праздник этот- самый длинный!
Он веселый и старинный!
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две неделюшки!
От Рождества до Крещения,
Приготовив угощения,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Хозяйка. Святки празднует народ,
Веселится и поет!
Коляда. ( Выставляет свечку).
Горит свеча на Святки-
Кто придет к нам на Колядки?
Дети исполняют колядки.
Слышится голос Домового.
Домовой (за дверью).
Коляда, коляда, ты подай пирога!
Кто не даст пирога- мы корову за рога уведем за ворота,
Кто не даст пышки-разобьем крышки,
Кто не даст лепешки-разобьем окошки!
Коляда. Кто там спрятался-кричит? Выходи и покажись!
Хозяйка. Да это же Домовой! Ребята, хочется вам увидеть настоящего Домового? Тогда давайте позовем его!
Домовой, Домовой, приходи к нам домой! А ну, повторяйте со мной да подружнее!
Под музыку выходит Домовой.
Домовой. Я хозяйственный такой-
Добрый Кузя-домовой.
Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу!
Коляда. Ребята, а давайте поиграем с Домовым Кузей. Порадуем его.
Домовой. Домовой, а не хочешь ли ты пирога?
С луком, с перцем с комариным сердцем.
Домовой: Хочу, конечно, кто ж от пирога откажется ?
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Между шеренгами садится участник, изображающий пирог.
Испекли мы пирог, положили на порог,
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький!
Да экий он мягошенький!
Режь да ешь!
Сразу после слов к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется пирога – уводит в свою команду, а кто не успел, остается изображать пирог. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». (Группы играют по очереди)
Коляда. Ребята, а может быть, к нам еще кто-то придет колядовать?
Горит свеча на Святки-кто придет к нам на колядки?
Под музыку появляются Баба Яга и Чертик.
Б.Я. Ишь веселятся! Конфет-пирогов наелись! А у Бабы Яги и крошки во рту не было с прошлого года!
Чертик. Ребята, можно с вами Святки встречать?
Коляда. Ребята, как вы думаете? Можно их оставить с нами? Хорошо! Оставайтесь! Только сначала верните нам месяц ясный, а то на улице темно, пурга, дороги не видно…
Б.Я. и Чертик возвращают месяц.
Коляда. Ну вот, теперь месяц будет освещать нам дорогу…
Б.Я. А куда это вы собрались? Мы еще с вами не играли!
Игра «Бабка-Ежка»
Баба Яга: А сейчас я, вам , ребята, что-то расскажу.
Мы ведь жители лесные веселые, озорные,
В Святки любим мы гадать.
Могу вам сейчас и показать. Хотите?
Только, чур, внимательно смотрите.
Припасен у меня тут мешочек со всякими разными интересностями и полезностями… (берет мешочек с заготовленными вещами для гадания и подзывает по одному к себе, ребенок на ощупь вынимает предмет)
«Чудесный мешочек».
В мешочек кладутся разные предметы. Ребенок на ощупь отгадывает предмет и показывает его детям.
Машинка – когда ты вырастешь, будешь ездить на машине,
Бусы – будь весь год красивой и нарядной,
Мячик – будешь здоровым и спортивным,
Зубная щетка – будут у тебя зубки здоровые и красивые,
Расческа – будешь всегда опрятным и расчесанным,
Кисточка – Будешь знаменитым художником,
Гантелька – будешь самым сильным спортсменом. (и. т.п.)
Баба Яга: А теперь гадание нам предстоит, не простое, а со свечками! Сейчас будем на женихов гадать, да на невест.
Гадай, девица, гадай,
Да судьбу свою узнай,
С кем петь, с кем плясать,
С кем в игры играть.
Гадание со свечой
Дети встают в два круга: мальчики и девочки. Скоморохи по строчке говорят, девочки за ними повторяют, передавая друг другу незажженную свечу.
Суженый, ряженый,
Ты ко мне повернись,
Ты со мною подружись.
Я свечу передаю
И с тобой плясать пойду.
Мальчик и девочка, у которых окажется свеча, когда закончатся слова, исполняют перепляс. Игра повторяется 3- 4 раза.
Баба Яга. Вот еще одна игра, собирайся, детвора! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь!
Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»
Сразу же после игры, пока дети не расселись, Баба Яга ходит по кругу и говорит:
Я по комнате хожу, всем колечко положу,
Кто колечко найдет, танцевать со мной пойдет.
Колечко, колечко, выйди на крылечко!
Вкладывает кольцо в руки ребенку. Ребенок выходит в круг, танцует с Бабой-Ягой. Остальные хлопают. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Перевези девицу»
Участники игры делятся на две команды. В каждой команде по 5 девочек и одному мальчику. Два мальчика садятся на «коней». (Конь – «голова», вырезанная из фанеры, уздечка, прикреплены к палочке.) и перевозят по одной девочке с одного края комнаты на другой край. Выигрывает та команда, которая перевезёт быстрей всех участников команды.
Баба-Яга:
Что с ногами не пойму-
вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте,
так плясать и просятся!
Пляска «Русская»
Баба-Яга: Ой, молодцы, как весело мы праздник- то справляем! А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, чтобы исполнились ваши желания! (Бросает детям звездочки).
Коляда: Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Хозяйка. Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не забудется!
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
Методическая разработка Внеклассноно мероприятия. Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"
Фольклорный праздник в русском стиле....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: Фольклорный праздник «Святочные гуляния»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для глухих учащихся содержит материал о традициях празднования Святок на Руси....
Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы
Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «БЕРЁЗА – ТРОИЦЫ КРАСА»
Тема разработки - «Троицкие гуляния»Идея разработки - познакомить зрителей с традициями русского народа;Сверхзадача - максимально вовлечь в действие присутствующих зрителей.Сценарий ...