Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы
материал по литературе

Однорог Ольга Евгеньевна

Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korob_chudes.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

«Короб чудес»

Сценарий предназначен для проведения праздника в школе с учащимися 6-7 классов в период масленицы или осенью, когда отмечается сбор урожая.

Цели: познакомить детей с русским фольклором
Задачи: приобщение детей к русской народной культуре;
воспитание любви и уважения к родной стране и ее традициям.
Оборудование: участники праздника одеты в русские народные костюмы; для украшения помещения можно использовать рушники, деревянную посуду, предметы быта (например, прялку, лапти и т.д.)

Ход мероприятия.

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник «Короб чудес»!

Милости просим!

- Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

- Поклон вам, гости званые да желанные!

- Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

- Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

- Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься.

- Пирогов отведать вкусных

- И чайку напиться всласть

- Все мы рады видеть вас! ( хором )

- А где же пироги?

- Ведь изба красна не углами, а пирогами.

- Будут вам пироги.

А сейчас посидим рядком

Да поговорим ладком.

Ведущий: А ведь поговорить нам есть о чем.

Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас. Как необходимо нам знание культуры и народного быта предков! И сегодня мы обратимся к народной поэзии, к русскому фольклорному слову, самобытному и талантливому. Давайте попытаемся представить некоторые картины далекого прошлого.

Картина 1 .

Выходят Коробейники и Петрушка. ( Звучит веселая народная песня)

Коробейник: Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение! Значит, не залежатся сегодня наши товары.

Петрушка: Здесь и ложки хохломские,

И свистульки удалые.

Тут поют свои частушки

Знаменитые игрушки-

Филимон с гармошкой,

С внуком Филимошкой.

Мы подарим в день рожденья

Мастеров произведенье!

Кружевной воротничок,

С петушками рушничок!

Ведущий: А вы, ребята, знаете, где раньше продавались такие чудесные вещи? Конечно, на ярмарках!

Звучит народная песня, создается дух ярмарки.

1 чтец: Ярмарка - один из древнейших праздников. Он возник еще в конце позапрошлого века. На дни ярмарки объявлялось  великое перемирие. Ни одна ярмарка не обходилась без балаганов, в которых выступали фокусники, без Петрушки, без каруселей и других развлечений.

2 чтец: Ярмарка - это праздник мира, праздник мудрости, мастерства и изобилия. Со всех окрестных и дальних селений тянулись вереницы навьюченных волов и лошадей, с песнями и плясками шли пестро одетые цыгане, скрипели тяжело нагруженные телеги.

1 чтец: Здесь же можно было поглазеть с сотней таких же, как ты, людей на горшечный ряд, где рябит от всяческой посуды, на красивых матрешек, на дивные игрушки.

Ведущий: Да. Именно на ярмарке впервые появилась русская матрешка.(Держит в руках матрешку)

1 чтец: Кто матрешку  создал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая.

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных? В сказочном лесу?

Создал образ, милый и прекрасный,

Истинно народную красу!

2чтец: На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и пой, гуляй теперь по свету,

Весели себя честной народ»

Чтец: И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Ведущий:  Как же появилась эта игрушка? Один богатый русский меценат, Савва Мамонтов, прилагал много стараний, чтобы спасти от гибели и забвения старинную утварь, предметы обихода, ручные украшения крестьянских домов. И вот однажды к нему в руки попала японская деревянная игрушка; японец, а не мал-мала-меньше-вся его семья. Тогда мастер из Загорска выточил похожую на эту игрушку, но только свою русскую матрёшку. А звали мастера Василий Звёздочкин.

1 чтец: Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка-россияночка. В 1890 году русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже. С тех пор матрёшка стала одним из самых популярных сувениров мира.

На сцену выходят пять матрёшек, исполняют частушки.

1.Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрёшки,

Ложки деревянные, матрёшечки румяные

2.Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Вместе мы поём частушки

И танцуем вчетвером.

3.Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём

4.Вот вам мёд стоит в бочонке,

Вот вам маслице в маслёнке,

Вот и сайки, и блины-

Все кругом удивлены.

5.Очень любим мы, матрёшки,

Разноцветные одёжки.

Сами ткём и прядём,

Сами в гости к вам придём.

Картина II

Коробейник:

Эх, полным – полна моя коробушка!

Есть и ситец, и платки!

В коробейниках хожу,

Всех девиц я наряжу,

Все товары разложу.

Ведущий: Русский платок! Много песен, стихотворений знаем мы о нашем платке – платочке, и связан он издавна с представлением о женском национальном наряде.

1 чтец: Поэт  Александр Блок видел родную Россию в образе женщины в платке узорном:

- Ну что ж?

Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всегда же –

Лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Коробейник (1): А зачем нужен платок?

Пётрушка(2): Ясное дело, чтоб им махать!

Коробейник(1): А зачем махать?

Пётрушка(2): Парней созывать.

Чтец: Как во нашей во деревне

Да каменном мосту,

На высоком, на счастливом

Девки водят хоровод!

Ударяют классно в камень,

Чем звонче, чем верней,

Машут белыми платками

И зовут к себе парней.

При безветренной погоде

Парни им несут покор,

Очень быстро к ним подходят

И заводят разговор.

Самый верный и уместный,

Чтобы деву покорить,

- Ах, какие вы прелестны, -

Начинают говорить.

- Не встречали вас милее

Ни в долинах, ни в домах –

Девушки, красу лелея,

Отвечают:

- Что вы, ах!

Ах, проверим вас на факте,

Ваш обычай и обряд.

Ой, да бросьте, ах, оставьте

Не лукавьте – говорят.

(Танец «Хоровод»)

1чтец: Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани- платком, платом. До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках.

2чтец: В конце 18 века в России была создана текстильная промышленность. Трехгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в Павловском Посаде.

(Мелодия «Подмосковные вечера»)

(Разыгрывается сценка «Платочек из посада»)

Коробейники: 1.Во времена былинные стародавние,

Собирался купец в страны дальние,

За товарами, за чудесными,

С дочерью прощался.

И с такими к ней речами обращался:

Купец: – Ой ты, доченька родная,

Уезжаю я в страны заморские,

Страны дивные,

Долго ль буду там, недолго –

Того не ведаю,

А думаю тебя порадовать –

Подарки привезти шелковые да серебряные.

Коробейники 2-Говорит один купец, молодец да удалец.

 Что-то душенька угодно,

Может ларец весь резной,

Перстенечек золотой?

Коробейник: - отвечает ему дочь.

Дочь :буду я так и молиться!

Чтоб ни буря, ни булат

Или чей-то чёрный взгляд

Не могли тебя сразить,

Чтоб тебе живому быть!

Ну, а коли про подарок…

То купи, пусть и неярок,

Мне платочек всех красивей-

Как у царских дочерей!

Коробейник: Месяцок прошёл, другой

Следует отец домой.

Купец: За семью морями был,

Земли все исколесил…

Лишь платочек из Посада

Всей душою полюбил!

Дарит платочек.

1чтец. А ещё славились на Руси шали. Великолепны были «кольцовские» шали, елисеевские, мерлинские. Русские шали, не уступая европейским и азиатским по красоте, превосходили их в прочности, долго сохраняли живость красок.

2 чтец. А знаете ли вы, что в зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до двух с половиной лет?! Ткачество нитями из более чем полусотни нитей требовало необыкновенной гибкости  и ловкости пальцев, а также колоссального напряжения зрения.

1 чтец. В одной журнальной статье 19 века отмечалось: «Шали, кроме того, что они придают красоту прелестной драпировкою, служат ещё защитой от суровости климата, сохраняя теплоту и здравие»

Исполняется песня «Тёмно-вишнёвая шаль» или танец с платками.

 Картина III

Ведущий: Ярмарка! Ярмарка!

Любит народ собираться гурьбой, почувствовать этот ярмарочный беззаботный дух, дать волю радости и веселью. Да, да, без  веселья и частушек не бывает ярмарки. Эй, где вы, частушечники, выходите!

1.Как по речке, по Инсарке

Соловей плывет на палке,

Сел на доску тонкую,

Развел гармошку звонкую.

На горе стоит телега-

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Сидит ежик на березе-

Новая рубашка.

На голове - сапожок,

На ноге – фуражка.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колес?

А Ванюша отвечает:

- Заготавливать овес!

По деревне я шла

И Ванюшу видела:

Под плетнем сидел и плакал-

Курица обидела.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки-

Будет замечательно.

У меня есть два миленка,

Два и полагается.

Один ходит за водой,

А другой стирается.

Я плясала в три ночи,

Потеряла сапоги.

Оглянулась я назад-

Сапоги мои лежат.

Не смотрите на меня:

Глазки поломаете,

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

Мы частушек много знаем-

И хороших, и плохих,-

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Картина IV

Петрушка: Эх, полным - полна моя коробушка. Есть загадки в ней. Остроумные и разнообразные русские народные загадки.

Чтец 1: Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных. Одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем. А вы, ребята, любите отгадывать загадки?

Петрушка: Сейчас проверим!

 

Ведущие: Вот вам задание. Эту деревянную ложку передавайте друг другу по рядам, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется ложка, должен будет загадать любую загадку. А все остальные попробуют ее отгадать.

Игра продолжается.

5 сцена.

Чтец 2: Ноги ходят ходуном,

Не стоят на месте.

Так  давайте ж, наши гости,

Потанцуем вместе!

Если танца будет мало,

Есть у танца поворот:

Мы танцуем все сначала,
А потом - наоборот!

Танец

6 сцена.

Вед: Какая же ярмарка без самовара, пряников, вкусного угощения, русского каравая!

1 чтец. По православному, не на манер немецкий,

Не жидкий, как вода или напиток детский,

Но Русью вьющий, но сочный, но густой,

Душистый льётся чай янтарною струёй.

2чтец. Да, чай популярнейший в России напиток. Впервые чай появился на Руси в 1638 году: четыре пуда чайного листа подарил русскому царю Михаилу Фёдоровичу монгольский Алтын-хан. Посол Сафарий писал: «Питие доброе и, когда привыкнешь, гораздо вкусное …»

1 чтец: А вот что говорит народная мудрость о чае.

- Выпей чайку-забудешь тоску.

С чая лиха не бывает.

Чай пить – не дрова рубить.

Чай да сахар!

Чай – не хмельное, не разберёт

Чай не пьёшь – какая сила?

2 чтец:  Непременный атрибут русского чаепития – самовар. А самым излюбленным народным лакомством был русский пряник, без которого обходилось редкое застолье. Во всех городах русских пекли пряники со стародавних времён. И каждый город старался перещеголять тут всех остальных – сделать пряник вкуснее, красивее, интереснее.

3 чтец: Но самые знаменитые пряники делали в городе Туле. Именно в Туле находится сегодня уникальный, единственный в мире Музей пряников и пряничного дела.

1 чтец: Творение русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных

И чем то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

Здесь песен простор,

Здесь замешано круто,

И слышатся даже в тиши

Сквозь резкий задор

Бесшабашная удаль,

Бесстрашная щедрость души.

2 чтец: Вглядишься:

И что – то былое воскреснет,

И вспомнится отблеск костров,

И видишь:

Становится тесто

Той песней,

Что знала самих мастеров.

В сдобе и в узоре,

В раскраске весенней

Остались умельцев черты!

Внезапная грусть

И лихое веселье,

Которые с виду просты.

1 чтец: По старинному все чину –

С блюдечком на пятерне! –

Пьют, не ведая причины,

От сомнений в стороне.

То степенны, то вальяжны,

То болтливее сорок.

Самовар – как свекор важный!

Шикает на них парок.

Пьют вприглядку и вприкуску.

Чай, мол, пить – не тяжкий труд!

Так степенно, так по русский

Речи плавные ведут.

Песня «У самовара – я и моя Маша»

А вот и русский каравай. Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, поговорки,  поверья и легенды.

   Когда в старину о человеке хотели сказать, что он гостеприимен, говорили так: «Дом, как чаша полная, хлеб-соль со стола не сходят»

   Да и сейчас, свадьбах, родители встречают молодых хлебом – солью, потому что хлеб символ благополучия и достатка.

1 чтец: и обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша!

Ведущий: Вот и заглянули мы с вами, ребята, в далёкое прошлое нашего народа. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в творчестве наших далёких предков. И их опыт нам помогает создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Подходит к концу наш праздник. Но не зря в народе говорится, что конец всему делу венец! Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. Ничто так не поднимает настроение, как озорная, задорная «Барыня»

Исполняется «Барыня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Авторская разработка программы обучения по классу "Гитара" 8 лет

В программе представлен материал по годам обучения....

Разработка фольклорного праздника "Коляда"

Фольклорный праздник для 5-6 классов....

Содержание авторской программы фольклорного кружка "Лаадуухай"

Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...