Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы
материал по литературе
Авторская разработка фольклорного праздника "Короб чудес" 6-7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korob_chudes.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника
«Короб чудес»
Сценарий предназначен для проведения праздника в школе с учащимися 6-7 классов в период масленицы или осенью, когда отмечается сбор урожая.
Цели: познакомить детей с русским фольклором
Задачи: приобщение детей к русской народной культуре;
воспитание любви и уважения к родной стране и ее традициям.
Оборудование: участники праздника одеты в русские народные костюмы; для украшения помещения можно использовать рушники, деревянную посуду, предметы быта (например, прялку, лапти и т.д.)
Ход мероприятия.
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник «Короб чудес»!
Милости просим!
- Сударыни и судари!
Парни и молодицы!
- Поклон вам, гости званые да желанные!
- Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
- Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
- Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься.
- Пирогов отведать вкусных
- И чайку напиться всласть
- Все мы рады видеть вас! ( хором )
- А где же пироги?
- Ведь изба красна не углами, а пирогами.
- Будут вам пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Ведущий: А ведь поговорить нам есть о чем.
Каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас. Как необходимо нам знание культуры и народного быта предков! И сегодня мы обратимся к народной поэзии, к русскому фольклорному слову, самобытному и талантливому. Давайте попытаемся представить некоторые картины далекого прошлого.
Картина 1 .
Выходят Коробейники и Петрушка. ( Звучит веселая народная песня)
Коробейник: Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение! Значит, не залежатся сегодня наши товары.
Петрушка: Здесь и ложки хохломские,
И свистульки удалые.
Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки-
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой.
Мы подарим в день рожденья
Мастеров произведенье!
Кружевной воротничок,
С петушками рушничок!
Ведущий: А вы, ребята, знаете, где раньше продавались такие чудесные вещи? Конечно, на ярмарках!
Звучит народная песня, создается дух ярмарки.
1 чтец: Ярмарка - один из древнейших праздников. Он возник еще в конце позапрошлого века. На дни ярмарки объявлялось великое перемирие. Ни одна ярмарка не обходилась без балаганов, в которых выступали фокусники, без Петрушки, без каруселей и других развлечений.
2 чтец: Ярмарка - это праздник мира, праздник мудрости, мастерства и изобилия. Со всех окрестных и дальних селений тянулись вереницы навьюченных волов и лошадей, с песнями и плясками шли пестро одетые цыгане, скрипели тяжело нагруженные телеги.
1 чтец: Здесь же можно было поглазеть с сотней таких же, как ты, людей на горшечный ряд, где рябит от всяческой посуды, на красивых матрешек, на дивные игрушки.
Ведущий: Да. Именно на ярмарке впервые появилась русская матрешка.(Держит в руках матрешку)
1 чтец: Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая.
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных? В сказочном лесу?
Создал образ, милый и прекрасный,
Истинно народную красу!
2чтец: На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в её глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и пой, гуляй теперь по свету,
Весели себя честной народ»
Чтец: И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Ведущий: Как же появилась эта игрушка? Один богатый русский меценат, Савва Мамонтов, прилагал много стараний, чтобы спасти от гибели и забвения старинную утварь, предметы обихода, ручные украшения крестьянских домов. И вот однажды к нему в руки попала японская деревянная игрушка; японец, а не мал-мала-меньше-вся его семья. Тогда мастер из Загорска выточил похожую на эту игрушку, но только свою русскую матрёшку. А звали мастера Василий Звёздочкин.
1 чтец: Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка-россияночка. В 1890 году русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже. С тех пор матрёшка стала одним из самых популярных сувениров мира.
На сцену выходят пять матрёшек, исполняют частушки.
1.Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам пришли матрёшки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные
2.Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
Вместе мы поём частушки
И танцуем вчетвером.
3.Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сём
4.Вот вам мёд стоит в бочонке,
Вот вам маслице в маслёнке,
Вот и сайки, и блины-
Все кругом удивлены.
5.Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Картина II
Коробейник:
Эх, полным – полна моя коробушка!
Есть и ситец, и платки!
В коробейниках хожу,
Всех девиц я наряжу,
Все товары разложу.
Ведущий: Русский платок! Много песен, стихотворений знаем мы о нашем платке – платочке, и связан он издавна с представлением о женском национальном наряде.
1 чтец: Поэт Александр Блок видел родную Россию в образе женщины в платке узорном:
- Ну что ж?
Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всегда же –
Лес да поле,
Да плат узорный до бровей.
Коробейник (1): А зачем нужен платок?
Пётрушка(2): Ясное дело, чтоб им махать!
Коробейник(1): А зачем махать?
Пётрушка(2): Парней созывать.
Чтец: Как во нашей во деревне
Да каменном мосту,
На высоком, на счастливом
Девки водят хоровод!
Ударяют классно в камень,
Чем звонче, чем верней,
Машут белыми платками
И зовут к себе парней.
При безветренной погоде
Парни им несут покор,
Очень быстро к ним подходят
И заводят разговор.
Самый верный и уместный,
Чтобы деву покорить,
- Ах, какие вы прелестны, -
Начинают говорить.
- Не встречали вас милее
Ни в долинах, ни в домах –
Девушки, красу лелея,
Отвечают:
- Что вы, ах!
Ах, проверим вас на факте,
Ваш обычай и обряд.
Ой, да бросьте, ах, оставьте
Не лукавьте – говорят.
(Танец «Хоровод»)
1чтец: Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Ещё в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани- платком, платом. До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках.
2чтец: В конце 18 века в России была создана текстильная промышленность. Трехгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в Павловском Посаде.
(Мелодия «Подмосковные вечера»)
(Разыгрывается сценка «Платочек из посада»)
Коробейники: 1.Во времена былинные стародавние,
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался.
И с такими к ней речами обращался:
Купец: – Ой ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю,
А думаю тебя порадовать –
Подарки привезти шелковые да серебряные.
Коробейники 2-Говорит один купец, молодец да удалец.
Что-то душенька угодно,
Может ларец весь резной,
Перстенечек золотой?
Коробейник: - отвечает ему дочь.
Дочь :буду я так и молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей-то чёрный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платочек всех красивей-
Как у царских дочерей!
Коробейник: Месяцок прошёл, другой
Следует отец домой.
Купец: За семью морями был,
Земли все исколесил…
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил!
Дарит платочек.
1чтец. А ещё славились на Руси шали. Великолепны были «кольцовские» шали, елисеевские, мерлинские. Русские шали, не уступая европейским и азиатским по красоте, превосходили их в прочности, долго сохраняли живость красок.
2 чтец. А знаете ли вы, что в зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до двух с половиной лет?! Ткачество нитями из более чем полусотни нитей требовало необыкновенной гибкости и ловкости пальцев, а также колоссального напряжения зрения.
1 чтец. В одной журнальной статье 19 века отмечалось: «Шали, кроме того, что они придают красоту прелестной драпировкою, служат ещё защитой от суровости климата, сохраняя теплоту и здравие»
Исполняется песня «Тёмно-вишнёвая шаль» или танец с платками.
Картина III
Ведущий: Ярмарка! Ярмарка!
Любит народ собираться гурьбой, почувствовать этот ярмарочный беззаботный дух, дать волю радости и веселью. Да, да, без веселья и частушек не бывает ярмарки. Эй, где вы, частушечники, выходите!
1.Как по речке, по Инсарке
Соловей плывет на палке,
Сел на доску тонкую,
Развел гармошку звонкую.
На горе стоит телега-
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Сидит ежик на березе-
Новая рубашка.
На голове - сапожок,
На ноге – фуражка.
Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колес?
А Ванюша отвечает:
- Заготавливать овес!
По деревне я шла
И Ванюшу видела:
Под плетнем сидел и плакал-
Курица обидела.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки-
Будет замечательно.
У меня есть два миленка,
Два и полагается.
Один ходит за водой,
А другой стирается.
Я плясала в три ночи,
Потеряла сапоги.
Оглянулась я назад-
Сапоги мои лежат.
Не смотрите на меня:
Глазки поломаете,
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Мы частушек много знаем-
И хороших, и плохих,-
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Картина IV
Петрушка: Эх, полным - полна моя коробушка. Есть загадки в ней. Остроумные и разнообразные русские народные загадки.
Чтец 1: Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных. Одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем. А вы, ребята, любите отгадывать загадки?
Петрушка: Сейчас проверим!
Ведущие: Вот вам задание. Эту деревянную ложку передавайте друг другу по рядам, пока звучит музыка. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется ложка, должен будет загадать любую загадку. А все остальные попробуют ее отгадать.
Игра продолжается.
5 сцена.
Чтец 2: Ноги ходят ходуном,
Не стоят на месте.
Так давайте ж, наши гости,
Потанцуем вместе!
Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы танцуем все сначала,
А потом - наоборот!
Танец
6 сцена.
Вед: Какая же ярмарка без самовара, пряников, вкусного угощения, русского каравая!
1 чтец. По православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Но Русью вьющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.
2чтец. Да, чай популярнейший в России напиток. Впервые чай появился на Руси в 1638 году: четыре пуда чайного листа подарил русскому царю Михаилу Фёдоровичу монгольский Алтын-хан. Посол Сафарий писал: «Питие доброе и, когда привыкнешь, гораздо вкусное …»
1 чтец: А вот что говорит народная мудрость о чае.
- Выпей чайку-забудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Чай пить – не дрова рубить.
Чай да сахар!
Чай – не хмельное, не разберёт
Чай не пьёшь – какая сила?
2 чтец: Непременный атрибут русского чаепития – самовар. А самым излюбленным народным лакомством был русский пряник, без которого обходилось редкое застолье. Во всех городах русских пекли пряники со стародавних времён. И каждый город старался перещеголять тут всех остальных – сделать пряник вкуснее, красивее, интереснее.
3 чтец: Но самые знаменитые пряники делали в городе Туле. Именно в Туле находится сегодня уникальный, единственный в мире Музей пряников и пряничного дела.
1 чтец: Творение русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Здесь песен простор,
Здесь замешано круто,
И слышатся даже в тиши
Сквозь резкий задор
Бесшабашная удаль,
Бесстрашная щедрость души.
2 чтец: Вглядишься:
И что – то былое воскреснет,
И вспомнится отблеск костров,
И видишь:
Становится тесто
Той песней,
Что знала самих мастеров.
В сдобе и в узоре,
В раскраске весенней
Остались умельцев черты!
Внезапная грусть
И лихое веселье,
Которые с виду просты.
1 чтец: По старинному все чину –
С блюдечком на пятерне! –
Пьют, не ведая причины,
От сомнений в стороне.
То степенны, то вальяжны,
То болтливее сорок.
Самовар – как свекор важный!
Шикает на них парок.
Пьют вприглядку и вприкуску.
Чай, мол, пить – не тяжкий труд!
Так степенно, так по русский
Речи плавные ведут.
Песня «У самовара – я и моя Маша»
А вот и русский каравай. Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми же ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль. Поэтому с ними связаны многие обряды, поговорки, поверья и легенды.
Когда в старину о человеке хотели сказать, что он гостеприимен, говорили так: «Дом, как чаша полная, хлеб-соль со стола не сходят»
Да и сейчас, свадьбах, родители встречают молодых хлебом – солью, потому что хлеб символ благополучия и достатка.
1 чтец: и обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша!
Ведущий: Вот и заглянули мы с вами, ребята, в далёкое прошлое нашего народа. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё отразилось в творчестве наших далёких предков. И их опыт нам помогает создавать будущее, делает нас богаче и красивее.
Подходит к концу наш праздник. Но не зря в народе говорится, что конец всему делу венец! Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. Ничто так не поднимает настроение, как озорная, задорная «Барыня»
Исполняется «Барыня»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА
разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....
Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»
Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....
Авторская разработка программы обучения по классу "Гитара" 8 лет
В программе представлен материал по годам обучения....
Разработка фольклорного праздника "Коляда"
Фольклорный праздник для 5-6 классов....
Содержание авторской программы фольклорного кружка "Лаадуухай"
Фольклор – как средство нравственного,духовного и патриотического воспитания детей и подростков.«Чтобы уничтожить нацию, не обязательно её истреблять, достаточно лишить её своей культуры, ...