Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 1, 3 и 5 классов (I вариант) на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа по музыке
Программа составлена на основе:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др/, допущенной Министерством образования РФ, 2013 год. (Евтушенко И.В. «Музыка и пение»).
- Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 3 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_fgos_1_variant.docx | 53.68 КБ |
muzyka_fgos_1_variant_-_5_klass.docx | 48.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «__» августа 2021 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ И. В. Вдовенкова | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол № 1 от «__» августа 2021 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей предметников Протокол № 1 от «__» августа 2021 г. руководитель МО: __________ О.В. Панасенкова |
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» предметная область «Искусство»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
1 «Б» и 3 «В» классов
на 2021 – 2022 учебный год
Программу составила: Рыбакова Лариса Владимировна учитель музыки высшей квалификационной категории |
Смоленск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др/, допущенной Министерством образования РФ, 2013 год. (Евтушенко И.В. «Музыка и пение»).
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
- Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 3 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель и задачи образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»:
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Программа адресована обучающимся 1 «Б» и 3 «В» классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: «Просвещение», 2013 и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Евтушенко И. В. Музыка. 1, 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В. Евтушенко. — М.: Просвещение, 2019.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
1 КЛАСС
Личностные БУД:
- Наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений;
- наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку;
- элементарный опыт музыкальной деятельности.
Коммуникативные БУД:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- доброжелательно относится, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные БУД:
- Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
- вставать выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
- предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные БУД:
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых музыкальных произведений;
- выполнять действий творческого характера.
3 КЛАСС:
Личностные БУД:
- Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Коммуникативные БУД:
- Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Регулятивные БУД:
- Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
Познавательные БУД:
- Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием материалов, предложенных учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Пение
- Формирование всех вокально-хоровых навыков.
- Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус.
- Постановка артикуляционных гласных звуков как основа работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у,о,а,и,е,э).
- Умение четко и коротко произносить согласные.
- Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч.
- Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса.
- Обучение непринужденному и льющемуся пению, умеренному по силе.
- Умение петь спокойно, без выкриков.
- Развитие диапазона РЕ 1 – СИ 1, опевание этой зоны.
- Работа над чистотой унисона.
- Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
- Одновременное произнесение слов всем классом.
- Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения.
- Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.
Слушание музыки
- Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.
- Представление о жанрах: песня, танец и марш.
- Ознакомление с силой звучания: тихо, громко.
- Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный.
- Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка.
- Определение сильной доли такта: марш, вальс, полька.
- Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки:
- музыка выражает чувства человека, изображает картины природы.
Элементы музыкальной грамоты
- Свойства музыкального звука, сила звучания (громко, тихо).
- Знакомство с понятиями длительности звучания (длинные и короткие звуки).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
- Передача ритмического рисунка подпевок хлопками, игрой на бубне, деревянных ложках, маракасе.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1-й уровень | 2-й уровень |
1. элементарные дирижерские жесты и правильно им следовать: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2. различные темпы: медленно, быстро; 3. звучание инструментов: фортепиано, скрипка, металлофон, бубен, маракас; 4. сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая ее ударными инструментами. | 1. элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание; 2. различные темпы: медленно, быстро; 3. инструменты: фортепиано, скрипка, бубен, маракас. |
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень | 2-й уровень |
1. правильно сидеть или стоять при пении; 2. определять силу звучания: тихо, громко; 3. петь только с мягкой атакой; беречь певческий голос; 4. петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова, правильно артикулируя гласные звуки; 5. пользоваться приемами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас; 6. двигаться в соответствии с характером музыки. | 1. правильно сидеть или стоять при пении; 2. определять силу звучания: тихо, громко; 3. петь только с мягкой атакой; петь спокойно, четко выговаривая слова, артикулируя гласные звуки; 4. двигаться в соответствии с характером музыки. |
3 КЛАСС
Пение
- Соблюдение при пении правильной певческой установки.
- Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.
- Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.
- Пение с использованием нюансов: форте и пиано.
- Пение в диапазоне До 1 – ДО 2.
- Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.
- Умение правильно формировать гласные и четко произносить согласные.
- Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.
- Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.
- Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.
- Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.
- Исполнение на металлофоне простой песни-попевки.
- Ознакомление с графической записью мелодию
- Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.
Слушание музыки
- Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.
- Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное – легато, отрывистое – стаккато.
- Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые.
- Танцы – вальсы, польки, народные пляски.
- Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.
- Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.
Элементы музыкальной грамоты
- Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
- Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1-й уровень | 2-й уровень |
1. названия инструментов симфонического и народного оркестров; 2. звучание музыкальных инструментов: саксофон, балалайка, виолончель; 3. элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек; 4. музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная); | 1. название инструментов симфонического и народного оркестров; 2. звучание скрипки и балалайки; нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек. |
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень | 2-й уровень |
1. распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; пользоваться приемами распева – на 1 слог 2 звука; 2. петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; 3. различать звучание симфонического и народного оркестров; 4. различать на слух песню, танец и марш; 5. пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. | 1.петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; 2. различать на слух песню, танец и марш; 3. пользоваться приемами игры на ударных инструментах. |
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО «МУЗЫКЕ» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ
(1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС – 4 КЛАСС):
Минимальный:
- Понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
- способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания);
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
- умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов.
Достаточный:
- Понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе актив ной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
- наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- сформированность представлений о многофункциональности музыки;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен;
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС
I четверть (9 часов) | |||||
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | |
1. | Вводный урок | Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка» | Знакомство обучающихся с музыкальным кабинетом, правилами поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся. Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен. Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов Музыкально-дидактические игры | 1 | |
2. | «Домашние животные» | Формирование элементарных певческих умений и навыков слушания музыки | Хоровое пение: «Серенькая кошечка» - муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Веселые гуси» - УНП Слушание музыки: «Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой; «Бабушкин козлик» - РНП, обработка Ю. Слонова Инсценирование Музыкально-дидактические игры | 3 | |
3. | Обобщение по теме: «Домашние животные» | Закрепление сформировавшихся ранее умений и навыков | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры | 1 | |
4. | «Урожай собирай» | Знакомство с музыкальными произведениями об осени | Хоровое пение: «Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Во поле береза стояла» - РНП; «Савка и Гришка» - БНП Слушание музыки: «На горе-то калина» РНП; «Огородная-хороводная» - муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой Инсценирование Музыкально-дидактические игры | 3 | |
5. | Обобщение по теме: «Урожай собирай» | Закрепление сформированных представлений на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||||
6. | «К нам гости пришли» | Воспитание гостеприимства, развитие эмоциональной отзывчивости на песни праздничного характера | Хоровое пение: «К нам гости пришли» - музыка Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Частушки-топотушки» - муз. Л. Маковской, сл. И. Черницкой Слушание музыки: «Неприятность эту мы переживем» - муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта; «Если добрый ты» - муз. Б. Савельева, слова А. Хайта. Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
7. | Обобщение по теме: «К нам гости пришли» | Закрепление сформированных на уроках по теме качеств | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
8. | «Новогодний хоровод» | Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения | Хоровое пение: «Что за дерево такое?» - муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой; «Елочка» - муз. А. Филиппенко, сл. М. Слушание музыки: «Новогодняя» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
9. | Обобщение по теме: «Новогодний хоровод» | Закрепление качеств, полученных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
10. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
III четверть (10 часов) | |||||
11. | «Защитники Отечества» | Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины | Хоровое пение: «Ракеты» - муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Серпина Слушание музыки: «Бескозырка белая» - муз. народная, слова З. Александровой | 2 | |
12. | «Девочек наших мы поздравляем» | Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам | Хоровое пение: «Песню девочкам поем» - муз. Т. Попатенко, сл. З. Петровой «Маме в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен Слушание музыки: «Танец маленьких лебедей» - муз. П. Чайковского; «Белые кораблики» - муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 3 | |
13. | Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем» | Закрепление качеств, полученных на уроках по темам | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
14. | «Дружба крепкая» | Развитие понимания содержания песни на основе текста и характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) | Хоровое пение: «Песня друзей» - муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина; «Все мы делим пополам» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Слушание музыки: «На крутом бережку» - муз. Б. Савельева, слова А. Хайта; «Добрый жук» - муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 3 | |
15. | Обобщение по теме: «Дружба крепкая» | Закрепление качеств, полученных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
IV четверть (7 часов) | |||||
16. | «Трудимся с охотой» | Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности | Хоровое пение: «Трудимся с охотой» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Ермолаева и В. Коркина; «На мосточке» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко Слушание музыки: «Хор охотников» - муз. К. Вебера (из оперы «Волшебный стрелок»); «Клоуны» - муз. Д. Кабалевского Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
17. | Обобщение по теме: «Трудимся с охотой» | Закрепление качеств, сформированных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
18. | «Вот оно какое наше лето» | Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными летнему отдыху | Хоровое пение: «Песенка Львенка и Черепахи» - муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова»; «Песенка про кузнечика» - муз. В. Шаинского, слова Н. Носова Слушание музыки: «Песенка о лете» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Гопак» - муз. М. Мусоргского (из оперы «Сорочинская ярмарка»); «Шутка» - муз. И. Баха (из сюиты 2, 1067) Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
19. | Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето» | Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
20. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
ИТОГО: | 33 |
3 КЛАСС
I четверть ( 9 часов) | |||||
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | |
1. | Вводный урок | Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка» второго класса | Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся. Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен, выученных на предыдущих годах обучения. Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: балалайка. Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов; «Калинка» - РНП (Оркестр им. Н.Е. Осипова (балалайка)) Музыкально-дидактические игры. | 1 | |
2. | «Дружба школьных лет» | Знакомство с музыкальными произведениями о школе и дружбе | Хоровое пение: «Веселые путешественники» - муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова; «Песенка Крокодила Гены» - муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского; «Первоклашка» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Дружба школьных лет» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского Развитие умения выделять мелодию в песне и инструментальном произведении. Слушание музыки: «Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Аллегро» - муз. В. Моцарта (из «Маленькой ночной серенады», к. 525); «Сиртаки» - муз. М. Теодоракиса; «Мелодия» - муз. Р. Паулса (из кинофильма «Долгая дорога в дюнах», саксофон) Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: саксофон. Инсценирование Музыкально-дидактические игры | 6 | |
3. | Обобщение по теме: «Дружба школьных лет» | Закрепление сформированных представлений на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры | 1 | |
4. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры | 1 | |
II четверть (7 часов) | |||||
5. | «Что такое Новый год?» | Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения | Хоровое пение: «Снежная песенка» - муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова; «Почему медведь зимой спит?» - муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова; «Новогодний хоровод» - А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения. Слушание музыки: «Кабы не было зимы» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Бу-ра-ти-но» - муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина; «Облака» - муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова; «Музыкальный момент» - муз. Ф. Шуберта (соч. 94, № 3) Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 5 | |
6. | Обобщение по теме: «Что такое Новый год?» | Закрепление качеств, полученных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 1 | |
7. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 1 | |
III четверть (10 часов) | |||||
8. | «Будем в армии служить» | Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины | Хоровое пение: «Стой, кто идет?» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. С. Погореловского; «Бескозырка белая» - муз. народная, сл. З. Александровой. Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная). Слушание музыки: «Ария Тореадора» - муз. Дж. Бизе (из оперы «Кармен»); «Триумфальный марш» - муз. Дж. Верди (из оперы «Аида») | 4 | |
9. | «Мамин праздник» | Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам и мамам | Хоровое пение: «Праздничный вальс» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Белые кораблики» - муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина. Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная). Слушание музыки: «Вальс цветов» - муз. П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»; «Аве Мария» - муз. Ф. Шуберта Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 4 | |
10. | Обобщение по темам: «Будем в армии служить»; «Мамин праздник» | Закрепление качеств, полученных на уроках по темам | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
11. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
IV четверть (8 часов) | |||||
12. | «Пойте вместе с нами» | Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными дружбе и взаимопомощи | Хоровое пение: «Пойте вместе с нами» - муз. и слова А. Пряжникова; «Чунга-Чанга» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Голубой вагон» - муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Кашалотик» - муз. Музыка Р. Паулса, сл. И. Резника Слушание музыки: «Мир похож на цветной луг» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Прекрасное далеко» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Крылатые качели» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Ноктюрн для виолончели с оркестром до-диез минор» - муз. П. Чайковского (соч. 19 № 4) Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: виолончель. Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 6 | |
13. | Обобщение по теме: «Пойте вместе с нами» | Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
14. | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год Инсценирование Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах | 1 | |
ИТОГО: | 34 |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «__» августа 2021 г. директор: ___________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ Т. В. Гагарина | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол № 1 от «__» августа 2021 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей предметников Протокол № 1 от «__» августа 2021 г. руководитель МО: __________ О.В. Панасенкова |
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» предметная область «Искусство»
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)
5 «В» класса
на 2021 – 2022 учебный год
Программу составила: Рыбакова Лариса Владимировна учитель музыки высшей квалификационной категории |
Смоленск 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г.
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080.
Цель и задачи образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»:
Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
- развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
- обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
- реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.
Программа адресована обучающимся 5 «В» класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г. и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Музыка». 1-4 классы. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 1-4 кл.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
- положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
- готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
- готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
- осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
- адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
- начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
- сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
- представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
- сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Базовые учебные действия:
Личностные БУД:
- Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями на уроках музыки;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Коммуникативные БУД:
- Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (Центра, города).
Регулятивные БУД:
- Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах.
Познавательные БУД:
- Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием материалов, предложенных учителем;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
1-й уровень | 2-й уровень |
элементарные сведения о нотной грамоте: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки – ноты, расположенные на линейках и между ними; графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне ДО 1 – СОЛЬ 1; длительности нот: целая, половинная, четверть; особенности музыкального языка народной песни; содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде. | элементарные сведения о нотной грамоте: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки – ноты, расположенные на линейках и между ними; длительности нот: целая, половинная, четверть; содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде. |
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень | 2-й уровень |
спеть в характерной манере одну из выученных народных песен; петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить слова в песнях; исполнять песню без сопровождения; пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах. | спеть одну из выученных народных песен; петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников; ясно и четко произносить слова в песнях; пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах. |
Пение
- Петь в диапазоне СИ малой октавы – РЕ 2.
- Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.
- Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом – твердой атакой.
- Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном репертуаре.
- Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.
- Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни.
- Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание.
- Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы.
- Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера.
- Пение звукоряда До мажор.
Слушание музыки
- Песни о Родине, песни об армии, песни о мире и труде.
- Народные песни в творчестве композиторов.
- Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.
Элементы музыкальной грамоты
- Закрепление знаний, полученных в 3х-4х классах.
- Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, запись нот на линейках и между ними.
- Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до1 – соль1.
- Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук – целая нота, половинный звук – половинная, короткий звук – четверть.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
- Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. Играть на металлофоне.
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО «МУЗЫКЕ» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ
Минимальный:
- Понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
- способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания);
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
- умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов.
Достаточный:
- Понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений;
- эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе актив ной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
- наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
- способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
- сформированность представлений о многофункциональности музыки;
- умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен;
- умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | |
I четверть ( 9 часов) | |||||
1 | Вводный урок | Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся. | Хоровое пение: «В темном лесе» - русская народная песня; «Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня; «Со вьюном я хожу» - русская народная песня; «Пусть будет радость в каждом доме» - муз. С. Баневича; «Из чего же, из чего же» - муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого; «Дважды два – четыре» – муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Вечерняя песня» - муз. А. Тома, сл. К. Ушинского; «Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слушание музыки: «Родина слышит» - муз. Шостаковича; «Песня о Родине» - муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача; «С чего начинается Родина» - муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского. Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
2 | Без труда не проживешь | Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу-вверх). | 2 | ||
3 | Работа над чистотой унисона | 2 | |||
4 | Исполнение песен звонким, мягким и ровным по качеству звуком | 1 | |||
5 | Исполнение одноголосных песен с ясным произношением текста на всем диапазоне. | 2 | |||
6 | Обобщение по теме «Без труда не проживешь» | Закрепление сформированных представлений на уроках по теме | 1 | ||
II четверть (7 часов) | |||||
7 | Будьте добры | Развитие умения определять сильную долю на слух. Развитие умения определять и передавать идейное и художественное содержание сказочных сюжетов в музыкальных произведениях; выделять и формулировать характеристики музыкальных средств (средств музыкальной выразительности), с помощью которых создаются образы. | Хоровое пение: «Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца; «Здравствуй, гостья зима» - русская народная песня; «Пастушка» - французская народная песня, обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской; «Звуки музыки» - муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной; «Песня о пограничнике» - муз. С. Богуславского, сл. О.Высотской; «Образцовый мальчик» - муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова; «Снежный вечер» – муз. М. Красева, сл. О. Высотской. Слушание музыки: «Во поле береза стояла» - русская народная песня (финал 4-й симфонии П. Чайковского); «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра» - муз. А. Лядова; «Ай, во поле липенька» - хороводная русская народная песня; «Ой, да ты, калинушка» - рекрутская русская народная песня; «Татарский полон» - историческая русская народная песня; «Дубинушка» - трудовая русская народная песня. Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
8 | Работа над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях. | 2 | |||
9 | Исполнение разученных песен с разнообразной окраской звука. | 1 | |||
10 | Обобщение по теме «Будьте добры» | Закрепление качеств, полученных на уроках по теме | 1 | ||
11 | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры | 1 | |
III четверть (11 часов) | |||||
12 | Моя Россия | Работа над кантиленой. Развитие умения различать марши, танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод). | Хоровое пение: «Как лечили бегемота» - муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева; «Волшебник-недоучка» - муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева; «Образцовый мальчик» - муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова; «Волшебный смычок» - норвежская народная песня; «Маленький Джо» - американская народная песня, обр. и русский текст В. Локтева; «Песня о маленьком трубаче» - муз. С. Никитина, сл. С. Крылова; «Песня о веселом барабанщике» - муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы; «Красивая мама» - муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова; «Ах вы, сени, мои сени» - русская народная песня; «Школьный корабль» - муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева; «Вейся, вейся, капустка» - русская народная песня. Слушание музыки: «Бухенвальдский набат» - муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева; «Священная война» - муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача; «Дороги» - муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; «Дарите радость людям» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова; «Вальс дружбы» - муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева. Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
13 | Песни о Родине. | 1 | |||
14 | Песни о мире и труде. | 1 | |||
15 | Песни об армии. | 1 | |||
16 | Закрепление элементарных понятий о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ. | 2 | |||
17 | Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне ДО1 – СОЛЬ1 | 2 | |||
18 | Обобщение по теме «Моя Россия» | Закрепление качеств, полученных на уроках по теме | 1 | ||
19 | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры | 1 | |
IV четверть (8 часов) | |||||
20 | Великая Победа | Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины | Хоровое пение: «Спи, моя милая» - словацкая народная песня; «У меня ль во садочке» - русская народная песня; «Школьный корабль» - муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева; «До, ре, ми, фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой; «Пусть всегда будет солнце» - муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина; «У дороги чибис» - муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца; «Майская песня» - муз. В. Ренева, сл. А. Пришельца; «В землянке» - муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Не дразните собак» - муз. Птичкина, сл. М. Пляцковского. Слушание музыки: «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; «Нам нужна одна победа» - сл. и муз. Б. Окуджавы; «Песня о Москве» - муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна; «Улица Мира» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 2 | |
21 | Мир похож на цветной луг | Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо). | 2 | ||
22 | Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг» | Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный) | 1 | ||
23 | Ознакомление с условной записью длительностей: целая нота, половинная нота, четвертная нота. | 2 | |||
24 | Контрольно-обобщающий урок | Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом | Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам Музыкально-дидактические игры Игра на музыкальных инструментах детского оркестра | 1 | |
ИТОГО: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с тяжелой ,умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптиро...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 0, 2 и 4 классов (I вариант) на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе:АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).Программы специальных коррекционных общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год
Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 1 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2021 – 2022 учебный год
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП образования обучающ...
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...