Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 1, 3 и 5 классов (I вариант) на 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа по музыке

Рыбакова Лариса Владимировна

Программа составлена на основе:

Программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др/, допущенной Министерством образования РФ, 2013 год. (Евтушенко И.В. «Музыка и пение»).
  • Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 3 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_fgos_1_variant.docx53.68 КБ
Файл muzyka_fgos_1_variant_-_5_klass.docx48.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__» августа 2021 г.

директор:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

 И. В. Вдовенкова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «__» августа 2021 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО учителей предметников

Протокол № 1

от «__» августа 2021 г.

руководитель МО:

__________  О.В. Панасенкова

Рабочая программа по учебному предмету

«Музыка» предметная область «Искусство» 

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

 1 «Б» и 3 «В» классов

на 2021 – 2022 учебный год

Программу составила:

Рыбакова Лариса Владимировна 

учитель музыки

высшей квалификационной категории

Смоленск 2021

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой и др/, допущенной Министерством образования РФ, 2013 год. (Евтушенко И.В. «Музыка и пение»).
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.
  • Комплекта примерных рабочих программ для 1 и 3 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель и задачи образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»:

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

 Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Задачи:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
  • развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
  • развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
  • обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
  • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Программа адресована обучающимся 1 «Б» и 3 «В»  классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: «Просвещение», 2013 и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Евтушенко И. В. Музыка. 1, 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В. Евтушенко. — М.: Просвещение, 2019.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:

  • положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
  • готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
  • осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
  • адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
  • начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
  • сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
  • наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:

Минимальный уровень:

  • определение содержания знакомых музыкальных произведений;
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
  • пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
  • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
  • владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
  • представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
  • сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
  • знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

1 КЛАСС

Личностные БУД:

  • Наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений;
  • наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку;
  • элементарный опыт музыкальной деятельности.

Коммуникативные БУД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс);
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах

деятельности и быту;

  • доброжелательно относится, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные БУД:

  • Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
  • вставать выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
  • предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные БУД: 

  • Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства

хорошо знакомых музыкальных произведений;

  • выполнять действий творческого характера.

3 КЛАСС:

Личностные БУД:

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями отечественной музыкальной культуры;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • развитие этических чувств;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.

Коммуникативные БУД:

  • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Регулятивные БУД:

  • Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме;
  •  осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников.

Познавательные БУД:

  • Умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным критериям;
  • осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием материалов, предложенных учителем.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 КЛАСС

Пение

  • Формирование всех вокально-хоровых навыков.
  • Умение соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять, не напрягая корпус.
  • Постановка артикуляционных гласных звуков как основа работы над певческой дикцией и звукообразованием (в последовательности у,о,а,и,е,э).
  • Умение четко и коротко произносить согласные.
  • Умение спокойно брать дыхание без поднятия плеч.
  • Формирование у детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности и ровности) с сохранением индивидуальной красоты тембра голоса.
  • Обучение непринужденному и льющемуся пению, умеренному по силе.
  • Умение петь спокойно, без выкриков.
  • Развитие диапазона РЕ 1 – СИ 1, опевание этой зоны.
  • Работа над чистотой унисона.
  • Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
  • Одновременное произнесение слов всем классом.
  • Понимание дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения.
  • Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании.

Слушание музыки

  • Умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение.
  • Представление о жанрах: песня, танец и марш.
  • Ознакомление с силой звучания: тихо, громко.
  • Ознакомление с различными темпами: быстрый, медленный.
  • Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка.
  • Определение сильной доли такта: марш, вальс, полька.
  • Представление о выразительных и изобразительных возможностях музыки:
  • музыка выражает чувства человека, изображает картины природы.

Элементы музыкальной грамоты

  • Свойства музыкального звука, сила звучания (громко, тихо).
  • Знакомство с понятиями длительности звучания (длинные и короткие звуки).

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

  • Передача ритмического рисунка подпевок хлопками, игрой на бубне, деревянных ложках, маракасе.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

1-й уровень

2-й уровень

1.  элементарные дирижерские жесты и правильно им следовать: внимание, вдох, начало пения и его окончание;

2.  различные темпы: медленно, быстро;

3. звучание инструментов: фортепиано, скрипка, металлофон, бубен, маракас;

4. сильную долю в марше, польке и вальсе, отмечая ее ударными инструментами.

1. элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание;

2. различные темпы: медленно, быстро;

3. инструменты: фортепиано, скрипка, бубен, маракас.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

2-й уровень

1. правильно сидеть или стоять при пении;

2. определять силу звучания: тихо, громко;

3. петь только с мягкой атакой;

беречь певческий голос;

4. петь спокойно, без выкриков, ясно выговаривая слова, правильно артикулируя гласные звуки;

5. пользоваться приемами игры на детских ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, маракас;

6. двигаться в соответствии с характером музыки.

1. правильно сидеть или стоять при пении;

2. определять силу звучания: тихо, громко;

3. петь только с мягкой атакой;

петь спокойно, четко выговаривая слова, артикулируя гласные звуки;

4. двигаться в соответствии с характером музыки.

3 КЛАСС

Пение

  • Соблюдение при пении правильной певческой установки.
  • Пение только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком.
  • Умение правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен.
  • Пение с использованием нюансов: форте и пиано.
  • Пение в диапазоне До 1 – ДО 2.
  • Умение при исполнении песен героического характера не форсировать звучания.
  • Умение правильно формировать гласные и четко произносить согласные.
  • Умение петь спокойно длинные музыкальные фразы.
  • Умение брать быстрый вдох в отрывистых и подвижных песнях.
  • Пение звукоряда до мажор вверх и вниз.
  • Работа над чистым интонированием, выравниванием звучания на всем диапазоне.
  • Исполнение на металлофоне простой песни-попевки.
  • Ознакомление с графической записью мелодию
  • Нотная запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Слушание музыки

  • Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры.
  • Формирование представления о способах исполнения произведения: плавное – легато, отрывистое – стаккато.
  • Умение определять характер и жанр музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые.
  • Танцы – вальсы, польки, народные пляски.
  • Знакомство с инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель.
  • Знакомство с инструментами народного оркестра: балалайка, домра и рожок.

Элементы музыкальной грамоты

  • Элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

  • Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

1-й уровень

2-й уровень

1. названия инструментов симфонического и народного оркестров;

2. звучание музыкальных инструментов: саксофон, балалайка, виолончель;

3. элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек;

4. музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная);

1. название инструментов симфонического и народного оркестров;

2. звучание скрипки и балалайки;

нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

2-й уровень

1. распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;

пользоваться приемами распева – на 1 слог 2 звука;

2. петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

3. различать звучание симфонического и народного оркестров;

4. различать на слух песню, танец и марш;

5. пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон.

1.петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;

2. различать на слух песню, танец и марш;

3. пользоваться приемами игры на ударных инструментах.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО «МУЗЫКЕ» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ 

(1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС – 4 КЛАСС):

Минимальный:

  • Понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления;
  •  эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
  • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
  • способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания);
  • умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
  • умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов.

Достаточный:

  • Понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений;
  •  эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе актив ной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
  •  наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
  • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • сформированность представлений о многофункциональности музыки;
  • умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
  •  владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен;
  •  умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 КЛАСС

I четверть  (9 часов)

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1.

Вводный урок

Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка»

Знакомство обучающихся с музыкальным кабинетом, правилами поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен.

Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов

Музыкально-дидактические игры

1

2.

«Домашние животные»

Формирование элементарных певческих умений и навыков слушания музыки

Хоровое пение: «Серенькая кошечка» -  муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой;

«Веселые гуси» - УНП

Слушание музыки: «Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой; «Бабушкин козлик» - РНП, обработка Ю. Слонова

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

3

3.

Обобщение по теме: «Домашние животные»

Закрепление сформировавшихся ранее умений и навыков

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

1

4.

«Урожай собирай»

Знакомство с музыкальными произведениями об осени

Хоровое пение: «Урожай собирай» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Во поле береза стояла» - РНП; «Савка и Гришка» - БНП

Слушание музыки: «На горе-то калина» РНП; «Огородная-хороводная» - муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

3

5.

Обобщение по теме: «Урожай собирай»

Закрепление сформированных

представлений на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

1

II четверть (7 часов)

6.

«К нам гости пришли»

Воспитание гостеприимства, развитие эмоциональной отзывчивости на песни праздничного характера

Хоровое пение: «К нам гости пришли» -  музыка Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Частушки-топотушки» - муз. Л. Маковской, сл. И. Черницкой

Слушание музыки: «Неприятность эту мы переживем» -  муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта; «Если добрый ты» -  муз. Б. Савельева, слова А. Хайта.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

7.

Обобщение по теме: «К нам гости пришли»

Закрепление сформированных на уроках по теме качеств

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

8.

«Новогодний хоровод»

Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения

Хоровое пение: «Что за дерево такое?» -  муз. М. Старокадомского, сл. Л. Некрасовой; «Елочка» - муз. А. Филиппенко, сл. М.

Слушание музыки: «Новогодняя» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Новогодняя хороводная» -  муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

9.

Обобщение по теме: «Новогодний хоровод»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

10.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть

Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

III четверть (10 часов)

11.

«Защитники Отечества»

Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины

Хоровое пение: «Ракеты» - муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Серпина

Слушание музыки: «Бескозырка белая» - муз. народная, слова З. Александровой

2

12.

«Девочек наших мы поздравляем»

Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам

Хоровое пение: «Песню девочкам поем» - муз. Т. Попатенко, сл. З. Петровой

«Маме в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен

Слушание музыки: «Танец маленьких лебедей» - муз. П. Чайковского; «Белые кораблики» - муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

3

13.

Обобщение по темам: «Защитники Отечества»; «Девочек наших мы поздравляем»

Закрепление качеств, полученных на уроках по темам

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

14.

«Дружба крепкая»

Развитие понимания содержания песни на основе текста и характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного)

Хоровое пение: «Песня друзей» - муз.  Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина; «Все мы делим пополам» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Слушание музыки: «На крутом бережку» - муз.  Б. Савельева, слова А. Хайта; «Добрый жук» - муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

3

15.

Обобщение по теме: «Дружба крепкая»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

IV четверть (7 часов)

16.

«Трудимся с охотой»

Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности

Хоровое пение: «Трудимся с охотой» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Ермолаева и В. Коркина; «На мосточке» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко

Слушание музыки: «Хор охотников» - муз. К. Вебера (из оперы «Волшебный стрелок»); «Клоуны» - муз. Д. Кабалевского

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

17.

Обобщение по теме: «Трудимся с охотой»

Закрепление качеств, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

18.

«Вот оно какое наше лето»

Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными летнему отдыху

Хоровое пение: «Песенка Львенка и Черепахи» - муз.  Г. Гладкова, сл. С. Козлова»; «Песенка про кузнечика» - муз.  В. Шаинского, слова Н. Носова

Слушание музыки: «Песенка о лете» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Гопак» - муз. М. Мусоргского (из оперы «Сорочинская ярмарка»); «Шутка» - муз. И. Баха (из сюиты 2, 1067)

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

19.

Обобщение по теме: «Вот оно какое наше лето»

Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

20.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

ИТОГО:

33

3 КЛАСС

I четверть ( 9 часов)

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1.

Вводный урок

Ознакомление с содержанием учебного предмета «Музыка» второго класса

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: исполнение известных и любимых детьми песен, выученных на предыдущих годах обучения.

Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: балалайка.

Слушание музыки: детские песни из популярных отечественных мультфильмов; «Калинка» - РНП (Оркестр им. Н.Е. Осипова (балалайка))

Музыкально-дидактические игры.

1

2.

«Дружба школьных лет»

Знакомство с музыкальными произведениями о школе и дружбе

Хоровое пение: «Веселые путешественники» - муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова; «Песенка Крокодила Гены» - муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского; «Первоклашка» -  муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Дружба школьных лет» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского

Развитие умения выделять мелодию в песне и инструментальном произведении.

Слушание музыки: «Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Аллегро» - муз. В. Моцарта (из «Маленькой ночной серенады», к. 525); «Сиртаки» - муз. М. Теодоракиса; «Мелодия» - муз. Р. Паулса (из кинофильма «Долгая дорога в дюнах», саксофон)

Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: саксофон.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

6

3.

Обобщение по теме: «Дружба школьных лет»

Закрепление сформированных представлений на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

1

4.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

1

II четверть (7 часов)

5.

«Что такое Новый год?»

Создание праздничного, радостного, предновогоднего настроения

Хоровое пение: «Снежная песенка» - муз.  Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова; «Почему медведь зимой спит?» -  муз.  Л. Книппера, сл.  А. Коваленкова; «Новогодний хоровод» - А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Слушание музыки: «Кабы не было зимы» -  муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Бу-ра-ти-но» -  муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина; «Облака» - муз.  В. Шаинского, сл. С. Козлова; «Музыкальный момент» - муз. Ф. Шуберта (соч. 94, № 3)

Музыкально-дидактические игры

 Игра на музыкальных инструментах 

5

6.

Обобщение по теме: «Что такое Новый год?»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах 

1

7.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за 1-2 четверть

Слушание музыки: повторение и обобщение изученного музыкального материала для слушания за 1-2 четверть

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах 

1

III четверть (10 часов)

8.

«Будем в армии служить»

Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины

Хоровое пение: «Стой, кто идет?» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. С. Погореловского; «Бескозырка белая» - муз. народная, сл. З. Александровой.

Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная).

Слушание музыки: «Ария Тореадора» - муз. Дж. Бизе (из оперы «Кармен»); «Триумфальный марш» - муз. Дж. Верди (из оперы «Аида»)

4

9.

«Мамин праздник»

Воспитание заботливого отношения мальчиков к девочкам и мамам

Хоровое пение: «Праздничный вальс» -  муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Белые кораблики» - муз.  В. Шаинского, сл. Л. Яхнина.

Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная).

Слушание музыки: «Вальс цветов» - муз. П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»; «Аве Мария» - муз. Ф. Шуберта

Музыкально-дидактические игры

 Игра на музыкальных инструментах 

4

10.

Обобщение по темам: «Будем в армии служить»; «Мамин праздник»

Закрепление качеств, полученных на уроках по темам

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры. Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

11.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

IV четверть (8 часов)

12.

«Пойте вместе с нами»

Знакомство с музыкальными произведениями, посвященными дружбе и взаимопомощи

Хоровое пение: «Пойте вместе с нами» - муз. и слова А. Пряжникова; «Чунга-Чанга» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Голубой вагон» - муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Кашалотик» - муз.  Музыка Р. Паулса, сл. И. Резника

Слушание музыки: «Мир похож на цветной луг» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Прекрасное далеко» -  муз.  Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Крылатые качели» -  муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Ноктюрн для виолончели с оркестром до-диез минор» - муз.  П. Чайковского (соч. 19 № 4)

Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: виолончель.

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах

6

13.

Обобщение по теме: «Пойте вместе с нами»

Закрепление знаний, сформированных на уроках по теме

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по теме

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по теме

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

14.

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: повторение изученного песенного репертуара за учебный год

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания за учебный год

Инсценирование

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах

1

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «__» августа 2021 г.

директор:

___________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

 Т. В. Гагарина

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «__» августа 2021 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО учителей предметников

Протокол № 1

от «__» августа 2021 г.

руководитель МО:

__________  О.В. Панасенкова

Рабочая программа по учебному предмету

«Музыка» предметная область «Искусство» 

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)

5 «В» класса

на 2021 – 2022 учебный год

Программу составила:

Рыбакова Лариса Владимировна 

учитель музыки

высшей квалификационной категории

Смоленск 2021

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г.
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Цель и задачи образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка»:

Цель – формирование основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.

 Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).

Задачи:

  • накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
  • приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, самостоятельной музыкальной деятельности;
  • развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
  • развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
  • обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
  • формирование у обучающихся элементарных представлений и умений о процессах сочинения, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования доступных технических средств для реализации потребности в слушании музыкальных произведений в записи;
  • реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики возможной социальной дезадаптации.

Программа адресована обучающимся 5 «В»  класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» – под ред. И.М. Бгажноковой, М «Просвещение», 2014 г. и ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Музыка». 1-4 классы. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 1-4 кл.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:

  • положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности;
  • готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми;
  • осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;
  • адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;
  • начальные навыки реагирования на изменения социального мира;
  • сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
  • наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:

Минимальный уровень:

  • определение содержания знакомых музыкальных произведений;
  • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
  • пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
  • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
  • правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
  • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
  • различение песни, танца, марша;
  • передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
  • владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:

  • самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
  • представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании;
  • сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
  • ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
  • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
  • знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

Базовые учебные действия:

Личностные БУД:

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями на уроках музыки;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
  • позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.

Коммуникативные БУД:

  • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (Центра, города).

Регулятивные БУД:

  • Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах.

Познавательные БУД:

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием материалов, предложенных учителем;
  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным критериям;
  • осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

1-й уровень

2-й уровень

элементарные сведения о нотной грамоте: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки – ноты, расположенные на линейках и между ними;

графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне ДО 1 – СОЛЬ 1;

длительности нот: целая, половинная, четверть;

особенности музыкального языка народной песни;

содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.

элементарные сведения о нотной грамоте: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки – ноты, расположенные на линейках и между ними;

длительности нот: целая, половинная, четверть;

содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

2-й уровень

спеть в характерной манере одну из выученных народных песен;

петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить слова в песнях;

исполнять песню без сопровождения;

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

спеть одну из выученных народных песен;

петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников;

ясно и четко произносить слова в песнях;

пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Пение

  • Петь в диапазоне СИ малой октавы – РЕ 2.
  • Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.
  • Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом – твердой атакой.
  • Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном репертуаре.
  • Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.
  • Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни.
  • Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание.
  • Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы.
  • Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера.
  • Пение звукоряда До мажор.

Слушание музыки

  • Песни о Родине, песни об армии, песни о мире и труде.
  • Народные песни в творчестве композиторов.
  • Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.

Элементы музыкальной грамоты

  • Закрепление знаний, полученных в 3х-4х классах.
  • Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, запись нот на линейках и между ними.
  • Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до1 – соль1.
  • Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук – целая нота, половинный звук – половинная, короткий звук – четверть.

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

  • Пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон. Играть на металлофоне.

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО «МУЗЫКЕ» НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ

Минимальный:

  • Понимание роли музыки в жизни человека; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; элементарные эстетические представления;
  •  эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; сформированность эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
  • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием;
  • способность к элементарному выражению своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания);
  • умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования;
  • умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов.

Достаточный:

  • Понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края сформированность элементарных эстетических суждений;
  •  эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе актив ной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
  •  наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
  • способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
  • сформированность представлений о многофункциональности музыки;
  • умение воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
  •  владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен;
  •  умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
  • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Тема урока

Цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

I четверть ( 9 часов)

1

Вводный урок

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: «В темном лесе» - русская народная песня; «Пойду ль я, выйду ль я» - русская народная песня; «Со вьюном я хожу» - русская народная песня; «Пусть будет радость в каждом доме» - муз. С. Баневича; «Из чего же, из чего же» - муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого; «Дважды два – четыре» – муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Вечерняя песня» - муз. А. Тома, сл. К. Ушинского; «Вдоль да по речке» - русская народная песня.

Слушание музыки: «Родина слышит» - муз. Шостаковича; «Песня о Родине» - муз. И. Дунаевского, сл. Лебедева-Кумача; «С чего начинается Родина» -

муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

2

Без труда не проживешь

Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения. Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте. Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу-вверх).

2

3

Работа над чистотой унисона

2

4

Исполнение песен звонким, мягким и ровным по качеству звуком

1

5

Исполнение одноголосных песен с ясным произношением текста на всем диапазоне.

2

6

Обобщение по теме «Без труда не проживешь»

Закрепление сформированных представлений на уроках по теме

1

II четверть (7 часов)

7

Будьте добры

Развитие умения определять сильную долю на слух.

Развитие умения определять и передавать идейное и художественное содержание сказочных сюжетов в музыкальных произведениях; выделять и формулировать характеристики музыкальных средств (средств музыкальной выразительности), с помощью которых создаются образы.

Хоровое пение: «Наш край» - муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца; «Здравствуй, гостья зима» - русская народная песня; «Пастушка» - французская народная песня, обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской; «Звуки музыки» - муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной; «Песня о пограничнике» - муз. С. Богуславского, сл. О.Высотской; «Образцовый мальчик» - муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова; «Снежный вечер» – муз. М. Красева, сл. О. Высотской.

Слушание музыки: «Во поле береза стояла» - русская народная песня (финал 4-й симфонии П. Чайковского); «Восемь русских народных песен для симфонического оркестра» - муз. А. Лядова; «Ай, во поле липенька» - хороводная русская народная песня; «Ой, да ты, калинушка» - рекрутская русская народная песня; «Татарский полон» - историческая русская народная песня; «Дубинушка» - трудовая русская народная песня.

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

8

Работа над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.

2

9

Исполнение разученных песен с разнообразной окраской звука.

1

10

Обобщение по теме «Будьте добры»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

1

11

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

 Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

1

III четверть (11 часов)

12

Моя Россия

Работа над кантиленой. Развитие умения различать марши, танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).

Хоровое пение: «Как лечили бегемота» - муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева; «Волшебник-недоучка» - муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева; «Образцовый мальчик» - муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова; «Волшебный смычок» - норвежская народная песня; «Маленький Джо» - американская народная песня, обр. и русский текст В. Локтева; «Песня о маленьком трубаче» - муз. С. Никитина, сл. С. Крылова; «Песня о веселом барабанщике» - муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы; «Красивая мама» - муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова; «Ах вы, сени, мои сени» - русская народная песня; «Школьный корабль» - муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева; «Вейся, вейся, капустка» - русская народная песня.

Слушание музыки: «Бухенвальдский набат» - муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева; «Священная война» - муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача; «Дороги» - муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; «Дарите радость людям» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова; «Вальс дружбы» - муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева.

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

13

Песни о Родине.

1

14

Песни о мире и труде.

1

15

Песни об армии.

1

16

Закрепление элементарных понятий о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ.

2

17

Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне ДО1 – СОЛЬ1

2

18

Обобщение по теме «Моя Россия»

Закрепление качеств, полученных на уроках по теме

1

19

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

1

IV четверть (8 часов)

20

Великая Победа

Формирование патриотических чувств, готовности к защите Родины

Хоровое пение: «Спи, моя милая» - словацкая народная песня; «У меня ль во садочке» - русская народная песня;

«Школьный корабль» - муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева;

 «До, ре, ми, фа, соль» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой; «Пусть всегда будет солнце» - муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина; «У дороги чибис» - муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца; «Майская песня» - муз. В. Ренева, сл. А. Пришельца; «В землянке» - муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Не дразните собак» - муз. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Слушание музыки: «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова; «Нам нужна одна победа» - сл. и муз. Б. Окуджавы; «Песня о Москве» - муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна; «Улица Мира» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

2

21

Мир похож на цветной луг

Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо).

2

22

Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг»

Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный)

1

23

Ознакомление с условной записью длительностей: целая нота, половинная нота, четвертная нота.

2

24

Контрольно-обобщающий урок

Выявление успешности овладения обучающимися ранее изученным материалом

Хоровое пение: закрепление изученного песенного репертуара по темам

Слушание музыки: закрепление изученного музыкального материала для слушания по темам

Музыкально-дидактические игры

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра

1

ИТОГО:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Музыка и движение» для детей с  тяжелой ,умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптиро...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» Предметная область «Технологии» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Домоводство» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» предметная область «Искусство» для обучающихся 0, 2 и 4 классов (I вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе:АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I).Программы специальных коррекционных общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 0 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2020 – 2021 учебный год

Программа составлена на основе: АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).Программы образования учащихся с умеренной и тяже...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» предметная область «Искусство» для обучающихся 1 - 5 классов с ТНМР (II вариант) на 2021 – 2022 учебный год

Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП образования обучающ...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...