Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона
учебно-методический материал по музыке (5 класс)
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.
2. Интонирование- умение голосом или игрой на инструменте музыкально и эмоционально выразить звуковое воплощение музыкальной мысли.
3. Зерно интонации – мотив.
4.Воспитание слуховой культуры - это развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно - пространственном отношении..
5. Звук- основное средство выразительности
а) освоение тембра, динамика, штрихов - часть технических средств музыкального исполнения.
б) беглость, аккордовая техника, скачки и т.д. - элементы техники.
6. Техника- это не манерность и внешняя виртуозность, это прежде всего скромность и простота - «от уха к движению, а не наоборот» К.Н.Игумнов.
7. «Исполнительская яркость»- это умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью бесконечное разнообразие состояний . Понятие «яркость исполнения» включает самый широкий диапазон характеров, настроений определяется интенсивностью, глубиной восприятия выразительности, красоты любого исполняемого произведения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тюменская область ХМАО - Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »
г. Нефтеюганск, 3 микрорайон, 17 дом
8(3463)23 28 60 diagilev@mail.ru
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона»
Преподаватель по классу аккордеона
Пьянкова Галина Яковлевна
Открытый урок преподавателя Пьянковой Галины Яковлевны
«Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона»
Цель: раскрыть значение работы над интонированием на баяне, и развитие в совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя.
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование знаний, умений и навыков игры на аккордеоне на начальном этапе обучения; работа различными способами для выработки активности, независимости пальцев, координации рук; продолжить формирование умений и навыков на материале гамм, упражнений, этюда.
2. Развивающие: развитие навыков звукоизвлечения, музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.
3. Воспитательные: воспитание у учащейся внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте; формирование умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, переносить знания и умения в новые ситуации.
4. Здоровье сберегающие: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.
Тип урока: урок развития и закрепления технических навыков исполнительского аппарата.
Форма: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический (работа над звукоизвлечением музыкального текста на аккордеоне), метод показа.
Оборудование: музыкальный инструмент (аккордеон), нотная литература, компьютер.
Очень важно в процессе проведения каждого урока обращать внимание:
- на постановку инструмента и рук,
- развивать навыки звукоизвлечения, музыкального слуха, чувства ритма и образного мышления.
Все это достигается ежедневными занятиями.
Цель которых – различными способами выработать активность независимости пальцев, координации рук; продолжить формирование умений и навыков на материале гамм, упражнений, этюдов, произведений.
План урока:
- Организационный момент (1 минута);
2. Основная часть.
- Разыгрывание игрового аппарата на инструктивном материале;
- Э.Хауг Прелюдия из «Скандинавской сюиты»
- Сонатина
- Канцона
- Чтение с листа (если осталось время);
- Повтор пройденных произведений (если осталось время)
3. Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, оглашение темы урока, вступительной слово.
Тема урока: «Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона»
Урок проводится с учащейся 5 класса Истоминой Анастасией
Вступительное слово.
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.
2. Интонирование- умение голосом или игрой на инструменте музыкально и эмоционально выразить звуковое воплощение музыкальной мысли.
3. Зерно интонации – мотив.
4.Воспитание слуховой культуры - это развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно - пространственном отношении..
5. Звук- основное средство выразительности
а) освоение тембра, динамика, штрихов - часть технических средств музыкального исполнения.
б) беглость, аккордовая техника, скачки и т.д.- элементы техники.
6. Техника- это не манерность и внешняя виртуозность, это прежде всего скромность и простота - «от уха к движению, а не наоборот» К.Н.Игумнов.
7. «Исполнительская яркость»- это умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью бесконечное разнообразие состояний . Понятие «яркость исполнения» включает самый широкий диапазон характеров, настроений определяется интенсивностью, глубиной восприятия выразительности, красоты любого исполняемого произведения.
Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. Прежде всего, нужно определиться в понятии «интонация». Интонация (ср. век . лат . Intonatio , от intono - произношу нараспев, запеваю, пою первые слова) –
По Б. Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания (в этом специфическое отличие музыки, например, от речи, где смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с тем несомненна общность происхождения музыкальной и речевой интонации).
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее интонационный смысл. Б.М.Теплов писал: «Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Важной стороной является интонационная работа слуха. Внутренний слух важная составляющая интонационной культуры слуха музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить. Б. Асафьев связывает интонацию с голосом, дыханием.
В процессе напевания раскрывается музыка как искусство. Интонация связывает музыку со словесными искусствами (поэзией, литературой), уточняя, раскрывая смысл, заложенный в словах. В решении этой серьезной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используя опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон.
Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирования слухового различия звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно- пространственном отношениях. Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов, которые состоят всего из 2-х, 3-х нот. В этих «зернышках» уже закладывается характер музыки. Послушав «зернышко», мы уже можем понять, какая из него вырастет музыка, какое получится произведение.
Возьмем к примеру, белорусскую народную песню «Перепелочка», интонационное зерно состоит из 3-х звуков: один звук долгий (четверть), а другие два - короткие (это восьмые длительности). Один звук записан выше, он звучит выше и тоньше, а другие записаны ниже и звучат ниже. Сыграть ученику на аккордеоне.
Как звучит интонационное зерно, и определить характер. Печальный, жалобный, ласковый, нежный, спокойный. Совпадает ли характер интонационного «зерна» с общим характером песни? Общий характер песни такой же, из интонационного зерна выросла такая же жалобная, печальная музыка. В русской пословице говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». Если мы посеем пшеницу, у нас не вырастет картофель или рожь, вырастет обязательно пшеница. Так и в музыке. Если зерно интонации звучит весело, радостно, то и музыка будет веселой, радостной, задорной. Если интонационное зерно по характеру печальное, то и музыка будет грустной, печальной, жалобной.
Прежде чем написать музыкальное произведение, композитор сначала ищет интонационное зерно, а из зерна уже пишет целое произведение. В крупных музыкальных произведениях бывает несколько разных по характеру интонационных зерен. Иногда интонационное зерно может встречаться в начале или в конце музыкального произведения. Часто оно пронизывает все произведение, от начала до конца. Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагогической деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента.
Современный аккордеон обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных качествах аккордеона, мы, конечно же, в первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах - о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю- аккордеонисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально- художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль, и радость, безудержное веселье, и волшебство и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит так же убедительно, как и лихая народная пляска.
Динамические градации аккордеонного звука простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то, что аккордеонист может активно управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха. Отмечая природные достоинства инструмента, мы обязаны отдавать себе отчет и о его недостатках. К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказаться на свободе игрового аппарата, а также, с некоторыми оговорками, фиксированную высоту звукоряда. Отдельные аккордеонисты в качестве одного из недостатков аккордеона расценивают отсутствие педали «как у фортепиано». Но ведь, нельзя же требовать, чтобы аккордеон обладал достоинством всех инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно выразительных средств, надо только умело пользоваться ими.
На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки извлечения звука, ведения меха, развитие музыкального слуха, координация движений и конечно же репертуар.
На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков ведения меха и извлечения звука . Именно на решение этих задач направлено внимание педагогов с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная интонация- носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения игре на аккордеоне. Для исполнителя важно понятие «дыхания». Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие»- мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиш. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В «Современной школе игре на аккордеоне» Р.Бажилина даются упражнения на «дыхание» инструмента. Предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений: «Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем».
Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его не возможно, да и не нужно. Достаточно чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и так далее). С определенной интонацией произносятся слова, фраза, предложения, интонацию имеет отдельно звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих освоение аккордеона. В них подобран музыкальный материал, состоящий из легких пьес, детских песенок, народных попевок и так далее, которые понятны ученику и не очень сложны в исполнении: Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне», Р.Бажилин «Школа игры на баяне»; «Хрестоматия игры на баяне». Выпуск 2. Составитель А. Крылоусов, «Хрестоматия для баяна». Младшие классы ДШИ. Составитель Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (аккордеона) располагает к пению, аккомпанементу.
В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать у ученика предслышание: постепенное усиление (приближение звука), затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. Для этого можно поиграть приближение и удаление поезда. На этом этапе ученику объяснить понятие «динамика», которое относится к звуку (динамика- это звук) и познакомить с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука). Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой баяна, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp-mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру. По данному поводу Г.Нейгауз говорил: « Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Федоровной (mf), Петю(p) с Петром Павловичем (pp), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)» (см.: Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» – М., 1982). В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении. Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.
Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала градаций, по существу бесконечна. Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой баяна. Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи, одним из основных средств выражения является цвет. В музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего видим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого, «звук есть сама материя музыки» (Г. Нейгауз), ее первооснова. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта- исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Это положение подтверждается практической деятельностью всех крупнейших музыкантов, не зависимо от их специальности. Анализируя текст, сопоставляя между собой звуки, мотивы, фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь, оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Тогда между исполнителем и слушателем возникает контакт, позволяющий слушателю понимать исполняемую музыку. Творческий поиск выразительных средств, следует направлять на решение главной задачи - осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для решения применяют различные выразительные средства исполнения – динамику, штрихи, агогику, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Звук- основное средство выразительности. Как сказал Н.Метнер - «Все должно выходить, рождаться из тишины. Слушать, слушать и слушать. Вытягивая звуки слухом из глубочайшей тишины».
Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет ученику замечать не точности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношения ученика к приемам извлечения звука на аккордеоне, обеспечивающим получение полноценного звука. Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники как беглость, аккордовая техника, скачки и так далее. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание аккордеона к пению, к человеческому голосу. Например: Аглинцова «Русская песня» слуховой контроль играет здесь важную роль для достижения игры legato (легато - связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам . Кисть легкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Делать замах, нет никакой необходимости. Палец легко нажимает нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается также плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая легко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши. Старейший исполнитель П.Гвоздев в своей статье «Принципы образования звука и его извлечения писал: «Сочный, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки». Ни один музыкант не может достичь высокого уровня мастерства без овладения фразировкой. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. В статье «О музыкальном исполнительстве» А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего исходил из того, что он делал своим голосом, из пения и речи. Всякая музыка была расчленена дыханием». Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением. Например, русская народная песня «Тонкая рябина» или украинская народная песня «Ноченька лунная» исполняются певуче. Фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения. Она включает в себя средства извлечения звука, другие выразительные средства, синтезирует динамику, агогику, штрихи и так далее, и всегда индивидуальна. В статье «Фразировка баяниста» Ю.Акимов пишет: «Мы имеем дело с довольно сложной связью, ибо фразировка является средством по отношению к содержанию произведения и в тоже время художественной целью по отношению к обще музыкальным, инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. Можно сказать, что освоение фразировки составляет существо всего процесса работы над произведением».
Главное в данной работе - логика интонирования. Обязательно нужно добиваться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса. В процессе работы над интонированием на любом этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ученика понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогает тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию. Вся работа музыканта над интонированием в произведении направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения.
Литература
1.В.В.Крюкова«Музыкальнаяпедагогика».
2.Ф.Липс«Искусство игры на баяне». - М., 2004.
3. Б.Егоров М., «Баян и баянисты». М., 1984. Выпуск 6.
4. Г.В.Келдыш «Советская энциклопедия». М., 1990г.
5. (Б.Егоров «Баян и баянисты». – М., 1984. – Выпуск 6 ).
Прелюдия Не только при изучении художественных произведений, но и при работе над этюдами аккордеонист должен вполне конкретно представить себе характер звука, его силу, тембр, темп. Задачи, поставленные при работе с этюдами, касаются качества звука, ровности звучания, темпа.
При изучении этюдов надо ставить себе мысленное представление о наиболее подходящем тембре звука, его окраске, проявлять звуковую фантазию, которая основывается на объективных музыкальных данных конкретного этюда.
На начальных этапах обучения нужно предлагать ученику небольшие этюды или отрывки из этюдов как упражнение, а потом переходить к разучиванию более сложных этюдов. Такие этюды лучше разучивать по этапам, при этом начинать с самого трудного для учащегося эпизода.
Для работы берем Этюд До мажор Веры Пушкаревой размер 2/4. Обращаем внимание на исполнение этюда правильным штрихом – стаккато, удобной аппликатурой. Добиваемся ровного звучания восьмых с акцентами на первую долю, правильного чередования ведения меха, соблюдение динамических оттенков, фразировки.
Вся работа над инструктивным материалом продолжается в произведениях.
Вальс «Радостное настроение»
Важно обратить внимание ученика на приемы исполнения партии правой руки, которые встречаются на протяжении пьесы. Это: гаммообразные движения, аккордовая фактура, исполнение мелодии терциями.
Полька «Дед Мороз»
Обязательно обсудить характер пьесы. Какие эмоции возникают при исполнении этого произведения. Какими приемами добивается композитор игривости в звучании.
Ансамбль «На лужайке»
Задать вопрос ученику о характере исполняемой музыки. Какие возникают у него ощущения при исполнении этой пьесы. Какой инструктивный материал применяется при игре этого произведения. А это: исполнение темы терциями, т.е. прием парных пальчиков.
Чтение с листа
Повтор пройденных произведений
Подведение итогов.
Систематическая работа над инструктивным материалом: этюдами, гаммами и арпеджио является обязательной стороной комплексного развития техники исполнителя. В зависимости от степени податливости детского аппарата количество и характер подбираемых этюдов могут быть неодинаковыми для разных обучающихся. Для детей, обладающих средними музыкальными возможностями, работа над этюдами восполняет проблемы в текущей технической подготовке. Исполнительские перспективные учащиеся приобретают навыки.
На протяжении всего периода обучения аккордеониста необходимо проводить планомерную и систематическую работу над инструктивным материалом, как важнейшим разделом музыкально-технического развития исполнителя. Не случайно на протяжении всех лет обучения ученики систематически готовятся к сдаче технических зачетов, где показывают полученные знания и навыки исполнения на инструментах.
Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты. Мы попытались показать и разобрать, какими методами и способами можно и нужно работать над инструктивным материалом, которые направлены на воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте; формирование умения преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации. Недопустимо использовать художественное произведение для разрешения исполнительских проблем, овладения тем или иным видом техники. Прежде чем начать работу над художественным произведением следует знать следующее: выбор произведения должен быть осуществлён с учётом достигнутого уровня технического мастерства исполнителя и его мышления.
Переходя к работе над пьесами предлагаю преподавателям и учащимся очень простые упражнения для настройки слуха учащегося перед исполнением им произведения в соответствующих тональностях. Кроме того в этих упражнениях приобретается полезный навык перехода с исполнения гаммообразной последовательности звуков на арпеджиообразную. В целях настройки слуха упражнения следует исполнять в медленном темпе сопровождая игру пением нот (сольфеджированием). Для отработки игровых навыков эти упражнения полезно играть в подвижных темпах в разных октавах. различными штрихами.
Примеры:
Следующие упражнения служат развитию мелкой пальцевой техники игры. Эти упражнения отличаются чередованием штрихов легато и стаккато. ШТРИХИ – способы извлечения и ведения звука – должны постоянно находиться под контролем исполнителя. Если учащийся не имеет ясного представления о штрихах, которые он применяет при исполнении тех или иных нот мелодии или аккомпанемента, то он лишает свое исполнение одного из ярких средств музыкальной выразительности. На упражнениях учащиеся овладевают техникой выполнения штрихов, приобретают навыки быстрого перехода с одного способа извлечения звука на другой. В дальнейшем эти технические навыки помогут музыканту добиться более точной передачи характера исполняемого произведения, отдельных его частей.
Примеры:
Предварительный просмотр:
Тюменская область ХМАО - Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »
г. Нефтеюганск, 3 микрорайон, 17 дом
8(3463)23 28 60 diagilev@mail.ru
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Работа над инструктивным материалом
в классе аккордеона. Младшие классы»
Преподаватель по классу аккордеона
Пьянкова Галина Яковлевна
Открытый урок преподавателя Пьянковой Галины Яковлевны
«Работа над инструктивным материалом в классе аккордеона. Младшие классы»
Цель урока: показать и разобрать, какими методами и способами можно и нужно работать над инструктивным материалом.
Задачи урока:
1. Образовательные: формирование знаний, умений и навыков игры на аккордеоне на начальном этапе обучения; работа различными способами для выработки активности, независимости пальцев, координации рук; продолжить формирование умений и навыков на материале гамм, упражнений, этюда.
2. Развивающие: развитие навыков звукоизвлечения, музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.
3. Воспитательные: воспитание у учащейся внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте; формирование умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, переносить знания и умения в новые ситуации.
4. Здоровье сберегающие: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.
Тип урока: урок развития и закрепления технических навыков исполнительского аппарата.
Форма: индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический (работа над гаммами, упражнениями, этюдом), метод показа.
Оборудование: музыкальный инструмент (аккордеон), нотная литература, компьютер.
Очень важно в процессе проведения каждого урока обращать внимание:
- на постановку инструмента и рук,
- развивать навыки звукоизвлечения, музыкального слуха, чувства ритма и образного мышления.
Все это достигается ежедневными занятиями.
Цель которых – различными способами выработать активность независимости пальцев, координации рук; продолжить формирование умений и навыков на материале гамм, упражнений, этюдов.
План урока:
1. Организационный момент (1 минута);
2. Основная часть.
- Гамма До мажор, арпеджио, трезвучия (5 минут);
- Упражнения: Ежедневные упражнения А.Колчева; упражнение на исполнение терций «Парные пальчики»; «Хроматическая гамма»; «Репетиции»; «Качели» (5 минут);
- Этюд (5 минут);
- Вальс «Радостное настроение» (5 минут);
- Полька «Дед Мороз» (5 минут);
- Ансамбль «На лужайке» (5 минут);
- Чтение с листа (если осталось время);
- Повтор пройденных произведений (если осталось время)
3.Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, оглашение темы урока, вступительной слово.
Тема урока: «Работа над инструктивным материалом в классе аккордеона».
Урок проводится с учащимся 2 класса Галеевым Русланом.
Вступительное слово.
Начальный период обучения музыканта является важнейшим, определяющим всю его дальнейшую судьбу. «Привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют на всё дальнейшее развитие учащегося» Леопольд Ауэр (его называют основоположником дореволюционной русской скрипичной школы)
Важным моментом является ежеурочное повторение инструктивного материала в виде гамм, арпеджио, упражнений, этюдов, которые ученик (надеемся) систематически проигрывает дома. Повторение данного материала способствует более прочному и быстрому усвоению учебного материала, успешному накоплению необходимых двигательных навыков при изучении художественных произведений. Техника — это своеобразный контейнер с инструментами, из которого мастер берет в определенное время и для конкретной цели то, что ему нужно.
Основная часть. Начинаем заполнять наш «контейнер с инструментами»
• Гамма До мажор, арпеджио, трезвучия.
К занятиям по разучиванию гамм стоит приступать после того, как у обучающегося сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная координация, появится опыт игры по нотам небольших пьесок и этюдов. Разучивание гамм и арпеджио надо начинать с диапазона в одну октаву.
Ученик играет гамму До мажор, арпеджио и аккорды. Для развития беглости, координации, артикуляции можно поиграть гаммы разным ритмом (четверти, восьмые) и разными штрихами (стаккато, нон легато, легато). Следим за ровностью звучания, точными движениями пальцев на клавиатуре (фаланги не прогибаются), координацией рук, ведением меха.
• Упражнения
Поиск путей развития техники игры на аккордеоне, работа с учениками над преодолением технических трудностей способствовали созданию огромного количества разнообразных упражнений для аккордеона.
Упражнения являются утилитарным (имеющий практическое назначение или направленный на достижение практических целей) материалом, то есть полезным применительно к конкретному случаю. Каждое упражнение предназначено для преодоления конкретной трудности и должно отвечать, прежде всего, за контроль мышечных ощущений, соответствовать поставленной задаче и главное быть кратким и легче преодолеваемой трудности.
Для работы возьмем упражнения для развития навыков правой, левой руки и их координации.
- Ежедневные упражнения Л. Колчева;
- Упражнение на исполнение терций «Парные пальчики»
- Упражнение «Хроматическая гамма»
- Упражнение «Репетиции»
- Упражнение «Качели»
• Этюд
Не только при изучении художественных произведений, но и при работе над этюдами аккордеонист должен вполне конкретно представить себе характер звука, его силу, тембр, темп. Задачи, поставленные при работе с этюдами, касаются качества звука, ровности звучания, темпа.
При изучении этюдов надо ставить себе мысленное представление о наиболее подходящем тембре звука, его окраске, проявлять звуковую фантазию, которая основывается на объективных музыкальных данных конкретного этюда.
На начальных этапах обучения нужно предлагать ученику небольшие этюды или отрывки из этюдов как упражнение, а потом переходить к разучиванию более сложных этюдов. Такие этюды лучше разучивать по этапам, при этом начинать с самого трудного для учащегося эпизода.
Для работы берем Этюд До мажора Веры Пушкаревой размер 2/4. Обращаем внимание на исполнение этюда правильным штрихом – стаккато, удобной аппликатурой. Добиваемся ровного звучания восьмых с акцентами на первую долю, правильного чередования ведения меха, соблюдение динамических оттенков, фразировки. Вся работа над инструктивным материалом продолжается в произведениях.
Вальс «Радостное настроение»
Важно обратить внимание ученика на приемы исполнения партии правой руки, которые встречаются на протяжении пьесы. Это: гаммообразные движения, аккордовая фактура, исполнение мелодии терциями.
Полька «Дед Мороз»
Обязательно обсудить характер пьесы. Какие эмоции возникают при исполнении этого произведения. Какими приемами добивается композитор игривости в звучании.
Ансамбль «На лужайке»
Задать вопрос ученику о характере исполняемой музыки. Какие возникают у него ощущения при исполнении этой пьесы. Какой инструктивный материал применяется при игре этого произведения. А это: исполнение темы терциями, т.е. прием парных пальчиков.
Чтение с листа
Повтор пройденных произведений
Подведение итогов.
Систематическая работа над инструктивным материалом: этюдами, гаммами и арпеджио является обязательной стороной комплексного развития техники исполнителя. В зависимости от степени податливости детского аппарата количество и характер подбираемых этюдов могут быть неодинаковыми для разных обучающихся. Для детей, обладающих средними музыкальными возможностями, работа над этюдами восполняет проблемы в текущей технической подготовке. Исполнительски перспективные учащиеся приобретают навыки.
На протяжении всего периода обучения аккордеониста необходимо проводить планомерную и систематическую работу над инструктивным материалом, как важнейшим разделом музыкально-технического развития исполнителя. Не случайно на протяжении всех лет обучения ученики систематически готовятся к сдаче технических зачетов, где показывают полученные знания и навыки исполнения на инструментах.
Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты. Мы попытались показать и разобрать, какими методами и способами можно и нужно работать над инструктивным материалом, которые направлены на воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте; формирование умения преодолевать трудности в учении, переносить знания и умения в новые ситуации. Недопустимо использовать художественное произведение для разрешения исполнительских проблем, овладения тем или иным видом техники. Прежде чем начать работу над художественным произведением следует знать следующее: выбор произведения должен быть осуществлён с учётом достигнутого уровня технического мастерства исполнителя и его мышления.
Переходя к работе над пьесами предлагаю преподавателям и учащимся очень простые упражнения для настройки слуха учащегося перед исполнением им произведения в соответствующих тональностях. Кроме того, в этих упражнениях приобретается полезный навык перехода с исполнения гаммообразной последовательности звуков на арпеджиообразную. В целях настройки слуха упражнения следует исполнять в медленном темпе сопровождая игру пением нот (сольфеджированием). Для отработки игровых навыков эти упражнения полезно играть в подвижных темпах в разных октавах. различными штрихами.
Примеры:
Следующие упражнения служат развитию мелкой пальцевой техники игры. Эти упражнения отличаются чередованием штрихов легато и стаккато. ШТРИХИ – способы извлечения и ведения звука – должны постоянно находиться под контролем исполнителя. Если учащийся не имеет ясного представления о штрихах, которые он применяет при исполнении тех или иных нот мелодии или аккомпанемента, то он лишает свое исполнение одного из ярких средств музыкальной выразительности. На упражнениях учащиеся овладевают техникой выполнения штрихов, приобретают навыки быстрого перехода с одного способа извлечения звука на другой. В дальнейшем эти технические навыки помогут музыканту добиться более точной передачи характера исполняемого произведения, отдельных его частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительные средства при исполнении хоровых произведений
Конспект открытого урока на тему: Выразительные средства при исполнении хоровых произведений....
Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.
Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...
Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"
Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и методы их устранения....
Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".
Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне....
Рецензия на открытый урок "Особенности работы на музыкальным произведением в классе аккордеона"
Внутренняя рецензия на открытый урок...
Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"
Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...
Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения
Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...