Выразительные средства при исполнении хоровых произведений
план-конспект по теме
Конспект открытого урока на тему: Выразительные средства при исполнении хоровых произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок_2010.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
“Выразительные средства при исполнение хоровых произведений”
Разработала педагог дополнительного
образования ЦРТДиЮ «РОСТОК»
г. Чебоксары Данилова Е.Г.
Тема урока:
“Выразительные средства при исполнение хоровых произведений”
Продолжительность: 45 минут
Возраст учащихся: 7-8 лет (2-ой год обучения)
Тип урока: комбинированный
Цель: научить использовать средства выразительности при исполнении хоровых произведений.
Задачи:
1. Закрепить пройденные средства выразительности (мелодия, динамические оттенки).
2. Познакомить с новыми средствами выразительности – ритм, движения.
3. Развить эмоциональное самовыражение ребенка.
Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения: использование мультимедийного оборудования, наглядные пособия.
Оборудование и материалы:
- план-конспект;
- оборудование для мультимедийного показа;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- карточки динамических оттенков.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Распевание.
3. Повторение пройденного материала (мелодия, динамика).
4. Исполнение песни “Старый добрый клавесин”.
5. Слушание звука клавесина (запись на CD-R диске).
6. Изложение нового материала (ритм).
7. Музыкальная игра.
8. Исполнение и разучивание песни ”Ночной менуэтик”.
9. Загадки.
10. Исполнение песни “Загадки ”.
11. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Музыкальное приветствие:
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте!
– Добрый день, уважаемые гости! Наше сегодняшнее открытое занятие помогают провести воспитанники хора “Туслăх” 2-го года обучения. Но прежде чем приступить к уроку, мы немного распоемся. В 1-ом классе мы на музыкальных попевках. С этого года мы распеваемся на упражнениях, в которых используются либо только гласные звуки, либо слоги, сочетающие в себе гласные с согласными. Мы начинаем распевание с упражнения на одном звуке. Оно развивает равномерный, экономный, длительный выдох, опору. Мы будем исполнять различные гласные в виде слогов с одинаковыми согласными. У нас существуют некоторые проблемы со звонкостью звучания хора, поэтому мы выберем согласный звук “д”, т.к. он способствует звонкому, светлому звучанию и активизации атаки артикуляционного аппарата.
“Да-дэ-ди-до-ду” – распевание
– Следующее упражнение исполняется на слоге “ми”. Звук “м” – это губной согласный, поэтому он заставляет работать губы. Также он тносится к сонорным согласным, которые считаются полугласными и имеют такую особенность звучать – они помогают найти головное резонирование. В паре с самым звонким гласным звуком “и” они приближают звук.
“ Ми – и – и – и – я” – исполняем упражнение.
– В следующем упражнении мы заставляем работать кончик языка, тем самым делая его более гибким и свободным, способствует собранному звучанию. Пение на staccato связано с активным смыканием голосовых связок, активизирует их работу, способствует усвоению
четкой атаки, очень полезно при сиплом звуке. Гласный “ё” – сложный йотированный звук, который помогает нам петь собранным, близким, ярким и высоким звучанием, активизирует голосовые связки в момент атаки; а звук “о” – поднимает мягкое небо, появляется ощущение зевка.
“Лё,лё,лё,лё,лё,лё,лё” – исполняем упражнение.
– Пение с закрытым ртом на сонорном звуке “м” (мычание) осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение настраивает на головное звучание. Здесь хорошо прослеживается динамика звука.
“ М-м-м-м” – исполнение упражнения с динамическими оттенками.
– Ребята, все вы знаете, что музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. Каждый композитор вкладывает в своё произведение свои чувства и переживания. И он выражает их с помощью специальных средств. Каких средств?
( -С помощью выразительных средств.)
– С какими выразительными средствами мы уже с вами познакомились?
( -С мелодией, динамическими оттенками.)
– Как вы думаете это все музыкальные средства или существуют ещё другие?
( -Наверное, существуют другие.)
– Значит, чем мы с вами будем заниматься на уроке.
( -Будем искать другие выразительные средства в музыке.)
– Вы правы. На сегодняшнем занятии мы с вами ещё раз закрепим пройденные средства выразительности (мелодия, динамические оттенки), познакомимся с новыми (ритм) и будем учиться применять выразительные средства при исполнении произведений. Но для начала напомните мне что такое мелодия и динамические оттенки.
( - Мелодия – это основа произведения. Динамика – это сила звучания.)
– Молодцы! Не забыли. А теперь давайте исполним наше произведение «Старый добрый клавесин».
( Исполнение песни «Старый добрый клавесин»)
– Какие настроения и мысли хотел передать композитор в своём произведении?
( -Мечтательное.
-У нас клавесин как будто бы ожил, стал живым.)
– Поэтому у нас мелодия – плавная и волнообразная. А как вы думаете, почему именно такая должна быть мелодия? Может быть нужно сыграть по-другому?
(Концертмейстер играет, изменив ровный ритм на пунктирный)
– Какая стала теперь мелодия?
( -Скачкообразная и простая)
– Так как же правильнее спеть: как мы с вами спели или как сыграла нам Татьяна Витальевна?
(- Как мы спели)
– Почему?
(- Потому что её написал композитор И.Гайдн, который жил в 18 веке)
– А что это было за время?
(- Время балов, пышных платьев и париков. Время клавесина, скрипки и других инструментов.)
– И какая мелодия больше подходит для того времени? Плавная и певучая или прыгучая и задорная?
(-Плавная, мечтательная, нежная)
– Давайте ещё раз исполним это произведение и постараемся передать настроение и чувства, которые хотел воплотить в своём произведении И.Гайдн.
(Исполнение и работа над высокими звуками в песне «Старый добрый клавесин»)
– Молодцы, ребята. У нас получилась плавная, мечтательная и легкая мелодия. Как мы уже с вами говорили, мелодия может быть разной – плавной, скачкообразной, отрывистой и волнообразной. И это зависит от другого выразительного средства музыки – ритма. Что же такое ритм? Ритм – это чередование коротких и длинных звуков. Это сильнейшее выразительное средство. Именно он влияет на тот или иной характер в музыке. Вы в этом убедились, услышав, как изменилась мелодия, сыгранная в другом ритме.
– А сейчас, давайте немного отдохнём.
( Игра «Громко - тихо»)
– Ребята, мы с вами побывали в 18 веке. А как вы думаете, может ли старинная музыка существовать в произведении нашего века?
(-Может. В песне «Ночной менуэтик»)
– Давайте вспомним 2 первых куплета.
( Исполнение песни «Ночной менуэтик». Работа над чистотой интонирования и над движениями)
– Какие выразительные средства нам помогают в исполнении данного произведения?
( -Движения)
– Что они нам помогают передать?
( -Оживших кукол)
– Давайте ещё раз повторим наши движения и поработаем над ними.
( Разучивание движений второго менуэта и слов 3 куплета)
– Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите, что второй менуэтик исполняется в парах. Это произведение в концертном варианте исполняется под инструментальную фонограмму.
(Исполнение песни «Ночной менуэтик» под фонограмму)
– Ребята, а вы любите загадки?
(- Любим)
– Ну, тогда, первая загадка!
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет.
(Орган)
Музыкант смычок берет,
К инструменту он идет.
Назовем мы как сейчас
В оркестровой яме бас?
(Контрабас)
Проверяют звук и тон
Инструментом …
(Камертон)
На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты)
Итог урока:
– Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, узнали ли вы что-то новое на хоровом занятии?
– Что больше всего вам понравилось на уроке?
– Что для вас было наиболее трудным?
– И в заключение нашего урока исполним песенку «Загадки»!
(Исполнение песни «Загадки» с движениями)
– И не забывайте ребята: «Что, когда человек поет - это добрый человек, так несите доброту людям и пойте с удовольствием.
– Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительные средства исполнения на духовых инструментах
Выразительные средства исполнения на духовых инструментах ...
Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения.
Представленная методическая наработка раскрывает перед педагогами основные моменты воспитания активного восприятия музыкального искусства школьниками. Прививая любовь к музыке, педагог воспитывает худ...
Задания по определению и использованию изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях
Материал содержит достаточное количество заданий, позволяющих закрепить знания учащихся по определению используемых в художественных произведениях языковых средств....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Методическое сообщение "«Выразительные средства в хоровой музыке».
Развитие певческой культуры школьников, общее музыкальное развитие,воспитания у школьников возможность художественного исполнения музыкального репертуара....
Работа над интонированием, как основой выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе аккордеона
Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.2. Ин...
Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения
Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. В работе подробно раск...