«Прощай, Масленица»
методическая разработка по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки
Тема: «Прощай, Масленица»
Трофимова Ирина Борисовна, учитель музыки ГБОУ гимназия 293
Класс: 3 класс
Цель: показать роль праздников в жизни людей.
Задачи:
совершенствовать исполнительскую работу над унисоном ; познакомить с музыкальными традициями народных зимних праздников; работать над художественным исполнением песни; повторить понятия «народность», «вариации».
Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам дирижирования; вокализировать распевы слогов; определять сходство художественных образов в разных видах искусства.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание третьей песни Леля, выходят из него после урока, исполняя песню «Проводы зимы» Н.А. Римского-Корсакова.
Оформление доски: репродукции картин с изображением сцен из опер; иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»; портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра; репродукции картин Б.М. Кустодиева «Зима.
Ход урока.
Музыкальная разминка
(Проводится по модели предыдущего урока.)
Повторение пройденного материала
(Школьники повторяют понятие «народность», черты народности в авторской музыке.
Проводится разбор арий Садко. Школьники распознают арии по нотной записи.
Проводятся прослушивание и разбор третьей песни Леля.)
Меняется ли оркестровое сопровождение в арии Леля? (Да, меняется в каждом куплете песни.)
-А меняется ли при этом мелодия вокальной партии в арии Леля? (Нет.)
-Как называется такое изменение исполнения одной и той же мелодии? (Вариации.)
«Приходите в сказку» - работа над выразительностью исполнения
(Учащиеся повторяют 1-й и 2-й куплеты песни «Приходите в сказку».
Педагог предлагает исполнить начало каждого запева негромко, спокойно.)
Представьте себе, что вы начинаете негромко рассказывать сказку. Значит, надо придать рассказу таинственности, чтобы слушать было интересно.
(Проводится отработка негромкого начала запева.)
Затем, по мере развития музыки, надо в куплете усилить динамику, чтобы окончание запева было более ярким, солнечным. Запев также следует исполнять как можно протяжнее, лиричнее.
-Каким будет дирижерский жест во время звучания этой части песни? (Песенным — плавная вертикаль.)
(Отдельно проводится работа над ритмическим рисунком припева.)
-Будет ли меняться характер музыки в начале припева? (Да, в начале припева музыка становится более острой, легкой, озорной.)
-Каким станет здесь дирижерский жест? (Легким кистевым, танцевальным.)
Попробуем соединить два запева и припевы после каждого из них.
(Учащиеся исполняют выученный отрывок с дирижированием.
Педагог предлагает исполнить мелодию запева в виде вокализа! на слоги «ла-ла». Динамика пения и характер звучания при этом сохраняются, как в предыдущих куплетах. После вокализированного куплета снова поется припев со словами.
Проводится объединение всей песни целиком. Можно назначить дирижеров для каждого запева и припева.)
- Какую еще музыку композитора В. Дашкевича вы знаете?
Вокальная импровизация
-Какие слова для вокальной импровизации вы разучивали! на прошлом занятии?
- Что собой представляют эти слова? (Это песенка-заклинка, которая призывала скорейший приход весны.)
- В какое время года, в какой праздник пелись подобные заклички? (В дни Масленицы — праздника проводов зимы и встречи весны.)
Сегодня вы разучите слова еще одной масленичной песенки. (Автор М.А. Давыдова.)
Если к нам приходит Масленица,
Значит, жди веселых праздников,
Удалых веселий с утра до ночи,
Распотешных шутовских забав.
(Школьники запоминают слова, определяют характер будущей мелодии и показывают свои варианты вокальных импровизаций.)
5.Знакомство с новым материалом
-Посмотрите на репродукции картин художника Б.М. Кустодиева, где изображены масленичные гулянья. Какие детали картин говорят о том, что у людей праздник? (Люди нарядно одеты, у всех улыбающиеся лица.)
- Какие развлечения организовывали в эти дни? Как создавалось праздничное настроение? (Люди катались на тройках, устраивали театральные представления — балаганы, украшали улицы, готовили вкусное угощение.)
- Посмотрите на картины и расскажите о музыке, которая могла сопровождать масленичные гулянья. (Звон бубенцов, колокольные звоны, масленичные заклички, музыка в балаганных театрах, звуки шарманки, плясовые наигрыши.)
Сцены народных масленичных гуляний с их песнями и весельем нашли отражение в музыке русских композиторов — П.И. Чайковского, И.Ф. Стравинского. Но самый известный эпизод проводов Масленицы представлен в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Сегодня вы послушаете фрагмент из этой оперы, который так и называется - «Проводы Масленицы».
- Запишите в тетради название отрывка.
Этот отрывок довольно длинный, в нем нашли отражение разные жанры народных песен. Композитор создал музыку, очень похожую на народную. Обратите внимание на то, какие виды народных песен есть в этой сцене. Почти весь отрывок поет хор, а в конце - солист, исполняющий роль чучела Масленицы; его партию композитор написал для низкого мужского голоса - баса.
(Прослушивание сцены «Проводы Масленицы».)
-Отрывок из какой оперы вы прослушали?
-Как называется этот отрывок?
-Какие жанры народных песен вы услышали в этом отрывке? (Игровая, плясовая, жалобная, плач.)
-Кто исполнял эту сцену? (Хор и солист.)
Наибольшая часть отрывка исполнялась хором. И в тех местах, где требовался быстрый темп, хор произносил слова скороговоркой.
-Были ли в этом отрывке слова, которые повторялись несколько раз? (Да:«Прощай, прощай, прощай, Масленица!»)
-Повторите эти слова все вместе.
Теперь послушайте, на какой мотив их надо пропеть.
(Педагог демонстрирует мелодию напева, класс поет.)
-Какая особенность русских народных песен здесь встречается? (Распев слогов в слове «про-щай».)
6. «Проводы зимы» - разучивание
(Учащиеся слушают песню «Проводы зимы» Н. Римского- Корсакова, слова И. Устюжанина.)
-Услышали ли вы здесь знакомые слова и напев?
-Где вы уже слышали эти слова и напев? (В сцене «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» )
-Запишите в тетради название песни и фамилию композитора - автора музыки.
Композитор Римский-Корсаков собирал и обрабатывал народные песни. Здесь он использовал напев древней календарнообрядовой песни из своей коллекции.
(Учитель исполняет 1 -й куплет песни, после чего школьники разучивают и исполняют его по рядам.)
(Каждая фраза куплета и припева начинается с одного итого же звука — до второй октавы. В каком регистре начинаются все фразы? (В высоком.)
-Куда потом движется мелодия — вниз, вверх? — или стоит на месте? (Вниз.)
-Мелодия плавная или в ней есть скачки? (Плавная.)
Эта песня не очень сложная, в каждом ее куплете всего по две строчки. Поэтому сегодня вы сможете разучить ее целиком.
(Разучивают 2-й куплет.)
Мелодия 2-го куплета точно такая же, как мелодия 1-го. Но вот припев будет исполняться в среднем регистре.
(Педагог исполняет запев и припев, школьники повторяют.)
Осталось разучить 3-й куплет. Здесь запев и припев такие же, как в 1-м куплете.
(Разучивание 3-го куплета и его исполнение с припевом.)
-Как можно разнообразить исполнение этой песни с помощью народных приемов? (Исполнить куплеты с запевалами.)
Пусть каждый ряд поет свой куплет, а окончание всех куплетов — слова «прощай, зимушка!» — исполните всем классом.
(Исполнение песни с запевалами.)
-Имеются в этой песне вариации? (а.)
-В чем проявляется вариационное развитие музыки — в изменении характеров куплетов, в разных регистрах или еще в чем-то? (В музыкальном фортепианном сопровождении.)
Да, все три куплета вы пели на одну и ту же мелодию, но фортепианное сопровождение композитор сочинил для каждого куплета разное. В последнем, 3-м куплете мелодия хорового пения проходит в нижнем регистре, который исполняется левой рукой.
(Педагог показывает музыкальное сопровождение 3-го куплета песни.)
-Похожа музыка, созданная композитором, на народную?
-В чем вы увидели сходство народной и авторской музыки? (Композитор использовал подлинную народную мелодию для песни, в ней есть распевы слогов, короткие напевы фраз.)
-Расскажите, как проявляется народность в сочинениях русских композиторов. (Композиторы используют подлинные мелодии в своих произведениях, а также сочиняют собственные мелодии, очень похожие на народные.)
-Какие народные инструменты можно использовать при исполнении этой песни? (Ложки, бубны, трещотки, погремушки.)
Музыкальный фольклор — источник вдохновения многих поколений композиторов и музыкантов-исполнителей.
Исполнение песни в сопровождении шумовых инструментов.)
7. Письменная мини-контрольная «Блицопрос»
1.Как называется изменение исполнения одной и той же мелодии?
2. О каком зимнем празднике говорилось в отрывке из оперы «Снегурочка», который вы сегодня слушали?
8. Рефлексия.
Каким словом называется народная музыка? (Фольклор.)
Как используется фольклор в музыке русских композиторов?
В каких авторских музыкальных произведениях используются подлинные народные мотивы?
Как меняется характер мелодии в запеве и в припеве песни «Приходите в сказку»?
-Какие природные явления передает звуками оркестра композитор Н.А. Римский-Корсаков в третьей песне Леля?
-Что такое вариации?
-Приведите примеры музыки с использованием вариаций. (Финал 4-й Симфонии П. И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, третья песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
-Какие песни вы сегодня исполняли и разучивали?
9. Контрольный момент «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты следующих произведений, школьники отгадывают их названия: инструментального проигрыша третьей песни Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
рефрена «Прощай, Масленица» из сцены «Проводы Масленицы» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; запева песни «Приходите в сказку» композитора В. Дашкевича.)
Домашнее задание:
Придумать весеннюю сказку и нарисовать к ней рисунок.
Выход.
Школьники покидают класс, исполняя песню «Проводы зимы» Н.А. Римского-Корсакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умеем ли мы прощать? Все ли можно прощать?
Материал для проведения классного часа на очень непростую тему. Прощение - сложное чувство, современные дети весьма обидчивы, не умеют прощать, трудно переживают обиды. Данный классный час призван пом...
«ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА» (Сценарий театрализованного праздника)
Сценарий театрализованного праздника...
Сценарий развлечения "Прощай широкая Масленица"
Вводная и основная части развлечения проводились в музыкальном зале.Музыкальный руководитель Глушак Елена Вячеславовна была ведущей, она рассказывала о Масленице - Сырной...
«Прощай, прощай масленица! Обряды прощёного воскресенья" - конспект занятия.
Формирование целостного представления знаний по теме «Народный обряд Прощения».Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание ма...
Прощай школа, прощай девятый класс!
Прощай школа, прощай девятый класс! Сценарий выпускного вечера в 9 классе....
Технология Активное (контекстное) обучение. спортивный праздник "Прощай Масленица"
Технология активного обучения дает возможность детям по средствам вовлечения в активную игровую деятельность познавать предметное и социальное содержание учебной деятельности...
Сценарий развлечения на Масленицу в старших и в подготовительных группах "Прощай, зима"
Сценарий развлечения на Масленицу в старших и в подготовительных группах "Прощай, зима"...