Развитие музыкального восприятия на уроках музыкальной литературы
статья по музыке
Собственно процесс слушания и «слышания» музыки, который становится возможным только при условии наличия сформированных качеств слушателя - «культуры слушания» и «культуры музыкального восприятия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._razvitie_muzykalnogo_vospriyatiya.docx | 501.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкального восприятия на уроках музыкальной литературы
И.Б. Трофимова, преподаватель
СПб ДШИ им. А.П. Бородина
«Если ты хочешь наслаждаться произведением искусства,
то ты должен быть художественно образованным человеком»
К. Маркс
«Декодировка музыкально-эстетической информации» => В.В. Медушевский выделяет два слоя содержания музыкального произведения:
- Слой «ближайших» значений – содержание, выраженное в интонациях, стиле, жанре;
- Слой «дальнейших» значений – слой глубинных социокультурных интерпретаций (взаимодействие «ближайшего» содержания с историческим культурным и жизненным личностным контекстом слушателя).
Развить музыкального восприятие –
- Это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков;
- Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации.
В диалектике «ближайшего» и «дальнейшего» содержания – источник индивидуального творчества слушателя.
Этапы постижения музыкального произведения (Н.Л. Гродзенская):
«Схема сонатного аллегро»
- Вступление – короткое вводное слово
- Экспозиция – слушание произведения
- Разработка – анализ, разбор произведения
- Реприза – повторное слушание на более высоком сознательном и эмоциональном уровне
- Кода – повторение, закрепление музыки в памяти
Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия (В.В. Петрушин):
- Выявление главного настроения
- Определение средств музыкальной выразительности
- Рассмотрение особенностей развития художественного образа
- Выявление главной идеи произведения
- Понимание позиции автора
- Нахождение в произведении собственного личностного смысла
Выявление главного настроения
- Какие чувства передаются в предлагаемом музыкальном произведении?
- Испытал ли ты их или просто бесстрастно зарегистрировал?
- Какие эпизоды понравились больше всего?
- Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями.
Определение средств музыкальной выразительности
«Если ты хочешь наслаждаться произведением искусства,
то ты должен быть художественно образованным человеком»
К. Маркс
Развитие художественного образа
- Как это произведение начинается?
- Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?
- Какой образ возникает в твоем сознании?
- Как он дальше развивается – плавно или с резкими контрастами?
- Как заканчивается это произведение?
- К чему привело развитие образа?
- Объясняя содержание музыкального произведения словами, ученик начинает лучше понимать его.
Постижение главной идеи произведения
«Само по себе чувство еще не составляет поэзии. Надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало идею» В.Г. Белинский
Позиция автора
«Приступая к изучению поэта прежде всего должно уловить в многоразличии
и разнообразии его произведений тайну его личности, т.е. особенности его духа, которые принадлежат только ему одному»
В. Г. Белинский
Стилевые особенности передают и мироощущение композитора,
и особенности эпохи, в которую он творил, и его мировоззрение.
- Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?
- В чем бы мог быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?
- Каково отношение композитора к своим героям?
- Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, с состраданием или с иронической усмешкой?
Личностный подход к произведению
- Какие события из твоей жизни напоминает музыка данного произведения?
Какие воспоминания и надежды она пробуждает?
Глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя. Наполнение содержания музыкального произведения событиями собственной жизни освещает его восприятие личностным смыслом.
Особенности музыкального восприятия у школьников
1 этап (1-2 классы)
- Восприятие обобщенное, ярко эмоциональное, конкретно-образное.
- Хорошо воспринимается общий характер произведения, основные средства музыкальной выразительности
- Способны внимательно слушать музыку 1,5-2,5 минуты
2 этап (3-4 классы)
- Эмоциональность восприятия дополняется стремлением понять смысл музыки(о чем она), получить пояснения (название, сюжет, история создания)
- Интересна музыка на героические темы, народная музыка
- Время внимательного прослушивания 3-5 минут
3 этап (5-7 классы)
- Над эмоциональностью восприятия начинает преобладать предметно-образная интерпретация.
- Проявляют интерес к сочинениям, выражающим сложный внутренний мир человека. Привлекают образы любви, борьбы, судьбы и т.д.
- Появляется безапелляционность суждений (непонятно, значит не интересно и не заслуживает внимания; стремление к самоутверждению может проявиться в негативном отношении к непонятному)
- При заинтересованности могут слушать до 15-17 минут.
Порядок усложнения репертуара для слушания
- От пьес изобразительных к пьесам с преобладанием выразительности.
- От произведений малых по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более сложным.
- От содержащих одну тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений
Динамика развития музыкального восприятия-мышления
- Осознание отдельно компонентов музыкальной ткани – темпа, динамики, тембра в отдельности.
- Осознание комплекса средств музыкальной выразительности – 3-4 компонента одновременно.
- Появление ориентации на мелодию и ее интонации.
В процессе развития музыкального восприятия должно происходить преодоление ориентировки на отдельные средства музыкальной выразительности в сторону увеличения роли их комплексов, появление мелодического слуха.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л.: Музыка, 1965.
3. Безбородова Л. А., Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М.: Академия, 2001.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.
6. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 3. 295 с.
7. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.
8. Зимина А. Н Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М. : ВЛАДОС, 2000.
9. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: 1983.
10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.
11. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие»: сб. статей. М.: Музыка, 1980.
12. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
13. Программа ФГТ по предмету «Слушание музыки».
14. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб.
пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская,
Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия,
2003.
15. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. В. Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004.
16. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
17. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001.
18. Федорович Е. Н. Основы музыкальной психологии: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007.
19. Царева Н.А. Слушание музыки: Методическое пособие. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
20. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие процессов музыкально восприятия на уроках музыки: методы и приемы.
Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно ...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...
Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"
Методические приемы и наработки как существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....
001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)
Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках бурятской литературы
Презентация к Мастер классу "Приемы технологии развития критического мышления на уроках бурятской литературы"...
Методика улучшения навыков музыкального восприятия на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В основе методики улучшения навыков музыкального воспитания нам видится урок, включающий четыре вида работы, взаимодополняющие друг друга: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку и музыкал...
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: &laq...