Конспекты уроков музыки в средней школе
план-конспект урока по музыке

Данные конспекты были использованны мной на преддипломной практике

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА 

Тема: Мусоргский «Картинки с выставки». 

Цель: знакомство с творчеством М. П. Мусоргского через рассмотрение его фортепианной сюиты «Картинки с выставки». 

Планируемые результаты: 

Личностные:

  1. Чувства гордости за свою Родину, за культурное наследие народов России;
  2. формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и живописью.

Метапредметные:

  1. Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать;
  2. Понимать различие отражения жизни в художественных произведениях;
  3. Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры.

Предметные:

  1. Знакомство с творчеством М. П. Мусоргского;
  2. Развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления;
  3. Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории».

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке.

Тип урока: урока «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, колонки, флеш-накопитель.

Муз.материал: 1. М. П. Мусоргский пьеса «Прогулка» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»; 2. М. П. Мусоргский пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки; 3.  М. П. Мусоргский пьеса «Избушка на курьих ножках» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки; 4. М. П. Мусоргский пьеса «Два еврея богатый и бедный» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки»;   5. «Мы хотим, чтоб птицы пели» Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова.

Структура урока:        

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация певческой деятельности;
  4. Итог;
  5. Рефлексия.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте. Ребята,как вы думаете, какая взаимосвязь есть между музыкой и живописью?

Композитора может вдохновить картина на написание музыки, а художника музыка. И об этом мы сегодня узнаем из творчества русского композитора М. П. Мусоргского. Вам знаком этот композитор?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

«Живопись вдохновляет композиторов, а художников наоборот, музыка».

Л - формирование познавательного интереса к музыкальным занятиям.

2

Организация слушательской деятельности

15 мин

М.П.Мусоргский (1839-1881) один из самых великих русских композиторов, в своем творчестве воспевал Россию, историю России, национальную самобытность. Родился в Псковской губернии. Получил домашнее образование и научился игре на фортепиано. В 13 лет он начал сочинять и его произведения исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы. Одно из его известных произведений это фортепианная сюита «Картинки с выставки». Что такое сюита?

Сюита – это несколько инструментальных небольших пьес.

Сюиту Мусоргский написал в память о его друге художнике, архитекторе Викторе Гартмане. После смерти Гартмана была проведена посмертная выставка в Санкт-Петербурге его 400 работ за 15 лет-рисунки,акварели,эскизы театральных костюмов. Так же были зарисовки привезенные из заграничных путешествий. Мусоргский посетил эту выставку. Это послужило ему толчком к написанию «Картинок с выставки». Однако при жизни композитора «Картинки с выставки» не издавались и не исполнялись, хотя и были одобрены композиторами из круга Мусоргского. Лишь через 5 лет после смерти Мусоргского они были опубликованы. Он написал всего 10 пьес на 10 картин. И между каждой пьесой звучит главная тема «Прогулка». Мы ее сейчас прослушаем. После ответите на вопросы: как меняется звучание прогулки? Какая особенность в музыке?

Прогулка - вступительная пьеса к циклу, которая в дальнейшем звучит между отдельными частями произведения. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.

Следующая пьеса «Балет невылупившихся птенцов». Слушая ее,подумайте и потом ответите мне, какой музыкальный образ здесь нарисовал композитор?Как он оживил в музыке картину?

Балет невылупившихся птенцов - пьеса, под которую представляются маленькие шустрые существа, к тому же еще не вылупившиеся из яйца. Это лёгкий, весёлый, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков. Радость маленьких, только что вылупившихся, неугомонно копошащихся птенцов передана быстрым темпом и высокими регистрами, имитирующими младенческий писк птенцов. 

Следующая пьеса «Избушка на курьих ножках». Послушайте и ответте,как здесь развивается музыка?

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) - у Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский в музыке прибавил езду бабы-яги в ступе. Однако фантазия композитора изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы». В этой пьесе композитор очень подробно рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с шумом, как и положено нечистой силе. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих мистически-черных красок, с одной стороны, и светлых — с другой. И интонации здесь двух типов: злобные, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет. Мусоргский увидел целую сценку в духе русских народных сказок,

где есть и фантастический полёт Бабы Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

Следующая пьеса «Два еврея богаты и бедный». Внимательно слушайте и ответите после на вопрос: как композитор изобразил в музыке два образа богатого и бедного еврея?

«Два еврея, богатый и бедный» - в этой пьесе композитор дал конкретно два портрета, изобразив очень подробно, глубоко, он не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Первый - богатый, толстый еврей, самодовольный и весёлый, другой - бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными интонациями, и музыка по звучанию тяжелая. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву - очевидно, последнее слово сказал богатый. 

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

«Музыкальное произведение».

Слушают Мусоргский «Прогулка» из «Картинки с выставки»

«Музыка легкая,как бы человек идет под нее,прогуливается».

Слушают Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинки с выставки»

«Подвижная музыка,ускоряется,слышно в музыке к\ак птенчики прыгают».

Слушают Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из «Картинки с выставки»

«Музыка злая,страшная,хочется спрятаться.Баба-Яга здесь очень подробно изображена».

Слушают Мусоргский «Два еврея богаты и бедный» из «Картинки с выставки»

«Еврей богатый здесь в музыке угрожает как-бы бедному,а бедный дрожит и музыка такая же».

Л – гордость за отечественную музыкальную культуру.

П – владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления музыкального произведения.

3

Организация певческой деятельности

15 мин

Мы разучивали с вами песню «Мы хотим, чтоб птицы пели»  и сейчас мы ее повторим.

ВХР трудности

Методы и приемы

-четкий текст

-чистое интонирование

-сложный мелодический рисунок

-быстрый темп

-проговаривание текста

-хормейстерский жест

Повторяют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова.

К - выразительно исполнять музыкальные произведения

4

Итог

3 мин

О каком композиторе мы сегодня говорили?

Как называется его произведение,которое мы слушали?

Что такое сюита?

Какие пьесы из сюиты мы слушали?

Отвечают на вопросы учителя по пройденной теме.

«Мусоргский». «Картинки с выставки». «Прогулка».

К – подведение итогов

5

Рефлексия

2 мин

Вам понравилась тема урока? Вам нравится в картинах или в музыке искать их замысел,что хотел донести автор?

До свидания

Оценивают себя.

До свидания.

Р - осуществлять контроль и самооценку.



Предварительный просмотр:

6 класс

КОНСПЕКТ УРОКА 

Тема: Ночной пейзаж.Бородин.

Цель: знакомство с термином «ноктюрн» через творчество Бородина.

Планируемые результаты: 

Личностные: укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. 

Предметные: знакомство с биографией Бородина; Развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке.

Тип урока: урока «открытия» нового знания.

Оборудование: компьютер, колонки, флеш-накопитель.

Муз.материал: 1. Бородин «Ноктюрн», 2. Ф. Шопен «Ноктюрн», 3. Любэ «Березы».

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация певческой деятельности;
  4. Итог;
  5. Рефлексия.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте. Меня зовут Валерия Андреевна. Я прочитаю отрывок из стихотворения А.Фета,а вы мне потом скажите, о какой музыке сегодня пойдет речь.

«Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив, 
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна, 
Как тишиною грудь полна!»

Как называется произведение, которое исполняется в ночное время?

Серенада - это произведения , которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы.

«О музыке ночи».

«Серенада».

Л - формирование познавательного интереса к музыкальным занятиям.

2

Организация слушательской деятельности

15 мин

Сегодня мы будем изучать образы камерной музыки на примере такого жанра как ноктюрн. Вам знаком этот жанр?

Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Ноктюрнами называют пьесы,предназначенные для ночного музыцирования под открытым небом,а также сочинения,которые передают настроения человека,находящегося под впечатлением образов ночи. К жанру ноктюрна относятся произведения для разных составов исполнителей. Это и вокальные сочинения,например серенада, и сочинения для фортепиано – ноктюрны. Жемчужиной русской камерной классики 19 века является квартет №2 Александра Порфирьевича Бородина (1833-18887),который композитор посвятил своей жене ,она была ему как друг, помощник в его творчестве и была прекрасной пианисткой – Екатерина Сергеевна Бородина. Что такое квартет?

Квартет- это коллектив из 4 участников. В данном случае из 4 инструментов.

А.П.Бородин родился в Петербурге. Родители дали ему неплохое домашнее образование. Он окончил на отлично медико-хирургическую академию. Научная карьера его складывалась успешно. Он получил степень доктора медицины и стал профессором. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом достиг не меньших успехов.Так же он вступил в круг композиторов «Могучая кучка». В ней состояло несколько русских композиторов. Они были единомысленны, у них были общие идеи,они работали вместе над музыкальными сочинениями и вместе изучали , музыку, русский фольклор. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, но каждое его произведение-истинный шедевр. И одно из них квартет №2. Квартет Бородина состоит из нескольких частей и одна из них 3 часть-это ноктюрн и прежде чем его прослушать,я прочитаю строки письма А.Бородина к своей жене. Оно было написано в немецком городке Гейдельберге,в котором много лет назад начиналась их любовь,их отношения. Бородин писал: (слова на слайде).

Послушайте внимательно ноктюрн и подумайте как развивается музыка, какие чувства она у вас вызывает? Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки. Какие инструменты играют?

Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый, жизнерадостный колорит. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, ночная глубина, волнующий ночной покой.

Замирает голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком звенящем голосе скрипки. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны, осветило призрачным, голубоватым светом. Снова и снова повторяется мелодия.

Сейчас мы послушаем еще один ноктюрн Ф. Шопена,немецкого композитора,а вы подумайте, чем же он отличается от предыдущего ноктюрна.

Ноктюрн Шопена он более живой и подвижный, контрасный по сравнению с тем ноктюрном.

Отвечают на вопросы учителя.

Это 4 инструмента или 4 голоса.

Слушают Бородин «Ноктюрн»

Слушают Шопен «Ноктюрн»

Более живой.

К - самопознание и выражение эмоций;

Р - подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений,

3

Организация певческой деятельности

15 мин

Ребята вы на прошлом уроке пели песню Любэ «Березы».И мы ее с вами сейчас повторим.

ВХР трудности

Методы и приемы

-четкий текст

-чистое интонирование

-сложный мелодический рисунок

-быстрый темп

-проговаривание текста

-хормейстерский жест

Повторяют песню Любэ «Березы»

К - выразительно исполнять музыкальные произведения

4

Итог

3 мин

О чем мы говорили?Какие произведения слушали?Что такое ноктюрн?

Отвечают на вопросы учителя по пройденной теме.

К – подведение итогов

5

Рефлексия

2 мин

Вам понравилась тема урока?На сколько баллов по 10-бальной шкале оцените(критерии на доске).

До свидания.

Оценивают себя.

До свидания.

Р - осуществлять контроль и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.

Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки на среднее звено школы...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7,8 классов...

Конспекты уроков музыки в средней школе

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....

Конспекты уроков музыки для средней школы

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для средней школы, разработанные мною на практике...