Конспекты уроков музыки в средней школе
план-конспект урока по музыке
Конспекты уроков музыки для 5,6,7,8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звуки скрипки так дивно звучали 5 кл | 21.62 КБ |
Вестсайдская история 6 кл | 26.56 КБ |
Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" 6 кл | 24.8 КБ |
Рапсодия в стиле блюз 7 кл | 25.04 КБ |
Светская музыка. Соната 7 кл | 24.66 КБ |
Сонаты №11 и №2 7 кл | 26.8 КБ |
Симфония №7 8 кл | 22.24 КБ |
Современный музыкальный театр 8 кл | 20.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 07.04.2021 |
Школа № 148 |
Класс: 5 |
Студентка ЧПК № 1 40 группы |
Канафина Аделина |
Учитель музыки: Шариева Р. Ф.
Тема урока музыки: «Звуки скрипки так дивно звучали»
Цель: знакомство с историей возникновения скрипки через знакомство с творчеством Никколо Паганини.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ уважительного отношения к искусству, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.
Предметные: знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс, портрет), формирование основ музыкальной культуры, умение эмоционально и осознанно относиться к классической и современной музыке, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.
Музыкальный репертуар:
- «Мелодия» - П. И. Чайковский;
- «Каприс №24» - Н. Паганини;
- «Птица-музыка» М. Пляцковский, Е. Ботяров
Структура урока:
- Организационный момент;
- Организация слушательской деятельности;
- Организация исполнительской деятельности;
- Итог урока;
- Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Дата: 28.04.2021
Учитель музыки: | Шариева Р. Ф. |
Школа №148
Класс 6
Студентки ЧПК №1
40 группы Канафиной Аделины
Тема урока: Мюзикл «Вестсайдская история»
Образовательная цель: формирование представлений о понятии «мюзикл»; знакомство с мюзиклом «Вестсайдская история».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.
Метапредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с разными видениями образов;
Предметные: углублять представление учащихся о понятии «мюзикл»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Фрагменты мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
- Песня «Школьный романс» - М. Пляцковский, Е. Крылатов
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. | Организационный момент (1 минута) | - Здравствуйте, ребята. - Начать сегодняшний урок я бы хотела с эпиграфа (эпиграф на слайде). - Ребята, как вы думаете, о чем говорит это четверостишье? - Я не спроста взяла отрывок из произведения именно Уильяма Шекспира. Как вы думаете, почему именного его? - Ребята, обратите внимание на доску. У нас здесь есть не разгаданный ребус. Кто быстрее всех отгадает, поднимайте руку. - Правильно ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: «Мюзикл «Вестсайдская история». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Сегодня мы узнаем, что такое мюзикл, где он зародился и что же это за таинственная «Вестсайдская история». | Дети заходят в класс и садятся на места. Ответы детей - Потому что по драме «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковский написал увертюру. Это наша прошлая тема. - Мюзикл Ответы детей | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
3. Организация слушательской деятельности (20 мин) | - Ребята, а вы может быть слышали слово мюзикл? Может кто-то знает, что это такое? - Мюзикл - это театральная постановка, в которой упор сделан не на сюжет и игру актеров, а на музыку, песни и танцы. Мюзикл еще называют коммерческим театром. Годом рождения мюзикла называют 1866, когда на сцене одного из Нью-йоркских театров вышел мюзикл Black Crook. Всемирную известность этому жанру принесли Бродвейские мюзиклы. - Ребята, что нового мы с вами узнали о мюзикле? Запишите определение мюзикла. - Сегодня мюзикл – один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью оперетты, поскольку именно в американском театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр. - И чтобы лучше понять жанр мюзикла, я предлагаю вам обратиться к творчеству американского композитора Леонарда Бернстайна и его мюзиклу «Вестсайдская история». - Леона́рд Бернста́йн — американский композитор, пианист, дирижёр и популяризатор академической музыки. Дирижировал многими ведущими оркестрами мира, главный дирижёр Нью-Йоркской филармонии. Впервые исполнил многие произведения американских композиторов. Бернстайн пришел к смелой мысли взять за основу трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современное ему место и время: Америка, Нью-Йорк, его западные окраины (Вест-Сайд), населенные бедняками. В районе действовали две группировки: «Ракеты» - уроженцы Нью-Йорка, белые, и «Акулы», выходцы из латиноамериканской страны Пуэрто-Рико. - Как в драме Шекспира, где Ромео и Джульетта принадлежат двум враждующим семьям, так и в «Вестсайдской истории», влюбленные связаны с двумя соперничающими группами, что делает их любовь обреченной. Юноша (Тони) входил в группу «Ракеты», а его любимая девушка Мария – в группу «Акулы». - Послушайте Арию Тони. Она будет звучать на английском языке, но по музыкальным интонациям, по тембру и манере исполнения мы без труда можем догадаться, о чем эта ария. - Ребята, о чем поёт Тони? - А сейчас мы прослушаем дуэт Марии и Тони, а затем охарактеризуем этот дуэт. - Но случается страшное, в драке погибает брат Марии. Убил его, хоть и случайно, Тони. Слушаем сцену драки. (7:33) - Какая музыка по характеру? - Ребята, как вы думаете, как закончится мюзикл? - Бернстайн оставил в живых Марию, а Тони погибает от рук жениха Марии из группы «Акулы». В чем, по-вашему, отличие от трагедии Шекспира? | Ответы детей Ответы детей Дети слушают арию - О любви к Марии Дети слушают дуэт Ответы детей Дети слушают сцену драки - Это судорожные движения, музыка неровная Ответы детей - Мария осталась в живых, а Джульетта скончалась. Группировки не помирились, а семьи помирились | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | |||||||
4. | Организация исполнительской деятельности (10 мин): | - Ребята, сегодня я принесла для вас песню, которая называется «Школьный ромканс». Прослушайте ее и скажите, как ее можно привязать к сюжету «Ромео и Джульетты». -Сегодня мы разучим с вами эту песню. Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе. - Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета)
| - Эта песня о школьной любви, «Ромео и Джульетта» - это тоже история любви.
| П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||||
5. | Итог (2 мин) | - Итак, ребята. Сегодня вы впервые познакомились с жанром мюзикл. Давайте выделим основные моменты (понятие «мюзикл», мюзикл «Вестсайдская история», автор, сюжет) - Верно, какую песню мы разучили сегодня? | Ответы детей - Школьный романс | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||||
6. | Рефлексия (2 мин) | Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению. | - Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.04.2021
Учитель музыки: | Шариева Р. Ф. |
Школа №148
Класс 6
Студентки ЧПК №1
40 группы Канафиной Аделины
Тема урока: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Образовательная цель: знакомство учащихся с определением увертюра-фантазия; развитие общекультурного уровня учащихся, через сравнение образов Ромео и Джульетты в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; формировать самооценку в процессе рефлексии.
Метапредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с разными видениями образов Ромео и Джульетты;
Предметные: углублять представление учащихся о произведении В. Шекспира «Ромео и Джульетта»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Фрагменты увертюры «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковский
- Песня «Школьный романс» М. Пляцковский, Е. Крылатов
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. | Организационный момент (1 минута) | - Здравствуйте, ребята. | Дети заходят в класс и садятся на места. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
2 | Актуализация знаний. (5 минут) | -И так ребята, на прошлом уроке вы знакомились с произведением Бетховена. Что это за произведение и к какому жанру оно относится? -Верно. Что такое увертюра? -Молодцы, вы хорошо усвоили прошлый урок. Сегодня мы соприкоснемся с творчеством Чайковского. Кто скажет, что это будет за произведение? Подсказка на слайде. -Верно, но не просто увертюра, а увертюра-фантазия. Запишите тему урока. | - Увертюра «Эгмонт» -Начало, вступление к театральному спектаклю. Но Бетховен сделал увертюру самостоятельным произведением. - Увертюра «Ромео и Джульетта» - Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека) П (усвоение знания материала прошлого урока) | ||||||
3. Организация слушательской деятельности (20 мин) | - Познакомимся мы сегодня с увертюрой - фантазией «Ромео и Джульетта», а автор этого произведения, русский композитор, чье имя нам уже знакомо - Петр Ильич Чайковский. - Скажите, а какое литературное произведение положено в основу увертюры? Кто его автор? - Скажите, о чем это произведение? – Давайте прочитаем отрывок из пролога трагедии. (текст на слайде) – Увертюра написана Чайковским в сонатной форме и имеет несколько разделов: Вступление. Экспозиция. Разработка. Реприза. Кода. – Итак, вступительное слово П.И. Чайковский предоставляет патеру Лоренцо, мы все помним с вами этого героя трагедии. В увертюре именно он начинает свой рассказ. Давайте послушаем с вами вступление и в процессе слушания, представим себе портрет человека, который рисует эта музыка. Каков его характер? Настроение? – Итак, давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы. -Теперь послушайте тему вражды двух семей. Подумайте и скажите, каков характер музыки и продирижируйте ее. – Поговорим о ваших музыкальных впечатлениях. - Давайте послушаем тему любви, а затем охарактеризуем. - Как вы думаете, чем заканчивается эта история? - Послушайте финал (коду) и скажите, совпали ли ваши ответы. - Ребята, несмотря на то, что Ромео и Джульетта погибают, что победило в итоге? Какую роль их любовь сыграла в отношениях этих семей? – Молодцы ребята, вы очень хорошо чувствуете эту музыку. | -В основу этого музыкального произведения положена трагедия У. Шекспира. – Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.
Ответы детей. Дети дирижируют под музыку Ответы детей. Ответы детей Ответы детей. - Любовь - Она воссоединила Монтекки и Капулетти | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | |||||||
4. | Организация исполнительской деятельности (10 мин): | - Ребята, сегодня я принесла для вас песню, которая называется «Школьный ромканс». Прослушайте ее и скажите, как ее можно привязать к сюжету «Ромео и Джульетты». -Сегодня мы разучим с вами эту песню. Но прежде, чем его разучивать, подготовим наш голосовой аппарат к работе. - Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 1-го куплета)
| - Эта песня о школьной любви, «Ромео и Джульетта» - это тоже история любви.
| П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||||
5. | Итог (2 мин) | - Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор? -Хорошо, по мотивам, какой трагедии создана увертюра и о чем в ней повествуется? - Верно, какую песню мы разучили сегодня? | - Увертюра «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковский. - Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта», повествуется о любви между юношей и девушкой. - «Школьный романс» | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||||
6. | Рефлексия (2 мин) | Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению. | - Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки: | Шариева Р. Ф. |
Дата: 22.04.2020
Школа №148
Класс 7
Студентки ЧПК №1
40 группы Канафиной А. Э.
Тема урока: «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина»
Цель: знакомство с творчеством композитора Дж.Гершвина и его произведением «Рапсодия в стиле блюз».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Весеннее танго».
Метопредметные: умение определять понятия, обобщать; размышлять, рассуждать и делать выводы о музыке в жанре «симфоджаз»
Предметные: слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Весеннее танго».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.
Музыкальный репертуар:
1) Соната №8 – Л. В. Бетховен;
2) Песня «Весеннее танго» - музыка и текст В.Миляева.
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Актуализация знаний.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | t (мин.) | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
1. | Организационный момент
| 1 мин | - Добрый день, сейчас мы представим, что гуляем по Новому Орлеану в Америке. Что же происходит на улице города? Тема нашего урока «Рапсодия в стиле блюз» - Джазовая эпоха в Америке славится действительно выдающимися музыкантами. В список талантливых, и даже гениальных, композиторов заслуженно входит Джордж Гершвин. Музыкант прожил яркую, но короткую жизнь. | Дети заходят в класс и садятся на места. - Играет джазовая музыка. Люди танцуют. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог | ||||
3. Организация слушательской деятельности | 20 мин | - Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йорке в районе Бруклин. Будучи еврейского происхождения, настоящее имя мальчика Яков Гершовиц. Его любовь к джазовой музыке появилась еще в детстве. Мальчик не упускал возможности посетить все джазовые концерты, которые проходили в городе. С 12 лет он сам начал учиться игре на фортепиано. Юноша так и не получил музыкального образования, но это не помешало ему стать звездой мировой джазовой индустрии. - Ребята, сейчас я покажу вам видео. Где выдающийся музыкант, джазмен исполняет свою известную песню. Послушайте и скажите, за что Гершвин в столь юные годы так полюбил джаз, что так зацепило композитора в этой музыке? - В молодые годы Джордж Гершвин много времени уделял сочинению музыки, импровизациям и технике исполнения. В 16 лет он начал работать в музыкальном магазине, попутно привлекая посетителей своей игрой на пианино. В 18 лет пианист впервые выступил на Бродвее, где его заметили продюсеры музыкальной индустрии. - Так он и пишет свою «Рапсодию в стиле блюз». Как вы понимаете слово «рапсодия», знакомо ли оно вам? - Как понять название произведения «Рапсодия в стиле блюз»? Слово «blue» в английском языке имеет несколько значений: лирическая песня (блюз), голубой цвет – цвет грусти, печали. Гершвин считал, что его «Рапсодия» написана в джазовом стиле, но принадлежит к серьёзной музыке. Импровизационность, заимствованная у джазовых музыкантов, - главная черта произведения «Рапсодия в стиле блюз». Она сочетается с принципами развития европейского классического симфонизма. В этом – новаторство музыки Гершвина. Этот стиль в истории музыки получил название «симфоджаз» - Подумайте и скажите, что же такое «симфоджаз»? Слушание «Рапсодия в стиле блюз» – В «Рапсодии» свободно чередуются контрастирующие друг с другом эпизоды. Дж.Гершвин писал: «Я слышал её как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котёл, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху». | Дети слушают учителя. Ответы детей Ответы детей - Это слияние симфонической и джазовой музыки. Дети слушают произведение | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||
4. | Организация исполнительской деятельности | 15 мин | - Так как сегодня мы с вами познакомились с джазовым произведением, я предлагаю вам исполнить джазовую песню. - Слушайте плюс и подпевайте. - А теперь попробуйте под минус.
- Хорошо. Можете сеть на места! | Ответы детей Дети разучивают песню вместе с учителем | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||
5. | Итог | 2 мин | - И так, прекрасно получилось. С какой музыкой мы познакомились? - Какое произведение мы слушали, кто его автор? - Хорошо, что такое рапсодия? - В чем новаторство творчества Гершвина? | - С джазовой музыкой - «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина Ответы детей. - Создал новый жанр «симфоджаз» | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||
6. | Рефлексия | 2 мин | Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде. | - Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки: | Шариева Р. Ф. |
Дата: 08.04.2020
Школа №148
Класс 7
Студентки ЧПК №1
40 группы Канафиной А. Э.
Тема урока: «Светская музыка. Соната»
Цель: знакомство обучающихся с понятием «светская музыка», углубление знаний о жанре «соната»
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Весеннее танго».
Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с Сонатой №8.
Предметные: углублять представление учащихся о понятии «соната»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Весеннее танго».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.
Музыкальный репертуар:
1) Соната №8 – Л. В. Бетховен;
2) Песня «Весеннее танго» - музыка и текст В.Миляева.
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Актуализация знаний.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
1. | Организационный момент (1 минута)
| - Здравствуйте, ребята. - Любите ли вы слушать музыку? Какую? - А знаете ли вы, как называется музыка, которую вы слушаете? - Музыка, которая вам нравится называется светской. Светская музыка – это та музыка, которая не имеет никакого отношения к религии и церкви. | Дети заходят в класс и садятся на места. -Да, современную - Нет | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог | ||||
3. Организация слушательской деятельности (20 мин) | - С 16 века начинает развиваться камерная музыка (инструментальная или вокальная светская музыка). Камерную музыку писали для небольшого оркестра. Она звучала при дворах знатных людей или в домашней обстановке. А с середины 18 века активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. У тебя будет индивидуальное задание. - Наиболее яркие представители этого жанра (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка и др.) представлены на слайде. Сейчас я разделю вас на 3 команды, ваша задача назвать имя композитора по его портрету на слайде. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество композиторов. - Итак. назови слово, которое ты разгадал. - Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Состоит из 3 частей. - Сейчас мы на примере Сонаты №8 Бетховена рассмотрим, как звучат части в сонатах. - Прослушайте 1 часть и запишите в тетрадь 3 слова, которые характеризуют 1 часть. - Итак, какие по-вашему слова подходят к этой музыке? - Прослушайте 2 и 3 части, также написал о каждой части по 3 слова. Сейчас я проверю, как вы усвоили материал и проведу викторину по прослушанным частям сонаты. | Ученик разгадывает ребус. - Соната Дети записывают определение. Дети слушают 1 часть Ответы детей | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||
4. | Организация исполнительской деятельности (10 мин): | - Ребята, а теперь перейдем к вокальной музыке. Вспомните вокальную светскую музыку нашего времени. - Хорошо. Сегодня я принесла для вас песню «Весеннее танго». Она наверняка вам знакома, послушайте. - Вы знакомы с этой песней? Кто ее исполняет? - Сегодня мы ее разучим. - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) (Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)
- Хорошо. Можете сеть на места! | Ответы детей - Да. Анна герман. Дети разучивают песню вместе с учителем | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||
5. | Итог (2 мин) | - И так, прекрасно получилось. С какой музыкой мы познакомились? - Назовите представителей. - Хорошо, чью сонату мы слушали? - Какая часть запомнилась вам больше всего? - Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке? | - Со светской музыкой - Моцарт, Бетховен, Шуберт, Глинка, Чайковский, Гайдн - Сонату Бетховена Ответы детей. - «Весеннее танго» | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||
6. | Рефлексия (2 мин) | Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде. | - Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Учитель музыки: | Шариева Р. Ф. |
Дата: 08.04.2020
Школа №148
Класс 7
Студентки ЧПК №1
40 группы Канафиной А. Э.
Тема урока: «Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. А. Моцарта»
Образовательная цель: ознакомление учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.В. Бетховена, на примере Симфонии №5.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать интерес к культурному наследию человечества; воспитывать патриотизм, посредством разучивания песни «Идет солдат по городу».
Метопредметные: учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки; расширять кругозор и воображение учащихся, посредством знакомства с Сонатами №2 и №11.
Предметные: углублять представление учащихся о понятии «соната»; слушать и анализировать прослушанные музыкальные произведения; разучивать песню «Идет солдат по городу».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель.
Музыкальный репертуар:
1) Эпизоды Сонаты №2 С. Прокофьева, Сонаты №11 В. А. Моцарта;
2) Песня «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Актуализация знаний.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | |||||
1. | Организационный момент (1 минута)
| - Здравствуйте, ребята. - Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор? - Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена. - Что же такое соната? Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Состоит из 3 частей. | Дети заходят в класс и садятся на места. - Да, это «Лунная соната» Л. Бетховена Ответы детей. | Л. В. Бетховен «Лунная соната» | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог | ||||
3. Организация слушательской деятельности (20 мин) | - Какой композитор изображён на экране? - Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Рассмотрите внимательно картину «Концерт в парке», которая передает атмосферу того времени. Соната состоит из 3-х частей. 1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности. 2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста. 3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена. Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном, шумные удары барабана Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты. Посмотрите на слайд, кто изображён на экране? Это С. С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. «Соната №2» — одно из самых непосредственных творений С. Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева Соната отличается ясной и четкой формой, последовательной логикой драматургического развития: ее содержание выражено с театральной конкретностью, лаконично, минимумом музыкальных средств. Свободно льющийся эмоциональный ток сочетается с продуманностью построения, резкими гранями разделов. Волевой динамизм и скерцозность естественно соседствуют с возвышенно светлой, проникновенной лирикой. Национальная характерность интонационного строя выражена вполне определенно. А ведь печать тех лет называла сонату «грубо антимузыкальной», «декадентской и какофонической», находила, что она представляет собой «вопиющую нелепость эквилибристических упражнений. Соната состоит из 4-х частей. Мы с вами прослушаем первую часть сонаты. Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремлена, активна; это поступательное движение к вершине. Мелодическому взлету основной темы противопоставляется настойчиво повторяющееся на одном неизменном уровне упорное «вдалбливание», вызывающей торможение движения. Сейчас я проверю, как вы усвоили материал и проведу викторину по прослушанным произведениям. | Ответы детей. . | Фрагменты частей Сонаты № 11 Моцарта и Сонаты №2 Прокофьева (1 часть) | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||
4. | Организация исполнительской деятельности (10 мин): | - Ребята, вспомните, как называется 3 часть сонаты №11 Моцарта. - Верно. А где в основном исполняют марш? - Да, военный марш также был исполнен на параде великой победы 24 июня 1945 года. Какие военные песни вы знаете? О чем они? - Сегодня мы разучим песню о солдате «Идет солдат по городу». - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) (Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)
- Хорошо. Можете сеть на места! | - Турецкий марш - На парадах и праздниках. Ответы детей. | Песня «Идет солдат по городу». | П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | ||||
5. | Итог (2 мин) | - И так, прекрасно получилось. С какими произведением мы сегодня познакомились? - Верно, сколько частей в этих сонатах? - Хорошо, какие части сонат вам запомнились больше? - Верно, какую песню мы начали разучивать на уроке? | - С Сонатами №11 и №2 Моцарта и Прокофьева. - В Сонате №11 – 3 части, в Сонате №2 – 4 части Ответы детей. - «Идет солдат по городу» | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | |||||
6. | Рефлексия (2 мин) | Отлично, ребята, я предлагаю вам по очереди по одному выразить впечатления от сегодняшнего урока одним словом, варианты вы можете видеть на слайде. | - Здорово, интересно, познавательно, увлекательно, скучно, запоминающееся и т.д. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
Предварительный просмотр:
Дата: 06.04.2021 |
Школа № 148 |
Класс: 8 |
Студентка ЧПК № 1 40 группы |
Канафина Аделина |
Учитель музыки: Шариева Р. Ф
Тема урока музыки: «В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича»
Цель: Формирование представлений о творчестве Д.Д. Шостаковича с помощью Симфонии №7.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.
Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.
Музыкальный репертуар:
- Симфония №7 Д.Д.Шостаковича
- «Девушка по городу шагает босиком» В. Бутусов
Структура урока:
- Организационный момент;
- Организация слушательской деятельности;
- Организация исполнительской деятельности;
- Рефлексия;
- Итог урока.
№ | Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин.) | ||||
1. | Организационный момент | Л (проявление эмоциональной отзывчивости); П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). | - Здравствуйте, ребята! - На доске вы видите слова, которые, на первый взгляд, никак не связаны друг с другом, но попробуйте прочесть их и найти что-то общее. - Верно, а как вы понимаете эти слова? | Дети приветствуют учителя, садятся за парты -Родина, патриотизм -Родная страна, любовь к отчизне | 4 мин. | ||||
2. | Организация слушательской деятельности | П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений); Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки); П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения) | - Сегодня хочу с вами поговорить о произведении Д.Д.Шостаковича – советского пианиста, композитора, героя социалистического труда. Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех. В 18 лет Д. Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов. Окружающих, профессоров и студентов, поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Сегодня мы прослушаем 7 симфонию Д.Д., ребята, кто-нибудь знает, как называют эту симфонию иначе? - Все верно, 7 симфонию так же называют «Ленинградской», а все потому что музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории, грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу. Произведение писалось долго, трепетно. Так ещё в 1935 году Д.Д. начал свою работу над данным произведением, а закончил лишь в 1945 году. На протяжении XX столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости. «Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович. Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить её в осаждённом городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфонию сыграли в зале Филармонии. Сегодня предлагаю вам прослушать данное произведение и описать чувства, которые оно вызвало. - Вот мы и прослушали произведение, ребята, скажите, какие чувства, эмоции у вас вызвало это произведение? - Предлагаю вам прослушать произведение ещё раз и подобрать несколько прилагательных, которые по-вашему мнению охарактеризовывают данное произведение. - Мы с вами прослушали произведение Д.Д.Шостаковича, ребята, какие прилагательные вы подобрали под эту музыку? Услышав ее сразу, вы бы могли сказать, что эта музыка написана о войне? | - «Ленинградская» симфония Прослушивание произведения. Ответы детей - Тревогу, но больше гордость, решительность Ответы детей | 14 мин. | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню). | - Ребята, вы знаете. Что музыка бывает … (когда ее исполняют на инструментах) и … С какой музыкой мы с вами уже столкнулись, а с какой – нет?
- Верно. Сейчас мы перейдем к вокальному жанру. Послушайте песню. Учитель поёт - Знакома ли она вам? Знаете ли вы, кто ее написал? - Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам. Учитель поет вместе с детьми
| -Инструментальная и вокальная. Мы прослушали инструментальную музыку. Учащиеся поют | 11 мин. | ||||
4. | Рефлексия | Л (способность усвоения теоретических знаний) | - В каждой произведении, будь оно вокальное, инструментальное композитор пытается передать свои эмоции и чувства, они чаще всего отражают мир вокруг, поэтому сейчас предлагаю вам оценить свой эмоциональный настрой на уроке одной небольшой зарисовкой. Обратите внимание на то, что время ограничено и на выполнение данного задания у вас есть ровно 1 минута. | Дети оценивают свою деятельность на уроке. | 2 мин. | ||||
5. | Итог урока | Л (способность усвоения теоретических знаний) | - Уже увидела у большинства их рисунки, мне нравится, что вы выражаете свое внутреннее состояние так, вы точно и четко показываете его. - Сегодня на уроке мы с вами изучили новое для вас произведение, которое называется … Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране. - Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания. | Отвечают на вопросы по теме - «Ленинградская» симфония | 4 мин. |
Предварительный просмотр:
Дата: 08.04.2021 |
Школа № 148 |
Класс: 8 |
Студентка ЧПК № 1 40 группы |
Канафина Аделина |
Учитель музыки: Шариева Р. Ф
Тема урока музыки: «Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке»
Цель: Формирование представлений о творчестве Д.Д. Шостаковича с помощью Симфонии №7.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.
Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.
Музыкальный репертуар:
- Симфония №7 Д.Д.Шостаковича
- «Девушка по городу шагает босиком» В. Бутусов
Структура урока:
- Организационный момент;
- Организация слушательской деятельности;
- Организация исполнительской деятельности;
- Рефлексия;
- Итог урока.
№ | Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин.) | ||||
1. | Организационный момент | Л (проявление эмоциональной отзывчивости); П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). | - Здравствуйте, ребята! - Как вы думаете, «шагнула» ли музыка вперёд за последнее столетие? В чём? - Предположите, что происходит с современным театром? Какие нововведения, жанры появляются? - Запишите тему урока. | Дети приветствуют учителя, садятся за парты Ответы детей | 4 мин. | ||||
2. | Организация слушательской деятельности | П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений); Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки); П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке); Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения) | - Ребята, подумайте. Какие составляющие есть у музыкального театра? - Верно, музыка, действие, танец и слово. Относительно новыми жанрами музыкального театра являются мюзикл и рок-опера. Вспомните мюзиклы и рок-оперы, пройденные в 1 четверти. Давайте освежим память и посмотрим фрагмент из рок-оперы «Юнона и Авось». - Так чем же отличаются современные постановки от классических? - Разделитесь на 2 группы, сейчас мы устроим дебаты. 1 группа будет отстаивать классическую постановку, 2 группа – современную постановку. - Вспомните, какой новый жанр возник в 20 веке? - Да, мюзикл может быть разным и многоликим. Может быть драматичным и наоборот – комедийным. На слайде представлены композиторы, сочиняющие мюзиклы и по сей день. Далее представлены известные мюзиклы, которые пользуются популярностью во всем мире. - Вам наверняка знакомо понятие «классика в современной обработке». Какие черты такой музыки вы можете выделить? - Недавно в музыкальной среде стало широко использоваться понятие «классикал кроссовер». Это понятие вошло в список номинаций «Грэмми», ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Широкое распространение среди любителей музыки получили Элтон Джон, Ванэсса Мэй. Сара Брайтан, «Металлика», «Скорпионс» и др. - Часто музыкальные композиции стиля «классикал кроссовер» называют модерн классикой. | - Музыка, танец - Мюзикл - Например, симфония с добавлением электронных звучаний. | 14 мин. | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания). Л (эмоционально воспринимать песню). | - Сейчас мы перейдем к песне. Послушайте песню. Учитель поёт - Знакома ли она вам? Знаете ли вы, кто ее написал? - Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам. Учитель поет вместе с детьми
| Учащиеся поют | 11 мин. | ||||
4. | Рефлексия | Л (способность усвоения теоретических знаний) | - В каждой произведении, будь оно вокальное, инструментальное композитор пытается передать свои эмоции и чувства, они чаще всего отражают мир вокруг, поэтому сейчас предлагаю вам оценить свой эмоциональный настрой на уроке одной небольшой зарисовкой. Обратите внимание на то, что время ограничено и на выполнение данного задания у вас есть ровно 1 минута. | Дети оценивают свою деятельность на уроке. | 2 мин. | ||||
5. | Итог урока | Л (способность усвоения теоретических знаний) | - Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями… Верно. Сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме урока, обратите внимание на экране. - Вижу, что многие справились с вопросами, значит наша тема изучена, а урок уже подходит к концу. Урок окончен, до свидания. | Отвечают на вопросы по теме | 4 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха. Орган. Гомофония, полифония, фуга.
Презентация к уроку музыки для средней школы. Биографические данные о жизни немецкого композитора И.С.Баха.Орган: внешний вид, клавиатура, регистры. Понятия гомофония и полифогия. Форма полифонич...
Конспекты уроков музыки в средней школе
Этоти конспекты и презентации были использованы мной во время прохождения преддипломной практики...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспекты уроков музыки в средней школе
Конспекты уроков музыки на среднее звено школы...
Конспекты уроков музыки в средней школе
Данные конспекты были использованны мной на преддипломной практике...
Конспекты уроков музыки в средней школе
Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в среднем звене, разработанные мною на практике....
Конспекты уроков музыки для средней школы
Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки для средней школы, разработанные мною на практике...