Конспекты уроков - 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Кожевникова Юлия Сергеевна

Конспекты уроков - 5 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 5                                                                                                

Тема урока музыки:  «Волшебная палочка дирижера »

Цель:  Формирование представлений о различных видах оркестра, о роли дирижера в оркестре, хоре.

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры,

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Тип урока: расширения и углубления знаний

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен
  2. «Музыка» Г. Струве
    Структура урока:
  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

- Наш урок мы начнем с небольшого опроса. За каждый правильный ответ и работу на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока мы посчитаем и узнаем кто самый активный был сегодня на уроке.  

1.Как называют музыканта, играющего на пианино?

2. Как называют музыканта, играющего на трубе?

3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них?

4. Музыкальное произведение, предваряющее оперу, балет. 

5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора?

6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)?

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. 

8. Как называют музыкантов в оркестре?

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?

А что дирижер держит в руках?

 Попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

-А как вы думаете, какая у него палочка?

А как вы думаете почему она волшебная?

 Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

О чем мы будем говорить на этом уроке?

- Запишите тему  урока  называется «Волшебная палочка дирижёра.   

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

-Пианист

-Трубач

-Пианино и рояль

- Увертюра

-Солист

- В правой

-Оркестр

-Оркестранты

- Дирижер

-Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром..

- Палочку

-О дирижере и его палочке …

- Волшебная

- Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм

-Волшебная палочка дирижера

- О дирижере, оркестре, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. 

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- С давних времен люди услышали и поняли разницу в звучании инструментов. Например, в английском драматическом театре времен У.Шекспира зрители еще до поднятия занавеса знали, что будет происходить в следующем действии : трубные фанфары возвещали выходы королей, посланников и вольмож; барабаны сопровождали битвы и марши, нежны голоса флейт пели в сценах свадеб и религиозных церемоний, а лютни и скрипки аккомпанировали любовным песням. Это было в 16 веке, когда еще не существовало симфонических оркестров.

- Отметьте, что в  17 веке сложился классический тип симфонического оркестра, состоящий из 4х  основных групп инструментов.

1. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

2. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

3. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.

4. Ударные: барабаны, констаньеты, литавры...

- Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. 

-Ребята, а какие еще оркестры, кроме симфонического вы знаете?

Как же действует дирижер в оркестре. С этим вопросом разберемся на практике – работа шумового оркестра. Делимся на три группы шумовых музыкантов: 1 группа исполняет щелчки пальцами; 2 группа стучит деревянными карандашами; 3 группа хлопает в ладоши.

- Считаю, что у нас получился такой слаженный оркестр, но для сравнения предлагаю вам прослушать произведение в исполнении симфонического оркестра и ответь на несколько вопросов, которые вы видите на экране.

Первичное прослушивание произведения - «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен.

- Вот мы и прослушали произведение Л.Бетховена под названием –«Траурный марш», ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые задавались в начале прослушивания произведения.

-  Для того,что закрепить все ваши предположения предлагаю прослушать еще раз, но перед этим поделимся на группы и каждой группы будет своё задание, так же нужен один доброволец, он будет  дирижером, который управляет таким прекрасным оркестром.

Вторичное прослушивание произведения - «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен.

- Народный, духовой, струнный, джазовый.

- Разучивание бодиперкуссии.

Прослушивание произведения.

14 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

- У вас прекрасно получилось, мы просто слаженный оркестр. Но, ребята, скажите, пожалуйста, всегда ли дирижеру удается сразу настроить свой оркестр?

- Верно, многие отвлекаются, из-за этого происходит множество разных шумов, например таких- учитель показывает распевки 

-Предлагаю вам всем вместе повторить.

- У вас хорошо получается, ребята, скажите, пожалуйста, дирижер бывает лишь у оркестра? А где же еще?

- Верно, у хора тоже есть свой дирижер, правда у них есть небольшие различия. Дирижер – хоровик практически никогда не стоит с палочкой, в отличии от дирижера, который управляет инструментальным оркестром. Вы сегодня уже были в роли оркестрантов, теперь предлагаю побыть в роли зрителя, прослушать произведение и ответить на несколько вопросов, который указаны на экране.

Учитель поёт

-Ребята, вам нравится это произведение? Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые перед прослушиванием видели на экране. Считаю, что для нашего с вами хора эта песня прекрасно подойдет и я предлагаю вам разучить это произведение вместе со мной.

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас прекрасно получилось исполнить ту песню, всё же волшебство дирижера творит чудеса. Вы так ловко перевоплощаетесь из оркестрантов в хоровиков и обратно.

-Нет

-Нет, дирижер есть у хора

Учащиеся поют

Учащийся поет

Учащиеся поют

11 мин.

4.

Итог урока

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Ребята, но наше с вами сегодня  перевоплощение не может остаться без какого-то итога. Для того, чтоб увидеть в какой же роли вам комфортнее и что же вы запомнили, предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые видите на экране.

Отвечают на вопросы по теме

2 мин.

5.

Рефлексия

Л (способность усвоения теоретических знаний)

 - Ребята, теперь вы знаете, что у дирижера есть определенные движения, так как сегодняшняя тема урока звучала, как

- То попрошу вас оценить себя на уроке по- дирижерски. Помним, что чем ярче, громче и веселее, тем руки выше, чем печальней и тише, тем дирижер показывает ниже.

- Думаю, что каждый сегодня почувствовал в роли дирижёра, оркестранта или  частью большого, слаженного хора, у вас получилось здорово перевоплотиться. Урок окончен, до свидания.

 - Волшебная палочка дирижера

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

 4 мин.



Предварительный просмотр:

Класс: 5                                                                                                

Тема урока музыки:  «Волшебная палочка дирижера »

Цель:  Формирование представлений о различных видах оркестра, о роли дирижера в оркестре, хоре через произведения Л. В. Бетховена "Траурный марш". Расширение кругозора школьников через живописный и музыкальный портрет.

Планируемые результаты:

Метапредметные: формирование умения осуществлять познавательную, практическую деятельность, освоение форм познавательной и личностной рефлексии, овладение способностью понимать и сохранять цели.

Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Тип урока: расширения и углубления знаний

Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: фортепиано, муз. центр, ноутбук, проектор, флеш-накопитель, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен
  2. «Музыка» Г. Струве
  3. А. П. Бородин опера «Князь Игорь», ария Князя Игоря и Хана - Кончака
    Структура урока:
  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока;
  5. Рефлексия.

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Хронометраж (мин.)

1.

Организационный момент

Л (проявление эмоциональной отзывчивости);

П (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

- Наш урок мы начнем с небольшого тестирования.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на слайде?

А что дирижер держит в руках?

 Попробуем сформулировать тему нашего урока, о ком мы сегодня с вами будем говорить?

-А как вы думаете, какая у него палочка?

А как вы думаете почему она волшебная?

 Кто попробует сформулировать, как будет звучать тема нашего урока?

О чем мы будем говорить на этом уроке?

- Запишите тему  урока  называется «Волшебная палочка дирижёра.   

Дети приветствуют учителя, садятся за парты

- Дирижер

-Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром..

- Палочку

-О дирижере и его палочке …

- Волшебная

- Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который может исполнять музыку, как единый организм

-Волшебная палочка дирижера

- О дирижере, оркестре, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. 

4 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

П (умение определять основные настроения и характера музыкальных произведений);

Л (представлять собственное мнение о прослушанной музыки);

П (изучение нового музыкального материала, владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке);

Л (развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения)

- Скажите, кому дирижирует дирижер?

- Правильно!

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева. называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».  Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит

к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Как же действует дирижер в оркестре. С этим вопросом разберемся на практике – работа шумового оркестра. Делимся на три группы шумовых музыкантов: 1 группа исполняет щелчки пальцами; 2 группа стучит деревянными карандашами; 3 группа хлопает в ладоши.

- Считаю, что у нас получился такой слаженный оркестр, но для сравнения предлагаю вам прослушать произведение в исполнении симфонического оркестра и ответь на несколько вопросов, которые вы видите на экране.

Первичное прослушивание произведения - «Траурный марш» симфония №3 Л.Бетховен.

- Вот мы и прослушали произведение Л.Бетховена под названием –«Траурный марш», ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые задавались в начале прослушивания произведения.

- Сегодня мы с вами рассмотрим работу И. Е. Репина портрет русского  композитора  А. П. Бородина.

 -Посмотрите на экран, как изображен композитор в кисти Репина?

-Правильно! Репин строит композицию портрета на торжественном ритме мощных вертикалей и чередовании звучных аккордов черного, белого и красного цветов. Видно, что  композитор погружен в состояние глубокого внутреннего созерцания. Он задумался о героях своей оперы "Князь Игорь" предлагаю рассмотреть портрет не только в живописи, но и в музыки.

- В опере Князь Игорь существуют два противоположных друг другу героя - это Хан - Кончак и Князь Игорь. И сейчас мы более подробно рассмотрим их портреты. Послушайте Арию Хана -Кончака и запишите в тетрадь какой по характеру герой.

(Ария Хана-Кончака из оперы "Князь Игорь")

- Музыка передает упругую,  покачивающуюся походку хана  - воина, всадника.  Музыка широкая, величавая.   Мелодическая речь Кончака, подобна мирным, лирическим восточным напевам. Но и здесь он сохраняет горделивую осанку воина. В заключении арии слышется великодушие и жесткость, щедрость и кровожадность, благородность.

-Обратимся к главному персонажу оперы - Игорю. Послушайте внимательно и запишите какой он по характеру.

( Ария Игоря из оперы "Князь Игорь")

Мужественный воин, верный патриот и нежный, горячо любящий супруг. Воспоминание о битве пробуждает в его душе порыв к борьбе и свободе. Звучит марш, мужественная, волевая.  Когда   князь обращается  к жене. Характер героя меняется, он становиться мягким, заботящим, любящим мужем.

- Хору, оркестру.

- Разучивание бодиперкуссии.

Прослушивание произведения.

-Изображен стоящим возле массивной колонны.

14 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

П (развитие слуха, интонации в голосе, внимания).

Л (эмоционально воспринимать песню).

- Мы с вами  посмотрели, как дирижер управляет симфоническим оркестром - четко, слаженно.  Но, ребята, скажите, пожалуйста, всегда ли дирижеру удается сразу настроить свой оркестр?

- Верно, многие отвлекаются, из-за этого происходит множество разных шумов, например таких- учитель показывает распевки 

-Предлагаю вам всем вместе повторить.

- У вас хорошо получается, ребята, скажите, пожалуйста, дирижер бывает лишь у оркестра? А где же еще?

- Верно, у хора тоже есть свой дирижер, правда у них есть небольшие различия. Дирижер – хоровик практически никогда не стоит с палочкой, в отличии от дирижера, который управляет инструментальным оркестром. Вы сегодня уже были в роли оркестрантов, теперь предлагаю побыть в роли зрителя, прослушать произведение и ответить на несколько вопросов:

- Что использует  дирижер вместо палочки ?

- О чем поется в песне?

Учитель поёт

- Считаю, что для нашего с вами хора эта песня прекрасно подойдет и я предлагаю вам разучить это произведение вместе со мной.

- Попрошу вас сесть ровно, внимательно следить за моими жестами, поем вместе со мной, смотрите внимательно, на экране есть текст, который поможет вам.

Учитель поет вместе с детьми

- Попрошу одного из вас исполнить это фрагмент

Ребёнок исполняет фрагмент произведения

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Протяжность гласных;

- Нисходящее движение мелодии.

Ритмические;

- Протяжность одного звука.

Собственный показ;

Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности;

Хормейстерский жест;

Помощь инструмента.


- У вас прекрасно получилось исполнить ту песню, всё же волшебство дирижера творит чудеса. Вы так ловко перевоплощаетесь из оркестрантов в хоровиков и обратно.

-Нет

-Нет, дирижер есть у хора

- Руки

- О музыки

Учащиеся поют

Учащийся поет

Учащиеся поют

11 мин.

4.

Итог урока

Л (способность усвоения теоретических знаний)
М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- Ребята, но наше с вами сегодня  перевоплощение не может остаться без какого-то итога. Для того, чтоб увидеть в какой же роли вам комфортнее и что же вы запомнили, предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые видите на экране.

Отвечают на вопросы по теме

2 мин.

5.

Рефлексия

Л (способность усвоения теоретических знаний)

 - Ребята, теперь вы знаете, что у дирижера есть определенные движения, так как сегодняшняя тема урока звучала, как?

- То попрошу вас оценить себя на уроке по- дирижерски. Помним, что чем ярче, громче и веселее, тем руки выше, чем печальней и тише, тем дирижер показывает ниже.

- Думаю, что каждый сегодня почувствовал в роли дирижёра, оркестранта или  частью большого, слаженного хора, у вас получилось здорово перевоплотиться. Урок окончен, до свидания.

 - Волшебная палочка дирижера

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

 4 мин.



Предварительный просмотр:

Класс 5

Тема урока музыки:  «Музыка на мольберте»

Цель: Расширение представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки и изобразительного искусства. Формирование заинтересованного отношения школьников к жанру портрет в различных видах искусства через знакомство с русским композитором М. П. Мусоргским.

Планируемые результаты:

  1.  Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего эмоционально - ценностном отношении к искусству понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; умение научиться определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения.
  3. Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведения М. П. Мусоргского опера "Борис Годунов", Н. А. Риский - Корсаков" "Океан море синее" тема "море", наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества несколько видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки через песню "Детство"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод сравнения, собственный показ, практический метод.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты, текст песни.

Музыкальный репертуар:

  1. Н. А. Римский - Корсаков – Опера «Садко» - «Океан - море синее»;
  2. М. П. Мусоргский   – Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Скорбит душа» ;

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (мин.)

1.

Организационный момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята!

- Ребята, к нашему уроку я подготовила эпиграф. Вот как он звучит:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

- Ребята, посмотрите в этом эпиграфе мы видим взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки.

-  Что автор хочет понять?

Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.

- Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? 

- Совершенно верно!

- Отгадайте загадку:

Стоит за кульманом чертежник.

А перед чем стоит художник?

Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня?  

Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать "Музыка на мольберте".

- Здравствуйте  

(ответы детей)

- музыка – в звуках,

живопись – красками

- Мольберт

(Ответы детей)

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Ребята, посмотрите на экран, что изображено на картине?

 - Какое море?  

Совершенно верно!  Стихия разыгралась вовсю. Море кипит, беснуется. Огромная волна с пенистыми пальцами, словно когтями чудища, готова поглотить,  уничтожить маленькие, судна. Еще мгновение, и все исчезнет.

 Ребята, если бы вы были композиторами и  писали музыку к этой картине, то какой был бы характер музыки? 

- Ребята, очень много художников и композиторов своём творчестве рассказывали о море. У русского композитора Н.А Римского-Корсакова есть произведение, которое называется «Океан – море синее» из оперы «Садко» . Сейчас послушаем отрывок и попробуем определить:

- Какая музыка по характеру?

- Что напоминает?

- Подходит ли эта музыка к картине?  

- С помощью чего, композитор передал нам образ моря ?

- Совершенно верно! Мы с вами познакомились с описанием природы в музыки и живописи.

- Скажите, а художник изображая портрет человека может передать его характер и настроение ?

- Вы правы! Перед вами портрет русского художника И. Е. Репина "Модест Петрович Мусоргский"- это один из быстрых портретов И.Репина, и так получилось, что портрет создан незадолго до смерти композитора.  Художник написал его за четыре сеанса.

- Опишите, как изобразил художник композитора?

- Совершенно верно! Композитор лежал в больнице, когда создавался этот портрет. Его поворот головы, глаза говорят нам о том, что он не сдается, а продолжает бороться со своей болезню. Так же глаза говорят о том, что композитор понимает, что все его идеи по написанию новых произведений, могут не воплотиться в реальность. Таким нам описывает живопись.

А как вы думаете существуют ли литературные портреты?

- С помощью чего изображается портрет в литературе?

- Сейчас обратимся к воспоминаниям Н.А. Римского - Корсакова.

"Он был среднего роста, хорошо сложен, имел изящные руки, красиво лежащие волнистые волосы, довольно большие, несколько выпуклые светло-серые глаза. Но черты лица его были очень некрасивы, особенно нос, который к тому же всегда был красноват, как Мусоргский объяснял, вследствие того, что он отморозил его однажды на параде. Глаза у Мусоргского были очень мало выразительны, даже можно сказать почти оловянные.
Вообще лицо его было малоподвижное и невыразительное, как будто оно таило в себе какую-то загадку...  ".

- Как вы уже говорили. Портрет существует и в музыки. Сегодня мы посмотрим как сам Мусоргский изобразил героя своей оперы "Борис Годунов и с помощью чего".

- Сейчас прозвучит монолог Бориса, который называется "Скорбит душа". Попытайтесь понять какая музыка по характеру и какого рисует нам композитор героя?

- Совершенно верно! Во всех жанрах искусства можно передать описание человека с помощью различных средств.

Море, волны, корабли

-Бушующее, штормовое.

-Предполагаемый ответ: Стремительная, грозная, бушующая, взволнованная, тревожная, встревоженная, могучая, суровая, сильная, смелая, сердитая.

- Подходит. Музыка была суровая, тревожная, надвигала беду, шторм, порывы ветра.

- Динамики, темпа, звуков.

-Да

- Видно, что композитор болеет. В его глазах можно увидеть  невероятную тоску и глубочайшую печаль. Одет в красно - зеленый халат.  

- Да

-С помощью фраз, слов.

- Музыка мрачная, таинственная, затаенная

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  - Ребята, посмотрите на экран что напоминают вам эти строчки.

- Про что они ?

- Вспомним дружно эту веселую песню, которую разучивали на прошлом уроке.

(Распевние, дыхательные упражнения)

  - Давайте проговорим с вами слова. (выведены на слайд) 

  - Повтор песни под фортепиано.

(Исполнение песни)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

-Высходящее движения мелодия

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Песню

- Про детство

 

Дети слушают песню.

Исполнение песни

15 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

-Скажите какие существуют портреты в искусстве?

-С помощью чего описывают портрет в искусстве?

-С каким композитором мы сегодня познакомились?

- Музыку чего мы сегодня слушали?

- Какой музыкальный портрет рассматривали?

- Живописные, музыкальные, литературные.

- Живопись: Краски, оттенки, постоновка. Литература: слов, воспоминаний, высказываний. Музыка: с помощью музыкальных средств выразительности

- Мусоргским

- Музыка Моря

- Борис Годунов

3 мин.

5.

Рефлексия

 Р.(формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

- Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.

  1. Внимательно слушал музыку
  2. Отвечал на вопросы
  3. Старательно исполнял песню
  4. Делал записи в тетрадь
  5. Подготовил домашнее задание

- Ребята, я сегодня очень рада нашей совместной работе. Вы хорошо и плодотворно отвечали на все вопросы, занимались. Спасибо, урок закончен!

(Оценивание себя)

2



Предварительный просмотр:

Класс 5

Тема урока музыки:  «Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл»

Цель: Формирование представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства через мюзикл «Кошки» и «Бременские музыканты»

Планируемые результаты:

  1.  Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего эмоционально - ценностном отношении к искусству понимании его функций в жизни человека и общества.
  2. Метапредметные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; умение научиться определять и формулировать тему и проблему урока; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения.
  3. Предметные: формирование представлений о роли музыки в жизни человека, умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различного характера формирование основ музыкальной культуры; знакомство с музыкальным жанром Мюзикл; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с понятием мюзикл, сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни Г. Гладков «Песня Друзей» из мюзикла «Бременские музыканты» .

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод сравнения, собственный показ, практический метод.

Материалы и оборудование: муз.центр, фортепиано, компьютер, проектор, флэшка, ноты.

Музыкальный репертуар:

  1. Э. Ллойд Уэббер – «Кошки»;
  2. Ген. Гладков сл. Ю. Энтина  – Мюзикл «Бременские музыканты» «Песня друзей»;

Структура урока:                    

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация исполнительской деятельности;
  4. Итог урока
  5. Рефлексия

Конспект

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

t (мин.)

1.

Организационный момент.

Л. (познавательный интерес к новому учебному материалу)

К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

  - Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда вы узнаете разгадав ребус.

Правильно! Мы сегодня отправимся в театр.

- Скажите, а что обычно ставят в театрах?

- Перед вами на доске буквы, попробуйте сложить из них слово.

- Вы правы это слово мюзикл.

- Попробуйте сформулировать нашу тему урока.

- Вы совершенно правы! Запишите тему урока: Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

- Здравствуйте  

- Театр

- Спектакли, оперы, балеты

Мюзикл

- Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

5 мин.

2.

Организация слушательской деятельности

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

- Прежде чем прийти в театр, мы совершим небольшую прогулку по Бродвею. Бродвей - это не просто одна из улиц Нью-Йорка, а целый мир, яркий и удивительный. Сложно поверить, что когда - то эта улица была простой тропой, извивающейся среди скал и болот. Теперь ее окружают театры. Еще эта улица подарила миру мюзиклы - именно музыкальные постановки на Бродвее сделали этот жанр популярным по всему миру.

- Раз мы здесь, давайте заглянем в один театр и окунемся в прекрасный мир мюзикла..

Мюзикл - это музыкальная комедия.

Как вы думаете Мюзикл пришел к нам из Америки или это наш жанр?

- Правильно! Этот жанр пришел к нам из США в 60-е годы.

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним из увлекательных и самым популярным во всем мире английских мюзиклов - "Кошки" и постараемся понять особенности этого жанра.

- Как на английском языке звучит слово кошки ?

- Правильно! Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников. Эта книга и стала литературной основой мюзикла "Кошки". А музыку написал английский композитор Э. Ллойд Уэббер.

- О чем же мюзикл "Кошки"? Прочитайте небольшое описание, которое представлено на экране.

- Ну а теперь предлагаю знакомство с нашими героями. Посмотрите на кота, которого зовут Макэвити.

- Определите, пожалуйста, по музыке, кем может быть этот кот? Что напоминают вам эти звуки?

- А за кем гонится полиция?

- Правильно. Макэвити и есть преступник кот.

- И вот перед нами появляется главная героиня - кошка Гризабелла. (Гриз-серый, Белла-красавица) Когда-то она была самой красивой кошкой своего племя, но она предала свое племя и отправилась  путешествовать по свету. И вот она, больная, старая, возвращается и попадает на бал. Она пытается уговорить кошек принять её, и все напрасно. Тогда она исполняет свою арию "Память" ( "Memory") , в которой призывает всех помнить о прошлом. Прочитайте отрывок перевода этой арии.

- Скажите какую музыку вы бы сочинили, если бы были композиторами?Какая бы она была по характеру? Какой темп был бы? В мажоре или в миноре звучала?

- А теперь проверим вши догадки, может композитор использовал такие же средства муз. выразительности.

- Как вы думаете другие кошки примут Гризабеллу обратно?

- Совершенно верно! Ее друзья, племя поймут, что нужно уметь прощать. Именно ее они выберут для путешествия на небо в кошачий рай.

Мюзикл заканчивается общей радостью и восторгом.

Из Америки

Cats

- Как будто полиция кого-то преследует.

- За преступником

- Спокойную, лирическую, тихую. В миноре

- Да

15 мин.

3.

Организация исполнительской деятельности

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Л (творческая самореализация на уроке, импровизация в характере)

  - Ребята посмотрите друзья главной героини простили ее, потому что любили и были дружны со всеми. И у меня есть для вас песня про дружбу, которую наверняка вы уже слышали. Она из Мюзикла "Бременские музыканты". Предлагаю ее с вами дружно исполнить.

(Распевние, дыхательные упражнения)

  - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

-Высходящее движения мелодия

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

Дети слушают песню.

Исполнение песни

15 мин.

4.

Итог

Л (способность усвоения теоретических знаний)

М (овладение способностью понимать и сохранять цель)

- С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?

-Что такое Мюзикл?

-Из какой он страны к нам пришел?

-Назовите главных героев Мюзикла "Кошки"?

- Из какого мюзикла песня друзей ?

Запишите  Д/з нарисовать понравившегося из сегодняшнего урока героя либо из Мюзикла "Кошки" либо героя из Бременских музыкантов.

- Ребята, я сегодня очень рада нашей совместной работе. Вы хорошо и плодотворно отвечали на все вопросы, занимались. Спасибо, урок закончен!

- Мюзикл

- Мюзикл - это музакльная комедия

- Америка (США)

- Гризабелла, Макавити

- Бременские музыканты

3 мин.

5.

Рефлексия

 Р.(формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность)

- Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.

  1. Внимательно слушал музыку
  2. Отвечал на вопросы
  3. Старательно исполнял песню
  4. Делал записи в тетрадь
  5. Подготовил домашнее задание

(Оценивание себя)

2



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«Импрессионизм в музыки и живописи»

Выполнила:

студентка группы 40

Кожевникова Юлия Сергеевна.

Проверила:

Шумакова Татьяна Валерьевна

Челябинск, 2021

Дата проведения мероприятия: 26.04.2021 г.

ФИО учителя: Шумакова Татьяна Валерьевна

Класс: 5

Тема: Импрессионизм в музыки и живописи

Цели: Раскрытие особенностей импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К. Дебюсси. 

Оборудование: ноутбук, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано, презентация.

Ход мероприятия:

Этап

Время

Содержание

1. Организационный

3

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на доброжелательную рабочую атмосферу!

- Послушайте стихотворение и скажите, какие 3 вида искусств говориться?

(Стихи звучат на фоне музыки К.Дебюсси) 

Чарующий рассвет, неясные тона...
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула...Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!

- Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

- А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?

Можем ли мы их назвать друзьями?

-Сегодня мы продолжим рассматривать, как музыка связана с другими видами искусства и с живописью, в частности. Тема наша сегодня: «Импрессионизм в музыке и живописи».

2. Основной

35

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир красок и звуков импрессионизма. Что же это такое импрессионизм? Давайте попробуем разобраться. Мы познакомимся с новым для нас направлением в искусстве.

- Ребята, а как вы думаете, что нам для этого нужно?

-Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки? 

- А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза… 

Открывайте. Где же мы с вами оказались? 

- Совершенно верно!  Гуляя по Парижу можно попасть в  художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции.   Взгляните на эти картины и подумайте

-Какая картина проработана более детально?

- На какой из них изображена импрессия, впечатление?

- Художники второй выставки стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Эти картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными. Эти картины нарисовали художники –импрессионисты.

-В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее название «импрессионизм». Слово это в переводе с французского языка означает «впечатление».  Запишите в тетрадь.

Импрессионизм возник в среде художников. 

-Молодцы ребята.

-В центре нашего внимания картина неповторимого художника- импрессиониста - Клода Моне "Туманное утро на Сене"

- Какое впечатление производит на вас эта картина?

Сейчас я предлагаю нашим командам выбрать себе роли и задания:

Музыканты – подбор музыкальный инструментов для озвучивания картины.

Звукорежиссеры – подбор звуков природы, которые могут звучать в картине.

Шелест листьев -

Пение птиц

Стрекотание насекомых

Кваканье лягушки

Шум воды (прибой)

Шепот ветра

Поэты - Из шести предложенных стихотворных композиций выбрать наиболее подходящую. Работа с поэтическими образами.

Проверка задания:

- Музыканты, какие инструменты, вы выбрали и почему, аргументируйте свой выбор?

- Звукорежиссеры, какие звуки вы будете использовать и почему?

- Поэты, обоснуйте выбор вашего стихотворения.

- Предлагаю соединить все ваши варианты в единый. Основой станет выбранное поэтами стихотворение Ивана Никитина "Утро".

- Давайте подумаем, как выбранные нами звуки и музыкальные инструменты могут быт использованы?

Иван Никитин Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

(Легкий еле заметный шепот на звук Ш)

Белый пар по лугам расстилается.

(Легкий еле заметный шепот)

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

(Легкий еле заметный шепот)

От зари алый свет разливается.

(Легкий еле заметный шепот)

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

(Движения круговые ладошек - шелест листьев)

Чуть приметна тропинка росистая.

(Движения круговые ладошек)

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

(Движения круговые ладошек - усиление звука)

С листьев брызнет роса серебристая.

(Музыкальный эффект - ксилофон)

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

(усиливается шопот ветра - порывы)

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

(Звукоподражение крыльям птиц, звуки уток удаляющиеся)

Далеко-далеко колокольчик звенит.

(Колокольчик)

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

А восток всё горит-разгорается.

(Шелест листьев и шепот ветра,

Звуки насекомых)

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

(Пение птиц - постепенное усиление)

И стоит себе лес, улыбается.

Озвучивание картины - пробуем по группам, затем соединяем. Группа поэтов построчно по одному ученику декламируют стихи, музыканты играют на выбранных музыкальных инструментах, звукорежиссеры имитируют звуки природы.

А сейчас ребята я приглашаю вас в музыкальный салон. Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. 

Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. В своих произведениях он так же как и художники пытался передать свои впечатления от окружающего мира.

-Сейчас мы обратимся к произведению Клода Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. Произведение называется «Лунный свет».

(Слушание К. Дебюсси «Лунный свет»)

По окончании слушания ответим  на вопросы:

Какое настроение  создает эта музыка? 

Изменяется ли оно в произведении? 

Какие цвета использовал композитор? 

Как вы думаете можно ли спеть эту мелодию?

- Правильно! Не можем. Эта мелодия не понятная, звучит обрывками.

Для чего композитор сделал эту мелодию «непонятной»?

Чтобы понять это, давайте вернемся к тому, что композитор хотел изобразить.

- Представьте, что вы в комнате, которую едва озаряет лунный свет. Сможете ли вы рассмотреть предметы?

- Что для вас будет важнее: то, что вы видите или ваши впечатления? 

- Композитор с помощью музыки описал свои чувства, собственные впечатления. В этом произведении он изобразил пейзаж. Так же композитор передавал и описывал в своей музыки портреты людей. У него существует произведение «Девушка с волосами цвета льна» . Запишите в тетрадь.

Сейчас мы с вами прослушаем это произведения. И вы из слов представленных на доске выберите те которые характеризуют музыку.

(Слушание «Девушка с волосами цвета льна»).

- Какая музыка была по характеру? Какие слова вы выбрали?

- Какой инструмент играл?

Художники- импрессионисты, используя цветовую палитру, а композиторы – импрессионисты, используя звуковую палитру передают игру света и тени. Каждый человек в душе- художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию. 

А сейчас предлагаю немного поднять себе настроение с помощью песни, а вот про что она будет вы скажите если отгадаете загадку:

На поляне куст растет,

Белым цветом он цветет -

Будут ягоды на нем,

Осенью их соберем.

Хоть на вкус и не малина

А полезная...

Совершенно верно! И мы с вами знаем песню, которая называется на горе - то калина.

- А кто ее сочинил?

- Сейчас все дружно вспомним слова этой песни.

3. Заключительный

2

Итак, сегодня мы говорили с вами о таком направлении в искусстве как?

- ИПРЕССИОНИЗМ

- Удалось ли нам достигнуть цели - узнать об импрессионизме в музыке и живописи? Что мы для этого делали?

- Слушали и анализировали музыку, картины, импрессионистов, выделили основные характерные черты импрессионизма, создавали звуковое оформление картины.

Как я говорила, импрессионизму свойственна особая техника нанесения чистых тонов. Перед вами Белая доска. Ваша задача – с помощью самоклеющихся листков - мазков кистью одного цвета, создать картину - впечатление от урока. Каждый по очереди подходит и вносит свою лепту…

По-моему, у нас отлично получилось. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...