Конспект урока по теме опера "Руслан и Людмила" М.Глинки
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Данный материал может быть использован как при непосредственном изучении оперы, так и как часть урока при знакомстве с понятием "опера", творчеством М.И.Глинки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera_ruslan_i_lyudmila.docx | 26.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Форма урока: Урок-путешествие
Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.
Задачи урока:
Образовательная:
- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
Развивающая:
- Развивать творческие способности и мышление учащихся
- Развивать позитивное отношение к классической музыки
Воспитательная:
- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Ход урока:
Организационный момент:
Орг. момент
[На слайде изображение солнца]
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора!
Мотивация на учебную деятельность
У.: Солнышко светит ярко, улыбается нам. Давайте закроем глаза ладошками от его ярких лучей и тоже улыбнёмся. А ведь солнце не только светит, но и дарит тепло? Давайте немного согреемся. Потрите свои щёчки, свои ручки, коленки. Хорошо! Надеюсь, вы согрелись, взбодрились, и будете активно работать на протяжении всего урока
Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.
У.: Ребята, кто из вас был в театре?
Д.: ответы.
У.: А в музыкальном театре?
Д.: ответы.
Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?
В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
Сказку.
Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.
Ответы
Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.
Послушайте мою первую литературную загадку, (читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
У:Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?
(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)
Д: Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» Слайд 2
У: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила»
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
( Опера «Руслан и Людмила») Слайд 3
У: Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?
(ответы детей)
Слайд 4
У: Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…
Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.
А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?
(ответы детей)
У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7
Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.
А что же такое увертюра?
Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.
У: Да, это вступление к опере.
У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. Слайд 8 (автоматически)
(слушание увертюры)
Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
А кто мне может сказать, что такое опера?
Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.
У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?
Д.: Антракт.
У.: Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).
А что делают художники в театре?
Д.: Декорации, грим, костюмы.
У.: Оперные артисты?
Д.: играют и поют.
У.: Что делают музыканты в оркестре?
Д.: Играют на музыкальных инструментах.
У.: А что делают писатели, поэты?
Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.
У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.
В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Слайд 10
У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?
Д.: Без музыки.
У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.
М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.
Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Слайд 11
(звучит ария).
У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?
Д.: ответы.
У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.
Сейчас вы увидите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». Слайд 12.
(Видеофрагмент «Каватина Людмилы»)
Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?
(ответы детей)
Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.
У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы слушаем следующую литературную загадку:
Уже колдун под облаками;
Hа бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой.
(учащиеся определяют)
Кот: Какого колдуна описала нам загадка?
Д: Черномора
У: Правильно, а кто такой Черномор?
Д: злодей
У: Он настоящий или сказочный герой?
Д: сказочный
У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
Он был коварный, хитрый.
У: В чем его волшебная сила?
Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.
А что произойдет, если ему отрубить бороду?
(Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)
Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.
Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слайд 13
(Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием) Слайд 14
Какой характер прозвучавшей музыки?
Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная
Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).
У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?
Д.: Симфонический.
У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.
А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.
(игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»)
У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать. Слайд 16.
(физминутка «Зверобика»)
У: Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила» и хотелось бы завершить наш урок песней, которая называется:
О чем эта песня?
О каких сказках поется?
На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18
Вокально-хоровая работа
У. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). А какие изменения происходят в природе зимой? (День становится короче, холодает, птицы улетают на юг, животные меняют шубки, ложатся в спячку). У. А вы знаете, почему медведь спит зимой? Русский поэт-песенник Александр Александрович Коваленков предлагает свою версию того, почему же мишка зимой спит. Давайте послушаем его песню и разучим её.
Прослушивание песни (просмотр ролика)
- Какой был характер музыки в этой песне? (Бодрый, забавный, весёлый)
У. Сейчас мы разучим 1 куплет
1)Я читаю, а вы повторяете про себя
2) Читаем хором
3) Поём под плюс про себя
4) Поём под плюс хором
5) Поём под минус
(Разучивание 1- 2-го куплета песни.)
Раз морозною зимой, Вдоль опушки лесной, Шёл медведь к себе домой В теплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост.
Обратите внимание на темп. В начале он бодрый, громкий – шагает медведь. А к концу но затихает.
Разучивание 3-4-го куплета и его исполнение
Подняла лисица крик, Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!»
Как будем петь 3 куплет? (С нарастающей громкостью – лиса кричит, а слова дятла поём с наставлением, упрёком).
Разучивание 5-5-го куплета и его исполнение
С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной, И доволен неспроста, Что родился без хвоста.
У. Споем всю песню целиком под караоке. Под минус
Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.
(разучивание и исполнение первого куплета песни)
-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?
(Негромко, мягко, напевно, легко)
Слайд 19
Итог урока.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Рефлексия. У вас на столах лежит основа для смайлика, если вам понравился урок нарисуйте ему глазки и улыбку, а если нет – то нарисуйте грусное вырожение лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо
Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...
Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.
Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...
Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".
В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...
Конспектурока "По интересным местам Лондона"
Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику Кауфман "Happy English.ru"...