«Формирование и развитие художественно-эстетических компетенций школьников на уроках музыки»
статья по музыке

Долинская Елена Михайловна

Рассмотрение урока музыки как средства развития формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников. Презентация форм, методов и технологий, направленных на развитие художественно-эстетических компетенций учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие художественно-эстетических компетенций школьников на уроках музыки»


«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
                                                                                                                          В.А. Сухомлинский

     В настоящее время, в сложных условиях коренной перестройки всех сфер жизни и деятельности нашего общества, задача всестороннего гармоничного развития личности, развития ее духовной культуры, индивидуальности и творческой активности по-прежнему остается одной из центральных проблем современности. 
     Современная система образования ориентирована на активизацию креативных качеств учащихся, способствует воспитанию и развитию эстетической культуры школьников. В свою очередь, эстетическое воспитание и развитие выступает как одно из направлений формирования гармонически развитой личности: развития у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
     По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность искусство, безусловно, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. 
     Все это в полной мере относится как к музыкальному искусству в целом, так и к школьным урокам в частности. Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

     Каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством.

     Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально – слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально – творческими.
     Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и обобщенно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности».
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегрированное понятие, которое включает в себя знания, умения, навыки, способности и стремление личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности. Ценность творчества заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Урок музыки способствует развитию творческих способностей, именно здесь ребенок находится в постоянном творческом процессе. Урок музыки включает в себя различные виды деятельности: пение, игру на детских музыкальных инструментах, ритмика, слушание музыки, игра в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя уверенно и свободно, проявить свои творческие способности. Только в настоящем творческом процессе дети учатся общению друг с другом, взаимопониманию.
Активизация творческой деятельности требует нового подхода к наполнению урока музыки, использованию нестандартных уроков: урок – музыкальных путешествий, урок – творческих отчетов, урок – конкурс и др. Все эти уроки наполнены определенным сюжетом и драматургией. На таких уроках дети, благодаря активному включению в творческий процесс, ведут диалог с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, а также постигают эстетические ценности музыкального искусства.
     Урок музыки - это уроки творчества, где дается возможность каждому ребенку развивать воображение, фантазию, мышление, формировать эстетический вкус. На этих уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика. Урок музыки, пожалуй, как никакой другой, открывает возможность для развития творческих способностей. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». На таких уроках царит атмосферы креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности.

     Мастерство учителя должно возбуждать, укреплять и развивать творческие способности у учащихся в процессе обучения. Уметь сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, разнообразными, творческими, продуктивными. В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования творческого потенциала учащихся столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремления искать, исследовать и творить. Поэтому педагогу необходимо искать разнообразные пути и приемы поддержания творческих интересов учащихся в любом виде их деятельности.
Музыка, талант, фантазия связываются в один поток, несущий с собой неиссякаемые возможности развития творчества. Педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов. Главное для учителя должно быть то, что дети уносят с собой после занятия музыкой, - это ощущение радости, счастья от собственного творчества.

     Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

     Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования зрелой личности, целостной, творчески развитой, действующей по законам красоты. Можно выделить следующие направления художественно - эстетического воспитания:
• эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
• художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
• эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
• духовно-нравственное воспитание учащихся средствами искусства;
• воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
     Конечно, все эти направления деятельности тесно переплетены между собой и пронизывают весь образовательный процесс. «Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает». (Б.В.Асафьев)  

Слушание музыки. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них». В.Г. Белинский  
    Умение слышать музыку и размышлять должно воспитываться с самого начала школьных занятий музыкой. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Музыка – дети – учитель. «Полнота общения - высшая радость жизни».
А.Швейцер
    Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие.
Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.
Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов..
Одна из форм свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей - это ведение “Дневника музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке.

Пение как состояние души.
     Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в исполнительской деятельности должно проходить в процессе накопления и “проживания” ими разнообразных эмоциональных состояний, постоянная “тренировка” которых и дает новое качество - развития их как творческой культурной и духовной личности.
Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни; активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный “разговор”; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, “проживая” текст песен рождают, созидают, творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
Большую творческую радость доставляют подготовка и проведение уроков-концертов.

Импровизация.

     Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников: в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, в драматизации. Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока, свободного от штампа.
“Творческое начало может проявляться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы…” (Д.Кабалевский), - одна из сторон импровизации. Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития школьников.
    Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. На ряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого - импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе необязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные “вопросительные”, “незавершенные” интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. - такого рода приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
    Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются в программе лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы “Интонация” (во втором классе) могут быть совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в “зерне-интонации” оказывается заложенным характер целого произведения.
Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Можно предложить ребятам “зерно-интонацию”, и они по очереди “выращивают” из маленького “зернышка” законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.

Пластическое интонирование. 
    «Пластическое интонирование» - это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..
Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки, от покачивания корпусом до радостного танца, от легкого шага до хоровода.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
Движение - это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Инструментальное музицирование.
   Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству.
    Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста.
    Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
учитель помогает ученику найти прием исполнения.

Урок музыки – источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся.
    Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. На уроках я стараюсь вводить в сознание детей музыку как необходимую часть жизни. Частью жизни моих ребят стал хор. Урок музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей.
    Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает хор и приносит пользу детям. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Отдельные моменты уроков я продумываю очень глубоко для дальнейшего изучения во внеклассной работе.

     Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

     

     В условиях гуманизации и демократизации образования особое значение приобретают вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения. Уроки музыки являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности ребенка. Для того, чтобы уроки музыки выполняли эту важную функцию, надо развивать у детей общую музыкальность, которая заключается способности чувствовать характер, настроение музыкального произведения, переживать услышанное, проявлять музыкальное отношение, развивать образное мышление, умение вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Музыка непосредственно воздействует на чувства ребенка, формирует его моральный облик, нравственные качества личности, закладывая общую культуру личности.

     Музыкально – эстетическое воспитание школьников остается важнейшей актуальной задачей в современное педагогической практике. Искусство в многообразии его видов и жанров способствует общекультурному развитию учащихся. 
   
Таким образом, использование в учебно-воспитательном процессе различных видов искусств на уроке музыки в их взаимодействии будет способствовать оптимизации эстетического воспитания и общекультурного развития учащихся. Особая восприимчивость школьников к различным видам искусства, в этом случае рассматривается как возрастная предпосылка для формирования эстетических способностей. Поэтому непосредственно с уроками музыки теснейшим образом связана развитие креативности детей. Креативность является научно-установившейся категорией в педагогической науке и определяется как общая способность к творческой деятельности, как способность обнаруживать новые решения проблемы или новые способы выражения, при внесении в жизнь чего-то нового. Именно уроки музыки помогают развивать эту способность.
     Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на них необходимо решать современные задачи связанные со всестороннем развитием личности учащихся формировать их эстетическую культуру на лучших образцах различных видов искусств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»

Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"

Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...