«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"
статья по музыке на тему
Содержание:
1.Введение.
1.1 Фольклор как средство воспитания.……
1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
1.3 Этнокультурный компонент как средство художественно- эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе….........................
1.4 Направления работы……………………………………………
1.5 Методические основы музыкальной работы…………
1.6 Виды и формы работы
1.7 Приемы работы…………………………………
Заключение.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе»
учитель музыки
МОУ СОШ№ 13
Мишанина И.Г
г.Саранск
2014
Содержание:
1.Введение.
1.1 Фольклор как средство воспитания.……
1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
1.3 Этнокультурный компонент как средство художественно- эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе….........................
1.4 Направления работы……………………………………………
1.5 Методические основы музыкальной работы…………
1.6 Виды и формы работы
1.7 Приемы работы…………………………………
Заключение.
Введение
«Нигде народная песня не играла и не играет такой роли,
как в нашем народе, нигде она не сохранилась
в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас»
Владимир Васильевич Стасов
В современной социокультурной ситуации особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Происходящие в обществе культурно-исторические процессы настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей.
1.1 Фольклор как средство воспитания.
Воспитание и обучение существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, − с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества [Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. – Чебоксары 1958.]. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
В. П. Аникин дает такое определение: «Фольклор – важнейший эле-мент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой – определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор – это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия» (Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: очерки / В. П. Аникин. – М. : Дет. лит., 1988. – 256 с.). Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк» (folk) – народ и «лор» (lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа [Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора.6]. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет идеалом Добра и Справедливости, развивается по законам, только ему присущим.
Рассматривая фольклор с социологической и эстетической точек зрения, хотелось бы отметить мнение М. С. Колесова, который считает, что «фольклор – это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая:
1) по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс;
2) по форме является искусством;
3) имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ;
4) выполняет как эстетические, так и практические функции» [Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Дет. лит., 1957. – 172 с., с, 95].
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения [Куприянова Л. Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. – М.: Мнемозина,1998.) Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально.
Ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями в настоящее время – основная проблема музыкального образования. Педагог зачастую сам имеет поверхностное понимание, что такое фольклор и его составляющие, не владеет достаточными знаниями по мордовскому музыкальному фольклору, не знает самих традиций, обрядов и музыкальных песенных образцов и инструментальных наигрышей.
Следовательно, интерес и любовь к народной музыке можно и нужно воспитывать.
Знание фольклора как важной части музыкального образования в педагогике известно с давних времен. Но из истории развития общего музыкального образования можно сделать вывод, что народная музыка не сразу стала использоваться в отечественной школе. В 60-е гг.XIX в. большое влияние на педагогическую науку оказали идеи К. Д. Ушинского, который высоко ценил народное творчество и разработал педагогическую систему на основе концепции народности. В своей концепции он определил методы и формы, которые способствовали раскрытию внутреннего потенциала ребенка на основе родного языка.
Вопрос о распространении народного творчества в системе музыкально-эстетического воспитания был поднят в работах педагога-методиста С. И. Миропольского, который отмечал, что «имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу [Миропольский С. И. О музыкальном образовании в России и Западной Европе. – СПб., 1882].
Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми порекомендовала обращаться именно к народной музыке, так как начинать работу надо от той музыки, которая близка народу, от его народной песни.
Аналогичное мнение высказывал выдающийся академик Б. В. Асафьев, предлагавший для начального обучения музыке использовать народную песню, считая, что каждый должен петь свободно и что для каждого такого пения должен быть взять соответствующий материал, который и дает народная песня.
В советских общеобразовательных школах до 90-х гг. XX в. существовала единственная программа по музыке Д. Д. Кабалевского («Музыка»), в которой все было четко распределено по четвертям, темам, урокам; в нее включалась музыка разных народов. Зато теперь учитель имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных программами, может двигаться разными путями, работать с новым музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных произведений и предложенных тем.
По нашему мнению очень важно собирать растерянную мудрость веков (идеи народной педагогики) и обратить ее к осмыслению ключевых проблем современной жизни, то первое направление является ключевым в обновлении содержания преподавания уроков музыки.
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.
Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора:
1. Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. Так в 1 классе при изучении темы «Колыбельная песня» («Нюряфтома морот») можно рассказать учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
2. Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме «Масленичные песни» («Маслань морот»). Например, при изучении хоровода-игры «Бояре» происходит движение «ряд на ряд». В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).
3. Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (Весенняя закличка «Ёру».).
4. Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается «из уст в уста». С «устностью» связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни «Вай, дали-дали» (весенняя закличка регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:
«Вай, дали-дали,
Даль, Иванонь Танянясь.
Даль, Иванонь Танянясь,
Перфь цёконя пайгонясь»
5. Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, «дыхания» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается «незаконченным», «открытым» для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре «Бояре» дети движутся везде «ряд на ряд», а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.
6. Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы.
На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. Выделим, на наш взгляд, два основных:
1. Ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, Колыбельная песня «Тю-тю, балю» Л. П. Кирюкова.
2. Непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей можно использовать следующие приемы:
а) эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому необходимо, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения;
б) знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни «Пизек, пизек, пиземня» («Лей, лей, дождичек») объяснить детям, что песня оказывается нелепой вне обряда , к которому она была приурочена (закликание дождя), и который совершался в весенне-летний праздник «Троица»;
в) познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: «Микитань Алдась» и при этом остаются неподвижными. Поэтому нужно объяснить учащимся, что слова песни жанра «Кужень морот», исполнявшиеся молодежью на полянке при гуляниях или вечерках, побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению (игровые)
г) усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с «голоса на голос», от «сердца к сердцу». Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей.
Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.
Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание стоит уделить проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».
Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В третьих, праздник – это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии. Необязательно создавать расписанный в подробностях и с определенными ролями сценарий. Важно задать тон и ход празднику, его ритм с чередованием песен, игр, затей, вовлекая сюда учителей, старшеклассников и родителей.
Следовательно, годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.
Существует большое количество форм и направлений для того, чтобы погрузиться в мир народной музыки. Формы могут быть различны в зависимости от количества воспитанников. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися.
Моя работа по приобщению учащихся к музыкальной народной культуре ведется в следующих направлениях:
просветительско – ознакомительное;
поисково — собирательское;
исполнительско – репродуктивное;
креативно – созидательное.
Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности, является эстетическое воспитание. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности.
В последние годы в школах заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре мордовского народа. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира ребенка младшего школьного возраста, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им.
Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное влияние на художественно- эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение.
Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания этнокультурного компонента, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.
Художественно-эстетическое воспитание на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена острой необходимостью в художественно-эстетическом воспитании младших школьников средствами этнокультурного компонента на уроках музыки, которое на основе мордовских песен, детского музыкального фольклора будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие характер человека: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Исходя из рассматриваемой проблемы была определена тема моей работы: – этнокультурный компонент как средство художественно- эстетического воспитания младших школьников.
Цель исследования : теоретическое обоснование и практическая реализация процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами этнокультурного компонента образования.
Гипотеза: предполагаю , что использование этнокультурного компонента на уроках музыки и во внеурочное время в начальной школе позволит сформировать у детей художественно - эстетическое отношение к музыке и жизни, будет способствовать развитию не только эстетического, но и интеллектуального, творческого, духовного потенциала ребенка.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Изучить литературу по проблеме художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами этнокультурного компонента образования на уроках музыки и во внеклассной работе;
Выявить сущность и дать определение понятия художественно-эстетическое воспитание, а также рассмотреть сопряженные с этой теорией понятия;
Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
Раскрыть этнокультурный компонент как средство формирования эстетических представлений детей в традиционной русской культуре;
Проанализировать возможности и использование этнокультурного компонента образования в художественно-эстетическом воспитании младших школьников на уроках музыки и во внеурочное время ;
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
конкретизированы сущность и содержание художественно-эстетического воспитания средствами этнокультурного компонента;
выявлены современные тенденции развития эстетических ценностей в учебно- воспитательном процессе с учетом особенностей младшего школьного возраста ;
определены возможности использования этнокультурного компонента как средства развития эстетического отношения к действительности у младших школьников в современной школе.
1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Рассматривая проблему художественно-эстетического воспитания средствами этнокультурного компонента образования на уроках музыки и во внеклассной работе, необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент многих психических качеств личности, нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, а также успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые в новые стороны. Характерная особенность обучающихся младших классов — ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Однако учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, менее увлекательное и занимательное, специально обращая на это их внимание. Младшие школьники, чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в этом предмете, они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать маленькому школьнику ощутить ситуацию успеха.
В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учит детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. Все это необходимо делать и на экскурсиях в природе, и в школе при демонстрации различных наглядных пособий, при организации практических работ, на уроках музыки, во внеклассной работе.
Поскольку интерес главная побудительная причина непроизвольного внимания, то, естественно, каждый учитель стремится сделать урок интересным, занимательным. Но следует иметь в виду, что учеников надо постепенно приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным. Иначе вырабатывается привычка относиться со вниманием только к интересному, и школьники не сумеют мобилизовать произвольное внимание в тех случаях, когда какие-то элементы деятельности непосредственного интереса не вызывают.
Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление).
Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой; на основе соответствующей деятельности и восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин, скульптур) у них формируются эстетические чувства.
В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников. Как правило, в этом возрасте еще рано говорить о сложившихся способностях, но уже выделяются ученики, проявляющие относительно высокий уровень способностей в области музыки, рисования. Основной путь развития способностей в младшем школьном возрасте — привлечение школьников в различного рода кружки при школах и домах творчества.
Детям младшего школьного возраста свойственно особое восприятие и особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм и певучесть народной музыки близка детям. Народная музыка имеет богатое наследие, которое должно выступать эффективным средством формирования художественно-эстетической культуры обучающихся в приобщении их к национальной культуре.
Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.
Обычно музыкальный уровень младших школьников довольно не ровный. Одни дети уже умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что, значит, петь верно; некоторые дети учатся музыке дома, другие в детских дошкольных учреждениях. Таким образом, они уже имеет общие представления о музыкальной грамоте, одни учащиеся уже любят музыку, другие равнодушны к ней, так как росли до этого в неблагополучных условиях (родители и окружающие пренебрежительно относятся к музыке).
Уроки в начальных классах во всей системе музыкально воспитания имеет особое значение. Здесь происходит знакомство учителя с классом и преподаваемым предметом; здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам музыки, а следовательно, к самой музыке - фундамент для последующей музыкальной работы.
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Главная задача - развитие интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее.
Необходимо дать первые, пока еще элементарные представление о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то что его радует и печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные; под музыку люди маршируют, танцуют, поют различные песни, различные по содержанию и характеру.
Ученики должны приобрести некоторые сведения о том, как же, какими средствами передает композитор содержание, характер произведения.
На основе получаемых детьми музыкальных впечатлений в процессе накопления музыкального опыта необходимо систематически развивать их музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.
Естественно, что в следствии возрастных особенностей возможности музыкального развития младших школьников на уроках не одинаковы. Но все же можно отметить и некоторые общие черты характерные для данного возраста:
В области восприятия музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, названные Кабалевским «тремя китами» в музыке, - марш, танец, песня; доступна музыка иллюстрированного характера. Однако из-за незначительного объема произвольного внимания у детей начальных классов произведения, предназначенные для слушания, должны быть небольшими, заключать в себя яркий образ, который учитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстрированном значении как музыкальный образ, имеющий свой смысл, свое содержание;
В области пения возможности детей в начале занятий в значительной мере определены предыдущей музыкальной подготовкой.
Следует специально отметить возможности младших школьников в области творчества. Дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.
Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста.
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для художественно-эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
1.3 Этнокультурный компонент как средство художественно- эстетического.
Воспитания младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка становится народная культура, во множестве своих проявлений окружающая любого с ранних лет. Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой ими предметной среде.
Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина. Для ее разрешения было принято решение о создании системы школьного образования с этнокультурным компонентом с целью возрождения народной культуры воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.
Школа - этнокультурный центр, обеспечивающий условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей этнической принадлежностью. Через погружение в свою национальную культуру, «познавая себя», ребенок формируется как личность, получая знания, выработанные человечеством («познавая мир»), он готовится к жизни в современном поликультурном обществе.
Наличие в образовательной программе школы этнокультурного компонента решает важнейшие социальные, образовательные и воспитательные задачи:
обеспечение права каждого учащегося изучать родной язык, литературу, культуру и традиции;
удовлетворение социального заказа в сфере этнокультурного образования;
организация воспитательного процесса, способствующего формированию гражданских чувств, любви к Родине, семье, уважительного отношения к культурному наследию своего народа и к мировой культуре;
возрождение духовной культуры, воспитание творческой личности, пробуждение интереса к отечественной народной культуре, к истории своего народа.
Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. Погружение в этнокультуру родного края осуществляются и на уроках музыки. Музыка как предмет эстетического цикла играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии обучающихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
В этнической культуре любого народа музыкальное искусство является не только отражением его художественного творчества, но оно имеет и социальную значимость. Для идейного и тематического содержания его произведений (народных песен, эпических повествований, сказов и других созданий словесно-музыкального народного искусства) характерно глубокое отражение жизни народа, его истории, быта, труда, а также сложившегося на этой основе мировоззрения, идеалов, этических и эстетических взглядов, претворенных в ярких национально-самобытных художественных образах.
Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.
Определяя задачи этнокультурного компонента в программе «Музыка» для начальных классов общеобразовательной школы, можно выделить следующие направления:
Расширить у учащихся начальных классов знания о музыкальных традициях этноса, передать духовный опыт и на его основе сформировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом" народной музыки.
Дать учащимся начальных классов представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
Привить учащимся начальных классов бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.
Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют различные музыкальные стили и направления, очень важным для учителя музыки становиться формирование у слушателя музыкального вкуса, способного различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого качества. Поэтому очень важно сформировать у учащихся высокие художественные способности. Для этого необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа.
Особенную роль для музыкального воспитания и развития в младшем школьном возрасте играет музыкальный репертуар, который использует в своей работе учитель музыки. Всем самым высоким требованиям и художественно-эстетического, и интеллектуального, и нравственного воспитания отвечает русское народное музыкально-поэтическое творчество. Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста. Народные песни, танцы, мелодии не только способны повлиять на формирование эстетического вкуса младших школьников, но и на их духовное развитие, на процесс социализации в условиях межэтнической и межконфессиональной напряженности. Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Считаю, что важное значение в реализации данного направления имеют праздники (народные, православные). Они играют огромную роль в приобщении учащихся к музыкальному фольклору. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Праздник – это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Участие в нем – это не выступление на публику, это соучастие, сопричастность какому – либо важному событию. Учащиеся нашей школы очень любят участвовать в подготовке и праздновании таких праздников, как « «Масленица», «Пасха».
Еще одна форма в рамках исполнительско — репродуктивного направления - это конкурсы. Два года подряд мы участвовали в конкурсе народной песни в Педагогическом институте им.Н.П. Евсевьева, где занимали призовые места.
С помощью народных музыкальных произведений осуществляется взаимосвязь внешней среды с внутренним миром ребенка, потому этническая общность предоставляет личности один из необходимых для нее способов существования, самореализации. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно. Интересно отметить, что целый пласт песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского и мордовского народов их историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Музыкальный репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого ученика , но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.
Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на уроках музыки.
Используя все это, учитель воспитывает художественно-эстетические чувства у обучающихся , учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя. Введение этнокультурного компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей.
Народные музыкальные традиции рассматриваются в комплексе трех компонентов, «трех китов» народной эстетики, народной системы эстетического воспитания: «слово - музыка -узор». В их взаимодействии и образуются традиционные формы бытования народного искусства (хороводы, колыбельные песни, пляски, обряды, сказки и т.д.). В трех указанных компонентах объективно заложено в народном искусстве и национально особенное, и общечеловеческое, что является основным в работе с учащимися начальных классов на уроках музыки .Слово, музыка, узор, присутствуя на уроках музыки; во взаимосвязи дают возможность расширения рамок уроков музыки, где они являются содержанием и организационной основой занятий. Это является исходной позицией в привитии детям на уроках музыкально-художественной культуры любви к родному краю, к народному искусству, художественным традициям, чувства единства народа, его своеобразия, идущих от исторического опыта, от прошлого народа и через это к уважению народного искусства и музыкальных традиций разных наций.
Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений национальной культуры в процессе изучения содержания программы по музыке, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной музыкальной культуре, полученных на уроке, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что музыка, народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни.
Для того чтобы теоретический и музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки, не остался лишь частью школьной программы, а был осознан и эмоционально воспринят учащимися, стал основой музыкальной и всей духовной культуры личности школьника, необходима системная работа по организации и проведению воспитательных и культурно-досуговых мероприятий с активным участием детей, тематически связанных с уроками, с жизнью, демонстрирующих преемственность и жизненную силу народных традиций.
Важно подчеркнуть, что музыкальное воспитание детей на культуре родного народа должно вести не к изоляции, не к разъединению с другими нациями, но, напротив - к умению эмоционально откликаться на инонациональные духовные ценности. духовное совершенствование каждого ребенка в процессе приобщения его к богатствам русской национальной культуры. Знание, любовь и уважение к искусству своего народа смогут быть основой для воспитания уважения к культуре других народов мира.
2.1. Направления работы.
Определяя тему своей работы я исходила из таких направлений :
Организация музыкально- творческой деятельности обучающихся;
Использование информационно- коммуникационных средств в обучении и широкое привлечение современных технических средств обучения.
Это способствует повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке, более глубокому восприятию обучающимися произведений искусства, вовлечению в активную творческую деятельность, созданию ярких эмоциональных впечатлений;
Формирование личного отношения к творчеству людей, к своему творчеству;
Интегрированный подход в организации учебно- воспитательного процесса на уроках музыки;
Организация концертных программ;
Воспитание любви и уважения к истокам национальной культуры.
2.2.Методические основы музыкальной работы .
Очень важно создать на уроке такую атмосферу, когда нельзя не участвовать в работе всего класса. Это возможно у учителя, который считает музыку искусством, обладающим мощной силой воздействия на личность и коллектив в целом. Это возможно, когда учитель музыки будет чувствовать, переживать и размышлять вместе с детьми. Это возможно у учителя, испытывающего постоянную потребность в самосовершенствовании, в росте вместе со своими учениками.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание программы по музыке.
При проведении занятий я использую следующие методы :
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу (перспективы и ретроспективы обучения )
метод художественного контекста (выхода за пределы музыки);
метод музыкального обобщения.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) освоения общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения ребенка к эстетическим ценностям, уровень его понимания особенностей музыкального языка.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки направлен на раскрытие обучающимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на вопросы, направленные на развитие способностей учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.
Метод эмоциональной драматургии направлен на активизацию эмоционального отношения школьника. Целостность урока музыки, как урока искусства, необходимое условие его организации и проведения. Однако известно, что состав учащихся класса специфичен по своей психологической характеристике, уровню жизненно-музыкального опыта. Это требует от учителя соотнести предполагаемый в программе план урока с конкретными условиями обучения, наметить определенную «эмоциональную драматургию» урока и реализовать её в процессе занятия. Метод эмоциональной драматургии позволяет школьникам более успешно накопить. «впитать» в себя духовный опыт, содержащийся в музыке, повысить их познавательную активность. Особое значение этот метод приобретает еще и потому, что он предстает, в первую очередь, как метод воспитания, развития эмоциональной чуткости учащихся.
Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) этот метод призван установить в сознании школьника целостное представление о музыке. Учитывая возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Сочетание новой темы со знакомым материалом подчёркивает единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой , это позволяет расширить музыкальный словарь учащихся, пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений. Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.
Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств . Именно окружение конкретных музыкальных произведений художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства) позволяет учащимся глубже осваивать эмоционально-образное содержание музыки, особенности ее формы и языка. восприятие учащимися произведений литературы и изобразительного искусства на уроках музыки дает возможность «восстанавливать» в памяти музыкальные образы, вести поиск сходных и различных средств художественной выразительности между музыкой и различными видами искусства, накапливать багаж стилевых особенностей музыки.
Интеграция искусств нашла своё выражение во многих учебных темах.
Метод музыкального обобщения – ведущий метод , который направлен на развитие осознанного отношения обучающихся к музыке и формированию художественного мышления. Суть этого метода ,главным образом, состоит в том , что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт , дающий возможность привести к обобщению накопленных впечатлений. направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке в опоре на тематизм программы, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти .
Работая на уроках я выбираю методы, которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности.
В процессе внеклассной работы , в кружковой работе кроме основных методов я использую также и другие методы стимулирования музыкальной деятельности :
метод «образного вхождения в музыку»
художественно- синкретический метод
творческий метод
метод импровизации и сценического движения
Метод «образного вхождения в музыку» : он заключён в создании образно – игровых ситуаций , требующих от детей перевоплощения , богатой фантазии , воображения. Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного процесса игру можно наполнить тем смыслом , который она издавна имеет в народном искусстве : исполнить песню – значит сыграть песню. Играть песню – значит возродить традиции устного народного творчества, когда накопленное музыкально- поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из уст в уста и поэтому живёт так долго.
В сюжет учебных занятий включаю игры и упражнения , способствующие музыкально- -творческому саморазвитию обучающихся : «Времена года в цвете и звуке», «Продолжи сказку», «Ищем рифмы», «Игра на воображаемом инструменте».
Художественно- синкретический метод : позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально- хоровых задач. Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств в других искусств этот метод способствует осознанию детьми уникальности , целостности всеобщности музыкального искусства как явления , не существующего вне человека природы , общества.
Творческий метод : творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена музыкального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фант
Метод импровизации и сценического движения : требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
2.3. Виды и формы работы.
В своей работе я использую разные виды и формы музыкальной деятельности:
В сферу исполнительской деятельности обучающихся входит:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.);
игра на народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчик);
инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в:
размышлениях о музыке ,
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений
небольших литературных сочинениях о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах
составлении программ концертов.
В основе всех видов деятельности на уроке, лежит восприятие музыки. Поэтому для развития музыкального восприятия, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций детям необходимо знакомить учащихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского и мордовского народов, их историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Народные песни, танцы, мелодии не только способны повлиять на формирование эстетического вкуса младших школьников, но и на их духовное развитие, на процесс социализации в условиях межэтнической и межконфессиональной напряженности. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях.
Я стараюсь не только познакомить ребят с родной музыкой, но и привить им любовь к народной песне. Народная песня воспитывает такие качества личности как вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, аккуратность, любовь к учению и скромность. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, к родному краю что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие обучающихся начальной школы.
Основной формой музыкального воспитания в школе является урок. Приобщение к народному искусству может осуществляться не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием могут отличаться и формы уроков, которые я использую в своей работе.
Интегрированные уроки. Интеграция разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, театра и т.д.) проходит через все годы обучения музыке.
Связь литературы и музыки прослеживается прежде всего на примерах песенного репертуара, который включает в себя образцы песенного фольклора русского и мордовского народа, песен русских современных композиторов и мордовских композиторов..
Интеграция музыки и литературы в сознании обучающихся закрепляется мыслью о том, что оба этих искусства обогащают друг друга , музыка в литературных произведениях углубляет характеристики персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многогранной. Эта взаимосвязь прослеживается в темах : «И муза вечная со мной», Сказка «Чудесная лютня», «Поэт, художник , композитор» и т.д.
Интеграция живописи и музыки прослеживается при изучении таких тем как : «Музыка осени», «Звучащие картины», «Музыкальные портреты», « Природа и музыка» и т.д.
Например , при изучении темы «Великий колокольный звон « обучающиеся слушают песню «Вечерний звон» и рассматривают картину И.Левитана «Вечерний звон» и анализируя эти два произведения раскрывают для себя красоту русской природы и музыки. В процессе соединения двух видов искусства обучающиеся учатся «Слушать» картины и «рисовать» музыку.
Интеграция музыки и театра прослеживается при изучении тем: «Дом, который звучит»,
«Опера-сказка», «Детский музыкальный театр», «Театр оперы и балета. Дирижёр» и т.д.
Уроки –характеристики. Такие уроки раскрывают образы исторических деятелей и народных героев в изучении таких произведений как: кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка, опера «Князь Игорь» А.Бородин, опера «Борис Годунов», опера «Хованщина» М.Мусоргский и т.д. При знакомстве с этими произведениями обучающиеся знакомятся с историческими событиями через искусство.В результатае у обучающихся повышается интерес к истории нашей Родины, любовь и уважение к народным героям.
Конкурс исполнителей. Эта форма урока помогает развитию исполнительской деятельности обучающихся . Участники конкурса исполняют народные песни , песни современных композиторов сольно или в группах, соревнуясь в исполнительском мастерстве.
Урок-викторина. Это урок на котором в устной или письменной форме обучающимся задаются вопросы по разным темы , с целью проверки их знаний и умений.
Урок-путешествие. На уроке мы можем совершить путешествие в любую эпоху, город, страну, музей, галерею, и т.д. Например, мы совершаем на уроке путешествие в Третьяковскую галерею, рассматриваем картину В.Васнецова «Три богатыря» и знакомимся с музыкальным жанром былина, сказание, а также раскрываем тему защитников Отечества в русском народном эпосе. При знакомстве с музыкой из оперы М.Мусоргского «Рассвет на Москве – реке» , мы совершаем путешествие в Москву 19 века, рассматриваем картины , с изображением Москвы ,историческими событиями того периода, а также при прослушивании этого произведения, обучающиеся пытаются мысленно представить картины русской природы ,а потом передать их в рисунке .
Урок-игра. Такая форма урока развивает творческие способности обучающихся , артистизм, вокальные данные. На уроках разыгрываются народные песни, сказки и т.д.
Урок с прослушиванием музыки с последующим её осмыслением. На уроке обучающиеся слушают музыкальные произведения русских и мордовских композиторов, а также образцы народного музыкального творчества , а после прослушивания анализируют услышанное и высказывают своё мнение о музыкальном произведении.
Урок-концерт . На этом уроке обучающиеся исполняют свои любимые песни . посвящённые какому –либо празднику, событию. Например мы проводили уроки –концерты , посвящённые народным праздникам (Масленница, Коляды), Дню Победы, Дню матери, новогодним праздникам и т.д.
Работая в данном направлении я заметила, что обучающиеся с интересом изучают материал , связанный с русской культурой, особенно, когда сами являются участниками творческого процесса. Такие уроки повышают их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о мордовских народных традициях.
2.4. Приёмы работы.
Основным приёмом музыкального обучения и способом практического освоения учебного материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на уроке, в большинстве случаев, сопровождается песней. Постичь, понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют песни с движениями: «Берёзка», «Весёлый музыкант».
Также для создания на уроке и во внеклассной деятельности творческую и эмоциональную обстановку я использую следующие приёмы:
Инсценировка песни : в основном мы инсценируем народные песни, например детские народные песни «Луганя сакелуня», «Солдатушки», в которых обучающиеся всего класса делятся по ролям и поют слова своих персонажей изображая их движениями.
Рисование музыки «музыкальный листок чувств : дети, слушая музыку выражают свои чувства, рисуя различные линии, которые, как им кажется, могут выразить их отношение к прослушанному произведению.
«Музыкальная картина»: обучающиеся озвучивают картины природы.
Например, класс делиться на группы. Первая группа изображает шуршание листвы, вторая-как дует ветер, третья-капли дождя и т.д., в итоге получается музыкальная картина природы.
Ритмодикломация : это своеобразное чтение стихов под музыку с движении.
Также я использую на уроке приёмы здоровьесберегающих технологий, которые позволяют обучающимся расслабиться:
Слушание музыки во сне : этот приём формирует навыки внимательного и сосредоточенного отношения к звучащей музыке, обучающиеся закрывают глаза, и слушая музыкальное произведение представляют разные картины, после прослушивания дети делятся своими мыслями, рассказывают о том , что представляли в процессе слушания музыки.
«Слушаем тишину»: обучающиеся закрывают глаза и в течение некоторого времени слушают звуки вокруг себя, а потом все ребята делятся впечатлениями об услышанном в классе, в школе , на улице.
Музыкальное сочинение: на уроке обучающиеся слушая музыку, записывают свои мысли, которые у них возникают в процессе слушания музыки.
Музыкальные физкультминутки : это физические упражнения под музыку, на уроке уделяю им 1-2 минуты. Можно использовать любую физкультминутку, только придумать к ней мелодию. Здесь важно давать свободу творчества для обучающихся и они с удовольствием сами будут придумывать мелодии и танцевальные движения.
Учитывая запросы сегодняшнего дня, я стараюсь искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия для развития творческого потенциала воспитанников через понимание ценности и мудрости народного искусства, создать атмосферу принятия народной культуры, радости, сотворчества, свободы выбора.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы «Художественно - эстетическое воспитание младших школьников средствами этнокультурного компонента образования на уроках музыки и в рамках внеклассной работы» и результаты моей педагогической деятельности подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
2. В этом процессе огромную роль играет школа. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.
3. На мой взгляд, реализуя полноценное художественно- эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
4.Этнокультурный компонент является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
5. Средства этнокультурного компонента, используемые на уроках музыки и во внеурочной работе являются эффективным средством художественно-эстетического воспитания младших школьников, а следовательно повышение уровня знаний детей об этнокультурном компоненте ведет к повышению их художественно - эстетического уровня воспитанности , так как этнокультурный компонент является источником знаний о действительности, о человеке и средством формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средством познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной музыки. Этнокультурный компонент формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
6. Важным этапом в освоении музыкальных традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. Этот период в жизни оптимален для овладения своеобразной «азбукой» художественно-творческого саморазвития. У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Своеобразие народной музыки, заключающаяся в интонационной природе, требует изучения народных музыкальных традиций. А это ярко проявляется в способе исполнения, традиционных формах: коллективное пение, пение в сопровождении народных музыкальных инструментов, игровые песни.
Анализ результатов моей деятельности позволяет сделать вывод, что те методы и приёмы, а также формы работы способствуют:
формированию целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месту в мировой культуре;
приобщению обучающихся к «золотому фонду» народной ,классической и современной музыки , формированию интереса и любви к пению ;
активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара , знаний и умений, приобретённых на уроке в деятельности школы , класса , в собственном быту, на досуге;
воспитанию художественно-эстетических и патриотических чувств обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...
Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"
Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
Развитие коммуникативной культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
Данный методический материал презентации можно использовать на итоговом занятии по английскому языку в рамках программы по дополнительному образованию "Учимся гов...
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"
Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Методическая разработка для воспитания музыкально-эстетической культуры малдших школьников...
Задания и упражнения, направленные на воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки
Методическая разработка содержит задания и упражнения для развития музыкально-эстетической культуры младших школьников...