"Формирование музыкального творчества"
статья по музыке
Формирование музыкального творчества в разные возраста, особенности.
Задачи, решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_muzykalnogo_tvorchetva.docx | 17.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкального творчества
1 этап. Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.
2 этап. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
3 этап. Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей.
Условия успешности детей в творческой деятельности.
- Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии, походы на концерты, в театры;
- Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;
- Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность,
- последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;
- Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.
Песенное творчество
Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.
Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.
Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).
Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);
4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
Кроме того, можно использовать творческие заданий для развития песенного творчества:
- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
- импровизация музыкальных вопросов и ответов;
- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
- выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;
- поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;
- окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;
- активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";
- сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.
Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» — очень нежно, тоненьким голоском.
Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.
Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
В 6 — 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, по на несколько ином уровне.
Этапы развития песенного творчества:
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:
1) Речевой этап. По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальная грамота - средство формирования музыкальной грамотности учащихся».
Одной из важнейших задач начального обучения является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых произ...
Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста
Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка? [[...
Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.
Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...
Формирование музыкальных способностей посредством использования музыкально-дидактических игр
Презентация будет полезна для музыкальных руководителей в их работе....