Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными наршениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.docx | 52.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
(4 класс «Музыка» 1 вар.УП)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. №273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы. Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2011Критская Е.Д. и др. Музыка. 4 класс.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Танец, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления.
Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель программы:
Формирование музыкально- певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся адаптивной школы- интерната.
Формы и методы работы по программе:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Задачи:
- Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
- Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материaла;
- Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус; Развить музыкальные способности детей:
- Коррекционные:
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
3.Место в учебном плане
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат» в образовательных компонентах содержит предмет музыка.
На изучение данного предмета в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Из них:
1 четверть - ч. 2 четверть - ч.
3 четверть - ч. 4 четверть - ч.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные результаты: изучение музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; – формирование общего представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; – умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых музыкальных произведений;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- знание нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан и счет линеек.
Достаточный уровень:
- распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;
- использовать приемы распева – на 1 слог 2 звука;
- петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;
- различать звучание симфонического и народного оркестров;
- различать на слух песню, танец, марш;
- использовать приемы игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, металлофон;
Диагностический инструментарий: в 4 классе диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)
Система бальной оценки результатов по музыке
Балл | Характеристика продвижений |
0 баллов | Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом. |
1 балл | Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; |
2 балла | Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно. |
3 балла | Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; |
4 балла | Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; |
5 баллов | Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. |
5.Содержание программы
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается специфическими психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Хоровое пение
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.
Музыкальный материал для пения:
«Наш край» - музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца; «Игра в гости» - музыка Д.Кабалевского, И.Рахимова; «Ах вы, сени. мои сени» - русская народная песня; «Чудак» - музыка В.Блага, слова М.Везели; «Мамина песенка» - музыка М.Парцхаладзе, слова Д.Пляцсковского; Разучивание песни «Почему медведь зимой спит?»
Игра на музыкальных инструментах
На уроках целесообразно применять ударно - шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон.
Предложенные выше произведения содержат разную степень трудности – от простейшего, предназначенного только для учебных целей, до более сложного, предназначенного для выступления на школьных концертах, где особенно эффектны произведения с ритмическим аккомпанементом.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш и танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.
Музыкальные произведения для слушания:
«Детский альбом» - музыка П.Чайковского: «Жаворонок», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».
Фрагменты из музыки Ф.Черчиля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов», «Ты соловушка, умолкни» - музыка М.Глинки, Лирика в поэзии и музыке.П.И.Чайковский«Осенняя песнь», «Пастораль», Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни, музыкальная сказка «Три поросенка» муз.Д.Уотта, Вступление к опере.Имитация колокольных звонов, М.П.Мусоргский. Музыка средневековья, «Детский танец» муз.С.Майкопара, «Шествие кузнечиков» муз.С.Прокофьева, Романс «Сирень», Трубадуры, менестрели.М.П.Мусоргский.Музыка средневековья, Мелодия. С.В.Рахманинов.Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев.Куплетная форма, «Здравствуй, весна», «Песенка слонёнка и мышей»
Музыкальная грамотность
Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания (пиано, форте) и длительности звучания (длинные и короткие звуки), элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажора. Музыкальная грамотность должна стать средством познания музыки.
6.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | колич. часов | дата | Виды учебной деятельности | Музыкальное сопровождение |
3 - 4 | Характер музыкального произведения. «Вся песня просится в Россию». Как мелодия передает душевное состояние композитора? | 2 2 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи | «Детский альбом» муз.П.Чайковского, «Неаполитанская песенка» Мелодия. С.В.Рахманинов.Жанр: инструментальный концерт. «Песня о России». В.Локтев.Куплетная форма | |
5 6 | Разучивание песни «Наш край». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»Как звучит вокализ? | 1 1 |
| Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. | муз.Д.Кабалевского, сл.А.Пришельца. Вокализ.С.В.Рахманинов.А капелла А.В.Нежданова. Сопрано. |
7 8 | Строение музыкального произведения: фраза, предложение. Как композитор передает осеннее настроение? | 1
1
| Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | фрагменты их музыки Ф.Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов» Лирика в поэзии и музыке.П.И.Чайковский«Осенняя песнь». Г.В.Свиридов«Осень», «Пастораль». | |
9 10 11 | Разучивание песни «Почему медведь зимой спит?» Как композитор изображает зимнее утро? Как передает настроение зимнего утра? | 1 1 1 | Исполнять и разыгрывать песни, участвовать в коллективных играх драматизациях. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | муз.Л.Книппера, сл.А.Коваленкова Выразительность. Изобразительность. П.И.Чайковский «Зимнее утро».Зимний пейзаж. | |
12 13 14 | Музыкальный инструмент: труба. Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения? «Игра в гости» - муз. В. Кабалевского, сл. И. Рахимова. | 1 1 1 | Узнавать звучание трубы Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека | «Рондо-марш» муз.Д.КабалевскогоМузыкальное прочтение стихотворения. П.И.Чайковский«У камелька». А.С.Пушкин«Зимний вечер». | |
15 16 17 | Разучивание песни «Чудак». Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского? Какая музыка звучит на ярмарках? «Как у наших у ворот» - р.н.п. | 1 1 1 | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | муз.В.Блага, сл.М.Везели Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | |
18 19 | Музыкальный инструмент: кларнет. Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта? | 1 1 | Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом кларнет Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. | музыкальная сказка «Три поросенка» муз.Д.Уотта Вступление к опере.Имитация колокольных звонов. | |
20 21 22 | Разучивание песни «Мамина песенка» Сюита. «Старый замок». | 1 1 1 | Учить петь в унисон, хором Узнавать, как звучит музыка средневековья? Распознавать звуки старого замка? | муз.М.Парцхаладзе, сл.М.Пляцковского Сюита. Трубадуры, менестрели. М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | |
23 24 | Музыкальный инструмент: саксофон.Сюита. Трубадуры, менестрели.М.П.Мусоргский. Музыка средневековья. | 1 1 | Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом саксофон | «Детский танец» муз.С.Майкопара | |
25 26 | Музыкальный инструмент: флейта. «Детский альбом» - муз. П. Чайковского: «Жаворонок», Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка». | 1 1 | Познакомить обучающихся с музыкальным инструментом флейта Познакомить с творчеством П. И. Чайковского | «Шествие кузнечиков» муз.С.Прокофьева | |
27
28 29 | Разучивание песни «Ах вы, сени, мои сени». Романс «Сирень». «Ты соловушка умолкни» - муз. М. Глинки, В. Забеллы. | 1
1 1 | Учить петь в унисон, хором Понимать смысл романса «Счастье в сирени живет». Слышать, как композитор наполнил музыку теплом и светом? | р.н.п. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ.С.В.Рахманинов. Сопрано. | |
30 31 | Музыкальная живопись. Три чуда. | 1 1 | Слышать, как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы? | «Музыкальная тема.Регистры. Тембры. Н.А.Римский-Корсаков. | |
32 | Русский романс. | 1 | Слышать, как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе? | Романс. М.И.Глинка «Венецианская ночь». Муза. Дуэт. | |
33 | Струнный квартет. | 1 | Распознавать струнные инструменты | «За рекою старый дом» муз.И.-С.Баха Струнный квартет.А.П.Бородин.Ноктюрн. | |
34 | Повторение песенного материала. | 1 | Узнавать духовые инструменты Закреплять знания изученного материала | «Здравствуй, весна», «Песенка слонёнка и мышей» |
7. Учебно-методическое обеспечение
1.«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М.
Бгажноковой - М, «Просвещение» 2013г.
2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2014);
3.Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2014); 4.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования М.: Спутник+, 2014
5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016
8. Материально – техническое обеспечение
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
9.Таблица достижения предметных результатов обучения по музыке в 4 классе 1 полугодие
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия, имя учащегося | |||||||||||||
Индивиду- альная работа с учащимися | |||||||||||||||
Пение | Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру | ||||||||||||||
Пение соло и хором Умение различать части песни | |||||||||||||||
Слушание музыки | Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения | ||||||||||||||
10.Таблица достижения предметных результатов обучения по музыке в 4 классе 2 полугодие
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия, имя учащегося | |||||||||||||||
Индивиду- альная работа с учащимися | |||||||||||||||||
Пение | Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру | ||||||||||||||||
Пение соло и хором Умение различать части песни | |||||||||||||||||
Слушание музыки | Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения | ||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)
рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...
рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2
программа логопедической коррекции АООП вариант 2, 5-8 класс...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...
Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)
Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет
Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...