Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по предмету "Музыка" 2 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz._2_klass.docx | 47.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
( 2 класс «Музыка», 1 вар. УП)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. У детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Целью предмета «Музыка» является овладение музыкальной культурой, развитие музыкальности обучающихся.
Формы и методы работы по программе:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
• развитие артикуляционного аппарата, умение отчетливо произносить звуки;
• обучение умению различать звуки по высоте и длительности, определять плавное и отрывистое проведение мелодии в процессе музыкальной деятельности;
• закрепление певческих навыков: брать дыхание перед началом музыкальной фразы, петь плавно легким звуком, слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом, петь знакомые песни;
• ознакомление с музыкальными инструментами и их звучанием, формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр;
• обучение игре на ударно-шумовых инструментах.
- создание условий для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством
2. Общая характеристика учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
3. Место учебного предмета
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа – интернат » в предметной области «Искусство» во 2 классе содержит предмет «Музыка». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю.
Всего за год-34 часа, из них:
1 четверть - ч. 2 четверть- 3 четверть - ч.
4 четверть - ч. Всего за год - 34 ч.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; – уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты: – Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.
Пение соло и хором.
Умение различать части песни.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях
Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру
Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
Минимальный уровень:
-определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
- исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Диагностический инструментарий: во 2 классе, в первом полугодии безотметочная система оценивания, диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)
Система бальной оценки результатов по музыке
Балл | Характеристика продвижений |
0 баллов | Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом. |
1 балл | Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; |
2 балла | Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно. |
3 балла | Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; |
4 балла | Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; |
5 баллов | Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. |
5.Содержание программы.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Музыкальная азбука», «Музыкальные инструменты», «Родная природа, времена года в музыке». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности при изучении тем «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Пение
Русская народная песня «Каравай», «Неприятность эту мы переживём» из мультфильма «Лето кота Леопольда» - муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни «Как на тоненький ледок» (русская народная песня) - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, А. Спадавеккиа – Е. Шварц. Добрый жук. Из к-ма «Золушка». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни «Песня о пограничнике» - муз. С. Богославского, сл. О. Высотской. Разучивание песни «Мамин праздник» - муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Закрепление навыков певческой установки, приобретенных в 1 – м классе. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — си1только с мягкой атакой. Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук. Развитие умения брать дыхание перед началом пения музыкальной фразы. Умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
Развитие слухового внимания при пении в унисон. Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки. Развитие артикуляции: правильное формирование гласных и четкое, ясное произношение согласных звуков. Понимание и выполнение элементарных дирижерских жестов.
Слушание музыки.
«На горе-то калина» (русская народная песня), «В зоопарке» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой, «Колыбельная» – муз. В. Моцарта, обр. А. Флисс, «Мотылек» – муз. С. Майкапара, С. Прокофьев. «Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк», «Огродная-хороводная» - муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой; П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», « Рамирес. Жаворонок» С. Рахманиов. Итальянская полька. Слушание музыки «Колыбельная Медведицы» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева; «Будьте добры» - из м-ф. «Новогоднее приключение» - муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Умение различать припев и запев в песне, вступление, проигрыш, окончание. Ознакомление и умение различать пение хором и соло.Умение определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойны, напевные. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: труба, флейта, барабан, и баян. Умение различать звуки по высоте: высокие и низкие. Умение определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие. Ознакомление с игрой на металлофоне и ударно – шумовых инструментах.
6.Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол. часов | Сроки | Виды учебной деятельности |
Музыкальная азбука | 4 | Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. | ||
1. | Мелодия. | 1 | ||
2. | Темп. | 1 | Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. | |
3. | Ритм. | 1 | ||
4. | Тембр. | 1 | ||
Музыкальные инструменты | 4 | |||
5. | Музыкальный инструмент – труба | 1 | Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. | |
6. | Музыкальный инструмент – барабан. | 1 | ||
7. | Музыкальный инструмент – флейта. | 1 | ||
8. | Музыкальный инструмент - баян. | 1 | ||
Родная природа, времена года в музыке | 5 | |||
9. | Музыкальные образы родного края. | 1 | Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. Развитие умения различать припев и запев в песне. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. | |
10. | Мир ребёнка в музыкальных образах. | 1 | ||
11. | Природа и музыка. | 1 | ||
12. | Слушание русской народной песни «На горе-то калина». | 1 | ||
13. | Слушание песни «В зоопарке», музыка А. Островского, слова З. Петровой. | 1 | ||
Слушание и пение | 21 | |||
14. | Разучивание русской народной песни «Каравай». | 1 | ||
15. | «Колыбельная» муз. В. Моцарта, обр. Б. Флисс. Слушание песни. Слушание музыки. | 1 | Развитие умения различать припев и запев в песне. | |
16. | Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» - муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). | |
17. | «Мотылек» муз. С. Майкапара. Слушание музыки. | 1 | Развитие умения определять музыкальные звуки по времени звучания: долгие и короткие. | |
18. | С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и волк». Слушание музыки | 1 | Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойные, напевные. | |
19. | «Огродная-хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой. Слушание песни. | 1 | Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. | |
20. | «Как на тоненький ледок». Русская народная песня. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения различать пение хором и соло. | |
21. | П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома». Слушание музыки. | 1 | Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, маршевые, спокойные, напевные. | |
22. | «Новогодняя» муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. Разучивание музыки. | 1 | Развитие умения определять разные по характеру музыкальные произведения: грустные, веселые, спокойные, напевные. | |
23. | «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». Сл.А. Спадавекиа – Е. Шварц.Разучивание песни. | 1 | Развитие умения различать проигрыш, окончание. | |
24. | «Новогодняя хороводная» муз. А. Островского, сл. Ю. Леденева. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения описывать словами содержание песни. | |
25. | «Песня о пограничнике» муз. С. Богославского, сл. О. Высотской. Разучивание песни | 1 | Развитие умения выразительно петь выученную песню. | |
26. | А. Рамирес. «Жаворонок». Слушание песни. | 1 | Развитие музыкального слуха. | |
27. | С. Рахманинов. «Итальянская полька». Слушание музыки. | 1 | Развитие умения различать на слух танец, песню и марш. | |
28. | «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения передать настроение песни. | |
29. | «Настоящий друг» муз. Б. Савельева, сл. В. Пляцковского. Слушание песни. | 1 | Развитие умения определять в песне запев. Припев. | |
30. | «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения передать характер песни. | |
31. | «Колыбельная Медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. Слушание песни. | 1 | Развитие умения определять в песне запев. Припев, вступление, заключение. | |
32. | «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта. Разучивание песни. | 1 | Развитие умения передать характер и настроение песни. | |
33. | Песня «Будьте добры» из мультфильма «Новогоднее приключение» муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. Слушание песни. | 1 | Развитие умения описывать словами содержание песни. | |
34. | «Когда мои друзья со мной» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Разучивание песни. | 1 | Развитие понимания, что такое друг – дружба. |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение
1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П Сергеевой, Т.С Шмагиной.
2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Москва-Владос, 2014);
3.Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика.(Москва-Владос-пресс, 2014);
4.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников
5. Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.
6. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014
7.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115.
8. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
8. Материально – техническое обеспечение
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
Таблица достижения предметных результатов обучения по музыке во 2 классе 1 полугодие
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия, имя учащегося | |||||||||
Индивиду- альная работа с учащимися | |||||||||||
Пение | Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру | ||||||||||
Пение соло и хором Умение различать части песни | |||||||||||
Слушание музыки | Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения | ||||||||||
Таблица достижения предметных результатов обучения по музыке в 2 классе 2 полугодие
Разделы | Планируемые результаты | Фамилия, имя учащегося | |||||||||
Индивиду- альная работа с учащимися | |||||||||||
Пение | Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру | ||||||||||
Пение соло и хором Умение различать части песни | |||||||||||
Слушание музыки | Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения Умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению Умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)
рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...
рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2
программа логопедической коррекции АООП вариант 2, 5-8 класс...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...
Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)
Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет
Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...