Рабочая программа по предмету "Музыка" 1 класс 1 вариант УП
рабочая программа по музыке
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1 класс адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными наркшениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_1_klass_po_fgos.docx | 39.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
(1 класс «Музыка» 1 вар УП)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за № 273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программой по музыке для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы. Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.
Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры личности.
Формы и методы работы по программе:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук.
Развитие слухового внимания при пении в унисон.
Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.
3.Место в учебном плане
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» для 1 класса содержит учебный предмет музыка. На изучение данного предмета в учебном плане отводится 2 часа в неделю.
В учебном году на курс музыки отводится 66 часов. Из них:
в I четверти - ч. во II четверти - ч. в IIIчетверти - ч. в IV четверти - ч.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты изучения музыки:
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру.
Пение соло и хором.
Умение различать части песни.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях
Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру
Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков ( форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Диагностический инструментарий: в 1 классе безотметочная система оценивания, диагностика проводится 2 раза в год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)
Система бальной оценки результатов по музыке
Балл | Характеристика продвижений |
0 баллов | Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом. |
1 балл | Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь; |
2 балла | Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно. |
3 балла | Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога; |
4 балла | Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога; |
5 баллов | Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается. |
5.Содержание учебного предмета
Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал.
Хоровое пение
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.
Музыкальный материал для пения:
Разучивание песни «Песня о школе»- муз. М.Иорданского, сл. В.Семеркина, Разучивание песни «Золотая осень»- муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Некрасовой, Разучивание песни «Медвежата»- муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель, Разучивание песни «Петушок»- р.н.п, Разучивание песни «Новогодняя хороводная»- муз.А.Островского, сл.Ю.Леденева, Разучивание песни «Ёлочка»- муз.М.Карасева, сл.З.Александровой, Разучивание песни «Песенка друзей»- муз.В.Герчик, сл.Я.Акима, Разучивание песни «Маме в день 8 марта»- муз.А.Островского, сл.З.Петровой, Разучивание песни «Песня о бабушке»- муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной, Разучивание песни «Во поле берёза стояла»- р.н.п, Разучивание песни «Азбука»- муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной, Разучивание песни «Праздник цветов»- Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер, Разучивание песни-игры «Догадайся, кто поёт?»- муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой, Разучивание песни «Весёлые гуси»- укр.н.п.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении. Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы). Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки. Песня, марш , танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.
Музыкальные произведения для слушания:
«Детский альбом» П.Чайковского, «Веселые матрешки» муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой, «Спать пора» муз.С.Разоренова, сл.О.Фадеевой, «Детский альбом» П.Чайковского, «Песня о школе», «Золотая осень», «Медвежата», «Ладушки» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова, «Детская полька» муз.М.Глинки, «Марш» муз.С.Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк», «Петушок», «Новогодняя хороводная», «Ёлочка», «Колыбельная Маши» из оперы «Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга, «Рондо-марш» муз.Д.Кабалевского, «Вальс-шутка» муз.Д.Шостаковича, «Праздник цветов», «Догадайся, кто поёт?», «Весёлые гуси» «Итальянская полька» муз.С.Рахманинова.
6. Тематический план
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Музыкальное сопровождение |
1 | День знаний | 1 | |||
2 | Вводный урок. | 1 | Слышать педагога | ||
3-4 | Значение и виды темпа в музыке. | 2 | Правильно реагировать на звучание музыки | «Детский альбом» П.Чайковского | |
5-6 | Разучивание песни «Песня о школе». | 2 | Правильно сидеть, стоять при пении | муз. М.Иорданского, сл. В.Семеркина | |
7-8 | Быстрый и медленный темп в музыке. | 2 | Различать темп в музыке. | «Веселые матрешки» муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой, «Спать пора» муз.С.Разоренова, сл.О.Фаддеевой | |
9-10 | Разучивание песни «Золотая осень». | 2 | Правильно сидеть, стоять при пении | муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Некрасовой | |
11-12 | Сила звучания в музыке. | 2 | Ознакомление с силой звучания пиано- тихо, форте - громко. | «Детский альбом» П.Чайковского | |
13-14 | Разучивание песни «Медвежата». | 2 | Развитие умения спокойно брать дыхание без поднятия плеч. | муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель | |
15-16 | Тихое и громкое звучание в музыке. | 2 | Развитие умения спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. Умения слышать где тихо, громко. | «Детский альбом» П.Чайковского | |
17-18 | Повторение песенного материала. | 2 | Формирование у детей основных свойств певческого голоса. | «Песня о школе», «Золотая осень», «Медвежата» | |
19-20 | Песня и её значение. | 2 | Развитие умения определять темп в музыке, тихое и громкое звучание, характер, настроение. | «Ладушки» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова | |
21-22 | Разучивание песни «Петушок». | 2 | Развитие умения правильно брать дыхание, во время пения, четко произносить согласные, гласные звуки. | р.н.п. | |
23-24 | Танец и его значение. | 2 | Представление о жанрах: песня, танец, марш. | «Детская полька» муз.М.Глинки | |
25-26 | Разучивание песни «Новогодняя хороводная». | 2 | Развитие умения соблюдать в процессе пения установку: правильно сидеть и стоять. | муз.А.Островского, сл.Ю.Леднева | |
27-28 | Марш и его значение. | 2 | Слушать | «Марш» муз.С.Прокофьева из симфонической сказки «Петя и Волк» | |
29-30 | Разучивание песни «Ёлочка». | 2 | Развитие умения петь хором. | муз.М.Карасева, сл.З.Александровой | |
31-32 | Повторение песенного материала. | 2 | Работа над чистотой унисона. | «Петушок», «Новогодняя хороводная», «Ёлочка» | |
33-34 | Музыкальный инструмент: фортепиано. | 2 | Развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение. | «Детский альбом» П.Чайковского | |
35-36 | Разучивание песни «Песенка друзей». | 2 | Развитие умения петь спокойно, без выкриков. | муз.В.Герчик, сл.Я.Акима | |
37-38 | Музыкальный инструмент: скрипка. | 2 | Знакомство с музыкальным инструментом скрипка, ее звучанием. | «Колыбельная Маши» из оперы «Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга | |
39-40 | Разучивание песни «Маме в день 8 марта». | 2 | Работа над чистотой унисона. | муз.А.Островского, сл.З.Петровой | |
41-42 | Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка. | 2 | Развитие умения внимательно слушать. | «Детский альбом» П.Чайковского | |
43-44 | Разучивание песни «Песня о бабушке». | 2 | Обучение непринужденному, напевному и льющемуся пению, умеренному по силе. | муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной | |
45-46 | Разучивание песни «Во поле берёза стояла». | 2 | Пение коротких музыкальных фраз на одном дыхании, протяжно. | р.н.п. | |
47-48 | Разучивание песни «Азбука». | 2 | Одновременное произнесение слов всем классом в унисон | муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной | |
49-50 | Повторение песенного материала. | 2 | Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях, умение петь в унисон. | «Детский альбом» П.Чайковского | |
51-52 | Темп в музыке (повторение). | 2 | Умение определять, разные по характеру произведения. | «Рондо-марш» муз.Д.Кабалевского | |
53-54 | Разучивание песни «Праздник цветов». | 2 | Развитие умения определить темп в музыке. | Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер | |
55-56 | Сила звучания в музыке (повторение). | 2 | Развитие умения спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение. | «Вальс-шутка» муз.Д.Шостаковича | |
57-58 | Разучивание песни-игры «Догадайся, кто поёт?» | 2 | Развитие умения определить силу звучания в музыке. | муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой | |
59-60 | Песня, танец, марш (повторение). | 2 | Развитие памяти слуха. | «Итальянская полька» муз.С.Рахманинова | |
61-62 | Разучивание песни «Весёлые гуси». Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка (повторение). | 2 | Развитие умения определить песня, танец, марш. | укр.н.п. | |
63-64 | Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка (повторение). | 2 | Узнавать музыкальные инструменты | «Детский альбом» П.Чайковского | |
65-66 | Повторение песенного материала. | 2 | Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. | «Праздник цветов», «Догадайся, кто поёт?», «Весёлые гуси» |
7.Методическая литература
1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П Сергеевой, Т.С Шмагиной.
2.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.
3.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014
4.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115 5.Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С. 790-794.
8. Материально – техническое обеспечение
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа ФСВ и ОУР (вариант 1.4)
рабочая программа по формированию слухового восприятия и обучению устной речи, логопедическим занятиям для обучающейся с нарушением слуха и тяжелой умственной отсталостью (вариант 1.4)...
рабочая программа логопедических занятий АООП вариант 2
программа логопедической коррекции АООП вариант 2, 5-8 класс...
Рабочая программа "Домоводство". 7 класс. 68 часов, разработанная на основеАдаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на период 2020-2021гг
Рабочая программа "Домоводство" 7 класс. 136 часов...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...
Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)
Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет
Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...